Презентация по дисциплине «Философия» - На тему
- «Философия науки»
Содержание - Постпозитивизм
- Философия науки
- Концепция роста знаний К.Поппера
- Модель развития науки Т.Куна
- Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса
- Методологический анархизм П.Фейерабенда
Постпозитивизм Постпозитивизм - Постпозитивизм – общее название для обозначения концепций в области философии науки, пришедших на смену логическому эмпиризму. Постпозитивизм не представляет собой однородного философского течения, единой школы. Это название этапа в развитии философии науки, начало которого можно датировать рубежом 50-х – 60-х гг. Постпозитивизм – это совокупность методологических концепций, которые имеют общие черты, но и весьма активно критикуют друг друга.
Постпозитивизм - Основные идеи позитивизма:
- только наука (или разные науки вместе) может выделить подлинное знание. Получается, философия, которая, считается, занимается изучением реальности, правдивости знаний, и не нужна;
- есть научная философия, но её идеи — это научные результаты и выводы;
- метафизика, которая познаёт сущность вещей, их реальную природу, также не нужна. Наука не ищет первопричины и не задаётся вопросом "почему". Она лишь разбирается каким образом, как что-то произошло;
- для познания вещей используется эмпиризм, то есть познание исключительно с помощью опыта, без теории и рассуждений.
Постпозитивизм - Этапы позитивизма
- Первый этап (классический позитивизм)
- Этап классического позитивизма, зарождения течения в 30–40 годы 19 века.
- Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. (1798 – 1857)
Постпозитивизм - Однако первым, кто заговорил про науку как позитивную философию, был французский философ Анри Сен-Симон (1760–1825). Его труды внесли вклад в возникновение и развитие позитивизма.
- Классический позитивизм критикует философию и метафизику, основное внимание уделяется наукам. Отрицается поиск первопричин, так как познание человечества, природы, общества должно происходить только научным путём, в частности с помощью физики.
- По мнению Конта, наука может постоянно развиваться. Основной наукой же Конт считал социологию. Она изучает общество и при этом лишена критического подхода, который свойственен философии. Соответственно, выводы от изучения будут объективными и чисто научными.
Постпозитивизм - Конт в своей работе "Дух позитивной философии" (опубликована в 1844 году) выделяет три стадии развития человечества:
- религиозную: при решении вопросов, выяснении первопричин появления и существования мира предпочтение отдаётся религиозному обоснованию;
- метафизическую: человек пытается познать сущность вещей и первопричины событий, но в своём мышлении не опирается на факты. А место Бога занимают разумные существа или сверхъестественные силы;
- научную (позитивную): на смену метафизике приходит наука и научное познание с помощью опыта и наблюдения.
Постпозитивизм - Второй этап (эмпириокритицизм).
- Второй этап начался в 70-е годы 19 века. На данном этапе развития позитивизм также именуют эмпириокритицизмом или махизмом.
- Австрийский философ и учёный Эрнст Мах (1836 – 1916) был активным представителем данного этапа развития позитивизма. Поэтому позитивизм на данном этапе ещё называют махизмом.
Постпозитивизм - Вторым ярким представителем был швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896)
- Оба философа подвергают критике научное познание и рассуждают о релятивизме. Это доктрина, согласно которой все знания относительны, а абсолютной истины нет, есть только идеи, в которые верит конкретный человек, поэтому они считаются истинными.
- Происходит развитие психологии. Поэтому познание мира происходит больше с помощью ощущений и наблюдений.
Постпозитивизм - Третий этап (неопозитивизм)
- Этап логического позитивизма сложился в 20-е годы 20 века.
- Логический позитивизм основывается на логике, которая берётся из математики.
- Представители неопозитивизма организовали Венский кружок во главе с немецко-австрийским философом Морицом Шликом (1882 – 1936). Это сообщество неопозитивистов, которые собирались в Вене с 20-х годов 19 века.
- Среди других членов Венского кружка были: Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ханс Хан, Отто Нейрат и другие.
- Неопозитивисты утверждали, что в каждом языке есть своя логика. Чтобы познать человека и мир в общем, нужно провести логический анализ языка.
Постпозитвизм - С 50-х годов 20 века и до настоящего времени принято говорить о постпозитивизме.
- Представители постпозитивизма:
- Карл Поппер;
- Имре Лакатос;
- Пол Карл Фейерабенд;
- Томас Кун; и др.
Постпозитивизм - Постпозитивисты по-прежнему опираются на науку.
- Особое внимание уделяется научной методологии, т. е. каким образом осуществляется научная деятельность. Причём в широком понимании под наукой понимается любой процесс получения знаний. А выходит, что научное знание присутствует абсолютно во всех сферах жизни.
- Постпозитивизм сосредоточен на разрешении существующих вопросов. Он не формулирует новые теории или концепции.
- По мнению Поппера, научная теория — это та, которую можно опровергнуть, а не подтвердить. Потому как найти подтверждение можно даже ложным теориям, а опровергнуть необходимо лишь один раз.
Постпозитивизм - Позитивизм в праве
- В качестве установленных и действующих норм (т. е. правил) признаются только нормы позитивного права. То есть те, которые определило для себя в качестве правовых то или иное государство и которые действуют в данный конкретный момент.
- Позитивным нормам противопоставляются нормы естественного права. Первые были установлены законодателем, т. е. они субъективны. Вторые же берут начало в человеческой природе и неотделимы от человека.
Постпозитивизм - Позитивизм в психологии
- Чтобы исключить метафизическое познание, нужно перестать изучать разум человека, его сознание. Анализировать нужно только поступки человека, его реакции. Так как мы поступаем и реагируем исходя из нашего опыта.
- Позитивизм в социологии
- Для изучения общества и поведения людей используются только научные методы. А само общество должно строится на основе системности, которая была выявлена научным путём.
Философия науки Философия науки - Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д.
- Содержание и проблема философии науки зависят от понимания предмета и задач философии (позитивизм, герменевтика, структурализм, экзистенциализм и т.д.).
- Философия науки тесно связана с историей науки.
Философия науки - Предпосылки возникновения:
- Периоды преднауки - появление элементов научности: доказательность, обоснование, систематизация (еще в 4 в. до н.э.). Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид. Основным признаком научности является разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен через свои свойства, на основании опыта строится теоретическая модель, которая кладется в основу дальнейших исследований. Простой пример - атом, доступный нам только через наблюдение его свойств. С 16 века начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в 18 веке.
Философия науки - Дальше начинается триумфальный процесс развития науки - производится большое количество открытий. Выделяется особая категория людей - ученые, которые всю жизнь занимаются только наукой. Прежние ученые были одновременно политиками, писателями и т.п.
- Философия науки как наука возникает в середине 19 века в в позитивистской (Основные представители - Спенсер, Конт и Милль) и неокантианской альтернативах. Философия науки не является единой изначально. Предшественниками позитивистов были Беркли, Юм, Кант. По исследованиям Вернадского, Кант пользовался научными результатами 90-летней давности (16-17 веков), но его исследования давали методологический простор для науки до начала 19 века. Далее они были подвергнуты сомнению. Например, утверждение Канта, что пространство и время являются априорными формами, опровергнуто созданием неевклидовой геометрии - это неврожденное представление о пространстве. Возникла необходимость исследования науки как таковой. Вопрос: как получается новое знание, т.е. как происходит рост науки.
Философия науки - Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. История науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.
- Основная проблемы философии науки: Ф. Франк: как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам?. К. Поппер: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий?. Так же относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания.
Философия науки - Тематика философии науки развивается по трем основным направлениям:
- круг вопросов, идущих от философии к наукеи отталкивающихся от специфики философского знания. Философия науки, использует концептуальный аппарат философии, опирается на наличие определенной мировоззренческой позиции.
- группа проблем, возникающих внутри самой наукии нуждающихся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия (проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем)
- проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений.
Философия науки - Современная философия науки выступает от имени естественно-научного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии, выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. В наши дни к философии науки примыкают социологические и психологические науки.
Концепция роста знаний К.Поппера Концепция роста знаний - Критический рационализм.
- Критический рационализм — влиятельное направление западной философии науки, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи Поппера и его последователей (Агасси,Уоткинс, Лакатос, Альберт, Э. Топнч, X. Шпинер и др.).
- Карл Раймунд Поппер родился в Вене в 1902 г. Философию, математику и физику он изучал вместе с физиками Виртингером и Фуртвенглером и математиком Гансом Ганом. В 1928 г. Поппер защитил диссертацию на тему «К вопросу о методе психологии мышления» у психолога Карла Бюлера. Фундаментальная работа «Логика и рост научного знания» была написана в 1934—1935 гг. В 1937 г. Попперу как еврею пришлось эмигрировать в Новую Зеландию, где он начал преподавать в Кентерберийском университетском колледже. Здесь были написаны работы «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». В начале 1946 г. философ получил приглашение в Лондонскую школу экономики и переехал в Англию. Результаты своих исследований по философии науки Поппер опубликовал в двухтомнике «Предположения и опровержения» (1963) и книге «Объективное познание» (1972). В 1974 г. вышли «Автобиография (Поиску нет конца)» и «Ответ моим критикам». В соавторстве с Дж. Экклсом Поппер издал книгу «Личность и ее мозг» (1977). Член Королевского общества, Поппер участвовал во множестве конгрессов и симпозиумов, объездил множество стран. Его книги переведены на двадцать языков. Скончался Карл Поппер в 1994 г.
- Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма - течения западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на смену неопозитивизму.
- Основные идеи этого течения:
- Проблема демаркации — понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
- Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. По мысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание — знание, находящееся в стадии становления.
- Принцип фаллибилизма — принцип концепции Поппера,утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
- Теория «трех миров» — теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира— мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
- Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний.
- Активное обращение к истории науки и переключение усилий с анализа формальной структуры готового, «ставшего» научного знания на содержательное изучение его роста, изменения, развития.
- Стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных (научные революции)изменений.
- Отказ от всяких жестких демаркаций.
- Подчеркивание роли философии как одного из важных факторов научного исследования.
- Учет и анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки.
- В развитии критического рационализма различимы четыре этапа:
- 1920—30-е гг. — формирование методологической доктрины К. Поппера;
- 1940—50-е гг. — распространение его идей на область социальной философии и социально-исторического знания;
- 1960—70-е гг. — “онтологическая реформа” критического рационализма и его сращивание с социал-демократической идеологией, с политологическими и социологическими концепциями;
- 1970—80-е гг. — ревизия “ортодоксального” попперианства и его модернизация с помощью идей когнитивной социологии науки, социальной психологии научных сообществ, герменевтики, что привело к заметным противоречиям с исходными принципами критического рационализма. Методологическая концепция критического рационализма развивалась от первоначального «наивного фальсификационизма».
- Карл Поппер и логический позитивизм.
- В течение многих лет его причисляли к логическим позитивистам, а его методологическую концепцию рассматривали как один из вариантов неопозитивистской. Для раннего периода его творчества такое мнение имело определенные основания. Однако в более поздних своих работах он далеко отходит от логического позитивизма и вступает в резкую полемику с его представителями. Основные утверждения, в которых она расходится с методологией позитивизма:
- Источник знания. Логические позитивисты считали, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Последующая теоретическая обработка эмпирических данных, ничего к ним не добавляет. Поппер придерживается совершенно другого мнения: «Не существует фундаментального источника знания. Следует приветствовать каждый источник, каждое предложение и каждый источник, каждое предложение открыто для критической проверки... Знание не может начаться с ничего — с tabula rasa — и не может начаться с наблюдений. Прогресс познания состоит главным образом в модификации более раннего знания». В то время как логические позитивисты абсолютизируют чувственное восприятие, Поппер признает любой способ увеличения знаний. Наблюдение, с его точки зрения, отнюдь не пассивная регистрация внешних воздействий, а активный процесс проверки гипотез и теорий, а потому оно пронизано теоретическими предположениями.
- Эмпирический базис. Логические позитивисты проводили рез-кую грань между эмпирическим и теоретическим знанием и считали эмпирический язык несомненной твердой основой науки. У Поппера нет дихотомии эмпирического — теоретического: «Все термины являются теоретическими, хотя некоторые из них являются теоретическими в большей степени, чем другие...». Его «базисные» утверждения могут включать в себя высоко теоретические термины и являются такими же необоснованными гипотезами, как и все остальные утверждения науки. Поэтому язык Поппера зависит от теорий, его предложения могут быть фальсифицированы, он служит не базисом обоснования науки, а конвенционально принимаемой основой фальсификации теорий.
- Демаркация. Логические позитивисты в качестве критерия демаркации принимали верифицируемость. Поппер в качестве такого критерия избрал фальсифицируемость. Различие носит принципиальный характер: логические позитивисты усматривают наиболее характерную особенность науки в обоснованности ее положений. Поппер же, напротив, стремится подчеркнуть гипотетичность и недостоверность научных положений, риск, с которым связано развитие науки.
- Отношение к философии. Логические позитивисты стремились дискредитировать и уничтожить метафизику. Поппер же постоянно говорит о ней с большим уважением. Он признает большое влияние метафизики на развитие науки. В отличие от логических позитивистов, стремившихся избегать каких-либо метафизических утверждений, Поппер строит метафизическую концепцию "трех миров".
- Метод науки. Основным методом науки логические позитивисты считали индукцию: восхождение от фактов к их обобщениям. Поппер отверг индукцию, его метод — это метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения.
- Модель научного развития. Логические позитивисты смогли предположить только примитивный кумулятивизм: каждый последующий шаг в развитии познания состоит в обобщении предшествующих результатов: нет концептуальных переворотов, нет потерь знания. У Поппера модель развития знания не является кумулятивной: он не признает никакого накопления.
- Задачи философии науки. Основная задача методологического исследования для логических позитивистов сводилась к логическому анализу языка науки, к установлению априорных стандартов научности. Основной задачей своей методологической концепции Поппер считает анализ развития знания. Логический анализ языка науки у него играет незначительную роль. Методология Поппера уже "отворачивается" от логики, хотя еще не опирается на историю науки.
- Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя в начале своей деятельности Поппер был близок к логическому позитивизму, впоследствии он очень далеко отошел от него. Развитие философии науки после крушения логического позитивизма в значительной степени было связано с дальнейшей разработкой идей Поппера или с их критикой.
- Принцип фальсифицируемости – как критерий демаркации.
- Критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм) — Карл Поппер построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации Поппер выдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу является фальсификация — принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.
- Фальсификация (от лат. falsus— ложный и facio — делаю) — методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modustollens классической логики.
- Понятие «фальсификация» следует отличать от принципа фальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут быть подвергнуты непосредственной фальсификации и отклонены на основании соответствующих экспериментальных данных либо из-за несовместимости с фундаментальными научными теориями. В то же время абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно нефальсифицируемы. Дело в том, что эмпирическая проверка теоретических систем знания всегда предполагает введение дополнительных моделей и гипотез, а также разработку теоретических моделей экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов в принципе могут быть разрешены путем внесения соответствующих корректировок в отдельные фрагменты испытываемой теоретической системы. Поэтому для окончательной фальсифицируемой теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. То есть только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
- Теория «трёх миров».
- Выдвинутая Поппером теория «трех миров» утверждает существование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а также мира объективного знания.
- «Третий мир» в эпистемологии — понятие поздней концепции Поппера, используемое для объяснения объективного содержания знания и его роста. Поппер различает три«мира»:
- мир физических объектов, или физических состояний;
- мир состояний сознания, мыслительных (ментальных)состояний и диспозиций к действию;
- мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей произведений искусства.
- Основной характеристикой «третьего мира» является его объективность, автономное существование от второго мира, от индивидуального субъекта. В отличие от вечного и неизменного «мира идей» Платона «Третий мир» Поппера создан человеком и подвержен изменениям. Этим же он отличается и от «Абсолютного духа» Гегеля,который существует вне человека и лишь проявляется в его мышлении, познании.Объективность «Третьего мира» ближе всего к объективности содержания мышления вообще и суждения в частности, как его понимал Фреге. В концепции «Третий мир» нашла выражение общая для различных течений современной философии науки идея о несводимости ментальных структур науки, и прежде всего научных теорий, к ее эмпирическому базису. Помещая в «Третий мир» не только истинные,но и ложные теоретические системы, а также проблемы, дискуссии и споры, Поппер представляет рост знания как объективный процесс, в котором рост знания представлен как выдвижение проблем и нахождение их пробных решений. Концепция«Третьего мира» оказала влияние на модели развития науки последователей Поппера— Лакатоса, Агасси, Уоткинса и других.
- «Открытые» и «закрытые общества» Поппера.
- Став в 1960—70-х гг. теоретической основой социал-демократического реформизма, критический рационализм переплетается с традициями «социальной инженерии» и «социальной терапии», образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблем социальной жизни за счет реализации “рациональных проектов” производственного, культурного, политического развития. Улучшение жизненных условий и исправление социальных дефектов — социотехнические задачи, требующие системы «рациональных образцов» и «рациональных ориентиров». Эти установки критического рационализма оказались привлекательными для той части прагматически и технократически настроенной интеллигенции, которая восприняла их как наиболее приемлемую философию социального действия, противостоящую пессимистически-негативистским тенденциям и контркультурным движениям.
- Открытое общество – понятие, используемое в ряде западных социально философских учений для обозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами гражданского общества и правового государства.
- Открытое общество обычно противопоставляется обществам докапиталистических формаций, а также социализму. Различаются две трактовки «открытого общества» - элитарная (Бергсон) и эгалитарная (Поппер).
- Общество открытое и закрытое — понятия, введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. На этом противопоставлении строится социальная и политическая философия Поппера, а также его философия истории. Развитие современной цивилизации, начавшееся в период «греческой революции» в 5—4 вв. до н. э., по мнению Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам.
- С этих позиций были подвергнуты критике социальные учения и теории, содержание и практика реализации которых не соответствовали этому образцу. Однако в рамках критического рационализма не была сформулирована программа перехода от «закрытого» общества к «открытому», то есть такому, которое в максимальной степени соответствовало бы идеалам разумной критики и самокритики как способам непрерывного самосовершенствования. Теоретики критического рационализма сосредоточили усилия на разработке рекомендаций «социальной технологии», выполняющей предохранительные функции по отношению к демократическим институтам, позволяющей этим институтам гибко реагировать на изменения в социальной действительности, адаптироваться к ним и удерживать контроль над ними. Огромную роль в этом процессе критический рационализм отводит НТП как движущей силе цивилизационного развития, распространению образования, повышению культурного уровня, превращению рациональности в доминирующую ценность.
Модель развития науки Т.Куна |