Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Значение философии Ф. Бэкона и Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка. Бэкон

  • 3.Философия Просвещения XVIII в. и ее значение. Идеология Просвещения

  • 4.«Старшие просветители» (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Э.Б. Кондильяк). Ш.-Л. Монтескье

  • Э.Б. Кондильяк

  • 5.«Младшие просветители» (Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П. Гольбах ).Ж.О. Ламетри

  • Не религия, а разум, просвещение и наука должны лежать в основе всей человеческой деятельности. Заявлял, что нация

  • философия. Вопросы для контрошки. Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения. Характерные особенности философии Нового времени xvii века


    Скачать 260.33 Kb.
    НазваниеФилософия Нового времени. Философия эпохи Просвещения. Характерные особенности философии Нового времени xvii века
    Анкорфилософия
    Дата24.11.2020
    Размер260.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы для контрошки.docx
    ТипДокументы
    #153413

    Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения.

    1.Характерные особенности философии Нового времени XVII века.

    Философия "Нового времени" началась с астрономической революции Коперника, изменившей образ мира. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце. Кеплер разрабатывает теорию кругового вращения планет. Ньютон подтверждает многое из этих идей экспериментально.

    Во-вторых, изменяется образ науки. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих теорий. Это еще и новое представление о знании, о науке. Наука больше не является продуктом интуитивных прозрений отдельного мага. Это знание открыто всем, достоверность которого всегда можно подтвердить при помощи эксперимента.

    В-третьих, научные идеи, поскольку они становятся фактом, доступным общественному контролю, социализируются. Возникают академии, лаборатории, международные научные контакты.

    По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности и торговли. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире. В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий поток информации резко возрос, в результате чего колоссально расширился кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642) и И.Кеплера (1571-1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развиваются новые отрасли естествознания - механика, физика, химия, экспериментальная биология. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания коренным образом меняют научную картину мира.

    2.Значение философии Ф. Бэкона и Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка.

    Бэкон

    • было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

    • гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

    • определена новая цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прагматизма);

    • предпринята первая попытка классифицировать науки;

    Гоббс

    • решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

    • целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

    • в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма;

    • критиковал рационалистическую философия Декарта;

    • был убежденным материалистом;

    • считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

    • разработал теорию государства;

    • первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

    Локк

    • мир материалистичен;

    • в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

    • сознание- пустое помещение (empty cabinet), которое в течении жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт, - Tabula rasa);

    • источником опыта выступает внешний мир;

    • цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

    • идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается результатов в своей профессии;

    • идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга

    Декарт

    • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? Конечна ли вселенная? и т.д.);

    • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? Светит ли Солнце? Бессмертна ли душа? и т.д.);

    • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

    • сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;

    • мыслить может реально существующий человек;

    • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

    • поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познанияможет лежать только разум.

    3.Философия Просвещения XVIII в. и ее значение.

    Идеология Просвещения

    Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

    • познание природы человека;

    • разумное воспитание и образование;

    • рациональное переустройство общества.

    Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.

    Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.



    Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:

    • гражданские права человека;

    • общественный договор;

    • разделение властей;

    • разумный эгоизм;

    • естественное развитие истории и общества.

    4.«Старшие просветители» (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Э.Б. Кондильяк).

    Ш.-Л. Монтескье

    • Основные труды: «Персидские письма», «О духе законов», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».

    • Выступал с позиций деизма;

    • отвергал идею бессмертия души;

    • считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;

    • пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий - географический детерминизм;

    • развивал идеи Локка теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    • выступал за верховенство закона;

    • исследовал расцвет и упадок римского государства.

    Ф. Вольтер

    • сторонник деизма

    • Бог сотворил мир, привёл его в движение, установил в нём законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий

    • Боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, свободу слова, отмену сословных привилегий

    • Политический идеал – «просвещённая монархия» во главе с образованным и мыслящим монархом

    Э.Б. Кондильяк

    • Французский философ эпохи Просвещения, энциклопедист.

    • Основные сочинения «Трактат об ощущениях», «Трактат о системах».

    • Выступал с позиции сенсуализма, утверждал, что все знания происходят из ощущений. Критиковал теорию врождённых идей.

    • Использовал образ бесчувственной статуи, постепенно оживляемой ощущениями, приходящими от внешней реальности. В результате у «статуи» появляются интеллектуальные и психические функции. Самым главным ощущением считал осязание.

    • Занимался исследованием языка. Рассматривал слова как знаки идей.

    • Считал, что все поступки людей обусловлены их потребностями, вытекающими из природы человека.

    5.«Младшие просветители» (Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П. Гольбах).

    Ж.О. Ламетри

    • Французский философ-материалист, врач по образованию. Подвергался преследованию, умер в эмиграции.

    • Резко выступал против религиозных, схоластических и идеалистических учений. Придерживался атеистических воззрений.

    • Учил о наличии единственно существующей материальной субстанции, несотворимой и неуничтожимой. Способности души и идеальное вообще проистекают из деятельности тела. Душа не может существовать вне и независимо от тела.

    • В своей наиболее известной работе «Человек-машина» утверждал, что человеческий (как любой вообще) организм является искусно созданной природой самозаводящейся машиной. Определял человека как «перпендикулярно ползающую машину».

    • В работе «Человек-растение» проводил аналогии между органами человеческого организма и частями растений.

    • Выступал с позиций сенсуализма, призывал руководствоваться чувственными данными и опытом.

    • В области этики склонялся к гедонизму.

    Д. Дидро

    • признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

    • отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи;

    • идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

    • Возглавил издание «Энциклопедии…», которая должна была изложить и привести в систему научные знания и передовые идеи своего времени. А передовыми тогда, прежде всего, были идеи, которые давали критику феодально – абсолютистских порядков, призывали к их отмене.

    • Не религия, а разум, просвещение и наука должны лежать в основе всей человеческой деятельности.

    • Заявлял, что нация, т.е. всё французское общество, должна состоять не из «подданных», разделённых на сословия, а из граждан, равных в правах перед законом и имеющих равные обязанности.

    К.-А. Гельвеций

    • Главная проблема человечества – глупость.

    • «Лень — источник заблуждения».

    • Образование может вывести человека из состояния невежества: «Воспитание всемогуще».

    • «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся».

    • В процессе образования на человека воздействуют разные внешние факторы (государство, профессия, церковь, социально-экономические условия и т.д.), отсюда – разный педагогический результат.

    П. Гольбах

    • Французский философ-материалист, участвовал в написании «Энциклопедии».

    • Основное сочинение: «Система природы» - наиболее систематическое изложение воззрений механистического материализма.

    • Утверждал материальность внешнего мира, несотворимость и неуничтожимость материи. Определял материю как всю внешнюю реальность, познаваемую с помощью чувств.

    • Считал самодвижение одним из основных атрибутов материи.

    • Считал, что все события обуславливаются причинной необходимостью. Случайным мы называем то, причин чего не знаем. Абсолютизация необходимости приводила Гольбаха к фаталистическим выводам, отрицающим свободу воли человека.

    • В теории познания придерживался материалистического сенсуализма.

    • С атеистических позиций резко выступал против церкви и религии вообще («Священная зараза»). Называл себя «личным врагом Господа Бога».

    • Считал определяющим влияние среды на формирование душевных способностей человека.

    • Был сторонником просвещённого абсолютизма, главным движущим фактором истории считал мнения людей.


    написать администратору сайта