Главная страница

Метафизика берсерка. Метафизика берсерка Об идее зла


Скачать 34.87 Kb.
НазваниеМетафизика берсерка Об идее зла
АнкорМетафизика берсерка
Дата10.09.2022
Размер34.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетафизика берсерка.docx
ТипДокументы
#669967

Метафизика берсерка: Об идее зла


"Мечты. Каждый человек стремится к своей мечте. Каждый человек мучается от этой мечты, но мечта придает смысл его жизни. Даже если мечта разрушает его жизнь, человек не может позволить себе оставить ее позади. Может ли человек в этом мире обладать чем-то более прочным, чем мечта?"

-Гатс, Берсерк

Автор и художник долгоиграющей манги "Берсерк" Кентаро Миура скончался 6 мая 2021 года. Я познакомился с этим произведением только в последние два года, и оно сразу же произвело на меня впечатление. Берсерк" — это не просто обычное произведение искусства в индустрии комиксов, он сияет и за пределами этой среды, это трагически незаконченный шедевр.

Зло - центральное понятие "Берсерка",

да и как оно может быть иначе? Состояние берсерка - это состояние высшего зла, потому что в нем в сознании устанавливается абсолютное противостояние: абсолютная война себя против бесконечного множества других, которые окружают берсерка и стремятся его уничтожить. Цель физического берсеркера достигается с яростью и жестокостью, но эта цель не является волей ко злу, не является желанием заставить другого страдать ради удовольствия берсеркера, но это просто бескорыстная воля, которая является чистой яростью, проявляющаяся в адской бойне. Она разрушает, разрывает и рвет, потому что механически вынуждена к этому своим собственным существованием в качестве отчужденного вида и бытия в мире.

Идея зла - это сущность в мире "Берсерка", которая находится лишь на заднем плане, ее существование и цель раскрываются и развиваются только в короткой главе, которую автор, Кентаро Миура, задним числом решил убрать из-за того, насколько конкретными были раскрытые концепции, и как много в сюжете подразумевалось под существованием этой сущности. В этой короткой главе было заложено так много основополагающего для мира, что сохранение ее в качестве канона грозило серьезным ограничением свободного развития сюжета до того, как Миура сам убедился в том, куда он может или должен двигаться. Тем не менее, несмотря на общий статус неканона в наши дни, его темы по-прежнему присутствуют в художественных произведениях.

Идея зла появляется при разговоре одного из главных героев сюжета, Гриффита после того, как он принёс в жертву всех своих бывших товарищей по «Банде Сокола» в обмен на силу для осуществления мечты о правлении королевством. Она описывает себя Гриффиту как темного бога, рожденного из тоски человечества по причине своих страданий и несчастий, и поскольку во вселенной "Берсерка" юнгианское коллективное бессознательное является фактом существования, эта коллективная тоска проявилась в виде разумного существа, сформированного из "темных" человеческих влечений, которые обычно называют "злом". Эти эмоции и желания, являющиеся причиной того, почему существуют обстоятельства, которые люди считают злом, и общее несчастье жизни в таких обстоятельствах, являются порождением Идеи Зла, которая обитает в самом глубоком онтологическом слое реальности, плоскости идей.

В мире Берсерка есть материальная плоскость естественной физичности, астральная плоскость мифических и магических существ и плоскость идей, в которой коллективные психологические влечения и мысли оборачиваются на плоскости в целом и определяют их. Обычно эти три сферы кажутся почти полностью разъединенными и невзаимодействующими, и только особые обстоятельства позволяют существам из каждой из них взаимодействовать с другими. Идея Зла действует через бессознательное человечества, а также через тонкие причинно-следственные цепочки в материальном мире - она поставляет сны и несбыточные желания, которые внедряются в людей с такой тонкостью, что они принимают их за свои собственные, и направляет материальные причины тонкими путями, чтобы переместить вещи и людей туда, куда ей нужно. Она объясняет существование зла тем, что сама является причиной этих зол ради зла. Другими словами: Идея Зла рождается из коллективных злых чувств и желаний, функционирует, чтобы упорядочить это зло в рациональную форму, чтобы дать ему цель в виде самого себя, и одновременно представляется как предшествующая действенная причина, так и ретроактивная конечная причина таких зол.

Интересно, что Миура назвал ее Идеей зла, поскольку способ действия этой сущности очень хорошо понятен в некоторых философских традициях, где Идеи - это не просто мыслительные сущности в нашем сознании, не развоплощенные сущности в другом измерении, и скорее должны быть поняты как совокупность Истины относительно любых существ и событий на всем пути от потенциального генезиса до конечной смерти и воспроизводства/регенерации. Подобная концепция часто вменяется в вину "идеалистической" традиции спекулятивной метафизики, но это не идеализм в обычном понимании, не сведение к внутреннему воображению отдельного ума. В случае вселенной "Берсерка" сознательные и бессознательные мысли людей оказывают опосредованное влияние на окружающий мир через идеальную плоскость мира, но это не одностороннее отношение, когда человеческая мысль является генезисом и причиной Идей, это также отношение, когда Идеи являются генезисом и причиной человеческих существ. Понятие Идеи — это динамическая кодетерминация абстрактно-идеального (в смысле элементов нематериального ментального существования) и конкретно-существующего (в смысле пространственно-временного природного существования). Хотя Миура никогда не заходит так далеко, чтобы определить область Идеала как точку зрения тотальности, а только как эту потустороннюю область психической абстракции влечений, объединенных как причинная идея, история "Берсерка" и его метафизика подразумевают это представление о единстве Идеала как рода самогенерирующейся тотальности, которая включает в себя природное, и это представление позволяет далее разработать и объяснить многие явления и события в художественном произведении, которым является "Берсерк".

Идея зла проявляет себя как некая тотальность, отражение отражения, которое является началом и концом. Ее самообъяснение как существа, которое появилось для того, чтобы придать смысл и цель страданиям человечества, показывает ее происхождение из индивидуальной множественности конкретных живых сознательных существ, а ее оркестровка истории показывает, что она подобным образом отражает свое существование через человечество. Если Идея зла является эхом или отражением глубочайших убеждений и желаний человечества, то и человечество становится эхом и отражением Идеи зла, когда попадает под ее определяющую власть и бессознательно или сознательно уступает ей свою волю. Эта идея обладает кажущейся богоподобной властью над миром природы, и ее высшая сила, по-видимому, связана с причинностью в самом высоком смысле: она способна устанавливать тонкие причинно-следственные цепи для условий конкретных "предначертанных" событий, и эти события телеологически обусловлены по своей природе, поскольку Идея Зла позволяет этим событиям происходить ради кажущейся великой цели, и она обеспечивает, чтобы ключевые события шли по плану, посылая в материальный план странные объекты, называемые бехелитами.11

В японском оригинале буквальная фонетическая структура - beherit, что в переводе с сирийского означает "дьявол". Неясно, имел ли Миура в виду это слово, или, возможно, он имел в виду английскую игру слов с чем-то вроде be-hell-it. Оба варианта не выходят за рамки возможностей и интересов Миуры, и оба имеют смысл с точки зрения функции объекта.

Бехелиты открывают для избранного промежуток между астральным и материальным миром, позволяя ему "выйти за пределы" своей человечности и стать апостолом с огромной силой и свободой распоряжаться этой силой в мире, чтобы удовлетворить себя, как угодно, при одном лишь условии, что он будет подчиняться планам Длани Господа, когда это необходимо. Каждому бехелиту предопределено попасть в руки того, кому он предназначен, независимо от того, какие случайные повороты и изгибы претерпевает мир, и ему суждено оказаться в их руках в нужное время и в нужном месте, даже если они потеряют его после первой встречи с ним.

На протяжении всей истории, особенно в случае с Гриффитом, мы видим, что Идея Зла подталкивает причинно-следственный поток событий так тонко, чтобы это было именно так. Мы узнаем, что рождение и жизнь Гриффита — это часть плана, который готовился к исполнению много веков. Почти все в его жизни, его разочарования, желания и амбиции, его личные несчастья и жертвы подстроены Идеей Зла, чтобы он мог сыграть уготованную ему роль. Дело не в том, что Идея Зла обладает абсолютным каузальным контролем или что она способна даже создавать души и рождать их в мир, а в том, что она обладает огромными познавательными способностями и знанием причинности в материальном мире. Оно также обладает достаточной силой внешнего воздействия, чтобы направлять эти причинно-следственные цепи толчками, а иногда и сильными ударами, когда это необходимо для его целей. Откуда мы знаем, что Идея Зла не обладает абсолютной каузальной силой? Благодаря Гатсу и Рыцарю Черепа, которые являются "рыбой, прыгающей над рекой причинности", и более поздним откровениям ведьм и эльфов, объясняющим, что мир и человечество на самом деле не всегда находились под властью Идеи Зла. Идея Зла, таким образом, может лишь обуславливать человека, склоняя его к тому, чтобы принять ее предложения власти с помощью бехелита, но от этого можно отказаться. От Идеи Зла можно отказаться, против нее можно воевать, и если она возникает из человеческих желаний и убеждений, то и другая Идея может возникнуть поверх и против нее. В самом первом эпизоде истории мы видим, как Гатс выслеживает апостола, скрывающегося под именем графа, который кажется слишком усердным охотником за еретиками, и Гатс натыкается на графский бехелит, когда его впервые спасает беглый слуга графа. Когда Гатс приближает чудовищно преображенного графа к смерти, графский бехелит активируется и вызывает Руку Бога. Хотя граф, как выясняется, пожертвовал своей женой, когда впал в отчаянную ярость после того, как застал ее на еретической оргии, его второй шанс на еще большее вознесение требует, чтобы он пожертвовал своей единственной дочерью, чтобы полностью преодолеть свою человечность, но граф отказывается и умирает.

Из того, как Идея зла действует на мир и относится к нему, можно сделать вывод, что Идея — это "душа" или "сущность" вещей, то, благодаря чему они выковываются и формируются, и что определяет их имманентный конец как реализацию себя. Душа, потому что это действующая живая или движущая сила, которая формирует вещи, внутренне формирующая тела Зла. Сущность, потому что она утверждает свое собственное существование через своих апостолов и пешек на астральном и материальном планах. Душа или сущность, однако, не являются чем-то отдельным и отличным от частей, которые упорядочиваются в движении и структурировании души или сущности. Идеи — это нечто большее, чем душа или сущность, они представляют собой единство универсально абстрактного, недифференцированного единства и индивидуально дифференцированного, и конкретного как одно и то же. Как так называемые естественные законы и силы относятся к материальным сущностям в физике, так же, и даже более точно, идея вещи относится к данной вещи. Идея атома — это не просто законы, которые связывают и формируют атом, но понятный и объясняющий процесс, посредством которого атом возникает из природы пространства, времени и материи так, что они связываются вместе как атом, и в котором и атом, и силы действительно являются определением одной природы, которая производит и производится в круге взаимно опосредованного, а потому непосредственного существования. Это все, что здесь можно сказать об Идее как таковой, но что же говорить о зле как таковом?

Зло как форма конечности


Сегодня практически повсеместно распространено мнение, что зло касается только морального рассмотрения предметов и событий, имеющих намерение или цель. Люди являются злом в той мере, в какой они желают зла, а вещи являются злом только тогда, когда они целенаправленно производят какое-то воспринимаемое зло в людях или по отношению к ним. Здесь нет места для древнего и все еще лингвистически живого представления о том, что могут существовать вещи и люди, которые просто являются злом - онтологическим и объективным злом - не имея ни цели совершить зло, ни действий и последствий, которые воспринимаются как зло теми, на кого они влияют. Понятие объективного зла, качества зла в бытии, полностью отсутствует в сознании современного человека. Тем не менее, понятие объективного зла присутствует в повседневном отношении к некоторым вещам. Например, представление о том, что можно жестоко обращаться с животными или людьми, давая им то, что они хотят, и тем самым вызывая негативные побочные эффекты от, казалось бы, заботливых действий, которые, если разобраться, не могут быть по-настоящему заботливыми. Другим примером являются ужасные и порой гротескные гипотетические сценарии утилитаризма, и здесь на ум приходит супербиокомпьютер Корок из фильма " В финале Джон умрёт ", где максимизация полезности может оправдать безразличное и бесчеловечное обращение с разумными и чувствующими существами просто как сопутствующее достижению общего блага. Каким может быть объективное зло? Идея зла" касается зла как объяснения, но что такое зло?

Злое существо


Десница Божья - как бы мало их ни было во всей этой истории - поклоняется злу и прославляет его как божественное. Апостолы, по большей части, просто осуществляют зло и являются самым конкретным его примером. Конкретными фактами зла мы считаем следующие: отдача себя желанию, обретение власти путем принесения в жертву части или всей своей человечности и принятие радикальной конечности, когда человек фактически отдает свою душу в адский водоворот душ, который после смерти питает Идею Зла. Зло, таким образом, имманентно связано с тем, что мы понимаем как эгоизм, особенно с эгоизмом, который вредит или уничтожает других. Оно связано с бесчеловечностью в той мере, в какой она является неизбежным требованием для достижения бытия зла. Оно также связано с последствием саморазрушения, участью ада для тех, кто им занимается.

Чтобы стать апостолом, человек должен принести жертву, причем эта жертва обязательно должна быть отсечением существенной человеческой части себя. Принято считать, что жертва — это, конечно, потеря того, чем человек жертвует. Человек, возрожденный как апостол, прервал связь с тем, что было принесено в жертву, а эта связь - желание самого жертвоприношения, и как таковое это жертвоприношение не вызывает угрызений совести, поскольку после волевого акта оно уже не может восприниматься как жертвоприношение. Принести в жертву любимого человека или вещь в этом случае означает принести в жертву саму любовь, навсегда отрезать себя от нее. Хотя демоны "Берсерка" считают себя больше, чем люди, и смотрят на людей как на меньших, на самом деле они меньше, чем люди. Они получают силу с пресловутого древа жизни ценой древа познания. Будущий апостол обменивает онтологическую силу психики, силу познания, силу свободной воли на грубую силу тела и его жизненных сил. Жертва потенциального апостола сродни жертве гения, который в отчаянии жертвует своим интеллектом и становится настолько глупым, что не признает, что у него вообще когда-либо был и утрачен его великий интеллект — это не совсем жертва после того, как выбор сделан, но это шаг вниз по онтологической лестнице.

Жизненные силы не являются онтологически более высокими, чем силы разума, они фактически ниже, чем силы чувств и разума. Это не обмен чего-то равноценного на другое, не говоря уже об обмене, высшее на низшее. Обмен заключается в том, чтобы буквально принести бесконечную жертву, отрезать себя от целой области существования и взаимодействия в обмен на большой, но конечный выигрыш в силах в области жизни. Стать апостолом — это фактически чистая потеря, и Рука Бога этого не отрицает. Бесконечная потеря скрыта под полученной силой, но она становится явной в бесконечной судьбе "Ада" после смерти апостола. Ад — это водоворот душ, где мертвые разрываются на части память за памятью в бездне Идеи Зла, пока они не станут лишь абстракцией себя, сведенной к пустому желанию, тем темным неоформившимся желаниям и мыслям, которые формируют саму Идею Зла. Как может кто-то сознательно согласиться на такой обмен? Потому что они глупцы, которые думают, что могут защитить себя от этой участи. Каждый апостол ожидает, что он никогда не умрет в мире, полном слабых людей, и, похоже, держится подальше от других апостолов, чтобы максимально избежать смертельной возможности.

Зло как ограниченность


"Тот, кто либо не может вести обычную жизнь, либо настолько самодостаточен, что не нуждается в этом, и поэтому не участвует в жизни общества, является либо зверем, либо богом". - Аристотель

Зло — это конечность, то есть зло — это то, что не имеет бесконечного бытия или цели. То, что является злом, не может выйти за пределы самого себя, оно ограничено самим собой в рассмотрении и в факте действия. Бесчеловечность апостолов заключается именно в этой неспособности выйти за пределы себя и соединиться с другими. Любовь должна быть принесена в жертву, ибо любовь — это бесконечное бытие в отношениях с другими. Когда человек абсолютно отрезает себя от других, происходит финитизация себя как в идеале, так и физически. В обществе и общении люди могут жить вне себя, оставляя после себя наследие, которое помнят и продолжают другие долгое время после смерти тела. Те, кто оставил идеи, являются самыми долгоживущими из людей, поскольку они продолжают действовать в мире через других, разделяющих эти идеалы. Апостол, однако, не имеет идеалов и не имеет общины. Его единственное тело — это все, что есть, и когда тело умирает, умирает и личность. Это подходящее и имманентное последствие эгоизма в этой крайности, и оно подчеркивает имманентность качества конечности зла. Однако есть еще кое-что, что следует сказать о бесчеловечности. Принято считать, что бесчеловечность - это недостаток человечности, недостаток сочувственного или эмпатического отношения к сознательным существам. Есть что сказать об актуальности бесчеловечности как бессознательности, не как того, что лежит в основе сознания, но что просто не имеет сознания вообще.

Невинность


"Действительно, нет ничего более чистого и жестокого, чем ребенок". - Джет, Ковбой Бибоп

Хотя цитата взята из другого произведения, нет лучшего примера, чем одна из самых неудобных частей "Берсерка": серия "Потерянные дети". Эта ранняя часть истории рассказывает о маленькой девочке Розин, которая становится апостолом, чтобы избежать своей жалкой жизни с жестокими родителями и обществом, которое сторонится ее за то, что она слишком отличается от обычных девочек. Однажды Розин решает сбежать в Туманную долину, чтобы жить с эльфами, о которых она слышала в сказках, особенно в сказке о Пикафе, полуэльфе, которого отвергло человеческое общество за то, что он не такой, как все. Когда она, наконец, прибывает в долину, то ничего там не находит и ждет с поражением и отчаянием своей гибели от стихий. Ее родители и деревня ищут ее, и в конце концов ее находят, но то, что должно было быть сердечным воссоединением, быстро превращается в последнюю душераздирающую жестокую встречу, которая активирует бехелит Розин и заставляет ее пожертвовать своими родителями, чтобы стать "эльфом". То, что она делает с этой силой, вытекает из ее детского менталитета: поскольку ее родители и взрослые члены общины плохо относились к ней и для нее, все взрослые плохие и должны быть убиты. Далее, поскольку она чувствовала, что с ней плохо обращаются как с чужаком, и ее жизнь была несчастной из-за того, что взрослые мешали ей веселиться, все дети должны действительно чувствовать себя так же. И наконец, поскольку она нашла в своем "эльфийстве" освобождение от всего этого, так же будут чувствовать себя и все дети. Поэтому Розина преследует (и убивает, пожирая) взрослых в окрестных деревнях и захватывает детей, чтобы насильно заковать их в кокон и превратить в таких же маленьких эльфов, как она. Однако то, что мы находим в ее утопии, ужасно: хотя есть моменты кажущегося чудесного детского блаженства, когда дети играют и летают в долине, есть также моменты, когда звериная сущность этих эльфов проявляется в жестокой смертельной схватке, когда они начинают "играть в войну". Розин не видит ничего плохого в подобной забаве, как и мелкие эльфы, которые участвуют в этих "играх" и действительно погибают в них.

Злой Розину делает вовсе не то, что она намерена причинить вред и получает от этого удовольствие. Злом ее делает то, что она даже не признает то, что она делает и причиняет, как нечто нравственно значимое. Розина буквально не может понять, что то, что она делает, неправильно, поэтому ее невозможно убедить в том, что она не должна этого делать. Что плохого, думает Розин, в том, что эльфы действительно убивают друг друга в военных играх? Люди постоянно убивают друг друга, и это даже не весело! Можно сказать, что Розин совершенно невинна, но именно эта невинность и является источником зла. Невинность — это отсутствие знания о добре и зле, это безразличие к причинам и последствиям, потому что человек не достиг всеобщего признания или познания.

Обычно говорят, что природе все равно, и это правда. Природа есть зло именно потому, что ей все равно, ибо природа — это царство бесконечной конечности, где все вещи находятся вне друг друга и собираются вместе под условием этой внешности, которая как в природе, так и внутри нее не может быть преодолена. Природное зло бездумно и без намерения, сознательные существа - просто залог слепых сил, которые движутся через одно тело к другому, а в пространстве и времени все вещи распадаются и никогда не соединяются полностью. Поскольку само существо природы является внешним, любое обращение к ней как к основе бесконечных универсальных целей неизбежно впадает в конечность и должно быть в конечном счете злом, если эта внешность не преодолена. Природа такова, что она бесконечно самораспадается на конечные сущности, которые сразу же выпадают друг из друга и которые только на самых глубоких уровнях опосредования за пределами их непосредственного физического бытия обнаруживают свою сущностную и внутреннюю связь. Если апеллировать к природе для достижения своих целей, то можно прийти к выводу о нигилизме, поскольку не может быть никаких целей, когда вся природа рассматривается как механическая и вечно внешняя, не имеющая "конца", к которому следует стремиться, или же можно прийти к выводу, что хотя никакая единичная цель не является естественной, существует форма достижения целей, оправданная самим бытием природы: грубая сила.

Конечность


Что делает волю и намерение злом, так это то, что они желают лишь конечной цели, которая не выходит за пределы, отведенные ей в ее конечности, и которая, будучи конечной, по самой своей концепции и вытекающему из нее существованию обречена на столь же быстрое исчезновение. Но, спрашивается, почему конечность тождественна злу? Почему это должно быть так? Понятие конечного — это то, что ограничено, привязано и является лишь мимолетным мгновением в бесконечной эстафете существования, где ничто не длится вечно. Само по себе конечное не является злом, оно, по сути, является необходимым благом, чтобы могло возникнуть абсолютное Благо. Злом конечность делает лишь то, что она сдерживает высшее развитие: зло — это необходимое благо, просрочившее свой срок, элемент, который не принимает своих границ и переступает часть бытия, где ему не место, и где само его существование разрушает не только область, в которую он вторгается, но и область, которая поддерживает источник зла.

Физически вещи конечны в той мере, в какой они имеют пространственное и временное начало или конец. Психологические существа конечны постольку, поскольку их чувства или побуждения касаются только конечных целей, таких как немедленное удовлетворение желаний, без какой-либо заботы о его условиях и последствиях для себя или других. Животное потребляет и кусает руку, которая кормит, не делая различия между другом, врагом или безразличным объектом в своей ослепляющей потребности удовлетворить желание. Даже если цель желания выходит за пределы непосредственного бытия индивида, например, более широкой, но все еще ограниченной группы - например, можно любить человеческий род в целом, оставаясь при этом в сфере конечных целей, поскольку эта эмоциональная цель касается только человеческого рода против столь же способных и разумных нечеловеческих существ - другие являются для злого существа сущностями, по отношению к которым в лучшем случае сохраняется безразличие, а в худшем - жестокая враждебность. Зло интеллекта, познания или концептуализации - это понимание мира, в котором невозможно универсальное единство в различии, взгляд, в котором люди и вещи являются ложными или истинными, и в котором это жесткое различие оправдывает безразличие к судьбе так называемого ложного, и безразличие к тому, что не рассматривается как неотъемлемая часть целей, а также игнорирование вопроса о том, является ли цель тем, что мы должны преследовать.

Материя и силы природы - зло, поскольку они по своей сути являются силами, безразличными к частностям. Один кусок материи так же хорош, как и любой другой, и при одинаковых условиях действия сил он будет двигаться, воздействовать на другой точно таким же образом. Вот основа для утверждения, что действительно существует природное зло, катастрофы природы, которые являются злом не только из-за последствий, которые они вызывают, но и потому, что они абсолютно безразличны к тому, на что они влияют. Голод, буря, землетрясение и вулкан — это всего лишь игра слепых сил Природы, которые, просто существуя, имеют непреднамеренные последствия в виде уничтожения не только целых цивилизаций, но и целых видов, целых миров жизни и целых природных чудес столь же непреднамеренного рая и красоты.

Живые существа - зло, потому что жизнь не знает ничего о святости индивидуальности, ничего о ценности хорошей жизни, а только о ценности вида. Жизнь потребляет не только неживой мир химических веществ и минералов, но и живой мир. Паразит, бактерия и хищник ничего не делают в своем мире из желания создать страдание или разрушение; это только в их природе - делать то, что они хотят, и делать так, как они делают, и это безразличное и слепое повеление движущих сил создает состояния боли и хаоса в той же мере, в какой они создают состояния блаженства и гармонии. Животное как таковое также является злом, поскольку даже когда оно поднимается до высот социальности, это происходит не на основе постигнутой бесконечной универсальности, а лишь на основе случайной эмоциональной и когнитивной природы, которая выходит за пределы индивидуума в стадо, а иногда и за пределы стада в другие виды. Животное лишено способности познать и постичь бесконечную универсальность, и поэтому, как бы ни была широка сфера его позитивных чувств, оно все же живет в мире, в котором само его существование является злом и для которого мир, в котором оно обитает, также является злом, поскольку оно бездумно потребляет и разрушает, куда бы оно ни шло и как бы оно ни действовало, независимо от его намерений или знаний, так же как и окружающая его среда находится в постоянной войне за существование даже в ее равновесии. Как люди ходят по Земле, не задумываясь о крошечных существах, которых они давят, так и вся природа является злом.

Человек - духовное существо - единственное существо, которое может творить зло в той же мере, в какой оно одно может творить добро. Только человек (не как вид, а как онтологический род) обладает волей ко злу в том смысле, что он знает и желает конечные цели, которые исключают бытие и свободу других существ.

Нечеловеческое: Апостолы и Рука Бога, или Разум без рационального бытия


Интересно, что в "Берсерке" демоническое формально не называется таковым; демон называется апостолом, и это важно. Этимология слова апостол - греческое apostolos, что означает "посланный", посланник или действующее лицо от имени кого-то другого — это определение очень похоже на этимологию ангелов (angelos) как божественных посланников. Апостолы в "Берсерке" — это не самодельные агенты-одиночки, они созданы демонами для какой-то цели. Они апостолы, но апостолы чего или кого? Сразу же напрашивается ответ: Длань Господа, "ангелы" и прямые слуги Идеи Зла, которые осуществляют планы и приводят в исполнение ключевые причинно-следственные цепочки. Но сама «Длань Господа» - всего лишь апостолы Идеи Зла, они - полные рабы ее причинности, но это рабство - их свобода и желание.

Тот факт, что демоны являются апостолами, иронически раскрывает их рациональную природу, то есть то, что они не являются абсолютным злом, не являются радикально конечными и просто исчезающими явлениями среди явлений. Они работают под эгидой чего-то большего, что превосходит их и является одновременно их происхождением, их душой и их целью, несмотря на иллюзию, что они работают только для себя. Эта рациональность, однако, сама по себе иррациональна в двух отношениях. Во-первых, она иррациональна, поскольку победа зла как такового — это победа части над целым, а значит, уничтожение условия возможности существования. Во-вторых, она иррациональна в том смысле, что миры за пределами материального плана уже не работают в рамках механистического натуралистического рассуждения, то есть выходят за рамки жесткого аналитического понимания непосредственной материальной жизни.

Длань Господа — это особый набор апостолов, которые отказываются не от одного аспекта человечности, а от всей своей человечности. Они занимаются только грандиозными трансцендентными проектами под руководством Идеи Зла, и каждый из них представляет лик Зла как конкретную индивидуальность. Пустота — это понимание, Слан - эрос, Фемто - тоска, Убик кажется обманщиком, а Конрад пока еще недостаточно затронут, чтобы раскрыть его конкретную природу. Хотя они исповедуют свою цель - Зло и его святость, становится совершенно ясно, что это зло не совсем правильное. Готовность работать вместе, коллективная цель осуществить замыслы Идеи Зла, а также тот факт, что воля и желание каждого из них обусловлены единым источником - Идеей Зла, - логически свидетельствуют против абсолютности Зла.

Победа смерти: Смерть смерти


Что в конечном итоге планирует Идея Зла - вопрос, можно сказать, оксюморонный, ибо воплощение стремящейся к себе конечности не может, по той же причине, по какой оно есть, стремиться к какому-либо окончательному концу. Если бы зло могло завершить себя как абсолют, оно по той же причине не пришло бы ни к чему, растворившись в себе.

Бесконечная борьба со злом и против зла


В работах Миуры и в интервью есть нечто, на что он намекает. Что же он раскрывает? В последней главе, опубликованной при его жизни, мы видим, что Гатс становится свидетелем воспоминаний предыдущего владельца его доспехов берсерка.

Доспехи берсерка — это гномий артефакт, который использует внутреннюю ярость владельца и позволяет ему игнорировать предел боли, а также предел саморазрушения тела - сломанные кости, разорванные мышцы и связки - поддерживая тело с помощью ужасных структурных повреждений в пылу боя. Если кости сломаны, доспехи пробиваются сквозь тело владельца, чтобы сохранить его функциональность, но они не исцеляют пользователя, а фактически только ускоряют его окончательную смерть от кровотечения.

Он встречает гнома, создавшего доспехи, и ему рассказывают, что доспехи хранят воспоминания о прошлых пользователях. Ему сообщают, что, несмотря на мастерство владения доспехами, он еще не овладел ими, что означает, что он еще не овладел своей собственной яростью. То, что мы находим в этом воспоминании, поражает только тех, кто не следит за тонкостями сюжета: до нынешних пяти членов Руки Бога в этом воспоминании было четыре члена, которые отличаются друг от друга, что означает, что члены Руки Бога на самом деле не являются бессмертными всемогущими существами. Ранее другие персонажи недвусмысленно намекают, что в мире существует нечто вроде спирального цикла, то есть схожие личности и события происходят с течением времени, но каждый раз по-другому и в более развитой манере. Здесь раскрывается то, что план, разыгрываемый во времена Гатса, — это не первая итерация плана, а одна из неизвестного числа итераций, которые в той или иной мере потерпели неудачу. Хотя некоторые интерпретируют план Идеи Зла как включающий Рыцаря Черепа и Гатса, и это включение также скрыто от Руки Бога, и есть основания верить в это в некоторой степени, неясно, что это может быть верным, учитывая различные итерации мироустройства и события, раскрытые в этом воспоминании.

Однако если Идея Зла действительно является злом, то вполне логично, что, что бы она ни планировала, она не может этого достичь. Идея зла и ее пешки застряли на бесконечной беговой дорожке, в асимптотическом приближении к желаемой конечной цели, в бесконечном стремлении именно потому, что они зло. Их радикальная конечность обрекает их на это. Одно конечное существо, одно воплощение зла преуспевает только для того, чтобы так же немедленно потерпеть неудачу от руки самого зла, ибо зло внутри себя разделено против себя в войне конечного, пытающегося преодолеть конечное через принуждение индивидуальной конечности, которая проявляет себя только как конкретная. Если существует множество предшествующих Рук Бога, то нынешние члены не являются необходимыми и в конечном итоге должны быть израсходованы.

Идея зла не является Богом - она не обладает полной определяющей силой. Похоже, что план, если он имеет окончательный конец, состоит в том, чтобы слить астральный и материальный планы, а возможно, в конечном счете, и идеальный с ними. С таким достижением сама Идея Зла могла бы стать непосредственно воплощенной и присутствующей в мире, и ей не нужна была бы Рука Бога. Такое слияние было бы сродни солипсизму этой Идеи, и она тем самым, казалось бы, преуспела бы в стирании инаковости для себя, но при этом она в той же мере стирала бы себя как инаковость для мира. Если Идея Зла и раньше пыталась объединить плоскости, чтобы лучше влиять и контролировать их, и эти слияния потерпели неудачу, то нет причин полагать, что нынешняя попытка будет более успешной.

Поэтому Миура говорил в интервью, что он уже знал, что история будет иметь положительный конец. Идея Зла и его апостолы не могут логически победить Добро, поскольку судьба зла такова, что оно по собственной воле преодолевает себя как зло, уничтожая себя из существования. Хотя можно представить, что во времени зло бесконечно поднимается и падает, логически зло как таковое поднимается только для того, чтобы упасть и никогда больше не подняться как зло, но только как конечность, правильно помещенная в бесконечность живого единства мира.


написать администратору сайта