Главная страница
Навигация по странице:

  • Первая слабость

  • Вторая слабость

  • Философия как явление духовной культуры


    Скачать 400.71 Kb.
    НазваниеФилософия как явление духовной культуры
    Дата23.10.2019
    Размер400.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Zeyle.docx
    ТипДокументы
    #91456
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Философско-методологическая реконструкция – открытие Фарадеем закона электро-магнитной индукции. Эксперименты:

    • Абстракции. Сопрягая между собой проводники и магниты Фарадей заметил наличие в проводниках тока. На этом этапе сформировался объект научного познания, то есть Фарадей задумался над причиной появления тока.

    • Для объяснения причины появления ЭДС Фарадей ввел понятие магнитные силовые линии.

    • «Подсказку» Фарадей получил со стороны механической картины мира (МКМ):

    • Воспользовался принципом дальнего действия.

    • А также принципом детерминизма (причинно-следственная обусловленность явления).


    Максвелл объединил закон Фарадея, закон полноты тока, теорию Остроградского-Гаусса, выстроил над всеми частными теоретическими схемами фундаментальную схему. Он выводит свои дифференциальные уравнения. Из рисунка мы видим, что нижестоящие уровни (теоритические схемы) являются интерпретационной матрицей для вышестоящих, и лишь самый низший уровень близкий к эмпирии в большей мере обусловлен экспериментальной деятельностью, то есть опытом. Если в классической науке познавательное движение осуществлялось снизу вверх от эмпирии к фундаментальным схемам, то в современной науке сначала выстраивается крыша, затем стены, а потом подводится фундамент.
    Реконструкция творчества Резерфорда:

    • Опыты. Большинство частиц проникало, а некоторые рикошетили. Резерфорд задумался над тем, почему некоторые частицы отлетают.





    • Теория. Он задумался над строением атома. Подсказку Резерфорд получил со стороны Ньютоновской картины мира (Солнце и планеты – ядро и электроны).


    Проблема истинной философии. Ее критерии
    Вся история человечества пронизана пафосом борьбы за истину. Существует 2 аспекта данной проблемы:

    • Экзистенциально-онтологический.

    • Гносеологический – мы говорим о знании, которое соответствует действительности.


    Гносеологический аспект истины нашел впервые теоретическое оформление в платоновско-аристотелевской философской традиции: истинное знание соответствует действительности. Но уже с самого начала данное классическое определение истины выявило свои слабости.
    Первая слабость – непонятна природа действительности (либо мир Эйдоса (идей) Платона, либо это мир ощущения Юма, либо это природная реальность (мир вне нас) и т. д.). Поэтому в истории философии мы можем находить такие определения истины: истина есть чувственность (Фейербах), истина есть согласие мышления с самим собой, у экзистенциалистов – истина есть психологическое состояние личности, схватывающее подлинность человеческого существования. Декарт и Святой Августин говорили, что истина – это врожденное положение.
    Вторая слабость – не ясен характер соответствия знаний действительности. Либо это зеркальное или какое-то другое.

    В борьбе за объективность наших знаний, в попытках преодоления слабостей классической концепции истины популярными стали следующие теории истины:

    • Прагматическая (ее изобрели американцы – Пирс, Джеймс) – истина – полезность, эффективность знаний для субъекта.

    • Когерентная (основатели – Кант, Нейрат) – истинность – непротиворечивость, согласованность знаний.

    • Конвенционалистская – истина – продукт соглашения. Компетентные люди (эксперты) договариваются по поводу материалов.


    В отечественной философской практике, особенно научной широко используется концепция объективной истины. Она базируется на следующих основных принципах:

    • Практическая природа знаний.

    • Эволюционный характер знаний.

    • Принцип отражения.

    • Объективная истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от человека.


    В силу эволюционного характера знаний моментами объективной истины выступают:

    • Относительная истина – неполное, незавершенное знание об объекте. Отождествление относительной истины с объективной приводит к релятивизму.

    • Абсолютная истина – это сумма относительных истин либо асимптотическое приближение к истине. Отождествление абсолютной истины с объективной приводит к догматизму.


    В настоящее время всем очевидна ограниченность традиционных (референтных) концепций истины. Большинство полагает, что истина многомерна. Видимо идеал безусловного истинного знания сохраняется теологической традицией, где истиной является Бог, однако религия не исключает познавательных усилий, так как обладающий совершенным знанием все-таки является несовершенным, поэтому знания зависят от истины, а не истина от знаний. Таким образом, сегодня осознан тот факт, что в бесконечно сложном мире немыслимо содержательное высказывание, которое абсолютно истинно. Любое высказывание не может быть верифицировано безоговорочно, так как у каждого из нас ограниченный опыт пребывания в этом мире, да и не существует на Земле идеальной картины мира. В связи с данной ситуацией и с учетом ограниченности традиционных теорий истины имеет место быть соотнесение место истины с пограничными понятиями. Например, в социо-гуманитарных науках объяснение через закон невозможно, а если и возможно, то с некоторыми очень большими допущениями. Такими пограничными понятиями являются:

    • «Правда» - соответствие необъективной реальности, а языку и образам, которые дают адекватное выражение особенно предмету искусств.

    • «Мифологема» - понятия способствуют гармонизации. Противоречия между субъектом и объектом, чувственным и рациональным и др.

    • «Идеологема» - соответствие знаний той социальной позиции, которую занимает исследователь.

    • И другие.


    Критерии истины

    При решении этого вопроса нужно руководствоваться следующим принципом: теория должен обладать внутренним совершенством и внешним оправданием. Критерии истины подразделяются на основные и второстепенные (дополнительные).
    К основным относят практику, однако практика как критерий истины одновременно и абсолютна, и относительна. Относительность заключается в том, что она не в силах подтвердить или опровергнуть те теоретические положения, которые далеко выходят за границы наличной культуры и существующих средств практики. Абсолютность практики как критерия истины видится в том, что:

    • Она как процесс может подтвердить или опровергнуть те положения, которые далеко выходили за границы наличной культуры и средств.

    • В рамках данной культуры практика может отличить истину от заблуждений и лжи.


    В силу относительного характера практики существуют дополнительные регулятивы, критерии:

    • Принцип соответствия – старая теория – есть частный случай новой при определенных допущениях.

    • Принцип дополнительности – Бор – в науке есть очень сложные объекты, которые обладают двумя характеристиками – либо волна, либо частица – корпускулярно-волновая теория.

    • Принцип простоты – бритва Оккама.

    • Принцип фальсификации – истинная теория должна быть в принципе опровержима.

    • Принцип верификации – истинная теория должна быть в принципе подтверждаема.

    • Принцип красоты (у Декарта) – «Физический закон должен быть красивым, а красиво – это истинно», - Дирек.

    • Принцип экономии мышления.

    • Принцип симметрии.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта