Главная страница

философия. Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия самообращенность)


Скачать 16.3 Kb.
НазваниеФилософское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия самообращенность)
Дата09.10.2022
Размер16.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипДокументы
#722480

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия — само-обращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно- смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое, поэтому философия начинается с изучения понятия мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.
Историческими типами мировоззрения принято считать миф, религию, философию. Хотя эти типы мировоззрения различны, в некоторых своих характеристиках они сближаются. Например, и миф, и религия опираются на традицию, авторитет и веру. С другой стороны, чрезвычайно трудно провести четкие границы между ранними философскими системами и мифологическими построениями, поскольку ранние философские учения метафоричны, аллегоричны, образны, что является особенностями мифов.

В духовной жизни первобытного общества мифы доминировали, выступали как универсальная форма общественного сознания. Ряд основных тем и мотивов мифов разных народов повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. «Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

В мифах также рассматривались вопросы происхождения человека, жизни, сообщалось о разных культурных достижениях, исторических событиях. Таким образом, в мифе причудливым образом переплетались правда и вымысел, реальные исторические события и фантастические сюжеты. Миф соединял в себе религиозные взгляды, ранние философские идеи, элементы научного знания, политические сюжеты. 

Миф отличает стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа а также связь с магией. Иными словами, явления и события в мифе не объясняются, а описываются.

Главный признак религии — вера в сверхъестественное. Религия возникла примерно 40-50 тыс. лет назад в первобытном обществе. «Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами — фетиш. Фетишизм связан с магией. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельных существ — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу»

Чем религия отличается от мифа? По мнению выдающегося немецкого философа Г. Гегеля, полагавшего, что религия по объему больше, чем миф, так как в религию входит еще культ, культовые действия. Немецкий философ утверждал, что философия возникает именно из религии, а не из мифа.

Философия же это форма теоретического мировоззрения. В философии теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Можно сказать, что философия — это форма рационального постижения мира. Выделяют много философских направлений и течений. Распространенным является деление философских концепций на материалистические и идеалистические.


написать администратору сайта