Конспект_лекции_3. Философия Средневековья и Возрождения План лекции Общая характеристика средневековой философской мысли Апологетика Патристика
Скачать 260.22 Kb.
|
Философия Средневековья и Возрождения План лекции: 1. Общая характеристика средневековой философской мысли 2. Апологетика 3. Патристика 4. Схоластика 5. Общая характеристика философской мысли эпохи Возрождения 1. Общая характеристика средневековой философской мысли . Мы будем знакомиться со Средневековой европейской философией. Европейское средневековье занимает большой отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — с I до XV в. Длительное время господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя в культуре. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии. Главная особенность этого этапа развития философии — её сопряжённость с христианством. Философия должна была разумно и упорядоченно, осваивая достижения духовной культуры, исходя из положений и опыта христианской веры, поддерживать рациональными доводами христианские ценностные устои и основанное на них мировидение; растолковывать, разъяснять истины веры, способствуя распространению и упрочению знаний о них. Примерно до XII—XIII вв. философия и теология не разграничивались, их опорой были догматические основания христианства. В качестве важнейших принципов философии и теологии христианского Средневековья выступают теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, теория откровения, Согласно принципу теоцентризма в центре мировидения средневековой мысли Бог, понимаемый как духовный личностный трансцендентный Абсолют, — средоточие и исток всех ценностей. Согласно принципу креационизма, Бог — Творец, создавший мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово — Логос. Оно воплощено в Христе и в мире, открыто в Библии. Мир, воплощающий Логос, упорядочен, поэтому возможно в определенных границах рациональное познание Бога и мира. Принцип провиденциализма указывает на то, что история — это исполнение Божественного предначертания. В соответствии с принципом персонализма Бог творит человека по своему образу и подобию, наделяет душой, разумом, речью, свободой выбора. На протяжении земного существования смысл и цель жизни человека состоит в его подготовке к спасению своей души во имя последующего бессмертия в Царстве Божьем. Наука о спасении носит название сотериология. Согласно принципу откровения Бог открывает человеку свою волю, глубочайшие смыслы, истины бытия, они запечатлены в Священном писании, Принцип откровения определил во многом догматизм, авторитаризм, традиционализм культуры христианского средневековья. В философии этой эпохи особо ценились точность воспроизведения авторитетных идей, умение дедуцировать из них знания, умозрительность, книжная эрудиция, дидактизм (предполагающий способность накапливать в большом количестве, систематизировать и передавать знания, убеждать и разъяснять). Философия средних веков может быть условно разделена на несколько периодов. 2. Апологетика. Исторически первый период развития христианской философии охватывает временной интервал с начала 2 века до конца 3—го и именуется апологетикой. Апологеты адресовали свои сочинения в первую очередь римским императорам, надеясь убедить их в преимуществах христианской веры перед язычеством, в превосходстве христианской мудрости перед мудростью античных мыслителей. Первым известным апологетом был Марциан Аристид ( II в.н.э.), написавший около 140 г. «Апологию», адресованную императору Антонину Пию (римский император, правивший c 10 июля 138 по 7 марта 161 года). Затем появляется «Ходатайство за христиан» Афиногора (133 – 190 гг. н.э.), сочинения Юстина Мученика (ок. 100—165 гг.) , Тертуллиана (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ( 56 /165 — 220/240 гг. н.э.), Климента Александрийского (ок. 150— ок. 215) Оригена (ок. 185 — ок. 254). Юстин не отрицал права называть мудростью греческую философскую мысль, но считал ее мудростью низшего порядка по сравнению с мудростью христианской. Тертуллиан убежден в том, что каждая душа от рождения христианка. И что вера дана человеку, чтобы воспринимать то, что выше человеческого разумения. 3. Патристика. Апологетику иногда выделяют как отдельный этап, а иногда рассматривает как составляющую этапа патристики, получившей своей название от слова патер — «пατήρ » — «отец», имеются в виду «отцы Церкви», творения которых составили сокровищницу мудрости философской и теологической. Василий Великий (ок. 330— 379), Григорий Богослов (329—389), Григорий Нисский (ок. 335 — после 394), Августин Блаженный (354 — 430) Епископ Гиппонский с 395 года)) и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности; 2) отношение веры и разума,; 3) понимание истории как движения к определённой конечной цели и определение этой цели; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире. Знаменитая троица из Каппадокии – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, а также Августин Аврелий, по их собственному признанию, начинают «богословствовать по— философски». Или по—другому, в трудах мыслителей происходит «воцерковление» эллинской философской мысли. Среди латинских патристов выделяется авторитет Аврелия Августина, Именно Августин обосновал в сочинении «О Граде божьем» необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. «Град божий» толкуется Августином как общность людей, основанная на «любви к Богу», доведенной до «презрения к себе». «Град земной» основан на «любви к себе. Социальное зло происходит из возвышения «Града земного» над «Градом божьим». Подлинную свободу человека Августин видит как осознанное следование воли Божией. Но человек может отклоняться от истинного пути, это приводит его к произволу, нарушению установленного Богом порядка, и появляется зло в мире полнота или отсуствие добра. Душа человека не имеет пространственной конфигурации, но зато обладает ориентацией во времени. Августин открывает субъективную форму времени, которая является способом организации души человека. Именно в этом измерении, согласно Августину, происходит становление личной веры, и этот процесс он детально изображает в своей знаменитой автобиографической «Исповеди». 4. Схоластика. Этап схоластики делится в свою очередь на раннюю схоластику, зрелую и позднюю. Представители ранней схоластики (время где-то до 13 в) — Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877), Алкуин (ок. 735— 804), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Абеляр(1079 —1142), Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122), Гийом из Шампо. На этом этапе заметно влияние неоплатонизма. Складывается основной приём схоластики — метод «за и против», впервые предложенный Абеляром. В своей работе «Да и нет» («Sic et non») он обнаружил противоречия между Священным Писанием, авторитетами церкви и суждениями философов. Метод демонстрации различных точек зрения на проблему должен способствовать более полному выявлению истины. Попытки использования рациональной аргументации в обосновании религиозных положений вначале вызвали серьезные возражения. Противниками рациональных методов были, в частности, Бернар Клервосский (1091—1153), Петр Дамиани (1007— 1072), который считал, что философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже. XIII в. — второй период развития схоластики, называемый периодом «средней», или «зрелой» схоластики. Представители – Альберт Великий (около 1200 — 1280), Фома Аквинский (1225 —1274), Иоанн Дуне Скот(1266 —1308). Этот период ознаменован образованием университетов (XII — Парижский университет, 1117 год — Оксфордский университет , 1209 год — Кембриджский университет). Зрелая схоластика находилась под влиянием учения Аристотеля. Третий период, поздняя схоластика (XIII — начало XV в.), характеризуется обострением противоречий внутри схоластики Представители Жан Буридан (ок. 1300 — ок. 1358), Уильям Оккам (ок. 1285 — 1347). Рациональное обоснование теологических положений в это время всё больше детализируется, но и развиваются мистические направления (например учение Экхарта(ок. 1260 — ок. 1328)), которые вступают в столкновение со схоластической учёностью. Проблемы, которые актуальны на всех этапах развития схоластической философии это 1) проблема рационального обоснования существования Бога 2) проблема соотношения веры и разума 3) проблема универсалий. Относительно первой проблемы, проблемы рационального обоснования существования Бога. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех из них, существование Творца он доказывает, исходя из рассмотрения творений, они отличаются друг от друга степенью совершенства; наделенные совершенством в разной степени, вещи получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства высшей степени, которым и является Бог. В онтологическом доказательстве Ансельм Кентерберийский показывает, что в понятии Бога как совершенного существа содержится указание на его существование, поскольку отсутствие существования противоречило бы представлению того, что есть совершенство. Широкую известность приобрели доказательства существования Бога Фомы Аквинского. Он считал, что доказать существование Бога можно двумя способами, а именно — через причину и через следствие. Оба способа реализованы им в знаменитых пяти путях, из которых первый представляет собой доказательство от движения, второй — от производящей причины, третий — от необходимости и случайности, четвертый — от степени совершенства, пятый — от божественного руководства миром. Вторая проблема, интересующая схоластов – проблема соотношения веры и знания. Впервые вопрос соотношения веры и знания актуализируется еще на заре средневековой философии. Знаменитое тертуллиановское «Верую, ибо абсурдно» указывает на то, что христианская вера принципиально непонятна с позиции философского рационализма. Для Августина вера обладает приоритетом перед разумом. Через шесть веков после Августина Ансельм Keнтерберийский, выдвинув формулу: «Верую, чтобы понимать.», фактически поддержав августиновскую позицию. В 12 веке Пьер Абеляр предпочел отдать приоритет разуму. Чтобы выразить его точку зрения, ансельмовскую формулу следует перевернуть: «Понимаю, чтобы верить». Фома Аквинский оказывается можно сказать выразителем концепции гармонии веры и разума: Понимаю, чтобы верить и верую, чтобы понимать. Еще одна проблема огромной важности, бывшая темой полемики — это проблема универсалий (универсалия переводится как общее понятие). Суть данной проблемы: считать ли общие понятия реально существующими или же нет. И другая сторона вопроса:: что является первичным общие понятия или же единичные вещи? В связи с этой проблемой сложились две противоположные концепции: реализм и номинализм. Представители реализма считали универсалии реально существующими, причем существование универсалий, предшествует существованию отдельных вещей. Крайние реалисты (Ансельм, Эриугена) признавали универсалии существующими самостоятельно, вне вещей и «до вещей». Они образуют особый мир. Подобно платоновским идеям, универсалии являются условием существования единичных вещей, С точки зрения умеренных реалистов (Альберт Великий, Фома Аквинский ) универсалии существуют в самих вещах (в качестве формы, организующей материю). Согласно учению Фомы Аквинского, универсалии существуют трояким образом: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и «после вещей» (в разуме человека). По мнению номиналистов, универсалии не обладают самостоятельным бытием. Крайние номиналисты (Оккам, Росцелин), рассматривали универсалии просто как «сотрясение воздуха»; реальностью, по их мнению, обладают только единичные вещи. Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по вопросу универсалий получила название концептуализм. Согласно этой позиции общие понятия формируются разумом на основе чувственного опыта. Разум выделяет сходные свойства различных предметов или явлений, отделяет эти свойства от вещей и обобщает в понятии. 5. Общая характеристика философской мысли эпохи Возрождения Философская мысль эпохи Возрождения – это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв. Характерные черты эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его возможности и достоинство, возрождение эстетического идеала античности, воспевавшей земную и телесную красоту человека; оппозиционность Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими); принципиально новое понимание окружающего мира; большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству. Можно выделить следующие направления философской мысли эпохи Возрождения: гуманистическое; натурфилософское; неплатоническое, реформационное ; политическое и утопическо— социалистическое. Гуманизм Возрождения характеризуется индивидуализмом, согласно которому главная ценность человека — его неповторимость. Гуманисты и гармонию космоса рассматривают через гармонию человеческой природы. У Марсилио Фичино (1433 — 1499) идея анторопоцентризма сочетается с признанием безграничных возможностей человека, проявляющихся, прежде всего, в познании мира. Другой философ Возрождения, Джованни Пико делла Мирандола (1463 —1494) утверждал, что человек — свободный творец собственной природы; Бог, создал человека по своему подобию, но предоставил ему возможность творить образ. Натурфилософское направление связано с возникновением экспериментального естествознания. Грандиозные научные открытия того времени произвели революцию в воззрениях людей на окружающий мир. Важнейшим из таких открытий была гелиоцентрическая система Николая Коперника (14731— 1543). В ней на основе математических расчетов утверждалось, что Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали схоласты, но вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца, являющегося центром Вселенной. Крупный вклад в становление науки внес Леонардо да Винчи (1454 — 1519). В своих записных книжках он предвосхитил экспериментально—математический метод исследования природы. Математизация естествознания стала важным фактором освобождения человеческого знания от теологических догм и суеверий. Законы механики, открытые Галилео Галилеем (1564— 1642), законы движения планет, открытые Иоганном Кеплером (1571 — 1630) имели строго математическую, безличную форму. Трактовка этих законов на базе чисто физических представлений освободила науку от схоластики, утверждавшей, например, что тела движутся вследствие «боязни пустоты» в природе. Представители неоплатонического направления — такие, как например, Николай Кузанский (1401 — 1464) , Парацельс (1493 — 1541) развивая учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека. Николай Кузанский сближая Бога с природой, приписывает последней божественные атрибуты, прежде всего бесконечность в пространстве и времени. У Джордано Бруно(1548 – 1600) Бог окончательно «переселяется» в природу, которая есть «бог в вещах». Система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит название пантеизм. Представители реформационного направления – Мартин Лютер (1483—1546), Томас Мюнцер (1490—1525), Жан КальвинЖан Кальвин (1509—1564) стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; В результате реформационного движения в Европе формируется протестантизм, основой которого выступает идея М.Лютера об «Оправдании одной только верою». Связь каждого христианина с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа, что уменьшает значение церкви в деле спасения души. Политическое направление философской мысли этого периода представлено творчеством Никколо Макиавелли (1469 —1527) . Его «Государь» — был задуман как учебник для самодержцев всех времен. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для ее укрепления. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя — вот от чего зависит успех проводимой им политики. «Цель оправдывает средства» — таков закон политики. «Цель оправдывает средства» — таков девиз всякой сильной власти. А «сильный государь» — залог процветания государства. И еще одно направление философской мысли эпохи Возрождения – утопическо-социалистическое, представители которого Томас Мор (1478 — 1535) и Томмазо Кампанелла (1568 — 1639) искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. |