философия 20го. реферат фил. Философия Пифагора
Скачать 298.62 Kb.
|
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Философия Пифагора Подготовила: Утегенова Асель Содержание Введение 1. Создание Пифагорейского союза. Этические взгляды Пифагора 2. Религиозно-философские и научные воззрения Пифагора и пифагорейцев Заключение Список литературы ВведениеДанная работа посвящена Пифагору и пифагорейской школе. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку влияние пифагорейцев на развитие философии, науки, этики, эстетики поистине огромно. Пифагорейский союз отличался наличием очень развитого философского, религиозного, научного учения. Важно заметить, что достижения пифагорейцев способствовали развитию геометрии, математики, астрономии, так как пифагорейцам удалось преодолеть многие неверные представления об устройстве мироздания, космоса. Морально-нравственные идеи Пифагора стали достоянием мировой этики и эстетики. Главная цель работы - рассмотреть особенности учения Пифагора и представителей Пифагорейского союза. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1. Изучить историю создания Пифагорейского союза. 2. Рассказать о первых пифагорейцах. . Дать характеристику этических и религиозных воззрений Пифагора. . Рассмотреть особенности научного мировоззрения пифагорейцев. Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении дана общая характеристика исследования. Первая глава посвящена созданию Пифагорейского союза, рассмотрению этических взглядов Пифагора, основ организации деятельности пифагорейской школы. Во второй главе дана характеристика научного учения Пифагора и пифагорейцев, их религиозных взглядов. В заключении представлены основные выводы по исследованию. Основой для работы послужили учебные пособия, монографии, посвященные истории философии, в частности, учению Пифагора, истории развития пифагорейской школы. 1. Создание Пифагорейского союза. Этические взгляды ПифагораПифагор, один из величайших философов и мистиков, родился в 576 г. до н.э. Согласно легенде, Пифагор обучался в Египте, также много путешествовал. Примерно в 532 году ему пришлось скрываться от тирании Поликарпа, Пифагор поселился в Кротоне, где достаточно быстро стал широко известен. Именно здесь Пифагором и была создана религиозно-философская и политическая организация, оказавшая огромное влияние на развитие философии науки - Пифагорейский cоюз. Сведения о Пифагоре до его отъезда в Великую Грецию чрезвычайно малочисленны. Ранние источники называют его родиной о-в Самос, с чем солидарна и большая часть поздних авторов. Однако уже в IV в. до н. э. появляется другая версия: Феопомп и Аристоксен считали его тирренцем (этруском) с одного из островов в Эгейском море, откуда впоследствии тирренцы были изгнаны афинянами. Эта версия, вероятно, связана с тем, что этруски в глазах греков были носителями таинственного религиозного учения и этрусское происхождение Пифагора объясняло его собственную религиозную доктрину. Вместе с тем оно могло объяснять его эмиграцию именно в Италию. Впрочем, каковы бы ни были истоки этого мнения, можно с определенностью сказать, что оно ошибочно. Отцом Пифагора авторы V-IV вв. до н. э. называют Мнесарха. О профессии Мнесарха высказывались различные мнения: некоторые считали его богатым купцом (Порф. 1), другие - резчиком гемм (Д. Л. VIII, 1). Упоминание о такой редкой профессии не очень похоже на чье-то изобретение, но все же первый вариант кажется более предпочтительным. Самосский аристократ вполне мог заниматься крупной торговлей (но никак не ремеслом), а образование Пифагора и характер его политической деятельности явственно указывают на знатность его происхождения. Из предшественников Пифагора чаще всего упоминают Ферекида Сиросского, автора одной из первых теогоний в прозе. В более поздние времена у Пифагора появляются и другие учителя, например, Анаксимандр или Фалес. О политическом объединении пифагорейцев часто говорят как о союзе или партии, что не совсем адекватно отражает его реальный характер. В источниках применительно к пифагорейцам стоит термин «гетерия», т. е. такой тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев (часто ровесников) и не предполагает ни четкой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закрепленного объединения. Гетерии часто возникали в среде аристократии и занимали важное место в политической жизни греческих городов того времени. У нас нет никаких сведений о том, что пифагорейское сообщество, совершив в Кротоне государственный переворот, заняло место законного правительства, того совета старейшин, о котором упоминает Дикеарх (фр. 33). Контекст, в котором Платон говорит о Пифагоре, явно свидетельствует о том, что он не занимал никакой государственной должности. Это, конечно, не значит, что Пифагор стоял в стороне от политики. Известно множество примеров, когда решающую роль в политике играли люди, вовсе не облеченные на то формальными полномочиями. Вероятно, члены пифагорейского общества входили в состав совета старейшин Кротона и пользовались в нем достаточным влиянием, чтобы заставить прислушаться к голосу своего учителя. Политические идеалы пифагорейцев были проникнуты глубоким консерватизмом. Об этом можно судить как по той реальной поддержке, которую они оказывали аристократии в борьбе против тирании и растущего среднего класса, так и по их этико-политическому учению. Из самых ранних пифагорейцев мы знаем немногих. Это Милон, известный атлет, политик и военачальник, в чьем доме проходили собрания кротонских пифагорейцев. Это врач Каллифонт и его сын Демокед, еще более знаменитый врач, который был женат на дочери Милона. О Бронтине и Керкопсе мы знаем лишь то, что им приписывалось авторство нескольких орфических поэм. Правда, Бронтин вместе с Леонтом и Батиллом упомянут среди друзей Алкмеона, выдающегося врача, естествоиспытателя и философа, посвятившего им свою книгу. Судя по всему, Алкмеон был младшим современником Пифагора. Непосредственным учеником Пифагора был, вероятно, математик и философ Гиппас. Среди пифагорейцев первой половины V в. до н. э. упоминаются философы Парменид и Эмпедокл, врачи Иккос, Ксенон и Акрон, чуть позже, в середине века жили ботаник Менестор, а также философ и естествоиспытатель Гиппон. Влияние пифагореизма уже в это время вышло далеко за пределы региона, который был ареной деятельности пифагорейских гетерий. Антипифагорейское движение середины V в. до н. э. и последовавшее за ним бегство части членов школы из Италии привело к еще “большему распространению их идей. Назовем некоторых наиболее значительных пифагорейцев второй половины V-IV в. до н. э. Филолай из Кротона (род. ок. 470 г. до н. э.), философ и астроном, поселился в Фивах, где имел многочисленных учеников. Лисий, бежавший из Италии вместе с Филолаем, стал воспитателем знаменитого фиванского полководца Эпаминонда. Ровесник Филолая математик Феодор из Кирены, греческой колонии в Африке, живя в Афинах, стал учителем выдающегося математика Теэтета, друга Платона, Из Сиракуз происходят пифагорейские астрономы Гикет и Экфант (первая половина IV в. до н. э,). Ученики Филолая и его последователя Эврита - Эхекрат, Диокл, Фантон и Полимнаст - жили во Флиунте. Два других ученика Филолая - Симмий и Кебет - входили в круг друзей Сократа. Учитель Аристоксена пифагореец Ксенофил также переселился в Афины, где умер в возрасте 105 лет. Пифагорейцами были друзья Платона Амикл и Клиний, которые (согласно не очень достоверному свидетельству Аристоксена) отговорили его от идеи собрать и сжечь все сочинения Демокрита (Аристок. фр. 131). В дружеских отношениях с Платоном был и Архит, спасший его однажды от гнева тирана Дионисия Младшего. Кроме пифагорейцев, занимавшихся (наряду с политикой) философией, наукой, медициной и музыкой, IV в. до н. э. были известны и пифагористы или пифагорействующие, - так называли их комедиографы, избравшие этих людей одной из любимых мишеней для насмешек. В идеях Пифагорейского союза синтезировались все достижения самого Пифагора, его нравственные, этические и философские принципы. Это поистине идеалистическая школа, стремившаяся к превосходству во всем - в религии, науке, философии. Пифагору удалось собрать в рамках союза лучших людей того времени, обладающих различными талантами, в частности, прекрасных управленцев, больших знатоков наук и политики. Тот факт, что Пифагор завоевал столь большую популярность, объясняется незаурядностью личности самого Пифагора, присущей ему мудростью, умением вдохновлять людей, убеждать их. Нельзя не сказать и о высокой нравственности тех идей, которые выдвинул Пифагор, высоте его жизненных ценностей и принципов. Наконец, Пифагор являлся прекрасным политическим оратором и талантливым религиозным проповедником. Все, что имело отношение к внутренней деятельности школы, было окружено таинственностью. Например, в строжайшей тайне хранился ритуал посвящения в члены пифагорейского братства. За разглашение тайны полагалось суровое наказание. Пифагор лично отбирал людей для своего союза. Как отмечает Ямвлих, когда к Пифагору приходил новый человек, то он не сразу соглашался принять его в союз, а устраивал проверку, чтобы составить собственное обоснованное мнение о данном человеке. То есть, отбор в орден пифагорейцев был достаточно строгим. Новичкам полагалось на протяжении нескольких лет слушать Пифагора, не видя его, а право видеть учителя получали только те, которые на протяжении нескольких лет очищались музыкой и аскезами. Важно заметить, что пифагорейский аскетизм совершенно не имеет общего с христианским аскетизмом. В первую очередь, Пифагор говорил о важности соблюдения обета молчания, это самая главная аскеза для новичков. Смирению своего языка и слов, научению размышлениям в пифагорейском союзе уделялось особое внимание. Школа Пифагора имела много схожих черт с восточным религиозным союзом. Туда принимались мужчины, успешно прошедшие все испытания. Организация жизни в школе была подчинена строгим правилам. В первоначальном виде существование Пифагорейского союза было недолгим, поскольку через некоторое время он пал под натиском политических противников пифагорейцев. Далее мы обратимся к рассмотрению тех нравственных принципов, которые проповедовал Пифагор. В первую очередь, Пифагор учил, что человеку следует избегать хитрости, заботиться о своем физическом теле, не допускать развития невежества в душе, не жить в роскоши, не допускать смуты (в делах управления), в своей семье избегать ссор. Пифагор говорил, что есть три вещи, к которым должно стремиться человеку, а именно, речь идет о прекрасном и славном, полезном для жизни, доставляющем наслаждение. Однако под наслаждением Пифагор подразумевал не сладострастие, чувственные излишества, а то, что направлено на прекрасное и праведное. Следует сказать о существовании системы морально-этических правил, которую Пифагор завещал своим ученикам. Эти правила объединены в своего рода моральный кодекс пифагорейцев под названием «Золотые стихи». Этот кодекс подвергался переписыванию и дополнениям на протяжении тысячелетия. Конечно же, пифагорейцы вели особый образ жизни. Пифагорейцы начинали своей день со стихов, мнемонических упражнений, которые развивали память, давали возможность запоминать большое количество информации. После выполнения данных упражнений им надлежало пойти и встретить восход солнца, обдумать дела на текущий день. После следовала гимнастика. Затем только пифагорейцы переходили к завтраку. Вечером они купались, совершали прогулки, ужинали, затем делали подношение богам, читали. Перед отходом ко сну каждому надлежало отчитаться самому себе о прошедшем дне, о том, чего удалось достичь в этот день. В пифагорейской школе особое внимание уделялось медицине и психотерапевтическим практикам (здесь мы, конечно же, используем современный термин). Здесь речь идет о разработке приемов улучшения умственных способностей, умения слушать и наблюдать, развития памяти (механической и смысловой). Для пифагорейцев важность представляло как физическое, так и духовное развитие. Именно в недрах пифагорейской школы произошло рождение особого термина «калокагатия», который обозначал греческий идеал человека, в котором органично сочетаются эстетическое и этическое начала, красота и доброта, в котором царствует гармония между физическими и духовными качествами. Пифагорейцы считали, что для человека самое пагубное явление - это анархия. Человеку необходимо находиться под грамотным руководством. Высшей же властью обладает Бог. Данный принцип был основополагающим для пифагорейцев, весь свой образ жизни они выстраивали в соответствии с принципом следования Богу. Таким образом, самое высокое почтение должно отдаваться Богу, затем - правителям, родителям, старшим, закону. Этическое учение пифагорейцев также включало в себя разные способы обращения с людьми в зависимости от того, какой статус они занимают в обществе. Их образ жизни основывался на подчинении самым авторитетным и мудрым. Конечно же, пифагорейский идеал тесно связан с гибкой, приспособленной к исполнению правящими группами общества социально-политической концепцией. Пифагорейская этика основана на авторитете закона и общества, она требует придерживаться законов и обычаев, традиций. 2. Религиозно-философские и научные воззрения Пифагора и пифагорейцевЧто касается религиозно-философского учения раннего пифагоризма, то здесь принято различение двух частей: «акусмата» (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и «математа» (знание, учение, наука), т.е. собственно знания. Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д. Пифагорейцы отличались большим количеством символических изречений. Устав общества определялся собранием данных изречений, которые назывались акусмы. Из особенно важных можно назвать следующие предписания: ). Не надо подтачивать душевные силы страстями или горем. ). Следует избегать общения с гневными людьми. ). Перед смертью не следует цепляться за жизнь. ). Следует избегать праздной жизни. «Есть мнение, что первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце - символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть». Что же касается космогонических и собственно научных воззрений пифагорейцев, то именно Пифагор и пифагорейцы впервые стали называть мир космосом, здесь подразумеваются гармония и совершенство космоса. Неслучайно в переводе с греческого языка слово «космэ» означает красота. Пифагорейцы считали, что источником совершенства космоса являются определенные числовые соотношения, являющиеся основой движения небесных светил, кроме того, именно на них основана и музыкальная гармония. Пропорции человеческого тела также подчинены этим соотношениям. Вне всякого сомнения, арифметика и геометрия обладали особой значимостью для членов пифагорейского союза. Занятиям данными науками они уделяли большое внимание. Легенда гласит, что Пифагором была доказана известная теорема о равенстве суммы квадратов катетов в прямоугольном треугольнике квадрату гипотенузы. С тех пор эта теорема носит его имя. Однако пифагорейцами посвящались разные углы треугольника различным богам. В самом числе последователями Пифагора виделось не только универсальное орудие счета. Для них каждое число обладало глубоким мистическим смыслом. Например, особым было отношение пифагорейцев к числам «три» и «десять». По словам Аристотеля, который передает нам взгляды пифагорейцев, все мироздание пифагорейцы передавали «троицей». Небесных сфер в учении пифагорейцев было десять. Таким образом, мы можем видеть в учении пифагорейцев сочетание мистики и логики. В определенной мере данная тенденция была свойственна многим греческим философам ранней эпохи. Таким образом, можно говорить об основной философской направленности учения Пифагора - это есть философия числа. Пифагорейцы не делали отличия чисел от вещей, соответственно, вещи они воспринимали в качестве числового образа. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, к примеру, речь идет о добре или добродетели. Затем они стали трактоваться в качестве сущностей, принципов и причин вещей. Число является началом всего, в числах содержится сходство со всеми явлениями, числа включают в себя все первичные элементы математических начал. Вначале понимание числа пифагорейцами было чисто физическим, а именно, числа рассматривались в качестве особых протяженных вещей, из которых формируются предметы чувственного мира. Числа являются началом и элементом всего сущего. Логическая основа этого представления заключалась в геометрическом понимании чисел: единица является точкой, двумя точками определяется прямая линия, три точки уже составляют плоскость. Отсюда берут свое начало представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник является первоисточником рождения и сотворения разных видов вещей. В квадрате заложен образ божественной природы, эта фигура является символом высокого достоинства, ибо прямые углы придают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой. Особо стоит сказать о главном символе пифагорейцев - о пифагорской звезде, которая образовывалась диагоналями правильного пятиугольника. Если мы обратимся к анализу живой природы, то увидим, что звездчатый прямоугольник является распространенной формой в живой природе (цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.), но при этом совершенно не встречается в неживой природе. Симметрия пятого порядка называется симметрией жизни. Здесь речь идет о своеобразном защитном механизме живой природы против кристаллизации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эта геометрическая фигура пифагорейцами была выбрана как символ здоровья и жизни. Пифагорейская пентаграмма представляла собой и особый тайный знак, по которому пифагорейцы могли узнавать друг друга. В качестве священного числа пифагорейцы почитали число 36, так как оно включает в себя единицу, символизирующую единство бытия и мира, двойку, являющуюся символом принципиальной полярности во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д.; тройку, которая есть совершенное число, так как обладает началом, серединой и концом. Можно сделать вывод, что числа у пифагорейцев - это основополагающие универсальные объекты, к которым предполагалось сведение не только математических построений, но и всего многообразия действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия обладали математической окраской. Науке о числах отведено особое место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика обрела статус философии в учении Пифагора и его последователей. Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю число является основанием оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое обладает числом. Без числа невозможно понимание и познание, причем, это имеет отношение ко всем объектам и явлениям. Пифагорейское учение в своей начальной стадии развития представляет собой исторически первую попытку (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постичь количественную сторону мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Например, в сфере геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным. Арифметизация геометрии означает, что пространственные отношения выражены в «чистых» числах, а значит, возможен процесс их постепенного отторжения от отношений в объективной реальности, которая ими, собственно, представляется. Возможность проведения мысленных манипуляций с числами (как абстрактными объектами) является причиной понимания их в качестве самостоятельно существующих объектов. Отсюда вполне логичным выглядит переход к пониманию числа как сущности всех вещей. Это становится причиной принятого пифагорейцами идеалистического объяснения действительности. Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах. Далее следует заметить, что именно пифагорейцами было введено в философию и науку понятие противоположности. Противоположности ими были определены как то, появление чего означает погибель другого. Согласно концепции пифагорейцев, необходимым является исключение противоположностей друг другу. Вместе с тем, пифагорейцами не было разработано ясное понимание того, что противоположности не только исключают друг друга, но и друг друга в то же время предполагают. Но пифагорейцы все же чувствовали общность между противоположностями. Пифагорейцами была составлена таблица десяти пар противоположностей: предел и беспредельное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм. Данная таблица показывает нечеткость понятия противоположности в учении пифагорейцев. Если провести сравнение пар «мужское и женское» и «квадрат и параллелограмм», то можно заметить, что они являются разными вещами, и непонятно, почему квадрат и параллелограмм являются противоположностями. Женское не только исключает мужское, но и предполагает: в женском нет смысла без мужского. Но то же самое мы не можем сказать о квадрате и параллелограмме: они только исключают друг друга, но ни в коей мере не предполагают. Возможно спокойное существование квадрата и без параллелограмма. То есть, все эти понятия и категории еще следовало уточнять. Однако пифагорейцам удалось уяснить, что основой гармонии мира как раз и является сочетание противоположных начал, равно как и музыкальная гармония включает в себя сочетания высоких тонов с низкими. Большой вклад пифагорейцев в мировую философию заключается в открытии того, что существенная сторона действительности составлена количеством, выражаемым посредством таких категорий, как величина, пропорция, численность. До пифагорейцев греческой философии было известно только качество. Впоследствии меру уже будут понимать в качестве единства качества и количества. Космология пифагорейцев достаточно интересна, следует сказать о ее существенном влиянии на космологию Аристотеля и Птолемея. Дело в том, что пифагорейцы, «в отличие от астрономов Египта, впервые попытались построить систему мироздания, иначе говоря, его теорию. И в этом выразилась та страсть греков к теории, которая как раз и отличала их науку от науки более древних цивилизаций. Это было не простое эмпирическое описание, а некоторая объяснительная модель мира. В частности, пифагореец Филолай в центр мироздания поместил Мировой огонь, вокруг которого у него обращаются Солнце, Луна, Земля а также пять планет и сфера неподвижных звезд. Все они светят отраженным светом Мирового огня. Характерно, что для достижения совершенного числа небесных тел, выраженного в числе 10, Филолай ввел в эту первую не геоцентрическую систему Противоземлю. По его мнению, невидимая Противоземля находится между Землей и Мировым огнем». Конечно же, важно обратить особое внимание на учение пифагорейцев о «метемпсихозе», или о «переселении душ». Это учение о переселении бессмертных душ из тела в тело является предварением аналогичных взглядов Платона. Очевидно, что вера в переселение душ была заимствована Пифагором во время обучения в Древнем Египте. Пифагор доказывал, что его собственная душа переселяется таким образом уже 216 лет, возрождаясь человеком через равные периоды времени. А в промежутках она вселялась в растения, животных и пребывала в Аиде. Душа является созданием божественным, в тело она заключена, поскольку должна понести наказания за прегрешения. Высшая цель жизни состоит в освобождении души от темноты телесности, не допущении ее перерождения в другом теле. Чтобы достигнуть данной цели, и следовало придерживаться морально-нравственных принципов поведения. Необходимо заметить, что данное учение достаточно скептически воспринималось современниками. Что же касается иностранного влияния на учение и загробном мире и переселении душ, то оно очевидно. Для этого достаточно вспомнить некоторые моменты религиозного учения Древнего Египта. В религии и культуре Древнего Египта смерть воспринималась как нечто неестественное, противоречащее культу жизни. Соответственно, главнейшей доктриной египетской религиозной традиции была вера в бессмертие души. Страстное желание бессмертия определяло мировоззрение египтян и религиозную мысль египетского общества. Считается, что именно в Древнем Египте протест против смерти нашёл наиболее яркое, конкретное и законченное выражение. Стремление к бессмертию стало в Древнем Египте основой заупокойного культа. В Древнем Египте родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена, а умершего ждёт воскресение. Согласно религиозным воззрениям египтян, человек обладает важнейшими характеристиками: Сах - тело человека, Шунт - его тень, Рен - его имя, Ах - его привидение, Ба - проявление сущности. Ведущую роль играла Ка - душа человека, которая являлась его бессмертным двойником. Ка вновь соединялась сл своим телом для того, чтобы умерший воскреснул. Со смертью погибает только материальная основа человека, а душа может жить вечно, если для этого создать все необходимые условия. Так и родился знаменитый таинственный заупокойный культ в Древнем Египте. Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Так родилось искусство создания мумий. Для продления жизни после смерти строились специальные усыпальницы для тела: египтяне полагали, что хрупкой бессмертной душе удобнее будет вернуться в своё прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и хорошо защищённой от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят лет после смерти, при условии, что погребальный ритуал был соблюдён, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет египтянам представлялся чередой препятствий, там на каждом шагу преследовала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мёртвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мёртвых, и даются подробные советы, как их избежать. В данных книгах также приводятся гимны, которые следовало исполнять перед богами для того, чтобы заслужить их расположение, есть указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Кроме того, в этих книгах приводились магические заклинания, способные обезвредить врагов. Считалось, что если умерший успешно прошёл все испытания, он попадает в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окружённый другими богами. Здесь и происходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, а на другую - страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из более чем 40 богов задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся жизненным сводом правил для египтян. Ответы должны были быть отрицательными. Праведный египтянин должен говорить примерно следующее: «Я не причинил людям зла, я не мучил животных, я никого не убил, я чист». Приговор выносил верховный бог - Осирис. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить своё существование в утробе страшного чудовища Амелит - Пожирательницы - существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, то умерший мог вступить в царство Осириса. Царство Осириса по представлениям древних египтян не было раем, так как там обитали страшные чудовища, львы, змеи, скорпионы, крокодилы. Кроме того, там необходимо было работать. Однако за умершего работу могли выполнять рабы - статуэтки, положенные в могилу при погребении. Наконец, если умершему не удавалось избежать второй смерти, вторичная смерть становилась окончательной, что означало полное небытие человека. Большое значение для понимания концепции загробного мира и заупокойного культа древних египтян имеет древнеегипетская погребальная литература. Самым ранним по времени записи произведением являются «Тексты пирамид». Эти тексты начали записываться во времена V династии. Крушение Древнего Царства ознаменовали появление нового сборника погребальных текстов, которые получили распространение в эпоху Среднего Царства - «Текстов саркофагов», писавшихся на стенках больших прямоугольных гробов. Отчасти «Тексты саркофагов» основываются на погребальных верованиях основной части населения Древнего Египта. В отличие от «Текстов пирамид», где основную роль играют божества солярного культа, в них на первый план выдвигаются божества подземного мира - хтонические, и в первую очередь Осирис, называемый благим богом, повелителем царства мёртвых, которому уподобляется покойный. Во времена Нового царства «Тексты саркофагов» уступают место следующему по времени записи сборнику погребальных текстов, писавшихся теперь на свитках папируса. В науке этот сборник имеет название «Книга мёртвых». «Подлинное его наименование - «Изречения выхода днём», в котором, собственно, и заключена основная цель произведения: помочь пройти через суд Осириса - взвешивание сердца на весах, где оно не должно оказаться из-за грехов тяжелее пера Маат, лежащего на другой чаше, - достичь полей вечного блаженства и, наконец, в ладье бога Ра, совершающего своё еженочное плавание по небу загробного мира, через Врата Неба вновь вернуться на землю». Важнейшей частью заупокойного культа в Древнем Египте являлось возведение культовых архитектурных сооружений. Памятники древнеегипетской архитектуры служили в качестве монументального вечного жилья. Гробница являлась «домом вечности». При погребении и мумификации древние египтяне более всего заботились о сохранности головы, самым страшным, что могло случиться с телом, было отрезание головы или сожжение тела умершего. Египтяне конечно же предполагали, что мумия может и не сохраниться. Для этого в специально замурованной нише египтяне ставили также статую умершего, в которую могли вселиться Ка, Ба и Эб. Меж погребальными пеленами помещали амулет в виде Ока Уджат, а на сердце - амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно. В Древнем Египте впервые появилась идея возмездия, расплаты за совершённые деяния на земле. 125 глава «Книги мёртвых» посвящена загробному суду над человеческой душой. Таким образом, очевидно, что Пифагор находился под сильным влиянием данных идей и представлений. Религия и мораль Пифагором рассматривались в качестве основных атрибутов упорядочения общества. Следует сказать о существенных отличиях пифагорейского подхода к религии и душе от греческих традиций той эпохи. Пифагорейский подход очевидно сформировался и под влиянием элементов персидской и индийской мистики. Учение Пифагора о бессмертии души основано на принципе подчиненности человека воле богов, первоначально следует почитать бессмертных - богов. Особым почтением должны пользоваться и богоравные умершие. Можно сказать о тесной связи религиозных взглядов пифагорейцев с их политическими идеями, пониманием ими морали. Пифагорейцы считали, что социальная гармония должна основываться на абсолютном подчинении демоса аристократии. То есть, мы наблюдаем соединение в концепции Пифагора религиозного и нравственного. Именно из религиозных и нравственных взглядов Пифагора проистекают требования к организации структуры, деятельности пифагорейского союза, в котором классовость религиозных, социальных и этических взглядов Пифагора проявляются более отчетливо, чем в других моментах. Исходя из вышесказанного, становится очевидно, что именно Пифагором было употреблено понятие космос в его современном смысла, чтобы определить все мироздание, обозначить его главный аспект - упорядоченность, симметрия, красота. Пифагорейцы отстаивали тезис о том, что порядок и симметрия являются полезными и прекрасными, тогда как от беспорядка и асимметрии происходят безобразия и вред. Далеко не каждый человек способен увидеть красоту Вселенной, поскольку для этого необходимо самому быть этого достойным. Именно с этим и связано стремление пифагорейцев к ведению правильного и прекрасно устроенного образа жизни. Каждому человеку надлежит в своем микрокосме поддерживать красоту и порядок. Весь образ жизни пифагорейцев был направлен на достижение высокой космической цели перенесения гармонии мироздания в земную жизнь человека. Космогония пифагорейцев может быть определена не только как философская школа, являющаяся религиозным орденом, но в качестве некоего направления исследований, посвященных числовым основам мироздания. По этой причине учение Пифагора оказало столь сильное влияние на взгляды Платона, неоплатонизм, развитие кабалистики в более поздний период. Космогония пифагорейцев может быть описана в качестве мира, слагающегося из предела и беспредельного, есть сфера, которая появляется в беспредельной пустоте и вдыхает ее в себя, тем самым, происходит ее расширение и разделение. Таким образом формируется мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середину мира помещены огонь, дом Зевса, связь и мера природы. Далее следуют Противо-земля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Введение Противоземли обусловлено необходимостью круглого счета, она является десятым небесным телом, посредством ее существования объяснялось наличие лунных затмений. Источником происхождения космических тел является центральный огонь, сами космические тела прикреплены к хрустальным сферам, осуществляют свое вращение вокруг центрального огня. Вращение планет, в том числе и Земли, осуществляется с запада на восток, мы не видим центральный огонь, так как к нему планеты обращены одной стороной. Лучи центрального огня, отраженные Солнцем, согревают наше полушарие. Вне всякого сомнения, космология пифагорейцев является значительным шагом вперед. Пифагорейцы отказались от принципа геоцентризма, признали шарообразность формы Земли, уже знали об ее суточном обращении вокруг центрального огня, объясняли солнечные затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной. Многие из этих достижений дали возможность развиваться астрономии, послужили для этого мощным толчком. Однако на физической стороне пифагорейцы не остановились. Ими была создана определенная логическая схема мироздания, которая соотнесена с нравственными оценками. Этот аспект, как мы уже отмечали ранее, реализован в учении о противоположностях, что представляется в качестве предела и беспредельного, нечетного и четного, единого и многого, мужского и женского, покоящегося и движущегося, светлого и темного, хорошего и дурного, четырехугольного и разностороннего. И здесь дело заключается не только в противопоставлении, но и соединении противоположностей. Ямвлих отмечал, что Пифагором никакая вещь не признавалась как чистая, он говорил о том, что все смешано, все представляет собой синтез земли с огнем, огня с водой, воздуха с ними, прекрасного с безобразным, справедливого с несправедливым. Что касается основополагающей для пифагорейцев идеи гармонии, то она берет свои истоки возможно даже не у Пифагора, а у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этим врачом рассматривалось все сущее в качестве продукта соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что здоровье можно сохранить, если поддерживать равновесие между силами влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них как раз и вызывает болезни. Здоровье является соразмерным смешением таковых сил. Это соразмерное смешение пифагорейцы и называли «гармонией». Все на свете пребывает в гармонии - боги, космос, так как все его элементы едины, неразделимо целые. ЗаключениеПифагор занимался геометрическими задачами, однако уделял большое внимание взаимоотношениям чисел, изучению зависимости между числами, что связано с высоко развитым уровнем абстрактного мышления. Посредством изучения характера чисел, отношений между числами, Пифагор постигал определенную реальную суть вещей. К примеру, единица являлась обозначением начала всего, непрерывности, положительности, всеобщей сущности. Двоица - это олицетворение противоположности, различия, особенного. Первые четыре числа Пифагор рассматривал как самые основные. Если взять за основу геометрическую интерпретацию, то здесь мы увидим соответствие данным числам точки, прямой, квадрата и куба. В сумме эти числа дают число «девять», которое пифагорейцы рассматривали как идеальное число, обладающее божественной сущностью. Десять - это число, на которое возможно переведение всех вещей и явлений мира с противоположностями. В целом, учение пифагорейцев - это первая попытка постичь количественную сторону мира. Научный математический подход к миру заключается в том, что объясняются количественные отношения между реально существующими вещами. Числа рассматриваются в качестве самостоятельно существующих объектов. Исходя из этого, числа вполне могут быть названы сущностью вещей, как полагали пифагорейцы. При этом происходит подчинение всех существующих противоположностей всеобщей универсальной гармонии космоса, однако столкновения этих противоположностей не происходит, они вступают в борьбу, подчиняясь гармонии сфер. Что касается религии и морали, то их Пифагор рассматривал в качестве основных атрибутов упорядочения общественной жизни. Учение Пифагора о бессмертии души основано на том, что человек полностью подчинен богам: «Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай, Их почитая, также отдай уважение богоравным умершим». Мораль Пифагора - это обоснование определенной гармонии в социуме, которая опирается на то, что демос подчиняется аристократии. Таким образом, характеризуя эту школу более точно, следует сказать, что в первую очередь она являлась мощным религиозным движением, орденом, сложившимся в рамках орфизма. Достаточно часто этот орден и играл важную роль в политической жизни. В общине пифагорейцев свято хранили память о великом Пифагоре. Пифагорейский орден отличался наличием сложного ритуала и строгой системы посвящения. Все обряды хранились в тайне. И не все члены общины могли участвовать в таинствах пифагорейского союза. Этим правом обладала элита ордена - математики. Что же касается акусматиков (послушников), то им приходилось довольствоваться только внешней, упрощенной частью пифагорейской доктрины. Пифагорейцы практиковали аскетический образ жизни. Пифагорейство - это первое идеалистическое философское направление в античной Греции. Научная математическая сторона у них тесно связана с мистической, с обожествлением чисел. пифагорейский философия этика религиозный Список литературы1. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. - Л., 1990// . Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 2001. . Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. . Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. . Томашевич О.В., Чегодаев М.А. Древние египтяне./О.В. Томашевич, М.А. Чегодаев//Мифы и религии мира. - М., 2004. . Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. - Ростов н/Д, 2007. |