СРО №1 Философский тип мышления как критика и сомнение. Философский тип мышления как критика и сомнение
Скачать 14.48 Kb.
|
Философский тип мышления как критика и сомнение Критичность как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире. Философское мышление сильно именно своим умением задавать все новые и новые вопросы миру и самому себе. В философии нет запрета на критику, запрета на сомнение. Можно согласиться с суждением Б. Рассела, что «философию надо изучать не за определенность ответов на ее вопросы.. но скорее за сами эти вопросы, ибо эти вопросы расширяют наше представление о том, что, возможно, обогащают наше интеллектуальное воображение и уменьшают догматическую уверенность, мешающую разуму заняться спекулятивным творчеством». Часто говорят о критическом мышлении человека. Под этим понимают способность человека воспринимать информацию и подвергать ее анализу, «пропускать через фильтры» собственного представления, но «не застревать» в нем. Критическое мышление, в отличии от некритического, предполагает способность менять свои суждения, представления и выводы в зависимости от новой полученной информации. При критическом мышлении человек способен поставить под сомнение «самого себя», то есть свои предыдущие убеждения и мнения, принять точку зрения другого, проанализировать и ее также. Цель его – прийти к обоснованному мнению, вынести верное, обоснованное суждение. Оно дает личности возможность развития, поиска самой себя. Поэтому в современном обществе принято считать, что человек, мыслящий критически, стоит на более высоком уровне развития по критерию мышления. Философское сомнение — это особое состояние разума, возникающее каждый раз, когда исследователь оказывается на пороге научного прозрения или нового открытия. Это — особая творческая искра в человеческом мышлении. Философское сомнение поэтому не следует ни в коем случае путать с обыденным сомнением, которое отражает чувство неуверенности, рождающееся у людей из-за зыбкости их знаний, как только они лишаются внешней поддержки со стороны того или иного авторитета. Кроме того, нельзя отождествлять философское сомнение с сомнением ученых, специалистов, которые занимаются «производством» нового знания. Так, чтобы исследователю выйти из состояния сомнения, ему необходимо или найти очень убедительные аргументы (математические доказательства), или сослаться на признанный всеми авторитет. В противном случае новое знание при всей его истинности может быть и не востребовано обществом. При более глубоком размышлении можно прийти к выводу, что сомнение — это и есть объективный акт сознания. Сознание человека находит в самом себе источник достоверности, и на этом пути теория познания может обосновать результаты любого конкретно-научного познания, ответив на вопрос, касающийся реального значения содержания сознания. Философское сомнение — это, по сути, начальный этап творческого пересмотра «истинности» старого знания или мнения. Оно есть обязательный, хотя и скоротечный, этап восхождения человеческого разума к прозрению, то есть к открытию истины высшего порядка. Будучи особо критичным состоянием ума с его уникальной способностью к рефлексии на уже имеющиеся знания, философское сомнение представляет собой своеобразный стиль мышления. |