Русская философия и ее особенности. Русская философия и ее особенности
Скачать 26.05 Kb.
|
Русская философия и ее особенности. Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания. Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Особенности русский философии: Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку». Обращение к проблемам нравственности. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?» Практическая направленность. Связь с отечественной культурой. Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией. Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов: становление русской философской мысли (XI — XVII вв.); русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.); становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.); русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию. Первым этапом развития русской философии считается XI–XVII вв. Этот период связан с появлением отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру. В это время на Западе церковь главенствует во всей философской и политической мысли. Русская культура рассматривается как место исполнения божественной правды -справедливости. "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского считается одним из первых философских сочинений, которое было написано примерно между 1037–1050 гг. После того, как Иларион прочитал свое сочинение в церкви, Ярослав Мудрый назначил его главой Русской Церкви. В "Слове о законе и благодати" Иларион рассуждает о мировой истории, о том, какое место в истории занимает Русь и русский народ. Так же он предполагает, в каком направлении должна развиваться русская историческая мысль. Митрополит защищает идею равноправия всех христианских народов, преимущество «благодати» перед законом. Новый этап русской философской мысли охватил период XVII–XIX веков и начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др. Одним из первых философов-западников был А. Радищев (1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания. Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека. Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому. В XIX столетии проявилось все многообразие идей, школ и идеологий русской философии – западники и славянофилы, радикалы и либералы, идеалисты и материалисты и т.д. Позиции, занимаемые известными участниками философских дискуссий того времени (главным образом – западников и славянофилов в первой половине столетия) определили всю специфику проблемы «срединного» положения России, на сегодняшний день до сих пор остаются актуальными споры о самобытности исторического и культурного пути России. Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем: 1. Западники отстаивали индивидуальную свободу и единство на основе рациональности 2. Славянофилы опирались на почвенническую идеологию и православные представления о божественной природе человека. Так, по мнению русского философа В. Соловьёва, «желать своему народу величия и истинного превосходства свойственно каждому человеку, и в этом отношении между славянофилами и западниками вообще не было различия». Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества «даром не даются» и России, ради своего же блага и процветания, придется заимствовать европейские методы. Роль Православия в становлении отечественной философской мысли. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровенный смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной. Русской философии близок мистический элемент восточных систем, но неприемлемо отрицание значимости личностного начала в человеке, его индивидуальности. Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации. Основные отличительные признаки русской философии: Искание скрытого смысла христианских идей. Выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем: а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия; б) проблемы смысла и закономерностей истории. Дуализм в понимании мира, человека и истории. Национальная культура и мировоззрение на Руси было определено созданием славянской письменности; принятием христианства. Православие было выбрано Владимиром в силу глубокого духовного родства между национальным мировоззрением и основами этой религии. В результате языческое мировоззрение соединилось с религиозным, объединив себе приверженность ценностям, земной жизни, земной красоты, земного счастья, мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, жажду вечной гармонии и абсолютного совершенства В православии проведена идея единства человека и Бога и предельно ослаблено представление о подчинении, зависимости, бесконечной ничтожности человека (основа иудаизма и ислама). В результате представление о слиянии с Богом («обóжении») в православии получило богословское обоснование и рассматривалось как истинное содержание веры. Философские представления Киевской Руси (11-13 вв.). Основные идеи богословско-философских сочинений: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» Вл. Мономаха, «Моление» Даниила Заточник, «Изборники» 1073 и 1076 годов Важное влияние на процесс формирования русского православия оказала письменность, разработанная в середине 9 века болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. Христианская литература с вводом православия стала частью духовной культуры. Сочинения византийских богословов ходили как на греческом языке, так и переводились ан славянский. В 10-12 веках на территории Киевской Руси было распространено более 100 сочинений византийских авторов. Традиции русской религиозно-философской мысли, идущая от славянофилов и Владимира Соловьева, узнавшая свой расцвет в первое десятилетие нашего века, “возрождением”, сейчас никак не может считаться покрытой мраком забвения. Разнообразные труды, от академических студий до популярных статей, посвящаются ей в немалом числе и в различных странах - даже в России. Что еще важнее, она, несомненно, служит одним из основных духовных влияний, определяющих идейные процессы в современном русском самосознании. Интерес к ней велик и продолжает расти. Но при всем этом, несомненно и другое - едва ли сегодня думают, что эта традиция еще жива и продолжается. Скорее ее рассматривают как явление, связанное с определенным кругом лиц определенным периодом, а нынче сполна завершившие свой путь и принадлежащие истории. В случае субъекта российской культуры духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей своей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. В итоге, существо отмеченного содержание философского процесса в России с необходимостью включает в себя освоение, проработку Православия средствами и в формах философского разума. Российская философская традиция не может не исходить из опытной почвы Православия. Историческое развитие православия в России всегда было тесно связано с взаимоотношениями государства и Церкви, что отразилось как на философской природе самого вероучения, так и на влиянии Православной церкви на правовую действительность в жизни общества. В 1589 г. Русская православная церковь была признана независимой от Константинополя и обрела статус самостоятельной патриархии. К середине XVII в. ее авторитет вырос настолько, что стал конкурировать с авторитетом царской власти, а патриарх Никон даже стал требовать называть себя «Великим Государем» и оказывать ему почести, как правителю государства. В результате в 1666 г. царь Алексей Михайлович сослал Никона из Москвы. К этому следует добавить и произошедший в 1654— 1657 гг. раскол Православной церкви на старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом и сторонников реформы богослужения, проводимой Никоном, что в определенной степени повлияло на разделение общества по религиозным мотивам. Таким образом, Русская церковь оказывала непосредственное влияние на внутреннюю политику государства, настроения масс, становясь нередко автономным движением с тенденцией ухода от государственного регулирования. Разумеется, при становлении, объединении и развитии Российского государства такая независимость Церкви — главной идеологической силы государства того времени -— мешала абсолютистской власти монархического строя. Философия Всеединства В. С. Соловьева. Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная B.C. Соловьевым традиция русской метафизики всеединства, воплощающая внутреннюю интенцию русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли. Всеединство – это внутреннее органическое единство бытия, рассматриваемого как универсум. Философия всеединства сформировалась в последней четверти XIX века. Датой ее возникновения считают 1874 год, когда Владимир Сергеевич Соловьев опубликовал свою магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивизма». Соловьеву характерен исключительный дар синтеза, пророческое предчувствие наступления новой эпохи в философии. Он сумел выстроить систему, которая охватила все основные сферы человеческого познания и бытия. В философии Соловьёва идея всеединства, в соответствии с которой все содержится во всем, стала фундаментальной, на ее основании объединяются в единую систему все разделы философского учения. Соловьёв разрабатывал философию всеединства в качестве учения о жизни и бытии, включающем всю человеческую и космическую сферу как нерушимая и всеединая целостность. Вклад В. С. Соловьёва не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определен тем, что именно им была разработана целостная концепция всеединства. На основании принципа всеединства он стремился: Преодолеть дуализм духа и материи, а также увидеть взаимопроникновение субстанций и полное их тождество в онтологии; Воссоздать цельное знание в гносеологии; Утвердить единую мораль в этике; Обосновать необходимость слияние христианской церкви с образованием Вселенской церкви; Представить единство и целостность человечества при воссоединении с Богом в истории Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах: - онтологическом – как единство Бога, человека и космоса – «Все едино в Боге»; - аксиологическом — как единство Истины, Красоты Добра; - гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного); - практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество. Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демонстрировал диалектический подход в действительности: непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа. Ее основной признак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Но мировая Душа сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму его философскую систему нередко называют софиологией. Понятие Софии заимствовано из неоплатонизма, но его Интерпретация носит оригинальный характер. София — это «душа мира», основа и сущность этого мира, связующее звеном между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Значения, придаваемые Соловьевым софийности, многообразны: это и абсолютное, и богочеловеческое, антропологическое, и эстетическое, и эсхатологическое, принципиальным для системы всеединства является представление о возможном конкретном единстве Логоса и Софии: «Осуществляющий в себе и носящий это единство Христос, как цельный божественный организм и индивидуальный вместе — есть и Логос и София». Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывайся в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторической процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. В. С. Соловьев ставит проблему цельного знания, в котором совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским эволюционизмом. В.Соловьев принадлежит к числу тех мыслителей, которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему - учение, охватывающее все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. Обобщая философские идеи самого разного происхождения, Вл. Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения. Его философия - совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своей философской системы он положил принцип о всеединстве, идея которого всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. |