Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговый контроль по дисциплине «Философия» Доклад на тему: «Философия в Древней Индии»

  • ФИО студента Артемьев Никита Александрович Направление подготовки

  • Группа ПОФ-Б-03.01-З-2019-2 Москва Содержание

  • 1.Этапы и истоки философии Древней Индии

  • 2.Общие черты философии Древней Индии

  • 3.Философские школы Древней Индии

  • 4.Буддизм как яркий представитель неортодоксальной школы древнеиндийской философии

  • Список использованной литературы

  • АРТЕМЬЕВ ФИЛОСОФИЯ. Философия в Древней Индии


    Скачать 53.19 Kb.
    НазваниеФилософия в Древней Индии
    Дата04.02.2022
    Размер53.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАРТЕМЬЕВ ФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДоклад
    #351606






    Российский государственный социальный университет





    Итоговый контроль

    по дисциплине «Философия»

    Доклад на тему: «Философия в Древней Индии»


    ФИО студента

    Артемьев Никита Александрович

    Направление подготовки

    Физическая Культура

    Группа

    ПОФ-Б-03.01-З-2019-2


    Москва
    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1.Этапы и истоки философии Древней Индии………………………………….5

    2.Общие черты философии Древней Индии……………………………………6

    3.Философские школы Древней Индии…………………………………………6

    4.Буддизм как яркий представитель неортодоксальной школы древнеиндийской философии…………………………………………………...10

    Заключение……………………………………………………………………….13

    Список использованной литературы…………………………………………...14

    Введение

    Древняя Индия – относиться к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей.

    Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т.д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Индии. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

    Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует.

    Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод,что имеются разные пути к coвершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

    Ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии.

    Развитие философской мысли в Индии имеет длительную и многообразную историю.

    Высокий уровень культуры, достигнутый народами Индии ещё в древности, сложность форм производства и общественной жизни очень рано вызвали попытки осмысления всего окружающего. Развитие древнеиндийской философии носило сложный и противоречивый характер. Философия продолжала тесно переплетаться с мифами и религиозными верованиями, которым правящие классы стремились придать законченный систематический характер. Для буддийской философии характерен крайний субъективный идеализм: реально существует только субъект, весь окружающий его мир — иллюзия (майя).

    Объект работы – философия Древней Индии. Предмет – процесс становления философии Древней Индии.

    Цель работы – раскрыть сущность философии древней Индии. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    1. Показать основные этапы и истоки древнеиндийской философии.

    2. Проанализировать основные черты древнеиндийской философии.

    3. Рассмотреть основополагающие философские школы Древней Индии.

    4. Разобрать буддизм и веданты как основных представителей ортодоксальной школы и неортодоксальной школы.

    Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы .

    1.Этапы и истоки философии Древней Индии

    Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Великой Бхарата-Варши — Древней Индии. Непосредственной основой многих философских систем Древней Индии явился корпус ведической литературы и связанная с ним древняя религия — брахманизм.

    В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, зна­ние. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мирозда­ния. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.

    - самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

    - брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в кото­рых описывается правильность совершения ритуалов и жерт­воприношений;

    - араньяки - книги лесных отшельников;

    - упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

    Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

    Третий этап древнеиндийской философии связан с напи­санием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла на­стоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.
    2.Общие черты философии Древней Индии

    Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты:

    - Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.

    - Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, по особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами.

    - Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека.

    - Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизни человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материальных оков земного мира.
    3.Философские школы Древней Индии

    По сложившейся традиции, школы индийской философии разделяют па две группы:

    - ортодоксальные (астика)

    -неортодоксальные (настика)

    Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это: санкхья (Капила), йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа). Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованы па независимых основаниях. Все отмеченные школы — идеалистические либо тяготеющие к идеализму.

    Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед или по крайней мере критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени уже приобрел формально-ритуальный, догматический характер. Это: адживика (Макхали Госала), джайнизм (Махавира), чарвака, или локаята (Брихас-пати ), буддизм (Гаутама Будда).

    Рассмотрим неортодоксальные школы индийской философии.

    В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама.

    Буддизм – религиозно философское учение о достижении нирваны (состояние полной свободы от страданий). Одна из современных мировых религий. Противоположен Веданте, так как утверждает способность человека к самостоятельному освобождению.

    Вайбхашика.Эта школа направления тхеравады является наследницей учения более ранней традиции сарвастивада (букв.: «учение "все существует"»), базовый тезис которой заключался в утверждении, что все дхармы существуют реально. Иначе говоря, мир внешних объектов существует в действительности, точно так же, как и сознание. Свое название вайбхашика получила из-за того, что представители этой школы признавали подлинной и соответствующей учению Будды только Абхидхамму, третью часть Палийского канона, и комментарий к ней (Вибхаша). Учение собственно самой вайбхашики изложено в компендиуме «Абхидхармакоша» (букв.: «Энциклопедия Абхидхармы») буддийского автора Васубандху (IV — V вв. н. э.).

    В своем доказательстве существовании мира вайбхашики обращались к опыту, который порождает неоспоримые свидетельства о природе вещей. Под опытом они понимали знания, полученные путем непосредственного контакта с объектом. Мир открыт для восприятия. Неправильно думать, что нет восприятия внешнего мира, так как без восприятия не может быть вывода. Говорить о выводе, абсолютно независимом от каких-либо воспринимаемых объектов, — значит противоречить здравому смыслу. С помощью умозаключения можно узнать о том, что внешние объекты существуют повсюду, однако, как правило, на их существование указывает восприятие. Воспринимаемые объекты существуют, но очень короткое время, подобно вспышке молнии. Атомы немедленно разъединяются, и их совокупности существуют кратковременно. Вайбхашики считали, что постоянными сущностями являются не преходящие явления, а элементы, которые лежат в их основе, т. е. дхармы, и представили детализированную классификацию видов дхарм. Согласно учению этой школы, Будда является обыкновенным человеком, который после достижения просветления (бодхи) и ухода в окончательную нирвану в результате смерти перестал существовать. Единственным божественным элементом у Будды было его интуитивное знание истины, которого он достиг без помощи других.

    Саутрантика.Эта школа — самая поздняя из всей стхавиравады. Ее представители признавали аутентичной только вторую часть Палийского канона, Сутта-питаку, в которой содержится и Абхидхарма, буддийская философия. Тексты же, вошедшие в одноименную «корзину», не соответствуют учению Будды. Из саутрантиков наиболее известен Яшомитра (VIII в. н. э.), автор комментария к «Абдхидхармакоше» Васубандху.

    Локаята-чарвака.Основателем этой неортодоксальной школы индийской философии считался мудрец по имени Брихаспати. Само слово «локаята» означает «распространенная по миру». Второе название (чарвака), согласно одному джайнскому комментатору, происходит от санскритского глагола «чарв» — «жевать, глотать», поскольку эта школа «проглотила» такие понятия, как порок, Бог, дхарма и т. п. Никаких сочинений представителей и сторонников локаяты до нашего времени не дошло, а учение школы известно только по изложениям ее доктрины в трактатах мыслителей других традиций. Локаята представляет собой индийский вариант материализма и по своим теоретическим установкам близка к учению шрамана Аджита Кесакамбалы. «Локаята считает, что не существует ни Бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы, а также нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное». Единственный смысл жизни чарваки видели в счастье, которое они понимали как наслаждение.

    Рассмотрим ордоксальные школы древнеиндийской философии.

    Ньяя и вайшешика — две школы, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу.

    Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цве­том и т.д. Впрочем, их учение заметно отличалось от ато­мистических учений, созданных в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром.

    Санкхья и йога — еще два близких течения индийской мысли. Различие между ними сводится в основном к тому, что сторонники школы санкхья интересовались в основ­ном онтологическими вопросами и создали особую карти­ну мира, тогда как сторонники школы йога больше зани­мались вопросами практической жизни.

    4.Буддизм как яркий представитель неортодоксальной школы древнеиндийской философии
    Буддизм — неортодоксальное религиозно-философское учение, оказавшее огромное влияние па мировую философскую мысль.

    Основатель буддизма — Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни — «отшельник из рода Шакьев») — сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившегося на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинством ориентологов относится к VI—V вв. до н.э. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонических текстов. В «Трипитаке» выделяют три раздела:

    - «Виная-питака» (посвящена правилам поведения и принципам сангхи - буддийской общины);

    - «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч);

    - «Абхидхарма-питака» (посвящена философской проблематике учения Будды).

    Фундаментальными основаниями буддизма являются «четыре благородные истины». В кратком изложении они выглядят так.

    1. Земная жизнь полна страданий от непрерывных рождений и смертей.

    2. Страдания имеют причину. Она заключается в жажде чувственной, материальной жизни, заставляющей человека рождаться в мире страданий вновь и вновь.

    3. Существует возможность прекращения страданий благодаря просветлению и отрешению от жажды чувственной, материальной жизни.

    4. Существует практический восьмеричный путь достижения просветления, освобождения от жажды материальной жизни и достижения высшего состояния бытия - нирваны. Ступени этого пути: правильное распознавание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение и озарение (самадхи).

    Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является религией, так как исходит не из религиозных положений, а из философских постулатов и личного духовного опыта его основателя. Поэтому настоящий буддизм правильнее считать философским учением, или, как иногда еще говорят, духовным Учением Жизни, Гаутама Будда хотя позже появились и чисто религиозные версии буддизма. Этические идеи Будды опираются на мощную

    философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию), краеугольными камнями которой являются следующие положения:

    - Отрицание Бога как некоего личностного (антропоморфного) существа, сотворившего и управляющего миром.

    - Признание всеобщего закона причинности (детерминизм), который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Впенричинпые («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называются теорией обусловленного существования (или зависимого происхождения) вещей. Закон кармы — один из аспектов этой теории.

    -Убеждение в существовании высших (надземных, духовных, трансцендентных, метафизических — то же самое) миров как особых состояний космического бытия. Нирвана — олицетворение наивысших из этих состояний.

    - Теория всеобщей изменчивости, согласно которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи подвержены определенным преобразованиям в зависимости от тех или иных причин.

    - Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Перевоплощению подлежит не личная душа, а сверхличный поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (па одну жизнь) комбинации дхарм или скандх. Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.

    - Стремление к эмпирическому (т.е. опытному) обоснованию этических и философских постулатов. Вместе с тем нельзя утверждать, что теория познания в буддизме имеет чисто эмпирический, в его европейском понимании, характер. В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные методы познания. Следует обратить внимание и па то, что Будда избегал рассуждений о высшей сверхфизической реальности. По его мнению, ее познание предполагает высшие способности сознания и значительный личный духовный опыт ученика. Земной рациональный и чувственный опыт здесь недостаточен.

    - Высшие духовные цели человека: освобождение от невежества (авидьи), преодоление страданий и привязанности к земному бытию, достижение нирваны и бескорыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей в конечном счете и была подчинена жизнь буддийской общины (сапгхи).

    С течением времени в рамках буддизма появилось множество направлений и философских школ, во многих из которых идеи учения Будды претерпели существенные изменения. В позднем буддизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буддизма как этико-философского и религиозного учения: махаяна — «Большая колесница» (или так называемый Северный буддизм), хинаяна — «Малая колесница» (или так называемый Южный буддизм), ваджраяна — «Алмазная колесница».

    Основные философские школы:

    - Шупья-вада (мадхьямика) — Нагарджупа, Асвагхоша;

    - Виджпяпа-вада (йогачара) — Асапга, Васубапдха, Дигпага;

    - Саутрантика — Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра;

    - Сарвасти-вада (вайбхашика) — Катьяянипутра, Васумитра, Бхаданта.

    Заключение

    Философия древнего мира рождается в обществе, которое неспособно решать новые проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое «Я». Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как

    олицетворение его новых форм. Она выражает и закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.

    Основные темы и понятия философии Древней Индии отчасти содержались уже в ведийской литературе (особенно в более поздней ее части — Упанишадах), где ставились вопросы о начале мироздания и о познании. Первоначально дискуссии между различными брахманскими школами носили ритуалистический характер, поскольку темой для дебатов выступали вопросы о том, когда и каким образом правильно совершать жертвоприношения богам ведийского пантеона и духам предков. Искусство аргументации проявлялось в умении обосновать то или иное положение и вывести необходимое заключение. Изначальная ориентированность индийской риторики и логики на оппонента и аудиторию впоследствии найдет отражение в текстах собственно философского характера — сутрах и комментариях на сутры, которые будут зачастую выстраиваться по диалогическому принципу. Появление на исторической арене Индии философии как таковой произошло в эпоху странствующих аскетов-учителей, которые отстаивали свои собственные взгляды на устройство мира в противовес традиционным брахманским представлениям.


    Список использованной литературы

    1. Аблеев С.Р. История мировой философии. М.,2002.

    2. Васильев В.В, Кротов А.А.,Бугай Д.В. История философии. М.,2005

    3. Горелов А.А. Основы философии. М.,2003.

    4. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.,2001.

    5. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов. М.,2003.

    6. Касьянов В.В. История философии. М.,2005


    написать администратору сайта