Главная страница
Навигация по странице:

  • Зигмундом Фрейдом

  • Карла Густава Юнга

  • представители неофрейдизма

  • Философия психоанализа. Философия психоанализа. Фрейизм и неофрейдизм. Философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм


    Скачать 17.03 Kb.
    НазваниеФилософия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм
    АнкорФилософия психоанализа
    Дата01.03.2020
    Размер17.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия психоанализа. Фрейизм и неофрейдизм.docx
    ТипДокументы
    #110456

    ФИЛОСОФИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ
    Фрейдизм и неофрейдизм – направления психоаналитической философии, которая возникла в 20-х гг. XX столетия в странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма и неофрейдизма является психоанализ. Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, основанный на выявлении и анализе вытесненных переживаний. 
    Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).

    В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.

    Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.

    В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:

    1)«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;

    2)«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;

    3)«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.

    Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение .

    Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.

    Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.

    Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).

    Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного. коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.

    Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.

    Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

    Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.


    написать администратору сайта