реферат. Творческая работа По теме Подвиг жен декабристов
Скачать 24.05 Kb.
|
Творческая работа По теме: «Подвиг жен декабристов». 25.09.2018г. ПЛАН.
Введения. Декабристы – первые русские революционеры, выступившие в декабре 1825 года с оружием в руках против самодержавия и крепостничества. Подвиг Волконской, Муравьевой, Трубецкой, их подруг оценен как одно из проявлений сочувственного отношения к делу декабристов передовых кругов общества, который имел немаловажное значение и огромный общественный резонанс. Разумеется, при объяснении мотивов деятельности декабристок нельзя не учитывать яркой индивидуальности каждой, особенностей жизненного пути и прочих обстоятельств, накладывавших отпечаток на ход событий, выдвигавших в каждом отдельном случае на передний план те или иные побудительные мотивы. Николаю I не удалось стереть с лица земли декабристов, уничтожить посеянные их рукой в русскую землю семена свободы. В неравном противоборстве с царем декабристы вышли победителями. Свою лепту в эту борьбу внесли женщины. Они полагали, что надлежит сохранить мужей для пользы Отечества. Более того, верили вместе с мужьями, что дело свободы восторжествует и принесет им избавление от оков. Эта вера была одним из источников их невиданной душевной стойкости. Теперь этот важный аспект проблемы стал объектом моего реферата. Данная тема особенно актуальна в наше время и вокруг нее ходит много споров. В последнее время в современной литературе встал вопрос о пересмотре образов жен декабристов. Сложилось мнение, что подвиг жен декабристов стал толчком к развитию женской независимости, эмансипации. Подвиг жен декабристов. Любовь, вера, память сердца – все это вечная красота, сила человеческая. Как же сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужество, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. Женщины еще не были борцами в нашем понимании этого слова, и, наверное, их главная сила заключалась в терпении. Когда идешь на самое рискованное дело сознательно, представляешь заранее (или по крайней мере должен представлять) ответственность за совершенное и самозамеряешь свои силы с тем вполне реальным наказанием, которое может обрушиться на тебя. Страдать за другого значительно труднее… Декабристки получили воспитание, составленное из редких элементов. Прежде всего в его основе лежало уважение к гуманистической традиции XVIII в. Ведь те же учителя, что обучали будущих декабристов, толковали юным девицам о Вольтере, Руссо, Гете… Как ни далеки были женщины 1820-х годов от понимания декабристских идеалов и участия в заговоре, задолго до 14 декабря они стали как бы соучастницами мужчин в освобождающем просвещении. Помимо уважения к гуманистическим просветительным традициям XVIII столетия, дворянское воспитание внушало христианские идеи любви и всепрощения, верность старинным устоям. Власть, конечно, приветствовала эту выгодную для нее идеологию. Но тем труднее было ей, когда молодые женщины, ссылаясь на основы христианской морали, защищали свое право на участие к «падшим». Испокон веков, даже в эпохи полного порабощения женщины, христианское подвижничество и благотворительность были двумя сферами деятельности ее вне семьи. Эти одиннадцать жен самые разные – по социальному положению и материальной обеспеченности, по характеру и уровню культуры. Из титулованной знати – княгиня Мария Волконская – дочь прославленного генерала, героя войны с Наполеоном. Раевские дали дочери отменное образование, и возрастающая привлекательность Марии, соединенная с тонкими суждениями, с поэтичностью, самобытностью характера, музыкальной одаренностью, сделала ее приметной среди сверстниц. И Екатерина Трубецкая – урожденная графиня Лаваль. Ее отец – француз, бежавший из Франции от революции, обосновался в России. Ее мать, урожденная Козицкая, имела миллионное состояние, так как ее отец владел медно-плавильными заводами на Урале. В доме Лавалей собиралось высшее общество Петербурга: сановники, дипломаты, артисты, поэты. Вращаясь в таком обществе, Екатерина Ивановна, умная от природы, пополняла свое образование и общее развитие. Александра Григорьевна Муравьева – из графского рода Чернышевых, одного из самых богатых в России, получила обычное светское воспитание, основанное на изучении литературы, искусства и музыки. Елизавета Петровна Нарышкина – дочь графа Коновницына, генерала, бывшего военного министра, героя Отечественной войны 1812 года. Елизавета Петровна была единственной дочерью и поэтому главным лицом в семье родителей. Все ее желания, а может быть, и прихоти всегда исполнялись. Она была окружена любовью, заботами, росла в роскоши и понятия не имела о домашней работе. Генеральша Наталия Дмитриевна Фонвизина родилась в имении родителей, костромских дворян Апухтиных. Родители ее были люди состоятельные, дом – полная чаша, девочка росла в роскоши. Другая генеральша – Мария Казимировна Юшневская, урожденная Круликовская, – похвастать богатством не может. Получив разрешение на отъезд в Сибирь, она продает на дорогу последнюю шубу и серебряные ложки. Такая же «середнячка» и баронесса Розен – Анна Васильевна Малиновская, дочь первого директора знаменитого Царскосельского лицея. Есть среди одиннадцати и совсем незнатные. Александра Ивановна Давыдова, урожденная Потапова – дочь небогатого мелкого чиновника, воспитывалась в семье Давыдовых. «Безродной» была и жена армейского подполковника Ентальцева, Александра Васильевна Ентальцева – урожденная Лисовская, была, пожалуй, самой несчастной из жен декабристов. Судьба не баловала ее с самого детства. В раннем возрасте она лишилась родителей. Первый брак ее оказался неудачным: муж был игрок и притом нечестный. Александра Васильевна убежала от мужа, оставив ему дочь. После смерти Ентальцева Александра Васильевна сильно нуждалась и жила на пособие от казны. Две француженки – Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю – также не могли похвастаться высоким положением в обществе. Гебль, жестоко бедствовавшая в детстве, до замужества работала в Москве продавщицей модного магазина. Мать Камиллы была гувернанткой в доме будущих родственников – Ивашевых. По возрасту женщины тоже разные. Самые старшие из них – Юшневская и Ентальцева. В 1830 году, когда Мария Казимировна приехала в Сибирь, ей было сорок лет. Примерно столько же – и Александре Васильевне Ентальцевой. Следующая по старшинству – Анна Васильевна Розен. Остальные восемь родились уже в первом десятилетии XIX в., все они приехали в Сибирь, когда им не исполнилось и тридцати. Марии Волконской не было еще и двадцати двух лет; Муравьевой, Фонвизиной и Камилле Ле-Дантю в момент их приезда – по двадцать три года (Муравьева старше Фонвизиной на один год, Ле-Дантю-Ивашева – вообще самая младшая из одиннадцати женщин); Нарышкиной и Давыдовой по двадцать шесть лет, Трубецкой двадцать семь и Анненковой двадцать восемь лет. После объявления приговора декабристам (12 июля 1826 года) первыми начали хлопотать о разрешении на отъезд к мужу в Сибирь – Е. И. Трубецкая, А. Г. Муравьева, М. Н. Волконская. Первая из женщин — Екатерина Ивановна Трубецкая — уже в июле 1826 г., на следующий день после отъезда мужа, отправляется вслед за ним. За нею едут Волконская и Муравьева. Из Москвы Мария Николаевна Волконская выехала в Сибирь 29 декабря 1826 года. Примеру первых тут же последовали Е. П. Нарышкина и А. В. Ентальцева; в марте 1828 г. на каторгу в Читинский острог приехали еще две жены — Давыдова и Фонвизина — и невеста Анненкова — Полина Гебль; в августе 1830 г., при переходе каторжан из Читинского острога в Петровский завод, к ним примкнули А. В. Розен и М. К. Юшневская; в сентябре 1831 г. в Петровском заводе состоялась свадьба Василия Ивашева с приехавшей к нему Камиллой Ле-Дантю. Жены, не смотря на все препятствия, которые возникали на их нелегком пути, преодолевали. Ведь, если бы они не обладали такими человеческими качествами характера, как целеустремленностью, стойкостью, жесткостью, но в тоже время, добротой, благородством и беспредельной преданностью, то возможно, они не смогли бы совершить еще казалось бы малый подвиг – добраться без помощи друзей, родственников до места ссылки их мужей. По приезду на каторгу у жен декабристов началась деятельная жизнь. Жены оказывали помощь не только каждая своему мужу, но и заботились обо всех декабристах, а так же помогали местному населению. Большая заслуга женщин и в том, что они, находясь в Сибири, связывали узников с внешним миром, с родными. Женщины пишут от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получают для них корреспонденцию и посылки, выписывают газеты и журналы, русские и иностранные. И эта деятельность принимала общественный характер, ибо информация о сибирских изгнанниках распространялась далеко за пределы родственного круга. Каждой женщине приходилось писать десять, а то и двадцать писем в неделю. Нагрузка эта была столь весомой, что иногда женщинам не оставалось времени писать собственным родителям и детям. Здоровье заключенных также не могло не волновать женщин. Жены декабристов решили создать больницу и аптеку. Главным действующим лицом была А. Г. Муравьева. Она выписывала из Москвы необходимое оборудование и медикаменты. Женщины жили вблизи тюрьмы в простых деревенских избах, сами, готовили еду, убирали свое помещение, занимались чинкой одежды, ходили за водой, рубили дрова, топили печь. Сибирскую ссылку пережили восемь из одиннадцати декабристок. Первой умерла А. Г. Муравьева 22 ноября 1832 года, еще в Петровском заводе. Ее смерть потрясла всех своей нелепостью и трагичностью. В декабре 1839 года Камилла Петровна простудилась. Произошли преждевременные роды, за которыми последовала родильная горячка, и 30 декабря Камиллы Петровны не стало. Заключение. Жены декабристов сыграли важнейшую роль в истории России. Они продемонстрировали своим современникам и современницам пример достойный подражания. Каждая из них была яркой индивидуальностью. В характере каждой сочетались разные качества. Но самыми важными были: жажда подвига самоотречения, забота о других, смелость в поступках, умение найти способ для оказания помощи несчастным, глубокое религиозное чувство в борьбе со злом. Жены декабристов своими поступками, поведением, моральными качествами оказывали огромное нравственное влияние не только на своих мужей, но и на все слои местного общества, привыкшее угодничать перед высшими и богатыми и с презрением относиться к низшим по положению к бедным. Список используемой литературы.
|