Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же такое позитивизм Позитивизм

  • Список литературы

  • Философия. философия2023. Философия позитивизма. Огюст Конт 2


    Скачать 24.2 Kb.
    НазваниеФилософия позитивизма. Огюст Конт 2
    АнкорФилософия
    Дата28.04.2023
    Размер24.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия2023.docx
    ТипРеферат
    #1096285

    Содержание


    Реферат на тему: Философия позитивизма. Огюст Конт 2

    Введение 2

    Что же такое позитивизм? 3

    Первый позитивизм 4

    Конт - основоположник позитивизма 5

    Заключение 7

    Список литературы 8



    Реферат на тему: Философия позитивизма. Огюст Конт

    Введение

    Через 30-40 лет. XIX век. Возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857). Это называлось философией позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм распространяется в Англии, Германии и других странах Западной Европы. К нему проявляют интерес и мыслители в России. Во Франции позитивизм наиболее заметно представлен Огюстом Контом (1798–1857), в Англии - Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) и Гербертом Спенсером (1820–1903); Якоб Молешотт (1822-1893) и Эрнст Геккель (1834-1919) - в Германии, Роберто Ардиго (1828-1920) - в Италии. В разных странах позитивизм по-разному переплетается с разными культурными традициями.         

    Во Франции он вписывается в рационализм картезианского и образовательного толкования. В Англии он развивается на основе эмпиризма и утилитарных традиций. В Германии это принимает форму сухого сциентизма и материалистического монизма. В Италии он приобрел черты ренессансного натурализма, что нашло отражение в акценте на педагогике и антропологии. Петербург,   

    Позитивизм - сложное движение, которое доминировало в европейской культуре - философии, политике, педагогике, историографии и литературе - с 1840 года и почти до начала Первой мировой войны. Европа вступала на путь индустриальной трансформации и социальных последствий этой революции. были поразительными. Применение научных открытий трансформирует весь мир производства: растут города, транспортные сети, столицы, медицина побеждает инфекционные болезни, прежнего баланса между городом и деревней больше нет. Образ жизни меняется до неузнаваемости. Казалось, что инструменты для решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже образовании) освоены, и поэтому социальный прогресс очевиден и не остановить.    

    Основоположником позитивизма является французский мыслитель О. Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: Долой метафизику, да здравствует физика!. Поиск первых и последних начал бытия - занятие абсолютно недоступное и бессмысленное. Их просто не существует. Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е. - М.: МИЭМП, 2005, с. 49 Философия в том виде, в каком она существовала раньше, по мнению Конта, была бесполезной и ненужной. В конце концов, только частные науки могут быть источником подлинного знания, поскольку все явления подчиняются законам природы. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, она должна полагаться на себя. Наука - это собственная философия. Поэтому цель новой, позитивной философии, с точки зрения О. Конта, - развитие методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия - это синтез, совокупность общенаучных положений всего положительного естественнонаучного и общественного материала.            

    Что же такое позитивизм?

    Позитивизм (лат. Positivus - позитивный) - парарадигмальная гносеологическая методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено в результате чисто научного (не философского) знания; Программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии (метафизики) как познавательной деятельности, имеющей синтезирующий и прогностический потенциал в контексте развития конкретного научного познания. 

    В соответствии с тем, как позитивные науки - в отличие от предыдущего умозрительного знания - должны опираться на факты наблюдения и эксперимента, полезная философия, по-видимому, должна заняться изучением реального знания и реального процесса познания, как они осуществляются. в уважаемых науках. 

    Первый позитивизм


    Несмотря на то, что в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить набор основных черт, позволяющих говорить о позитивизме как о движении мысли.

    В отличие от идеализма, позитивизм подтверждает науку как главное: мы знаем только то, что наука сообщает; единственный метод познания - это естественнонаучный метод. 

    Натуральный метод работает не только при изучении природы, но и общества.

     Вот почему социология, понимаемая как наука о естественных фактах, т.е. Человеческие отношения - довольно показательный продукт философской программы позитивизма. 

    Позитивизм вознес науку до небес как единственное средство решения всех проблем, которые веками мучили человечество.

    Общий оптимизм знаменует собой эпоху позитивизма с его верой в неизменность прогресса (иногда понимаемого как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), будущего благосостояния и человеческой солидарности.

    Позитивизм (за возможным исключением Дж. С. Милля) характеризуется некритичной, часто поспешной и поверхностной верой в непрерывный беспрепятственный рост науки.

    Позитивность науки часто ассоциируется с борьбой против идеалистических и спиритических интерпретаций реальности.

    То есть позитивизм отказывается признавать априорное знание как единственное средство достижения подлинного знания. Позитивисты выделяют научные методы как единственное средство научного познания. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты считают, что наука способна раскрыть естественное в процессах, происходящих в природе и обществе, и вера в прогресс также характерна для позитивизма.   

    Конт - основоположник позитивизма


    Огюст Конт (1798-1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был студентом и секретарем (а затем решительным противником) Сен-Симона, а также выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшая кузница кадров повстанческих войск, позже преобразованная в Школу инженеров и техников). Увлечение математикой не помешало ему прочитать работы английских эмпириков Дидро, Даламбера, Тюрго и Кондорсе. Конта часто называют родоначальником французского позитивизма и отцом социологии.   

    Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде Курс позитивной философии (1830 - 1842), в труде Дух позитивной философии (1844) и в труде Система позитивной политики (1852 - 1854 г.).

    По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием реальности, ее предметов и явлений, отказавшись от попыток раскрыть их сущность.

    В своей работе Курс позитивной философии Конт пишет:... Мне кажется, я открыл великий фундаментальный закон, согласно которому с неизменной необходимостью можно установить, как с помощью наших рациональных доказательств, так и путем тщательного анализа. прошлого, исторической достоверности. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий обязательно проходит три теоретически различных стадии: теологическую, или фиктивную, стадию; стадию метафизическую или абстрактную; научную стадию или позитивную стадию. один... Следовательно, есть три типа философии, или концентрические системы, обобщающие явления, которые исключают друг друга. Первая - это отправная точка, необходимая для человеческого понимания... третья - это фиксированная и определенная стадия, а вторая - предназначено служить перевалочным пунктом.     

    На богословской стадии явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия более или менее многочисленных сверхъестественных агентов. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. Только на положительной стадии человеческий дух, осознавая невозможность достижения абсолютного знания, уже не спрашивает, каковы источник и судьба Вселенной, каковы внутренние причины явлений, а ищет и обнаруживает, сочетая рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства.  

    Следовательно, согласно Конту, на теологической стадии преобладает сила, как, например, при феодализме, метафизическая стадия характеризуется революциями и реформами, например, реформа христианства, а положительная стадия характеризуется возникновение индустриального общества с его бесконечной свободой сознания.

    Конт вводит термин социология как науку об обществе. Как физика устанавливает законы природных явлений, так и социология посредством наблюдений и рассуждений устанавливает законы социальных явлений. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, а социальная динамика изучает законы развития общества, главными из которых являются закон трех стадий и закон прогресса.   

    Однако вся социология Конта, подытоживая, состоит из следующих четырех пунктов: Социальная статика изучает условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно необходимыми этапами, история человечества - это развитие человеческой природы; 3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к положительной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое чревато настоящим, и человечество состоит больше из мертвых, чем из живых; 4. Социальная физика - необходимое условие рациональной политики. Проблема в том, что политика находится в руках юристов и писателей, которые ничего не знают о функционировании общества.          

    Хотя идеи Конта подвергались критике, эта критика не могла предотвратить распространение позитивизма. Такие идеи, как идея о важности науки для прогресса человечества, критика непроверяемых идей, идея социологии как автономной науки, акцент на традиции, признание историчности фактов, идея единство научного метода, мотивы положительного и длительного влияния истории научной мысли. 

    Следует также отметить, что закон трех стадий - это не что иное, как метафизика истории, явно противоречащая позитивному методу. Ведь классификация наук полна двусмысленностей: простота и сложность объекта всегда определяются выбранными критериями и не могут рассматриваться как абсолютные атрибуты объектов. 

    Заключение


    Одно из самых влиятельных течений в буржуазной философской мысли - позитивизм. Как самостоятельное направление позитивизм оформился уже в 30-х годах 19 века. и за более чем вековую историю он эволюционировал в направлении все более четкого определения присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.  

    Понятие позитивизм означает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций, поскольку метафизические объяснения позитивисты считают теоретически невыполнимыми и практически бесполезными, и обращаются к изучению позитивного знания. В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о соотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинные, положительные (положительные) знания о реальности могут быть получены только в форме результатов отдельных частных наук или их синтетической комбинации, и что философия как особая наука, претендующая на быть содержательным исследованием особой сферы действительности, не имеет права на существование. Позитивизм как философское направление исходит из того, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе добывается в специальных науках, что позитивная наука должна отказаться от попыток осмыслить первые начала бытия и познания, которые философия с тех пор стремится к его возникновению. Таким образом, позитивное знание и позитивная наука противопоставляются традиционной философии как метафизике.     

    Таковы некоторые из результатов и тенденций эволюции позитивистской философии. Эта философия сегодня не только лишена крупных и влиятельных концепций, но и во многом утратила доверие к себе, охотно признавая возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно метафизических направлений. Идея о возможности исключения из науки конкретных философских проблем мировоззрения и превращения философии в некую особую техническую дисциплину оказалась мифом.  

    Список литературы


    1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-е издание, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2012.    

    2. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1975.   

    3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Ред. Скакун В.М., 1987.     

    4. Орлов С.В. О-66 История философии. - СПб.: Питер, 2014.  

    5. Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е. - М.: МИЭМП, 2016. 

    6. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2010.    


    написать администратору сайта