Философия смысла жизни
Скачать 118 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Факультет Прикладной Математики и Информатики Кафедра философии Реферат по Философии Тема: Философия смысла жизни Выполнил: Штабель А.А. Группа: ПМ-24 Преподаватель: Глухачёв В.В. Дата: Подпись: Новосибирск 2013 Содержание: Содержание: 2 Введение. 3 1.Проблема смысла жизни. 3 2.Философы Древнего Рима и Греции 4 3.Основные философские течения. 6 3.1.Экзистенциализм. 6 3.2.Нигилистские взгляды. 8 3.3.Позитивистские взгляды. 9 3.4.Гуманизм. 9 3.5.Прагматические взгляды. 10 4.Проблема смысла жизни с точки зрения религии. 11 4.1.Христианство. 12 4.2.Ислам. 12 4.3.Буддизм. 14 5.Русские философы о смысле жизни. 15 Заключение. 16 Список использованной литературы: 18 Введение. Я выбрал именно эту тему для реферата, по той причине, что проблема смысла жизни затрагивает не только философию, но и нашу повседневную жизнь. Многие (если даже не все) люди задумываются в определённый момент жизни, над тем, зачем же они существуют. Но вряд ли кто-то сможет точно сформулировать это и объяснить. Это знание заложено где-то в подсознании человека и, по сути, является совокупным его мнением о жизни в целом, на основании уже приобретённого им опыта. Люди могут дать ответ на этот вопрос, но только в некотором индивидуальном плане. Ведь как говорится: разные люди – разные мнения. В зависимости от классовой и религиозной принадлежности, люди имеют разные представления о смысле жизни. Однако, если взять определённую группу людей, относящуюся к одному классу одной эпохи, то их мнение будет иметь общий характер, хотя будет различаться по некоторым параметрам. На протяжении всего существования науки Философии, её приверженцы задавались вопросом, в чём смысл жизни. И ответы на этот вопрос были различны в разные эпохи и для каждого философа в отдельности. В своём реферате я собираюсь рассмотреть и сравнить мнения философов о смысле жизни в разные эпохи существования человечества.
Проблема смысла жизни самым тесным образом связана с проблемой человеческой сущности. Они пересекаются по многим критериям и зачастую даже совпадают. Ведь и та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира. Сама по себе, проблема смысла жизни очень сложна - ее пытались решить многие мыслители прошлого, на протяжении всего существования человеческого общества. Она находится в центре внимания и в современной философии. Однако однозначного ответа на вопрос о том, в чём смысл жизни, пока нет. Для чего живет человек? Французский писатель и философ А. Камю в своём произведении «Миф о Сизифе» писал, что существует только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов»[11], заключает он. Смыслу человеческого существования также посвящен ряд философских концепций. Одной из самых древнейших является концепция Экклезиаста. В ней, автор подчеркивает ничтожность человеческой жизни. Жизнь человека, по мнению автора, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и составляющие жизни – богатство, власть, любовь, труд – по сути своей так же бессмысленны, как «погоня за ветром»[10]. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него были любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Также одними из первых философов, кто задумывался о проблеме смысла жизни являлись философы Древнего Рима и Греции.
Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех без исключения поступков человека является счастье, выражающееся в раскрытии и самопознании человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в познании и мышлении. И в этом случае духовная работа преобладает на физической – имеет некоторое преимущество. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни гедонизм, т.е. получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от душевного беспокойства, физической боли, страданий, страха перед смертью. Идеалом для них были: жизнь в укромном месте, в тесном кругу друзей, игнорирование государственной жизни, наблюдение за всем происходящим со стороны. Киники, такие как Антисфен и Диоген Синопский — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека – добродетель. Их учение говорит, что добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Такое умение делает человека независимым. Человек обязан быть независимым от непостоянного внешнего мира, который неподвластен ему, и стремиться к внутренней гармонии. Однако, независимость человека, к которой они призывали, означала абсолютный индивидуализм, отрицание культуры, искусства, государства, имущества, семьи, науки и общества в целом. Антисфен считал, что имущество является одной из самых главных помех к счастью: «Кажется, что плохого в том, если кто-то чем-либо обладает? Напротив, имущество всеми считается несомненным Благом. На самом же деле оно самое большое на свете несчастье из всех возможных.»[3, стр. 104]. Согласно с учением стоиков, целью для человеческих стремлений должна быть нравственность, которая невозможна без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель, в свою очередь, состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Идеал жизни для стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам. В античное время люди не задумывались о смысле жизни, таким образом не отделяя своего собственного существования от существования природы. Отсутствие понятия личности, как таковой, лишало ее и права на осмысление существования. Смыслом тогда обладало лишь существование рода. И этот смысл был в продлении и распространении своего рода. Смысл жизни отдельного человека как раз и состоял в подчинении, слиянии ее со смыслом рода и обеспечении действия этого смысла. Однако движимые философами древности и их потомками, люди постепенно начали пытаться осмыслить своё существование, и таким образом со временем образовались различные философские течения, связанные с различными позициями относительно смысла жизни и бытия.
Пессимистическое мнение о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Его учение состоит в том, что смысл жизни сводится к страданию. Таким образом, известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в исполнении Шопенгауэра звучал бы, как «страдаю, следовательно, существую». Согласно с его теорией, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, которые его окружают. Для ее доказательства он приводит соответствующие аргументы. Не управляемые силы природы: землетрясения, болезни (бактерии, которые их вызывают, относятся к природе) – наносят человеку громадный ущерб, человечество постоянно ведет войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А «главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, «это сам человек: человек человеку волк»»[11]. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще наличие отрицательных черт, таких как: злоба, эгоизм, жестокость. Эгоизм очень силен, большинство несчастий человека имеют начало в нем и им объясняются. Его лозунг – «все для меня и ничего для других людей». Эгоизм разделяет людей и делает их врагами друг для друга. В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы: «… от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости…», «…жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель…», «…самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается…»[11]. Взгляды Шопенгауэра, как мы знаем, стали одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Последователи экзистенциализма считают, что жизнь человека имеет печальный, трагический смысл. Основными особенностями жизни, в которых она выражается, с их точки зрения, являются страх, тревога, отчаяние, ответственность за свой выбор и т.п. Рассуждения экзистенциалистов обретают, таким образом, пространный вид: человек в страданиях рождается, растёт в слезах и боли, в постоянном страхе проводит дни, в поте лица работает и в грязи заканчивает свою жизнь, испытав при этом очень много горя и разочарований, чтобы в итоге предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен изначально - с самой первой минуты своего существования. Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь человека полна абсурда и он должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. Если говорить о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[7, стр. 344]. В истории человеческой мысли имеются и другие, гораздо более оптимистические высказывания о жизни и о ее смысле. К ним можно отнести, например, идеи двух наших великих соотечественников, писателей Максима Горького (А. М. Пешкова) и Льва Толстого. Горький, будучи большим знатоком жизни, писал: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!»[12, стр. 26]. Л. Н. Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем»[13]. Отсюда можно сделать вывод, что для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, радостная и прекрасная, несущая самому человеку счастье, что является полной противоположностью взглядам экзистенциалистов.
Нигилизм отрицает необходимость для человека знания и истины, и исследует смысл существования без познания истины. С нигилистической точки зрения, основным источником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание. Нигилизм, при доведении до крайнего состояния, переходит в прагматизм, т.е. отрицание того, что не является полезным и рациональным по отношению к собственному организму, не удовлетворяет основным нуждам человека. И в общем в признание того, что самое лучшее, что может делать человек в своей жизни — получать от нее удовольствие. Ф.Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком»[1, стр. 933], — что, в свою очередь, имеет некоторые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке (человеке будущего).
В отношении смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос не имеет смысла. Потому что «смысл X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным. Если говорить другими словами, то вещи в личной жизни могут иметь смысл, но при этом сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но, когда такие философы пытались найти глобальное определение термина «Смысл жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.
Для гуманиста цель биологической жизни встроена в нее саму: воспроизведение. Говоря кратко, это то, как произошла человеческая раса: существа, воспроизводящиеся в прогрессии в рамках неконтролируемой эволюции, как неотъемлемой части природы, которая в свою очередь является самосуществующей. Однако цель жизни – это не то же самое, что цель человека, хотя и является одним из её аспектов. Цель человека определяется только людьми, без какого-либо внешнего сверхъестественного вмешательства. Так же и знание не приходит из сверхъестественного источника, оно выходит из человеческих наблюдений, экспериментов и рационального анализа, используя в основном научный метод: природа Вселенной – вот, что мы видим в нем. То же самое касается и этических ценностей, которые выводятся из человеческих потребностей и интересов, проверяемых опытом, получаемым на протяжении жизни. Просветленный эгоизм является центром гуманизма. Наиболее значимая вещь в Жизни – это человек, и, если расширить, человеческая раса и окружающая среда, в которой мы живем. Счастье индивидуума неразрывно связано с благополучием человечества как целого, отчасти потому что мы животные, которые смогли построить общество и находят смысл в отношениях, а отчасти из-за того что культурный прогресс дает преимущество каждому кто взаимодействует с этой культурой. Когда мир улучшается, жизнь каждого человека в отдельности также улучшается. Таким образом, поскольку каждый из нас желает жить в благополучии и полной жизнью, гуманисты считают, что важно делать это таким образом, чтобы одновременно расширять благополучие всех. В то время как эволюция человека, как вида, до сих пор (в основном) является функцией природы, эволюция человечности находится в наших руках и на нас находится ответственность за совершенствование ее в направлении высших идеалов. В то же время, гуманизм сам развивается, потому что гуманисты признают, что ценности и идеалы, а вместе с ними и смысл жизни, изменяются по мере улучшения нашего понимания.
Философы-прагматики считают, что вместо того, чтобы искать истину о жизни мы должны найти полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не может быть найдена. Отсюда, смысл жизни - это вера в некоторую цель жизни, которая в свою очередь не противоречит опыту содержательной жизни какого-либо другого человека. Если говорить грубо, то это могло бы звучать как: "Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют нас ценить ее". Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт. Прагматизм - это философская школа, появившаяся в США в конце 19-го века. Прагматизм характеризуется настойчивыми утверждениями о последствиях, полезности и практичности, как жизненно важных компонент истины. Он утверждает, что теории и данные становятся важными только в борьбе разумных организмов с окружающей средой. Прагматизм, однако, не настаивает, что только все то, что практично должно считаться истинным, или все то, что помогает нам выжить только в краткосрочной перспективе; то есть прагматики утверждают, что то, что должно считаться истиной, есть то, что принесет больше всего пользы человеку за самый продолжительный период времени. На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть связаны с практикой верификации, т.е. необходимо уметь делать предсказания и проверять их – и что в конце концов исследования человечества должны быть направлены его потребностями. Именно такими являются основные подходы и взгляды философов различных времен. В настоящее же время весьма большое влияние на общество в данном вопросе оказывают именно религиозные убеждения.
Большая часть религий охватывают и продвигают какие-либо определенные понятия о смысле жизни, предлагая достоверные причины для объяснения того, почему существуем мы и всё живое на нашей планете. И в самом деле, возможно, основное определение религиозной веры – это убеждение в том, что жизнь служит божественной цели. Зачастую предполагается, что религия является ответом на человеческую потребность перестать ощущать растерянность или страх смерти. Определяя мир за пределами обычной жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», таким образом обеспечивая смысл, цель и надежду для наших жизней. Большинство людей, кто верит в Бога, как в личность, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата древнегреческого поэта Эпименида).
Смысл жизни — это сам Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь». Христианство видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, иначе именуемой спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не просто источником бытия, а самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание «тварного» мира в его существе. Христианский смысл жизни, заключается в приобретении личности ещё здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для последующей бесконечной жизни. Для мира наслаждения, богатство и слава являются основой жизни, для христианства же - это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть.
Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать какие-либо нормы, должен иметь разработанную "программу жизни", определенную целевую установку. Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности? Все для блага человека, во имя человека — именно таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама - все во имя Аллаха, для прославления его имени. Молиться, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя Аллаха. Высший нравственный долг – это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным и несущественным. Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, которые направлены на создание условий для всестороннего развития всего общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе. В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь потому, что он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. Религия искажает сам смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их только тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в сверхъестественное божество, насколько много времени и способностей он отдает служению этой силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку только для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с ней и надежду на вечное блаженство в раю. Отсюда следует, что сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь, как таковая, никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание, препятствие на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: «Здешняя жизнь - только игра и забава...». Кто же хочет пользоваться ее благами, тому «нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили».
Творцы Упанишад – одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой-то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни. На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману". Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным. Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и не удивительно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов. Характерной особенностью буддизма является его этико- практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, воинственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Основой содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. Освобождение буддизм представляет себе прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – гашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости и относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.
Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей. В.С.Соловьев в своей работе «Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии» рассматривает еще один аспект этого вечного вопроса – нравственный. Он пишет: «Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области? И если да, то в чем он состоит, какое ему будет верное и полное определение? Нельзя обойти этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном сознании. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения… Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия...» Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Философское учение Франка было однако высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: «Я не богослов, я философ». Франк называл свою концепцию: «метафизическим (философским) реализмом». Его философия – реалистичная философия духовности, которая высоко поднимает проблему человека и нацелена на достижение духовного единства всего человечества. Заключение. В заключение всего выше сказанного хочется добавить, что, не смотря на долгое время существования проблемы смысла жизни, она остаётся по-прежнему актуальной в наше время. Хотя здесь была рассмотрена лишь верхушка айсберга, сама проблема по-прежнему остаётся не разрешённой. О смысле жизни рассуждали и рассуждают все философы, однако, они не пришли к однозначному выводу, и по моему мнению – не придут. Я считаю так, потому что в моём понимании смысл жизни – это смысл существования определённого человека, а не общества в целом. Его нельзя обобщить и каким-либо образом достичь его однозначности (разве что только утвердить, что смысл жизни заложен в самом человеке). Список использованной литературы:
6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии./ З. Фрейд – Москва: Политиздат, 1991. – 871 с. 7. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. / Ж.-П. Сартр – Москва: Республика, 2000. – 639 с. 8. Фромм Э. Душа человека. / Э. Фромм – Москва: Республика, 1992 – 80 с. 9. Википедия. Книга Екклесиаста/Википедия – эл-ый журнал – Режим доступа: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Екклесиаста], свободный. 10. Философский портал. Миф о Сизифе/ Философский портал – эл-ные текстовые данные – Режим доступа: [http://philosophy.ru/library/camus/01/1.html], свободный 11. Философский портал. О ничтожестве и горестях жизни/ Философский портал – эл-ные текстовые данные – Режим доступа: [http://philosophy.ru/library/schopenhauer/nicht.html], свободный 12. Книги онлайн. Горький М. Мужик / Книги Онлайн – электронная библиотека – Режим доступа: [http://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/19784/fulltext.htm], свободный 13. «Том 52, дневники и записные книжки 1891-1894. Полное собрание сочинений Л.Н. Толстой» / Толстой Лев Николаевич – электронные текстовые данные – Режим доступа [http://www.levtolstoy.org.ru/lib/al/book/1907], свободный |