Эссе. Татаманова Зухра, 2-006 ОМ, задание 9. Философия Раздел Философия человека и ценностный мир
Скачать 22.62 Kb.
|
Медицинский университет Караганды Кафедра истории Казахстана и СПД Дисциплина: Философия Раздел: Философия человека и ценностный мир Формат работы: Эссе Тема: “ Этические дилеммы: ситуационный анализ. Экзистенциальный характер казахской философии. Этические ценности современной казахстанской молодёжи. Кейс-анализ и аргументация оценки этической ситуации (моральное затруднение, неоднозначные социальные случаи, актуальная этическая проблема, стоящая перед обществом, межличностный или внутри личностный конфликт)”. Выполнила: Татаманова З.Б. Группа: 2-006 ОМ (полияз.) Проверила: Бакирова А.Т. Караганда - 2020 г. “Этические дилеммы: ситуационный анализ. Экзистенциальный характер казахской философии. Этические ценности современной казахстанской молодёжи. Кейс-анализ и аргументация оценки этической ситуации (моральное затруднение, неоднозначные социальные случаи, актуальная этическая проблема, стоящая перед обществом, межличностный или внутри личностный конфликт)”. Что такое «этика»? Многие из нас ответили бы, что этика это «что-то похожее на мораль или нравственность личности» или «это закон, созданный человеком внутри себя, что и колоссально влияет на образ жизни и в его действия». Однако, я не могу сказать, что этика и мораль с нравственностью имеют одинаковые значения, поэтому для начала надо провести линию между ними, чтобы понять суть и важность каждого слова. Я считаю этику отдельной дисциплиной от теоретической философии, так как она больше направлена на анализ поступков личности, группы людей, социума и всего народа в целом, т.е. она такая специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека, которая в свою очередь изучает и рассматривает принципы морали и нравственных ценностей. Мораль – форма общественного сознания и его практическая реализация, которая способна диктовать общественно желательный или необходимый тип поведения индивидуума. Самое важное в морали это то, что она регулируема и изменчива. Если структурировать концепцию морали, то можно выделить несколько ее форм: биологическая, социологическая, психологическая, личностная, нормативная и философская формы. В ней постоянно регулируется 3 главные составляющие элементы – это моральная деятельность, моральное отношение и сознание. Нравственность, по определению С.Анисимова, это «первоценность, первооснова духовной жизни людей… является абсолютно необходимым условием всей человеческой духовности, более того, она – единственное абсолютно необходимое ее условие». Соответственно есть моральные нормы и нравственные: моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, определяющие содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т. е. присущие данному обществу, социальной группе нравы; нормативные – это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни (например, у нас ценятся такие высоконравственные качества личности как честность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, честность и справедливость), т.е. нравственность может функционировать в качестве идеального проекта наших желаний/мотивов и может приобрести произвольную форму в качестве реального выбора в своих поступках. Таким образом, мы за несколько веков, создали совокупность наших познаний и определили «идеальный ход поступков», основываясь на морали, нравственности, человечности. Однако, то, о чем мы думаем и намереваемся действовать очень сильно отличается от самих поступков, реализуемых нами. Следовательно, возникает в опыте мораль и нравственность приобретает характер совокупности дилемм, указывая на отсутствие гармонии между «злом» и «добром» в нашей жизни. А существует ли абсолютное добро или абсолютное зло и где же эта «золотая середина», в которой заключена баланс и гармония? Абсолютное добро должно быть совершенным и в принципе не должен проявлять зло в любой ее форме. Ее можно считать аномалией, так как в принципе человек является несовершенным и не может порождать абсолютное добро, и наоборот, с этого же угла можем говорить что он не может состоять из абсолютного зла. Однако, зло это не может оказаться добром – это то, чем отличаются эти 2 понятия. Поэтому, как в китайской философии говорят, человек должен совмещать в себе свой «инь» и «янь», уметь различать что плохо/хорошо, что несправедливо/справедливо, что окажется правдой/неправдой, т.е. мы несем ответственность за свои поступки и регулируем свои действия, полагаясь на свои моральные и нравственные нормы. Ответственность – регулятор деятельности личности, некий показатель зрелости личности как часть социума и как высоко нравственного человека. Если думать таким образом, то можно ассоциировать совесть с контролером наших действий. У нас в любых случаях есть свобода выбора, хоть и выбор из-за определенных обстоятельств будет ограниченным. Мы принимаем решение сделать что-то в соответствии с совестью, чувством долга, самоконтролем, самоуправлением, а за принятое нами решение мы несем ответственность, если даже результаты не те, чего мы хотели бы иметь или не смогли предусмотреть в каком течении пойдут наши дела после совершенного нами акта, т.е. «сделать что-то не так» может быть неизбежной. Например, если вы работаете в стране нейрохирургом, а ваш пациент уже 8-й месяц лежит без активности мозга из-за удаления большей части опухоли мозга, то вам и семье пациента надо будет принять решение оставить его в таком состоянии, пока последний вздох естественным путем не оборвет его жизнь как в виде иссохшей овощи, или же можете медицинским путем освободить его душу и тело от страданий. Решение сделать эвтаназию, конечно же, будет иметь юридическую силу и поддерживается законом, т.е. фактически врач не совершал «зло». Но что насчет личностных ценностей врача, обещания перед собой и перед карьерой своей, вера в свою силу и в правильность своих принципов? Такое страдание и внутренняя борьба врача требует мужество и эмоциональную устойчивость перед таким столкновение общественного одобрение насчет его решения и ответственностью за свои ценности. Независимый Казахстан после приобретения экономической свободы и силы начал обращать особое внимание на возрождение культуры и ценностей казахского народа. В этой деятельности, в первую очередь, необходимость тщательного исследования падает на философию нашего народа, т.е. на различные взгляды на наши ценности философов Казахстана. Наша этика имеет свои характерные особенности и устойчивые черты, отображающие многовековые культурно-исторические факторы. Особенно, современные философы страны заинтересованы проявлением антропоцентризма, этической окраски и в нужде постоянно требовать прояснить смысл истории и судьбу нашей страны. Нашу философию отличают труды великих умов и мыслителей, которые искали смысл жизни (экзистенциализм) и ответы на нравственные вопросы, остро выражали свои переживания и недовольства насчет судьбы народа и его духовного развития. Особенно они философствовали в каком-то определенном векторе, оказывая влияние на восприятие действительности и задавая вопросы добра и зла, справедливости, правды, морали. Например религиозные плоды размышления Абая Кунанбаева считаются как философия с экзистенциальным характером, так как он часто затрагивал в своих словах назидания тему Бога, веры, бытия и человеческого существования. По словам И.Канта, есть две вещи, которые поражают наше воображение – звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Нравственные законы формулируется в соответствии с нашими нравственными ценностями, а они в свою очередь меняются с поколения в поколение. Что представляют собой нынешние ценности молодежи Казахстана? Наше государство – демократическое и светское, т.е. у нынешней молодежи есть свобода на выбор. Сегодняшняя молодежь – завтрашняя основная социально-демографическая основа страны, т.е. это означает, что в данный момент они в пути становления социальными зрелыми личностями. Сегодняшняя молодежь, куда и я отношусь, имеет свои преимущества и недостатки соответствующие промежутку времени и глобальным процессам, которые меняют мир полностью и взгляды на мир. Главным достижением моральных и нравственных ценностей молодежи в стране – это интеллектуально-образовательные ценности, стремление к познанию, продолжению учебного процесса после школы в престижных ВУЗах. Еще одна ценность молодежи, которая не была у старших поколений, это их толерантность к религиям, стилю, образу жизни, сексуальным ориентациям, предпочтениям. Материальная ценность и благосостояние, жизнь со всеми удобствами тоже выдвинули чувство удовлетворенности теми материальными вещами, которые имеют или получили от своих родителей, т.е. сейчас из молодежи группа высокоинтеллектуальных индивидов сравнивая свои знания с тем уровнем, что есть у нас сейчас, бросают свою страну и ради «лучших условий жизни» уезжают в другие зарубежные страны сначала за получением образования, за жизнью на пару лет, а потом уже на навсегда – «утечка мозгов» со страны. Это показывает как любовь к родной земле в виде ценности теперь у некоторых стоит ниже чем благосостояние. Но, еще одна отличительная ценность нашего поколения в том, что мы поставили саморазвитие как высшую ценность, а самоанализ и самодисциплину как методы для достижения «лучшей версий себя каждый день». Однако, из-за того, что сейчас на рабочих компаниях существует непредсказуемо жестокая борьба за свободное место, еще одной полупозитивной и полуотрицательной ценностью является – конкуренция в личности молодежи. Благодаря существующей конкуренции молодежь не стоит на одном месте, активно изучают новые языки или как минимум знают 3 языка (казахский, русский, английский), постоянно ходят на курсы для повышения квалифицированности по своим же специальностям, ходят на тренинги по улучшению своего имиджа как профессионал, устраивают семинары для обмена с опытом (местный обмен, международный обмен), учатся финансовому образованию, так как сейчас все услуги требуют знания в сфере экономики. Хотя, конкуренция создает враждебность на рабочем месте, нет былой атмосферы дружелюбного коллектива, сейчас у молодежи действует принцип «каждый сам за себя», т.е. мы таким образом теряем ценность сострадания и справедливости к другим, так как у некоторых методы достижения цели весьма сомнительными бывают. Если анализировать как пример, далеко не уходя от предыдущей темы, одну ситуацию из жизни молодежи – буллинг (bullying – травля) в старших классах школы. Как я говорила, наше поколение ставит выше такую ценность как конкурентоспособность. А в конкуренции бывают и те, кого сильные могут унижать, травить разными своими действиями, издевательствами, словами и т.п. Такое, к сожалению, в наше время очень часто встречается. Скажем, имя ученицы – Айка, она очень тихая, терпеливая, простая ученица. Но не активничает как другие свои сверстники, любит слушать музыку и рисовать на своем блокноте, не общается ни с кем, не дружит, но если попросить сделать что-нибудь, выполнит свою часть работы. Однако, из-за того, что Айка такая «терпеливая» она стала мишенью издевок своих одноклассников, а одноклассники таким жестоким образом решили «ради забавы» поиграться, не понимая то, что они несут ответственность за свои действия, они скорее всего понимали, что так нельзя так поступать, но они группой действовали, никто не решился защитить ее и вступиться за нее. В результате бесконечного буллинга Айка совершила самоубийство и оставила причину своей смерти в записке для матери. Ее мама, узнав правду, месяцами разрабатывала план наказания этих детей, т.е. виновников несчастья Айки. Мама Айки совершила преступление и отравила всех виновных, тем самым установив справедливость за свою дочь. В данной ситуации, мама Айки будет нести уголовную ответственность за умышленный поступок против группу детей, так как она повредила жизни подростков и все ее решения были приняты сознательно. Но если смотреть из другого угла подростки не несли ответственность за смерть своей сверстницы, хотя они были главной причиной ее трудностей. Это – несправедливо. Однако, мать Айки все-таки совершила преступление, но не чувствовала себя виноватой и считала свой поступок правильным. По своим принципам она установила справедливость и так должна была поступить «как мать». Вот здесь и возникает такая этическая дилемма по личностным принципам и ответственностью перед своими поступками. А как вы считаете, правильно ли поступила мать Айки или она должна была не совершать такое действие? |