Философия как явление духовной культуры
Скачать 400.71 Kb.
|
Функции категорий: Они структурируют мысль по содержанию, образуя смысловые ячейки для содержания мысли. Категории выступают как основания для взаимопонимания индивидов и культур. Категории понимания в оценке иного опыта В философии категория выступает как системообразующая часть языка того или иного учения. Категориальный строй мышления является объективной основой системного понимания мира. Способы использования категорий. Как формы мышления категории функционируют на 3-ех уровнях осознанности: Неосознанный уровень (ребенок не знает, что такое причина, но спрашивает «почему?»). А это означает, что категория причины как структурный элемент сознания объективна, налична, но субъективно фиксируется ребенком. Полурефлексивный имеет место тогда, когда у человека есть слова, обозначающие категории, и он их регулярно использует, но не осмысливает, не размышляет над их смыслом. Рефлексивный – полностью осознанный. Имеет место, когда смыслы слов, обозначающих категории сформулированы сознательно. Таким образом, мысль опирается на категории эксплицитно и имплицитно. Эксплицитно – когда слово, обозначающее категорию, наличествует в речи или тексте (причиной удлинения металлического стержня является его нагрев). Имплицитно – как опора мысли категория не используется, но содержится в тексте (при нагревании металлический стержень удлиняется). Историчен ли категориальный строй мышления? Понимание категорий как трансцендентально априорных по Канту исключает их историчность. Они раз и навсегда задают структуру нашего мышления. Конрад Дориан назвал эту позицию непостижимым высокомерием, иллюзией об уникальном месте человека в универсуме. В гегелевской системе и диалектико-исторической парадигме категории развиваются, но в этом случае исключается их трансцендентальное истолкование. Получается логический круг, и на сегодняшний день вопрос об историчности категориального строя мышления нельзя считать окончательно решенным. В этой связи вопрос о числе и системе категорий также является спорным. Одни авторы ограничиваются списком парных категорий и выделяют 8-10 пар, другие пытаются расширить список за счет фундаментальных понятий типа «материя», «движение», «пространство», «время», «развитие» и т. д. И строят иерархическую систему, опираясь на исходное понятие (материя, противоречие и др.). Здесь «копья и ломаются» - «почему ты выбираешь именно это?». При первом и втором случае авторы не отвечают на главный вопрос: «А как мы можем узнать, что данное понятие обозначает философскую категорию?». Подводя итог общей характеристики категорий можно сказать, что изучение категорий – это изучение логики рассудочного мышления. Главное его качество – подчиненность требованиям формальной логики, системности, непротиворечивости мышления, последовательности. Это сфера образования понятий и оперирования ими согласно законам формальной логики. Можно выделить следующие главные виды рассудочного мышления: Вопрошающее (интеррогативное). Описательное (дескриптивное). Выводное (деривативное). Аргументированное. Совокупность разумной, рассудочной и словесно-образной деятельности образуют сферу возможного дискурса. Гетерогенный дискурс недифференцированно включает в себя дескрипции (описания) и словесные образы, что называется нарративом (рассказ, повествование). Теория нарратива предложена ученым Жаном Франсуа Лиотаром. Краткий содержательный аспект некоторых категорий Единичная и общая. Для раскрытия их содержания применяется понятие «отдельное» - это относительно обособленная вещь, явление или процесс, и тогда единичная отражает индивидуальные черты, свойственные отдельному, а общее – это существенно сходные черты, свойственные определенной группе явлений. В истории философии существует проблема существования единичного и отдельного. Реалисты полагают, что общее существует самостоятельно вне зависимости от единичного (Платон, Фома Аквинский). Номиналисты полагают, что существует единичное, а общее существует лишь в умах (Джордж Берк). С позиции диалектического материализма не существует ни общего, ни единичного. Онтологически существует отдельное, а общее и единичное – это моменты отдельного. Гносеологически общее существует отдельно от единичного, например, как идеи, теории, концепты и т. д. Причина и следствие. Причина есть то, что предшествует следствию, вызывает его, что непосредственно вызывает изменения. Причина характеризуется совокупностью условий, то есть, это все то, что воздействует на предмет. Следствие есть явление, порожденное причиной. Причину часто связывают с поводом. Повод – это та категория, которая указывает на механизм возникновения причинно-следственных связей. В рамках этих категорий существуют такие направления, как детерминизм и индетерминизм. Дэвид Юм утверждал, что говоря о причинно-следственных связях в природе, мы приписываем природе то, что не в силах ей приписывать, иными словами, в природе нет причинно-следственных связей и подобных законов, все это мы приписываем ей. Необходимость и случайность. Причинно-следственная связь может реализовываться обязательным или необязательным образом. Таким образом, необходимость и случайность скрывают инвариант причины. Необходимость – неизбежная реализация явления. Случайность – есть то, что может произойти или не произойти. Таким образом, необходимость – есть неизбежность при полном исключении других возможностей кроме одной, а случайность выступает как форма проявления необходимости, как ее проявление и дополнение, хотя есть и другие взгляды на эту парную категорию. «Учение о категориях», Томск, 2004 год. Содержание и форма. Познание не ограничивается выявлением причинно-следственных связей. Содержание – это основное в предмете, определяющее его качественную особенность и проявляющееся во всех его элементах. Таким образом, содержание – это элементы, из которых состоит предмет, это то, что содержится. Форма – способ существования содержания. Есть относительно устойчивая система взаимосвязей всех сторон предмета. Сущность и явление. Сущность – такая сторона предмета, которая определяет в данном отношении взаимодействие его с другими предметами. Явление – это проявление сущности в другом отношении. Сущность является, явление существенно. Раскрывая сущность явления, мы можем судить о предмете определенно или неопределенно, в перспективе. Действительность и возможность. Действительность – то, что существует реально. Возможность – то, что может быть при определенных условиях, потенциальная действительность. Выделяют реальную возможность и формальную возможность. Некоторые проблемы гносеологии Гносеология формируется в системе отношений «мир-человек», «субъект-объект», «искусственное-естественное», «материальное-идеальное», «практика-познание» и др. В классической европейской философии сложилось 2 гносеологических направления: Имманентный (внутренне присущий) – это теория врожденных идей – трансцендентализм, здесь исходят из самодостаточности сознания, то есть, содержание сознания объясняют из него же самого. Предметный (натурализм, панлогизм, идея предустановленной гармония). Основными элементами гносеологии выступают: Субъект (биологический, психологический индивид, социальный индивид, группа, общество в целом). Объект – то, на что направлена активность субъекта. Это та часть природы, которая осваивается нами. Отношения между ними, которые могут быть разными. Например, объект воздействует на субъекта, или субъект воздействует на объекта и т. д. Рис-1. Источники познания. Одни считают, что это опыт, другие считают, что это разум, а третьи говорят, что это интуиция. Но если говорить о науке, то все великие открытия сделаны на основе интуиции. Сегодня известно 3 (может быть, будет известно больше) формы освоения реальности: Логико-эмпирический путь познания. Образно-символический путь познания. Путь медитации. О 3-ех путях познания говорил и родоначальник английского эмпиризма Френсис Бэкон: Путь муравья. Путь паука. Путь пчелы – наилучший путь. Результатом познания являются знания, которые употребляются в разных контекстах. В разных контекстах «знания» – это деятельность, сознание, практика, мнение, вера и т. д. Очень сложно отличить само знание от аналогов психического явления. Языковая оформленность знания делает знания значимыми и позволяет развести понятие знания и психического отражения. По содержанию знание идеально, то есть, выступает как информация, а по форме – материально и выступает в виде текста. Общность языка и законов декодирования – это условия трансляции знаний. А смысл – это способ представления знания. Проблема познаваемости мира Существует 2 варианта решения этой проблемы: Оптимистический – «да, мир познаваем». Пессимистический – «нет, не познаваемый». Бывает двух видов: скептический и агностический. Впервые в познаваемости мира усомнились софисты-скептики – Перрон, Корнеан, Протагор и др. Какие доводы они приводили? Несовершенство наших органов чувств не позволяет нам получать достоверно истинное знание. Зависимость знаний от отношений: субъект-субъект, объект-объект, субъект-объект. Обоснование оснований уводит нас в бесконечность. В связи с этим скептики считают, что равновероятно (50/50) получение как истинного достоверного, так и не истинного – не достоверного знания. Их вывод: мир кажется познаваемым. Философия – и есть высшая форма сомнения. Еще дальше в решении этого вопроса пошли агностики, которые считают, что мир принципиально не познаваем, то есть, человек в принципе не может выйти за границы собственного я. Известно две формы классического агностицизма: Юмовский – Дэвид Юм (шотландец). Юм, исследуя познавательный процесс, обращает особое внимание на связку «ощущение-мышление» и так же, как Локк, полагает, что наши знания вытекают из опыта, то есть, добываются при помощи 5-ти органов чувств. Кантовский. «Трактат о человеческой природе» - великое произведение Юма. Дэвид Юм развивает эмпиризм Джона Локка до логического конца, то есть до абсурда. Но если у Локка общие идеи имеют свой смысл отличный от смысла единичных представлений, то у Юма смысл общих понятий полностью сведен к единичным представлениям. Он исследует связку «ощущение-мышление», и вместо различения Локком внешнего и внутреннего опыта Юм говорит о различии первичных чувственных впечатлений и производных (идеи) представлений. Он внимательно исследует возникновение идей и связь между идеями и впечатлениями. У него идеи ума – есть репрезентанты данных ощущений. При переходе от одной идеи, отражающей наличный опыт к другой идее, репрезентирующей отсутствующий в опыте объект, ум на основе памяти и воображения руководствуется «законом ассоциативного сходства» и устанавливает связи между представлениями. Эта привычка установления ассоциативных связей порождает веру, причинно-следственную связь между природными явлениями, о которых мы в принципе ничего убедительного не можем сказать. Проблема чувственного и рационального познания. Ее решение в сенсуализме (эмпиризме) и рационализме Данная проблема возникла в Древней Греции в V в. до н. э. в элейской школе философов как проблема развития объектов чувств и объектов разума. Древние поставили эту проблему, но не решили ее. Восточное мышление данной проблемы не знало, так как имело место господство образного восприятия мира, а в образе чувственное и рациональное находятся в гармонии. Там до сих пор действий принцип Тай Цзи (оптимальных границ). В средние века данная проблема решалась в дискуссиях между номиналистами и реалистами. В рамках номинализма сохранялась связь с опытом. Но особу острому данная проблема приобрела в XVII-XVIII веках в спорах сенсуалистов с рационалистами. Наиболее яркими представителями сенсуализма были Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. Гносеология Джона Локка (1632-1704 гг.). Его основной и главный труд – «Опыт о человеческом разумении» 1690 года. Локк материалист. Он исследовал связку «ощущения-мир» для того, чтобы изучить происхождение наших представлений. Локк считал, что человек рождается с чистым сознанием. Он допускает существование первичных (объективных) и вторичных (субъективных) качеств. К первичным относятся физические качества (протяженность, плотность и т. д.), ко вторичным все остальные. У Локка опыт имеет двоякую природу: Опыт: Внешний опыт – ощущения – простые идеи. Внутренний опыт – душа, которая на основе сочетания, отвлечения, сомнения образует сложные идеи. По Локку сложные идеи возникают из простых. Общее – есть продукт разума (за счет души), но чувственные образы ведут свое начало от внешних предметов хотя не тождественны им. А вещи, к чему относятся все качества вещи, являются ее основой, то есть субстанцией. Какова ее природа – никто не может знать. Мир вещей – есть комплекс простых впечатлений сознания, имеющих чувственную природу. Истина, понимаемая как соответствие представления вещам, или знания предмету недостижима. Истину можно понимать лишь как правильное сочетание представлений, правильное соотношение их друг с другом, поэтому мы с достоверностью можем рассуждать лишь о субъективной истине. Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) был епископом. Он относится к объективным сенсуалистам. Основное произведение – трактат о началах человеческого знания. Беркли «поймал» Локка на отсутствии у того четких критериев разделения на первичное и вторичное качества и заявил: «Все качества вторичны, а существовать – значит быть воспринимаемым». По Беркли материалисты «удваивают мир», а общие идеи есть «химеры». Однако он понимает, что последовательное проведение его позиции ведет к солипсизму, то есть, существованию только собственного «Я». Пытаясь избавиться от солипсизма, Беркли вводит идею Бога, у которого в разуме существуют идеи предмета, что позволяет сохранять мысль о том, что бытие вещей тождественно их восприятию. Но при этом допущении Беркли становится алогичным, то есть, с позиций субъективного идеализма он переходит на позиции объективного идеализма. Более того, критикуя Локка, он не разграничивает акт восприятия с актом образования понятий. Таким образом, камнем преткновения, основной слабостью сенсуализма является незнание характера перехода единичных чувственных данных в общие идеи, а сведение общих идей к единичным чувственным данным обнаруживает всегда «остаток», который не покрывается опытом. Образу «чистой доски» Локка рационалисты противопоставили теорию «врожденных идей». Чувствам они отводили роль катализатора идей. Основная слабость позиции рационалистов заключается в том, что они не могли найти объективные критерии истинности наших знаний. Из тупикового состояния европейскую гносеологию вывела идея практики. Уже Кант догадывался о том, что для решения гносеологических невозможно в границах диодичных субъектно-объектных отношений и необходим 3-ий элемент, связывающий субъект с объектом. Этот элемент у Канта был помещен внутрь субъекта – субъективизм. Теория практики разрабатывалась немецкой классической философией на идеалистической основе. Принципиальный сдвиг в разработке теории практики сделал К. Маркс в работе «11 тезисов о Фейербахе». Но длительное время практику понимали как субъектно-объектные отношения с акцентом на посредника – орудие труда. Действительно роль посредника (орудия труда) в жизни человека и человеческого общества велика… Но в гносеологическом отношении акцентирование внимания на роль посредников в принципе не выводит гносеологию из тупика, так как посредники (орудия труда) – есть не что иное как вынесенные во вне наши органы чувств. В принципе, характер связи между субъектом и объектом не меняется. Видя данное обстоятельство, отечественный философ В. Стёпин ввел в обиход категорию «предметная структура практики» - совокупность объектов, субъектов и их связей, задействованных в человеческой деятельности. Введение данной категории позволило сохранить идею объективности знаний, выявить, что процесс познания представляет собой сложную схематизацию предметных структур практик. Более того, с повестки дня снимается старая проблема «предмет-объект» науки. Знание имеет сложный системный характер. Сказанное можно проиллюстрировать на примерах из физики: Реконструкция открытия Фарадеем закона электро-магнитной индукции. Реконструкция открытия Резерфордом строения атома. Предварительно введем следующие методологические регулятивы, существующие в научном познании: Идеалы – цели, установки науки, которые реализуются в описании и объяснении, строении знаний. Нормы – конкретная реализация идеалов, образцы решения проблем. Основания науки – совокупность фундаментальных принципов, законов, категорий науки. Научная картина мира – образ природы, создаваемый наукой на определенной стадии ее развития. Функции: Служит онтологической моделью природы. Служит матрицей научного творчества. Служит методологическим регулятивом научно-познавательной деятельности. Операциональный статус теоретических схем – придание научным или другим терминам значений благодаря процедурам взвешивания, измерения и т. д. Введение категории «структура практики» обусловило: Объективность. Сложный характер знаний. Отпадение необходимости изучения схемы «субъект-объект». |