Главная страница

Принцип экономии мышления. Философия права


Скачать 43.63 Kb.
НазваниеФилософия права
АнкорПринцип экономии мышления
Дата11.08.2022
Размер43.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPrintsip_ekonomii_myshlenia_Sila_i_slabost_4.docx
ТипРеферат
#644396


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»
Интернет-институт

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Философско-методологические основания системного и критического мышления
Принцип экономии мышления: сила и слабость 
Выполнил: Абрамов Евгений Сергеевич

Проверила: Петракова Ирина Николаевна


Тула 2022

Содержание

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 10

Список используемых источников 12

Введение



Впервые вопрос об экономичности мышления был поставлен австрийским физиком, философом-позитивистом и механиком Эрнстом Махом (1838-1916).

Суть этого когнитивного феномена заключается в том, что человеку свойственно в непонятной для него ситуации искать наиболее простое и не требующее долгих размышлений объяснение, даже если велика вероятность его ошибочности. В позитивистской философии под этим часто понимают принцип достижения максимума знаний при минимуме используемых познавательных средств.

С одной стороны, логичность такой экономии в условиях тотальной неопределённости позволяло человеку на более ранних этапах развития быстро и оперативно принимать верное решение с наибольшей вероятностью. С другой – в современных условиях такое отношение к познанию приводит к многочисленным когнитивным искажениям, стремлению упрощать сложную картину мира и сводить всё к простым бытовым объяснениям.

Данный вопрос особенно актуален в условиях информационной избыточности среды, многочисленных и насыщенных потоков информации современного общества.

Целью работы является попытка рассмотреть особенности принципа экономии мышления, выявить его сильные и слабые стороны.

Основная часть



Основная функция процессов мышления — ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений на основе использования различных средств и способов: путем воздействия предметов друг на друга, путем использования орудийных средств и средств измерения, путем включения в организа цию мышления знаков и символов.

Процессы установления межпредметных связей и от ношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это мыслительные операции на уровнях наглядно-действенного, наглядно-образного (конкретно-образно го), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логического) мышления.

• Каждый новый уровень установления межпредметных связей и отношений развивается на основе нижележащих уровней.

• Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к понятийным формам мышления.

• На каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абстрагирование — обобщение и конкретизация и др.1

На словесно-логическом уровне в качестве средств ор ганизации мышления выступают знаки и символы, которые позволяют:

а) фиксировать результаты мыслительной деяте льности человека в логических формах понятий, суждений, умозаключений;

б) организовывать и осуществлять предва рительную ориентировку в реальности на основе выполне ния умственных операций и действий.

В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с помощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации (см. ниже: теории памяти). При этом отмечается, что мышление:2

• предполагает использование имеющейся информации (знаний) и ее преобразование:

а) в форме образных и пространственных репрезентаций;

б) в вербальной форме и логически организованной форме; •

может приводить к конструированию новых репрезента ций (образов, понятий, межпонятийных схем) путем пре образования исходных репрезентаций;

• носит направленный характер:

а) на выбор, планирование и принятие решений при наличии множества альтернатив;

б) на решение проблем, обеспечивающих достижение определенного результата.

«Экономии мышления» — субъективно-идеалистическое положение, по которому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом («Принцип сохранения работы», 1872) и Авенариусом («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил», 1876); распространен в современной буржуазной философии. «Экономии мышления» принцип подвергнут резкой критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как идеалистический, поскольку истинность научных положений определяется не тем, насколько они «экономят» мысль, а их соответствием объективному миру.3

По мнению Маха, что самые простые, самые экономные теории сберегают ресурсы памяти и умственных усилий, используя абстрактные понятия и законы вместо того, чтобы вникать в формальные детали каждого отдельного события или эксперимента.

С теорией экономного мышления может ассоциироваться теория экономного человека, согласно которой люди поступают рационально и в своих интересах

Теория экономического человека — это идея о том, что люди принимают решения, основываясь на том, что, по их мнению, максимизирует их благосостояние и принесет им наибольшую финансовую выгоду. Он предполагает, что люди стремятся максимизировать собственные интересы.

Теория экономического человека — это фундаментальный принцип экономики, который гласит, что люди рациональны и всегда действуют в своих собственных интересах. Другими словами, люди принимают финансовые решения, основываясь на том, что, по их мнению, принесет им наибольшую выгоду.

Во имя "экономии мышления" объявляется существующим только ощущение. И причинность и материя объявляются "устраненными" во имя той же экономии, т.е. получается ощущение без материи.

Мах считал, что суть науки составляет экономия описания и понимания, он выдвинул принцип экономии мышления.4 Материя, атом, молекула — экономичные символы физико–химического опыта. Из теоретических концепций, предпочтительней та, которая наиболее просто объясняет данный тип явлений. С точки зрения Маха, экономное взаимное приспособление суждений в одной сфере знаний возникает тогда, когда будет найдено наименьшей число независимых суждений, из которых другие суждения выводятся. Функцией науки становится описательная функция. Мах убрал и предсказательную функцию науки.

Что касается, с другой стороны, философской трактовки интуиции Пуанкаре, то она сочетает признание интуиции как способа формулирования неопределимых исходных понятий и недоказуемых положений (аксиом) математики с кантианским, по сути дела, пониманием интуиции как способности осуществлять «синтетическое суждение a priori». Первое утверждение представляет собой констатацию того, что кроме логической дискурсивности в математике необходим еще и иной способ, позволяющий формулировать некоторые содержательные положения. Этот способ Пуанкаре и называет интуицией; вопрос о ее действии в рамках математики есть вопрос математический. «Логика и интуиция имеют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны. Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретения». Но вопрос о смысле самого понятия интуиции — вопрос философский, и оценка его решения, данного Пуанкаре, может быть, с точки зрения диалектического материализма, только негативной.

Ведь то, что Пуанкаре понимал как спонтанную интуицию, есть, по существу, нечто совсем иное, а именно акт сознательной фиксации положений, которые сложились и выкристаллизировались в математическом мышлении на основе миллиарды раз повторявшейся практики. И поскольку логические законы мышления также выступают как закрепление миллиарды раз повторявшейся человеческой практики, в этой последней диалектический материализм видит общий корень и «интуиции», и последовательного логического мышления, которые Пуанкаре противопоставляет друг другу.

Можно добавить к этому, что, вводя интуицию, Пуанкаре неизбежно включает в свою математическую концепцию существенные элементы психологизма. Полемизируя с логицистами, он писал: «Рассел, без сомнения, мне кажется, занимается не психологией, но логикой и эпистемологией; я же принужден буду ответить, что нет логики и эпистемологии, независимых от психологии; и это признание, вероятно, прекратит спор, так как выявит непоправимое расхождение взглядов». И на самом деле: выросшее на почве философского осмысления логицизма новое позитивистское течение — неопозитивизм разошелся с махизмом, отказавшись от психологизма, хотя он был обязан махизму многим, и прежде всего субъективно-идеалистической трактовкой чувственно-эмпирического базиса науки.

В начале XX в. эмпириокритицизм широко распространился как в буржуазной философии, так и среди социал-демократической интеллигенции. Под маской «новейшего позитивизма» его сторонники распространяли ревизионистские идеи, пытаясь выхолостить материалистическое и революционное содержание марксизма путем «соединения» его с махизмом. Поэтому В. И. Ленин выступил с резкой критикой махизма как в лице его основоположников, так и их последователей. Выводы Ленина о гносеологической сущности и социальной роли эмпириокритицизма сохраняют свое значение и ныне, еще более подтверждаясь теми тенденциями, которые выступают в ходе эволюции современного позитивизма.

У науки осталась только описательная функция. Физическое исследование: по Маху психология должна исследовать связи между явлениями, физика — между ощущениями. Цель: установление зависимости одних переживаний от других. При этом законы и теория в физике — это лишь средство для достижения целей. В этой связи, с точки зрения Маха, следует не только отстраниться от объяснительной функции физики. Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений.

Таким образом, в основе принципа экономного мышления лежит концепция практической целесообразности знания, как бы сводя науку к описательным функциям и решению прикладных проблем. В этом смысле такой подход реализуются в некоторых научных направлениях, связанных с обработкой больших массивов данных и работе нейросетей, где принцип функционирования до конца не ясен. Тем не менее, нейросеть может выполнять возложенные на неё задачи, хотя даже её разработчики не будут до конца понимать всех принципов её работы или её содержания.

С другой стороны, в современном информационном обществе, базовое понимание естествознания и навыки работы с информацией становятся жизненно необходимы, т.к. человеку даже в условиях комфортной городской жизни приходится обладать базовой научной квалификацией, чтобы полноценно пользоваться медицинскими или образовательными услугами.

Поэтому принцип экономии мышления является интересной философской концепцией, но на практике может свестись к опасному пренебрежению знанием.

Заключение



Таким образом, в заключение мы можем сформулировать основные сильные и слабые стороны «экономии мышления».

Сильными сторонами мы признаем те, что непосредственно экономят наши силы при получении знания, т.е. руководствуясь принципом достаточности, мы определяем целесообразность умственных затрат на получение знания. Например, в условиях экстренной ситуации скорость принятия решения играет огромную роль, поэтому некоторые отрасли научного знания, связанные, в первую очередь, с экстренными ситуациями: например, реанимационное направление медицины, безопасность жизнедеятельности – фактически признают необходимость принятия решения в условиях неопределённости с высокой вероятностью ошибки.

С другой стороны, «экономия мышления» недопустима при проведении научных исследований, т.к. может приводить к редукционизму или когнитивному искажению.

Некоторые образы, навязываемые человеку через различные информационные каналы, могут использовать эту особенность человеческого познания для манипуляции общественным мнением, предлагая людям более удобную и доступную картину мира в ущерб реальному положению вещей.

Однако, стоит заметить, что Э. Мах воспринимал принцип экономии мышления как центральный принцип науки и мышления, сводя всё к оценке ценности и затрат того или иного знания.

Этот принцип он объяснял через изначальную потребность человеческого организма в сохранении и адаптации к окружающей среде, в т.ч. ради экономии сил и рационального распределения имеющихся ресурсов.

Отсюда вытекает главный вывод о природе и задаче экономного мышления: не стоит тратить время и силы на объяснения в самой научной деятельности, т.к. достаточным является описание основных тезисов. Как мы видим, данный принцип используется сегодня в научно-популярной литературе и видео, однако в классической науке, судя по всему, данный принцип так и не прижился.

Список используемых источников


  1. Богомолов А. С., Мельвиль Ю. К., Нарский И. С. Буржуазная философия кануна и начала империализма Учеб пособ. , «Высш школа». 1977 URL: https://scibook.net/istoriya-filosofii/ekonomiya-myishleniya-15737.html

  2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК "Петрополис", 1994.-368с.

  3. Маклаков А. Г. Мышление // Общая психология. -- Санкт-Петербург: Питер, 2001. -- С. 298--331. -- 592 с. -- (Учебник нового века). -- 7000 экз

  4. Маланов С. В. Метологические и теоретические основы психологии. 2005

  5. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 533.

  6. Эдмунд Гуссерль. Логические исследования. Картезианские размышления: логические обоснования [Электронный ресурс] URL: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/331/237/page11.htm (дата обращения 24.04.2022)

1 С. В. Маланов. Метологические и теоретические основы психологии. 2005

2 С. В. Маланов. Метологические и теоретические основы психологии. 2005

3 Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 533.

4 А С Богомолов, Ю К Мельвиль, И С Нарский. Буржуазная философия кануна и начала империализма Учеб пособ. , «Высш школа». 1977 URL: https://scibook.net/istoriya-filosofii/ekonomiya-myishleniya-15737.html



написать администратору сайта