Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Понятие природы

  • 1.2 Взгляд философов на Природу в разные этапы времени

  • 2.2 Влияние философии на взаимодействие природы и человека в разные этапы времени.

  • 2.3 Социальная экология

  • Философское осмысление природы КР. Философия КР. Философское осмысление природы


    Скачать 38.03 Kb.
    НазваниеФилософское осмысление природы
    АнкорФилософское осмысление природы КР
    Дата18.05.2022
    Размер38.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия КР.docx
    ТипКонтрольная работа
    #536223

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

    ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

    Кафедра социально-гуманитарных дисциплин им. В.У. Агеевца

    Дисциплина : Философия

    Андреева Валерия Валерьевна

    Тема: Философское осмысление природы

    Контрольная работа

    Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

    Факультет образовательных технологий адаптивной физической культуры Курс

    2 Группа 212

    заочная форма обучения

    Проверено ___________________

    Дата 21.12.21

    Количество баллов ____________

    Санкт-Петербург

    2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………..3

    1.ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ…………………………………..….…..4

    1.1 Понятие природы, философии природы……………………….….4

    1.2 Философы……………………………………………………..….…5

    2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА……….…….….7

    2.1Взаимодействие природы и общества ………………………….…7

    2.2 Влияние философии на взаимодействие природы и человека в разные этапы времени………………………………………………………..….…….9

    2.3Социальная экология……………………………………………….13

    3. НООСФЕРА ……………………………………………………..…..15

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…..17

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………18

    ВВЕДЕНИЕ

    Природа является неотъемлемой частью человеческого общества. Природа нас окружает и можно сказать, что мы существуем благодаря природе. Природа является объектом внимания философов уже долгие годы.

    Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Так же мы можем сказать, что эволюция человека произошла только благодаря природным ресурсам. Но человечество дале не сразу смогло понять, что для них природа «друг или враг». За время развития общества было предложено множество теорий, который отличались одна от другой, а вместе с новыми предложенными теориями развивались различные науки тесно связанные с природой. Интерес человека к этому вопросу не угасал, пока человечество не поняло, что оно приносит больше вреда, чем пользы окружаещему, которое помогло им стать теми, кем они являются сейчас.

    В данной контрольной работе мы рассмотрим понятие «Природа» и как менялась отношение человечества к ней и что привело к той ситуации, которую мы можем наблюдать.

    Природа является объектом внимания философов уже долгие годы.

    1.ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

    1.1. Понятие природы

    Понятие природы имеет особое положение в своем значении и используется во многих философских суждениях.

    Рассмотрим, что такое природа со стороны философии. Как известно этот термин имеет несколько значений, каждое из которых обычно вытекает из контекста.

    Природа в широком смысле – весь мир и многообразие его форм. Сюда относится вся объективная реальность, материально-энергетический и информационный мир.

    Природа в узком смысле - понятие складывается с прошлого столетия, основываясь на новых подходах к вопросу о возникновении жизни и осознанием человеком своего положения в окружающем мире.

    Если быть более точным, то понимается биосфера, где человек занимает конкретное место.

    Данное значение природы употребляют чаще всего, так как оно подразумевает окружающею среду , как естественное место обитания людей. Так же подразумевается природа, созданная руками человека.

    И еще одно значение «Природы» - это когда мы говорим о природе того или иного объекта.

    В философии используются все три определения, но наиболее популярно именно второе, описывающее окружающею среду человека.

    Так же философию природы иначе называют «Натур- философия». Это исторический термин, его использовали до 18ого века. Под термином Под Натурфилософией понимают философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

    Под натурфилософией обычно понимается философская и естественно-научная дисциплина, в рамках которой делается попытка свести все доступные на данный момент знания о природе в единую систему, основанную на некоторых исходных принципах. Неизбежные пробелы в естественно-научных знаниях заполнялись при этом экстраполяцией уже известных фактов, основанной на принятой в данную эпоху научной картине мира.

    Область исследований философии природы направлена на истолкование природы и ее целостности.

    1.2 Взгляд философов на Природу в разные этапы времени.

    Первыми философами в этой области традиционно считаются ранние греческие мыслители.

    Понятие природы возникло в 6в. До н.э. в результате научной революции.

    • Философы того времени Фалес, Анаксимандр, Анаксимен впервые создали немифологическую космологию в которой происхождение и устройства мира объясняется не опираясь на богов, только как естественное развитие. Иначе они ее называли «Исследование о природе».

    • Позднее Пифагор и его последователи создали альтернативную идею естественного, в которой выдвигалась идея творения космоса божеством. В основе у Пифагора лежит «Душа» которая гормонирует с космосом.

    • Аристотель образует систему теоретического знания, изучающею сущее как таковое, причины и начала вещей.

    В эту эпоху филосовию разделяют на этику, локигу и физику. Т. Е. эта сфера охватывает и космос и Богов. Поэтому, здесь имеют место быть такие науки как астрономия. Метеорология, география и др

    • В средние века из-за широкого понимания природы предметом философии оказываются не только чувственные вещи но и материальные, в том числе и Бог. Считается, что Бог в качестве первопричины управляет миром не непосредственно, а через совокупность вторичных причин, определяющих твердо устоявшийся порядок природы.



    • Дж. Бруно, М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандолл.

    В эпоху возрождения лежат представления о мире как о живом существе. Человек призван своей деятельностью выялвять чудеса природы. Подобное понимание природы ввело такие дисциплины как Алкимия, астрология,медицина.

    2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

    Одна из центральных философских проблем, от решения которой зависят ответы на вопросы о месте человека в мире, о границах и возможностях его свободного действия, о характере исторического процесса и др. Только отличая себя от природы как от «иного», человек может понять собственное своеобразие.

    На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду. Тем самым изменялся и характер взаимоотношений общества с природой.

    Взаимосвязь человека и природы прослеживается в формировании человеческих потребностей. Человек как субъект общественных отношений является особым видом живого, телесного существа, продуктом исторического развития общества.

    • В средневековой христианизированной философии получает развитие концепция, согласно которой ущербность природы является результатом грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой ставился Бог. Считалось, что человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Однако в соответствии со средневековыми представлениями человек находится в абсолютном подчинении природным ритмам, и поэтому свои намерения по возвышению над природой он может осуществлять только по отношению к собственному телу.



    • Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Возрожденческие философы их сближают и довольно часто, отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал природой.






    • В Новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем занимает активное место в практической деятельности человека, которая постоянно увеличивается. Достаточно низкий уровень развития науки и овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) приводят к хищенскому отношению к природе.



    • В ХХ веке из-за резкого использования человеком природных ресурсов, таких как развитие науки и техники, полезные ископаемые, энергоресурсы, рост населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

    Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человека.

    Человеческое воздействие на природу неизменно нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества и отражало в конечном счете основные этапы общественного развития.

    Каждый этап имел свои специфические формы отношения человека с окружающей средой, то как человек с ней взаимодействует.

    Каждому из этих этапов были присвоены свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождавшиеся и различным отражением природы в его сознании.

    Нагрузка на природу возросла, когда стали строиться каналы и оросительные системы, целенаправленно добываться полезные ископаемые. С появлением металла резко увеличились технические возможности человека, совершенствовались орудия труда, появлялись все более сложные инженерные и ирригационные сооружения.

    Человек из существа, тождественного природе, все активнее становился существом, отличным от нее, постепенно начиная воспринимать природу уже как внешнюю и противостоящую ему силу.

    Наводнения, пожары, засухи, похолодания, ураганы и землетрясения испытывали его на выживаемость, заставляли искать способы противостоять неумолимой стихии. Такое отношение к природе сформировалось в основном к середине I тысячелетия до н.э. и претерпело изменения с появлением теоретического мышления, т.е. с появлением философии.

    2.2 Влияние философии на взаимодействие природы и человека в разные этапы времени.

    Уже первые античные философы, в особенности представители натурфилософских школ, видели главную задачу философии в исследовании природы с целью выяснения вопроса о том, из чего состоит мир, который они понимали как некое сооружение, космос.

    В период Античности природа, хотя и продолжала оставаться грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но осмысленная теоретически, она обрела определенную ценность и воспринималась уже как идеал гармонии и совершенства. Многие идеи античных философов пронизаны идеей благоговения перед природой и призывают жить в согласии с ней и по ее законам, считая именно такую жизнь самой достойной и желанной.

    Позже, Христианские догматы трактуют природу как нечто сотворенное и потому преходящее, изменчивое, в противоположность вечному, духовному началу — Богу. И хотя реальная зависимость людей от стихии природных сил при духовном возвышении не уменьшается, отношение материи и духа все в большей мере решается в пользу духа.

    Наиболее выраженно это проявилось в средневековой философии. Эпоха Возрождения, восстановившая многие ценности и идеалы Античности, характеризуется повышенным интересом к искусству, эстетике, прекрасному. На этой волне она привнесла и обновленное отношение к природе как к источнику красоты и вдохновения, возродив тем самым глубоко уважительное отношение античных мыслителей ко всему естественному, природному. Такая установка нацеливала на активное исследование и более глубокое познание реальной действительности.

    Космологические и натурфилософские идеи, развиваемые в это время Н. Коперником, Г. Галилеем, Н. Кузанским, Дж. Бруно и др., напрямую связаны с изменившимся отношением к природе и из этого же отношения и проистекают.

    Еще в большей степени природа становится объектом познания в Новое время. С этих пор она начинает рассматриваться уже не только как источник теоретического или эстетического вдохновения, но и как поприще активной практической деятельности, результатом которой становится выявление и познание естественных законов, дающих человеку возможность укротить, покорить стихийные силы природы.

    Считалось, что инертные природные процессы могут быть подчинены абсолютному влиянию человеческого разума.

    Подобные взгляды хорошо передают слова знаменитого английского философа того времени Ф. Бэкона: «Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять ее, пока должным образом ее не узнает»

    Тенденция к овладению природой, покорению ее стихии на основе познания естественных законов с того времени неизменно набирала силу вплоть до середины ХХ столетия. Этому в значительной мере способствовали и серьезные успехи в развитии науки, и технические достижения, все больше вселявшие в человека уверенность в своих силах. Знание естественных законов и умение их использовать действительно помогали человеку противостоять могучим силам природы.

    Г. Гегель: «Какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека — холод, хищных зверей, огонь, воду, — он всегда находит средства против них и при этом черпает эти средства из самой же природы, пользуется ею против нее же самой»

    Буржуазные революции в Европе дали мощный толчок экстенсивному освоению природы. Увеличивающееся количество заводов и производств еще в первой половине нашего столетия людей воспринималось как символы прогресса и свидетельствовали об экономических успехах и могуществе человека.

    И лишь отдельные ученые, высказывали озабоченность возрастающей экспансией человека, опасностью, которую таит в себе неконтролируемый технический прогресс для окружающей человека среды, а следовательно, и для него самого.

    Ф. Энгельс в XIX столетии обратил внимание на то, что человек, добиваясь значительных результатов в овладении природой, не всегда осознает значение своих побед. В результате ему приходится расплачиваться более дорогой ценой за достигнутое, чем это можно было бы предположить заранее

    За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли разительные перемены. С одной стороны, сработал закон взаимозависимости количественных и качественных изменений, когда исподволь накапливавшиеся столетиями негативные последствия человеческой деятельности обрели в своей совокупности новое качество. Проявилось это в опустынивании многих прежде жизнеспособных территорий, катастрофическом загрязнении атмосферы, водоемов и т.п.

    С другой стороны, планета стала слишком мала для все увеличивающегося числа людей. На сегодняшний день практически не осталось места на земле, где бы не обитал человек.

    Только в последнее время люди стали осознавать, что природа в состоянии лишь в определенных пределах справляться с антропогенными нагрузками, пока сохраняется мера, в рамках которой отходы экономической деятельности утилизируются естественным путем. Нарушение же этой меры ведет к качественным изменениям биосферы, зачастую необратимым.Причем со своими ествественными загрязнениями , природа сама достаточно легко справляется. Но человек создает дополнительные нагрузки на окружающую среду, значительно превышающие ее естественные возможности противостоять такому воздействию.

    История, таким образом, подтвердила справедливость слов, сказанных более ста лет тому назад: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых»

    В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой, человек, как и прежде, обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению происходящее.

    2.3 Социальная экология

    Социальная экология сложилась совсем недавно. В конце 60х – середине 80х 20ого столетия.

    Термин «экология» происходит от греческих слов oikos — дом, жилище и logos — учение, и в самом широком смысле этого слова означает любую организацию, систему, образованную живым организмом (или живыми организмами, существами) со средой обитания.

    Термин был введен в научный оборот в 1869 г. немецким биологом Э. Геккелем для обозначения одного из разделов биологии, призванного изучать взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Со временем экология все больше становилась предметом исследования и общественных наук.

    Уже первые гуманитарные и философские исследования достаточно быстро подтвердили, что проблемы взаимодействия общества и природы — это прежде всего проблемы самого общества, его социально-экономической организации, сложившейся системы ценностей и представлений об окружающем мире и месте в нем человека. Так сформировалась область научных исследований, получившая название социальная экология, а термин «экология» достаточно быстро и широко распространился, выйдя далеко за рамки биологических наук.

    В середине 70-х гг. ХХ столетия были сформулированы четыре основных закона социальной экологии:

    1) все связано со всем;

    2) все должно куда-то деваться

    3) природа знает лучше

    4) ничто не дается даром

    Эти законы постулировали неразрывную взаимозависимость человека от окружающей среды и установили запрет на его произвольное и необдуманное вмешательство в природу.

    Так, помимо социальной экологии, возникли и другие, совершенно новые области научного знания: экология человека, глобальная экология, экология города и т.п. В сфере взаимодействия как отдельных людей, так и общества с окружающей средой экологические проблемы в значительной мере обрели философский контекст, так как затронули фундаментальные основы человеческого бытия, по-новому поставили вопрос об уникальности жизни на Земле и необходимости сохранять ее биологическое разнообразие.

    Выход за рамки частных наук и более широкий, философский взгляд на проблему позволили установить, что в биосфере все уникально взаимосвязано и находится в естественно регулируемом равновесии.

    При этом философское осмысление экологических проблем имеет свою специфику. Философия не решает частные проблемы, возникающие во взаимоотношениях природы и общества, и не дает конкретных рекомендаций по их устранению. Эта задача для специальных дисциплин. У философии другая роль — анализ и обобщение конкретных результатов, выявление тенденций и динамики происходящих процессов, определение естественных взаимосвязей, исторических зависимостей и т.п.

    На этой основе формулируются философские обобщения, уточняются важнейшие понятия, постулируются основополагающие принципы, что не только служит познавательным целям, делу экологического образования, но является методологической базой для частных наук, решающих конкретные природоохранные задачи.

    3.НООСФЕРА

    По мере нарастания опасностей со стороны нерешенных экологических проблем люди все больше задумываются над выходом из кризисной ситуации, стремятся предпринять практические шаги к ее решению.

    Особый вклад в решение таких вопросов внес выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863– 1945), который одним из первых обратил внимание на качественные изменения биосферы в глобальном масштабе под влиянием природопреобразующей деятельности человека. Анализируя масштабы и формы этой активности, он пришел к выводу, что на современном этапе «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой»

    В.И. Вернадский предпринял попытку научно обосновать качественные изменения во взаимодействии общества и природы под влиянием деятельности человека, рассматривая общество как единство живой и неживой природы, как целостную систему, в которой человек доминирует в качестве активного субъекта.

    Достижение такого состояния во взаимодействии общества и природы, при котором разумная деятельность человека становится определяющим фактором, он определил понятием «но сфера» т.е. сферой разума.

    Ноосфера с тех пор мыслится как высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами раз1 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. Иными словами, это высший этап эволюции системы «общество—природа», этап, которого еще нет, но который уже начал формироваться и обязательно должен быть, если человечество хочет избежать потрясений и в будущем жить достойно. Ноосферу следует понимать не как особую самостоятельно существующую оболочку, отделяющуюся от биосферы, а как итог перехода биосферы от одного ее состояния к другому, в результате чего она приобретает новое качество. Переход биосферы в ноосферу, таким образом, означает прежде всего то, что человек должен, вынужден взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя, неизменно руководствуясь в своей преобразующей деятельности принципом: «Не навреди».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рассмотрев как изменялась понятие «Природы» с момента его появления до наших времен и то, как менялись взаимоотношения человечества и природы, можно сделать вывод, что данный вопрос с философской точки зрения остается актуальным и в наше время.

    Человечество долго рассматривало природу с разных точек зрения. Поэтому, в философии природа не имеет однозначного термина и каждый термин описывает ее по своему.

    Но рассуждая над явлением «Природы» человечество смогло прогрессировать и развить в себе множество навыков, образовать различные науки более сильно углубленные в тот или иной аспект.

    К сожалению, в какой-то момент человек почувствовал свое превосходство над природой и это негативно отразилось на взаимоотношении социума и природы. Пытаясь сделать себе лучше, люди начали наносить вред природе, с каким она не в состоянии справится сама.

    На данный момент времени, вопрос о взаимоотношениях человека и природы активно изучается, и хочется верить что осознанность возьмет верх в решении проблем данных взаимоотношений.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ларионова, И. С. Философия в системе естествознания и культуры : учебное пособие / И. С. Ларионова, Г. Г. Нагиев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 72 с. 

    2. Полещук Л.Г. П49 Человек и природа: философия взаимоотношений в эпоху технологической революции: учебное пособие. / Л.Г. Полещук; Юргинский технологический институт. – 2-е изд. – Томск: Издво Томского политехнического университета, 2011. – 102 с

    3. Философия : учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Степин, Б. Г. Юдин, А. Н. Данилов. — 2-е изд. — Минск : Вышэйшая школа, 2016. — 494 с

    4. Философия : учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 459 с.

    5. Ст. Философия https://fil.wikireading.ru/1232

    6. Ст. Философия https://bigenc.ru/philosophy/text/4713342


    написать администратору сайта