Философия ответы на экзы. Философия предмет философии
Скачать 62.81 Kb.
|
16. Философия коммуникации. Обычно в философских словарях коммуникация определяется как процесс обмена информацией. В таком определении неявно подразумевается первичность познания и знания по отношению к коммуникации. Сначала есть познание, а потом есть коммуникация. Обмен знаниями необходим для решения практических задач управления, обучения, совместного действия и т.д. В этом случае проблема коммуникации сводится к поиску средств и способов передачи информации с целью повышения эффективности коммуникации. Итак, смысл коммуникации в том, чтобы знать и затем действовать. Люди-общение, деловые отношения, диалог, дискурс, соц. Сети, лидер(формальный, неформ.). Риски-инет, спам, фейки, терроризм, хакеры, педофилизм, работорговля. 17. Синергетика — наука о законах самоорганизации сложных развивающихся систем. Основоположники ( Пригожин, Хакен , в россии Курдюмов). Синергетика призвана решить задачу, как из хаоса возникает порядок. Ведь суть всякой организации состоит в упорядоченности элементов системы. В процессе движения от хаоса к порядку, который представляет собой процесс преобразования качественной определенности, спонтанно возникает неопределенность, порождаемая бифуркациями. Синергетика перебросила двойной мостик от мира неорганического к живым системам: Она выявила аналогию структур функционирования физико-химических и биологических систем. Показала необходимость эволюции неорганических систем в направлении к органическим. Синергетика в переводе с греческого языка означает «содружество, коллективное поведение». Термин этот впервые был введен Хакеном. 18. Философские традиции Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком (1) смысле - это история Ф.Б. (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной Ф.Б.). В более широком (2) смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей (вне дисциплинарных рамок, существовавших или ретроспективно апплицируемых на реально сложившуюся историю) относительно (или имеющих отношение к) социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием «Беларусь» или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Белорусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ). 19. Философские традиции России. Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания. Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы— самобытные русские философы. Особенности русский философии: 1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку. 2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».3. Обращение к проблемам нравственности.4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»5. Практическая направленность.6. Связь с отечественной культурой. Проблемы русской философской мысли:1. Проблемы свободы.2. Религиозный космологизм.3. Проблемы гуманизма.4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).5. Проблемы творчества.6. Проблемы добра и зла.7. Проблемы власти и революции. XVIII век — преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь. XIX век — западничество и славянофильство. Этапы развития русской философии: 1. Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). 2. Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век. 3. Классическая русская философия (– начало ХХ вв.). ХIХ век – «золотой» век русской культуры. 4. Русская философия ХХ века. 20. Онтология: материя и движение. Онтоло́гия - (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм. Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: 1. физическая; 2. химическая; 3. биологическая; 4. социальная; 5. механическая. 21. Философия пространства и времени – это важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем. Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством. К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства). Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Время-деньги. Время-длительность процесса. 22. Философская теория диалектики. Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания. Сам термин «диалектика» впервые употребил Сократ. Так он называл способ нахождения истины путём столкновения различных, иногда и противоположных мнений. Диалектику в этом смысле слова активно развивал Платон. Аристотель, наоборот, считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. В качестве метода нахождения истины Аристотель разработал формальную логику. 23. Принципы и законы диалектики. Согласно принципам диалектики, мир в целом и все его части постоянно находятся в состоянии развития, движения, усложнения. При этом все элементы мира находятся в состоянии взаимосвязи, изменения в одних сферах бытия тянут за собой изменения во всех иных сферах бытия. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные описывает механизм развития. Качество – это внутренняя определённость предмета или явления, характеризующая предмет или явление в целом. Качество определяется через свойства – способность предмета определённым образом соотносится с иными предметами. Количество – это внешняя определённость объекта, нечто относительно для него безразличное (например, независимо от размеров все собаки имеют одинаковые органы, выполняющие одни и те же функции). Мера – это единство качества и количества, показатель того, что одному качеству соответствует некоторый диапазон количественных характеристик. Границы меры – это предельные количественные значения, которые может принять данное качество. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития. Причиной развития объявляется борьба противоположных сторон и тенденций того или иного явления или процесса. Тождество – это категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Закон отрицания отрицания показывает направленность процесса развития. Отрицание – это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трёх моментов: уничтожение старого, преемственность в развитии и утверждение нового. Отрицание отрицания содержит в себе эти моменты и характеризует цикличность развития. В процессе развития выделяется три стадии: 1) утверждение, положение, тезис; 2) отрицание, противоположение, антитезис; 3) отрицание отрицания, снятие противоположностей, синтез. 24. Философия природы. Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы. Концепция эволюции. Природа представляет собой систему взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов живого и неживого. В эволюции нашей планет можно выделить два основных этапа: биогенный и абиогенный («bios» от лат. жизнь, «genesis» – происхождение, становление). Понятие природы в философии и науке. Эволюция представлений о природе в различных философских традициях. Природа – это интуитивно понятное и в то же время трудно определяемое, в силу его многозначности, понятие. В широком смысле слова природа – это все сущее во всем многообразии его проявления. В таком понимании «природа» совпадает по содержанию с такими понятиями как Вселенная, Космос, материя. Именно это значение природы является предметом философского анализа. Понимание природы в узком смысле может быть рассмотрено в двух аспектах. Первый – природа как совокупность естественных условий существования человека и человечества, в противоположность искусственной среде, созданной уже силами самого человека. В этом случае акцентируется внимание на отличии природы и общества, природы и культуры, иногда говорится об их противоположности. Второй – природа как совокупность объектов изучения естествознания. Объектами изучения конкретных наук выступают те или иные сферы природы. Природа здесь выступает как объект изучения конкретных наук. 25. Философские концепции естествознания. Особая роль в современном естествознания принадлежит концепции глобального эволюционизма, в развитие которого внесли свой вклад много различных естественных наук, но особое место принадлежит: теории биологической эволюции, теории нестационарной Вселенной, синергетике. Глобальный эволюционизм позволяет: выстроить новую картину мира; рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю; установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития. Согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания. 26. Биосфера и ноосфера. 1) Термин '"биосфера" впервые был использован в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом. Под биосферой понимается вся совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Однако задолго до этого под другими названиями в частности «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли» и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями. Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами, но при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической природы. 2) Современное определение, данное ноосфере философами нынешнего поколения, объясняет ее как сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которого разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Ноосфера - новая, высшая и последняя стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли, впоследствии и в околоземном пространстве. 27. Философия человека. Человек – результат не только земной биологической, но и всей космической эволюции. Человек не только земное, но и космическое существо. Космическое предназначение человека было определено в русском космизме. Автор теории биологической эволюции – Дарвин. Человек – это биосоциальное существо. Двойственность человека заключается в том, что он обладает телом и психикой. Специфика философского подхода заключается в признании человека существом, способным к самосовершенствованию. Индивид – характеризуется телесно-духовной целостностью и выступает конкретным субъектом деятельности. В процессе социализации человек формируется как личность. Совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичное поведение – характер. Нравственный центр личности – совесть. Культура личности заключается в системе нравственных норм. Нормативно одобренный образ поведения – роль. Процесс становления личности идет двумя путями: 1. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе. 2. Индивидуализация - приобретение специфических черт личности. 28. Природа и сущность человека. Природа человека– это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека– это его главная черта. В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика. Тело, душа и дух не равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако новорождённый человек появляется на свет только с двумя составляющими – телом и душой. Дух – это потенциальное свойство человека, которое он должен в себе развить в течение жизни. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супер шимпанзе», то есть хитроумное животное, по выражению Ф. Ницше. 29. Личность и общество. Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями. Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, и притом начиная только с определенного этапа его развития. Нельзя сказать о личности новорожденного или маленького ребенка. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко выраженное отношение к жизни. Личность – это социально функционирующий человек, не объект, а субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который является продуктом не только природы, но и общества. Личность включает комплекс качеств человека, которые формируются под влиянием культуры общества, конкретных социальных групп и общностей, к которым она принадлежит. В общественной жизни человек выступает как индивид. Под понятием «индивид» понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности, т. е. как обезличенное существо. Индивид – это всегда один из многих. Он объединяет в себе природное, биологическое, психологическое и социальное, т.е. отображает в одном лице все человеческие качества. Отличия людей как индивидов заключается, во-первых, в различиях между самими социальными группами, к которым они принадлежат, во-вторых, разница в том, насколько полно типовые признаки одной и той же социальной группы отражаются в разных ее представителях. 30. Философия сознания — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела). В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остаётся самым тёмным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной. Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии. Философия сознания имеет не только теоретическое значение. Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она. Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки. |