Главная страница

Философия. Философская онтология (Семинар). Философская онтология Философская категория материи. Единство и многообразие материального мира


Скачать 19.21 Kb.
НазваниеФилософская онтология Философская категория материи. Единство и многообразие материального мира
АнкорФилософия
Дата08.05.2022
Размер19.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософская онтология (Семинар).docx
ТипДокументы
#517632

Философская онтология


2.Философская категория материи. Единство и многообразие материального мира
Еще в античности был поставлен вопрос о том, существует ли у вещей общая основа. Философы милетской школы дали на него положительный ответ, правда, каждый свой. Фалес (640/624 – 548/545 до н.э.) считал такой основой воду. Анаксимен (585/560 – 525-502 до н.э.) - воздух, а Анаксимандр (610 – 547/540 до н.э.) – так называемый апейрон (т.е. нечто неопределенное). На этой стадии развития под материей (субстанцией, основой всех вещей) понимали, таким образом, какое-то конкретное вещество. В средние века материалистическая традиция не могла развиваться, поскольку господствовала религиозная философия. Материализм получил вновь шанс только в Новое время, когда власть клерикалов над обществом несколько ослабла. В этот период под материей стали понимать не конкретное вещество, а вещество вообще, всякое вещество. Такое представление сохранялось очень долго, потому что науке не было известно никаких других форм материи, кроме вещества. В конце XIX – начале XX века положение изменилось. Стало понятно, что прежние представления о мире устарели. Была открыта делимость атомов, был открыт электрон, который, как тогда казалось, не обладает массой покоя. (Потом она была измерена.) Эти открытия произвели большое впечатление на ученых, и некоторые из них даже решили, что наступает конец материализма, что новейшая физика опровергает материалистическую философию. Такие выводы были сделаны великим австрийским физиком Э. Махом (1838 – 1916). Он создал целую философскую концепцию, которую назвал эмпириокритицизмом, т.е. философией критического опыта. Мах утверждал, что понятие материи является ложным, что материализм устарел и должен уступить место другой философии, т.е. идеализму. Критикой воззрений Маха занялся В.И. Ленин. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм», опубликованной в 1908 г., он предложил иную концепцию материи. По его представлению, материя – это реальность, отличная от сознания. Поскольку сознание – реальность субъективная, постольку материя – объективная реальность. Все, что обладает свойством существовать вне и независимо от сознания, − материя. Мах отказывал электрону в праве считаться материальным объектом, а по критерию Ленина электрон оказывался материальным. Электрон существует в моем воображении или вне и независимо от меня? Разумеется, вне и независимо от меня. Значит, электрон материален. Ленин добавлял, что эта реальность дана нам в ощущении, т.е. она познаваема. Ленин уверенно утверждал, что наука откроет в течение времени новые виды материи. Через тридцать лет после выхода в свет книги Ленина немецкий американский астрофизик швейцарского происхождения Ф. Цвикки (1899−1974) предположил, что существует темная материя, т.е. какой-то иной вид материи, свойства которой нам неизвестны.

В настоящее время в существовании этой темной материи никто не сомневается. (свойство тяготения).

Если все в мире состоит из материи, то это означает, что мир един. Принцип материального единства мира – важнейший принцип материалистической философии. Это единство имеет два аспекта.(Субстранный и атрибутивный) Первый состоит в том, что все объекты во вселенной состоят из одних и тех же частиц: нейтронов, позитронов, электронов и т.д. Эти частицы называется элементарными. Наука выяснила свойства этих частиц. Согласно стандартной (общепринятой теории элементарных частиц, должен существовать так называемый бозон Хиггса.) Чтобы проверить предсказание теории, был построен большой адронный коллайдер. Эксперимент, проведенный на этом коллайдере, позволил обнаружить бозон Хиггса. Тем самым теория элементарных частиц получила свое подтверждение. Другой аспект материального единства мира заключается в том, что во вселенной в любой ее точке действуют одни и те же законы. Мы можем с уверенностью судить о свойствах звезды, находящейся от нас на расстоянии хоть в миллион световых лет, поскольку знаем, как устроены ближайшие звезды.


написать администратору сайта