Философия задание 2 Остроухов П.А.. Вопросы для самоконтроля Что наиболее характерно для философии античности
Скачать 22.66 Kb.
|
Вопросы для самоконтроля: Что наиболее характерно для философии античности? Античная философия, положившая начало европейской философской традиции, охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции так же, как и восточная философия, в середине I тысячелетия до н.э. и уступила свое место другой — средневековой философии уже после распада Римской империи — к VI в. н.э. Для древнегреческой философии характерно формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых философов приобрел стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира. Четкие рациональные мотивировки античных философов выделяют их среди других древних мыслителей. Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего как неотъемлемая часть природы. Какие этапы развития выделяются в античной философии? 1) Становление древнегреческой философии (VI —V вв. до н.э.) — в центре внимания стояли проблемы космоса, природы; 2) Классическая греческая философия — учения Сократа, Платона и Аристотеля (V —IV в. до н.э.) — главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям; 3) Греко-римский или эллинистический этап (конец IV до н.э. — IV в. н.э.), связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов (городов-государств) в столицу формировавшейся тогда Римской империи. 3. Как формулируются основные идеи представителей Милетской школы? Милетская школа — первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Возникла она в VI в. до н.э. в г. Милете, в Йонии на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Милетские философы пытались дать целостную картину мира в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными. Отсюда материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами, т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона. 4. Какими философскими школами представлена натурфилософия Древних греков? Милетская школа, Пифагорейская школа, Элейская школа 5. Как решалась проблема первоначала в античной философии? Милетская школа за первоначало признает какую-либо природную стихию: Фалес признает воду, Анаксимен признает апейрон-вещество. Анаксимандр признает воздух. Каждое первоначально способно к саморазвитию, так как одухотворено, т.е. наделено душой. Всем концепциям свойственен гилозоим, т.е. одухотворение природы 6. В чем величие Сократа и его философии? Сократ-первый афинский философ. Хотя Сократ и не стремился к активной общественной жизни он, тем не менее, исправно исполнял свой гражданский и воинский долг, который в условиях античной демократии был обязателен для всех свободных граждан Афин. Так, он был заседателем в Совете во времена демократического правления в Афинах, непосредственно участвовал в сражениях во время войны Афин со Спартой, противостоял победившей на время тирании. Философия Сократа касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть «то, чему служит тело». Ценность души состоит в познании. Если не знаешь, что такое добродетель, то, естественно, не знаешь и как ее достичь. А добродетель необходима человеку для возрастания его души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого заключается в том, чтобы установить истину. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий. Такой способ общения получил название майевтика (повивальное искусство), так как с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога. Сократ широко использовал метод индукции (выведение более общих знаний из частных) и не менее самой истины ценил этот метод «наведения» на истину. Принципиально расходясь во взглядах с софистами, Сократ активно и бескомпромиссно с ними полемизировал. 7. Кто и чем из последователей Сократа Вам запомнился? Антисфен ставил выше всего воздержание и довольство лишь необходимым, поэтому его назвали киником, то есть «живущим по-собачьи». Днем он ходил без башмаков, без плаща, с палкой в руке и с мешком за плечами. Увидев, как мальчик пьет воду руками из ручья, он выбросил кружку. Ночью он спал под портиком, а по уверению некоторых, в бочке. О Диогене рассказывают много анекдотов. 8. Как формулируются основные положения философии Платона? Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т.е. не порожден) и неизменен (т.е. не разложим). Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Первоначально создается космос без живых существ. Затем Демиург творит человека, причем сначала мужчину, а потом женщину. Далее появляются животные: от птиц до четвероногих. Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмертной, сотворенной Богом душой наделен и человек, у которого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир. Платон сторонник концепции переселения душ, которые, по его мнению, существуют вечно и находятся в мире идей до рождения и после смерти человека. На этом базируется его теория познания, в соответствии с которой люди посредством органов чувств и разума «будят» душу, и она «вспоминает» вещи, которые созерцала в виде идеальных образов в мире идей. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. \ Значительное место в его философии уделено человеку, основу которого составляет его душа. Тело же — лишь временная тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному преображению. Нравственность есть достоинство души. Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение. На этих представлениях о душе, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения; в этом и заключается социальная справедливость. Формой идеального государства, по его мнению, может быть монархия, аристократия и демократия; но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходило, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры. 9. Какой вклад в развитие философии внес Аристотель? Критически оценивая предшествовавшие философские взгляды, он формулирует свое представление о бытии, основу которого составляют две сущности – материя и форма. Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна, бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Человек всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т.е. с вещью. Иначе говоря, вещи — это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя), — это возможное, потенциальное бытие. Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. «Я называю формой суть бытия всякой вещи и ее первую сущность — первой субстанцией». Таким образом, у Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. В то же время Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой актуальности, из которой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог. По мнению Аристотеля, идеи, о которых говорит Платон, не существуют самостоятельно, а есть лишь понятия, отражающие материальный мир, т.е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение реальной сущности вещей и не дает возможности понять природу изменчивости чувственно воспринимаемого мира. Сам же Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию. Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами. Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет три вида души. Первая из них — растительная душа, которой обладают растения. Она способна размножаться и осуществлять обмен веществ. Вторая — чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений. И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она в отличие от первых двух уже «познает и думает». Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание лишь единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. Науку Аристотель отождествлял с разумом, поскольку она доказывает свои положения логически, стремясь «мыслить бытие». Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логики) Аристотель сопоставлял с мудростью. Он по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысяч лет. Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью. «Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем и ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он — либо зверь, либо Бог». Выделяя шесть форм государства, Аристотель три из них считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Наилучшей из правильных форм государства является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям. Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов этика становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетия, продолжая оставаться и сегодня достаточно актуальной. 10. Каковы особенности эллинистической философии? Философия осуществляет терапевтическую функцию; главным действующим лицом философии становится человек. Ценность индивидуума возрастает; отдается предпочтение вопросам нравственности. Соответственно главными разделами такой философии становится этика и мораль; науки приобретают большое значение, так как создается Мусейон в Александрии Египетской. 11. На чем акцентировали внимание эпикурейцы? Философия может сделать жизнь людей счастливой и лишенной страхов. Отсюда основной внимание эпикурейцев привлекала этика, базировавшаяся на соответствующих представлениях о мире. Человек должен стремиться к разумным удовольствиям, получать наслаждения от процесса познания; три условия для счастья человека: -апония (отсутствие физического страдания), -атараксия, -дружба. 12. Как понимали мир и человека стоики? Для стоиков все люди-граждане космоса как мирового государства: все равны перед лицом мирового государства; все равны перед лицом мирового закона; свободны и рабы и греки и варвары, мужчины и женщины. Судьбе, року бесполезно сопротивляться. «Желающего судьба ведет, нежелающего-тащит»- так выражали отношения стоиков к свободе. Стоик не хнычет, не жалуется (какой смысл жаловаться на судьбу?). Надо принимать мир таким, каков он есть, но во власти разумного человека его собственный духовный мир, поэтому он должен стать главным делом жизни. |