Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников

  • Финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение доступности услуг культуры в рф


    Скачать 432.2 Kb.
    НазваниеФинансовое обеспечение доступности услуг культуры в рф
    АнкорФинансовое обеспечение
    Дата27.12.2022
    Размер432.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФинансовое обеспечение.docx
    ТипРеферат
    #866503

    Финансовое обеспечение доступности услуг культуры в РФ
    Содержание


    Введение....................................................................................................

    3

    Глава 1. Теоретические основы культурной политики.........................

    4

    1.1 Сущность и содержание культурной политики...............................

    4

    1.2 Основы финансирования сферы культуры на современном этапе...........................................................................................................

    7

    Глава 2. Доступность услуг культуры для населения...........................

    10

    2.1 Оценка доступности услуг культуры для населения.......................

    10

    2.2 Оценка финансового обеспечения мероприятий в сфере культуры....................................................................................................

    11

    Заключение...............................................................................................

    16

    Список использованных источников.....................................................

    18

    Введение
    В современной Российской Федерации культура является национальным приоритетом и признана важной для повышения общественного благосостояния и социальной сплоченности, залогом социально-экономического развития, гарантией сохранения статуса «единой культуры и территории».

    Культурная политика России включает в себя такие аспекты государственной и общественной жизни, как культурная деятельность во всех формах, гуманитарная деятельность, образование, международные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание граждан, развитие детей и молодежи, национальное информационное учреждение.

    Чтобы иметь возможность играть активную роль в развитии народного сознания, народного смирения и общественного благосостояния людей, культурная политика правительства по всей стране помогает преодолевать различия, взаимодействие между институтами. институты регионального и культурного развития.

    Целью данного исследования является анализ финансового обеспечения доступности услуг культуры в РФ.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. рассмотреть сущность и содержание культурной политики;

    2. изучить основы финансирования сферы культуры на современном этапе;

    3. провести оценку финансового обеспечения мероприятий в сфере культуры.

    Объектом исследования является культурная политика РФ.

    Предметом исследования является финансовое обеспечение доступности услуг культуры в РФ.

    Глава 1. Теоретические основы культурной политики

    1.1 Сущность и содержание культурной политики
    Культура — это реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. Сейчас, прежде всего, воспитание человека – это его внутренний мир, его душа. Благодаря культуре эволюция человека происходит в течение миллионов лет.

    Именно культура показывает внутреннее состояние государства, т. е. самобытность, мысли, нормы и обычаи того или иного общества. В подтверждение этого можно сослаться на формулировку понятия «культура», предусмотренную в законопроекте «О культуре в Российской Федерации»: «Культура есть определенная совокупность фактов, ценностей, обычаев и верований». характеристики общества или социальной группы, выраженные социально и художественно».1

    Термин «культура» впервые был использован римским философом Цицероном при описании человеческого разума: «Философия — это культура разума».

    Духовная культура, включая этику, философию, религию и т. д., и разделение материалов, включая объекты культуры и искусства, архитектуру и т. д.

    Существуют также три формы культурной доступности:

    - Народная - совокупность числе мифов, легенд, сказок и для массового потребления;

    - Массовая - являющаяся ритуалом повседневной жизни, проводимая ежедневно для всеобщего доступа и «использования»;

    - Элитарная - созданная профессионалами и предназначенный для высших слоев общества. Включает в себя традиционную литературу и музыку, искусство.

    Возникновение и развитие культуры в России на протяжении последних столетий было обусловлено многими факторами: географией, политикой. Но культура со временем помогла правительству решить проблемы.

    Следует отметить, что духовно-нравственная природа государства прежде всего развивается через культуру. Поэтому в этом отношении необходима государственная помощь. В связи с этим высокопоставленные чиновники создали в регионе специализированные госорганы. Эти учреждения в основном разрабатывают культурную политику в государстве, то, как она реализуется, реализуют программу и контролируют реализацию программы и ее реализацию.

    Сегодня в государственной культурной политике, т.е. государственной политике развития культуры, признают принципы и принципы, которыми государство руководствуется в своей деятельности по сохранению, развитию и пропаганде культуры.1

    За время существования России, а затем и Российской Федерации накоплен большой опыт государственной политики в сфере культуры, так как более 90 раз менялись наименования учреждений, осуществляющих культурную политику, в том числе лиц, входящих в нее за первый раз.

    В наше время наиболее важным является программно-проектный метод управления, поскольку он обеспечивает глубокое понимание культуры между людьми и рабочими, помогая выявлять, а также исследовать наиболее важные проблемы в этой области практических аспектов. Решать их через реализацию различных национальных проектов и государственных программ.

    Современная культура тесно связана с культурой прошлых веков. Но также, в то же время, в современном мире зарождается новая культура, которая становится все более популярной среди молодежи. Например, различные видеоролики в Интернете. Это могут быть: обучающие видео, видеообзоры, видеосериалы, музыкальные влоги и так далее.

    Через культурную зону молодые люди могут, например, посещать музеи, не выходя из дома.

    Также все большую популярность приобретают различные флешмобы – заранее запланированные масштабные мероприятия. Группа людей приходит в заранее определенное место и выполняет ряд заранее запланированных действий. Примерами этого направления являются различные танцевальные и звуковые флешмобы, которые проходят в разных городах России.

    К сожалению, эти новые области культуры все чаще используются для пропаганды наркотиков, пропаганды незаконной деятельности (в том числе уличной незаконной деятельности), разжигания расовой ненависти и поощрения самоубийств. 1

    Поэтому одной из основных задач государственного управления в сфере культуры сегодня является мониторинг интернет-пространства для выявления вышеуказанных призывов, а также тех, кто их распространяет и вовлекает меньшинства в противоправную деятельность.

    В современных условиях России следует уделять больше внимания сохранению культурного наследия и эффективному использованию населения в воспитании и обучении молодежи и взрослых.

    И опять же, чтобы воспитание и развитие нации было действительно сильным как физически, так и духовно, необходимо, чтобы ценности, принципы, обычаи, обычаи и формы традиционного поведения в России передавались из поколения в поколение.

    Ведь государственная политика в сфере культуры направлена ​​на содействие экономическому развитию, национальному суверенитету и развитию культуры и человечества, которые являются основой национальной идентичности, в неотложном порядке.

    1.2 Основы финансирования сферы культуры на современном этапе
    Новые цифровые технологии радикально изменили экономику, вызвав последствия во всех секторах экономики и положив начало так называемой Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0). Тенденция к цифровизации и технологическим инновациям изменила культурные и креативные индустрии (CCIS), особенно музыкальную и киноиндустрию, изменив существующие модели и структуры финансирования искусства. Реконфигурация индустрии финансовых услуг в соответствии с новыми финансовыми технологиями, известными как Финтех, помогает преодолеть дефицит финансирования, который особенно затрагивает фирмы, которые находятся в невыгодном положении с точки зрения доступа к традиционным источникам финансирования, таким как банки, венчурные капиталисты и бизнес-ангелы. С одной стороны, появление новых онлайн-финансовых платформ (таких как краудфандинговые платформы) с более низкими комиссиями за транзакции и новыми методами и источниками информации для оценки кредитного риска помогло расширить доступ к кредитам для микрофирм и МСП. С другой стороны, новые платежные решения и цифровые инструменты не только способствуют оцифровке транзакций, но и создают новые возможности для устранения информационной асимметрии — путем предоставления истории транзакций и цифровых отпечатков для оценки кредитных рисков — с положительными последствиями для МСП и микропредприятий, работающих в этих отраслях, с точки зрения возможности получения финансовых поддержка. Относящийся к революции финтеха, краудфандинг (CF) - это всеобъемлющий термин, используемый для описания новой формы финансирования проектов, компаний или идей путем привлечения большого количества небольших сумм капитала от большого числа людей, как правило, через онлайн-платформы. Эта новая форма финансового посредничества облегчает тем, кто ищет финансирование (будь то частные лица или компании), охват большого числа потенциальных инвесторов, которые получают определенную форму физического или морального вознаграждения пропорционально вложенным средствам. Помимо традиционных форм финансирования, краудфандинг недавно стал новым игроком в предпринимательском финансировании, значительно сокращая дефицит финансирования для культурных и творческих фирм, которые вносят важный вклад в Европу в экономическом и социальном плане. Эти фирмы стимулируют инновации во всей экономической сфере и способствуют созданию положительного социального эффекта во многих других областях, таких как благосостояние и здравоохранение, образование, интеграция и восстановление городов. С момента своего создания в 2006 году были созданы различные модели краудфандинга, в зависимости от способа вознаграждения инвесторов.

    В недавней литературе признается, что краудфандинг (особенно в форме вознаграждения) потенциально может демократизировать процесс финансирования художественных и культурных проектов. Демократизирующая сила краудфандинговых платформ в финансировании фирм в культурной и креативной индустриях обусловлена их ролью в облегчении взаимодействия между основателями и множеством непрофессиональных мелких инвесторов посредством использования Интернета, без стандартных финансовых посредников. В то время как традиционные каналы финансирования ограничены небольшой группой экспертов-критиков (таких как венчурные капиталисты и организации, предоставляющие гранты), которые играют решающую роль в распределении финансирования в области искусства и культуры, краудфандинг предоставляет тем, кто ищет финансирование, возможность привлекать средства от разнообразных групп “краудинвесторов” в цифровой среде, заменяя суждение нескольких экспертов. Ранние эмпирические наблюдения из Европы и США свидетельствуют о положительных результатах краудфандинга. Культурные и творческие проекты могут иметь больше возможностей для финансирования, если ориентироваться на краудфандинг, особенно в отраслях (таких как театральная и киноиндустрия), где конечными пользователями являются толпы.

    Культурная политика является ценным инструментом для заложения основ долгосрочного роста и инноваций. Они могут помочь поддержать и расширить артистов и фирмы, предоставляя необходимую им ликвидность и снимая некоторое финансовое давление, вызванное отсутствием финансирования со стороны частного сектора. Национальная политика в области культуры, направленная на поддержку, может способствовать защите работников культуры и творчества и предприятий от экономических кризисов, таких как недавний кризис, вызванный пандемией COVID-19. Хотя эта политика может казаться единообразной, она оказывает различное воздействие в зависимости от масштаба креативного и культурного секторов в различных местных контекстах. По этой причине важно изучать культурную политику в связи с национальными культурными аспектами, которые в совокупности отражают влияние культуры, укоренившейся в обществе, на ценности членов этого общества.

    Глава 2. Доступность услуг культуры для населения

    2.1 Оценка доступности услуг культуры для населения
    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ресурсам (статья 44).

    В 2022 году во всей Российской Федерации будет 88,7 тыс. учреждений культуры, из них 98,1% будут находиться в ведении области и города. Информация о типах учреждений культуры приведена в этой таблице.

    Таблица – 1. Виды учреждений культуры в РФ

    Вид учреждения

    Федеральные, ед.

    Региональные и муниципальные, ед.

    Всего, ед.

    КДУ

    781

    41627

    42408

    Библиотеки

    274

    36645

    36919

    ДШИ

    260

    4782

    5042

    Музеи

    252

    2665

    2917

    Театры

    54

    615

    669

    Концертные организации

    -

    372

    372

    Парки

    -

    286

    286

    Цирки

    56

    14

    70

    Зоопарки

    -

    32

    32

    Итого

    1677

    87038

    88715


    Крупнейшими из общего числа учреждений культуры являются КДУ (48%), публичная библиотека (42%) и детские школы искусств (6%), оказывающие культурно-бытовые услуги большинству населения.1

    В последние годы сместились приоритеты финансовой поддержки промышленности на федеральном уровне, при этом особое внимание было уделено поддержке регионов в обновлении сети культурных центров, оснащении их современным оборудованием и средствами, в частности информационными технологиями. в небольших городах и «деревнях».

    Продолжалось строительство (реконструкция), ремонт и оснащение объектов культуры (КДУ, муниципальные библиотеки, детская художественная школа и др.). Усилилась поддержка театральной деятельности, в том числе детского театра, кино, туризма и выставок, повысился уровень вознаграждения деятелей культуры.

    Только за 2020-2021 годы в рамках реализации национального проекта «Культура» создано 306 модельных библиотек в 73 учреждениях Российской Федерации, из них 111 в сельской местности (услугой библиотек в 2021 году воспользовались более 17 млн ​​человек); отремонтировано 626 домов культуры; Приобретено и передано в дар 203 передвижных дома культуры, входящих в состав муниципальных учреждений в сфере культуры. Имеются новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы 610 детских школ искусств и центров профессионального обучения в сфере культуры.

    В ходе анализа вопросы, касающиеся текущего уровня регулирования и того, как регулируется деятельность отрасли, координировать деятельность органов власти по реализации мероприятий по обеспечению услуг учреждений культуры. Оценивались финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие сети учреждений культуры для изучаемого населения, и оценка показателей характеристик и деятельности учреждений культуры.
    2.2 Оценка финансового обеспечения мероприятий в сфере культуры
    Анализ характера и объема средств, используемых в 2020-2021 годах из государственного бюджета, общего бюджета Российской Федерации, а также использования специальных средств на деятельность сети и развитие учреждений культуры.



    Рисунок – 1. Структура и объемы расходов в 2014–2021 годах за счет средств федерального бюджета

    Несмотря на устойчивый рост общих расходов, доля расходов на культуру из всех источников в валовом внутреннем продукте (ВВП) несколько увеличивается.1

    В 2021 году эти расходы эквивалентны 0,62% ВВП. При этом, согласно основным элементам стратегии, его доля должна достичь 0,8% ВВП в 2021 г., а в 2030 г. подняться до 1,4% ВВП.

    В 2014-2021 годах инвестиции в культуру увеличились в 1,6 раза от общего бюджета Российской Федерации. Финансирование из государственного бюджета увеличилось на 53%, а всего бюджета Российской Федерации - на 65%. Доля государственного бюджета в виде бюджетных расходов остается неизменной и составляет 25%.



    Рисунок – 2. Расходы на культуру в расчете на душу населения в 2019–2021 годах

    В целом цены по России демонстрируют рост, однако существуют региональные различия, которые более чем в 10 раз больше.

    Так, наибольшие среднедушевые расходы на культуру в 2021 году составили 17,7 тыс. руб. в Ненецком автономном округе, 13,5 тыс. руб. в Ямало-Ненецком округе, Магаданской области, 15,6 тыс. руб. в Магаданской области, 23 тыс. руб. в Чукотском автономном округе.

    Наименьшие (менее 2 тысяч) - производятся в 9 регионах России. Самые низкие расходы зафиксированы в Республике Дагестан (1,2 тыс. руб.).

    Согласно стратегии, залогом успеха культурной политики является создание механизма постепенного увеличения бюджетных средств. К 2030 году их доля должна составить не менее 25% расходов на культуру из всех источников.



    Рисунок – 3. Динамика плановых и фактических объемов внебюджетного финансирования

    Анализ, проведенный по направлению «Доля культурных доходов из специальных источников», установленному в государственной программе, показал, что доля специальной поддержки во всех мероприятиях, затрачиваемых на культуру, достигает 15%, хотя и превышает ожидаемые значения.1



    Рисунок – 4. Объемы и доля благотворительных пожертвований и спонсорских взносов в общем объеме поступлений в 2020–2021 годах

    Анализ структуры доходов бюджетов учреждений культуры показывает, что в настоящее время доля благотворителей и спонсоров в общих доходах из всех источников незначительна и составляет всего 1%. Виды институциональной деятельности: от 0,3% для библиотек до 2,3% для художественных школ.

    Многие действия в стратегии не были реализованы. В частности, не налажена многоканальная система финансирования, которая должна включать в себя принципы бюджетного финансирования, в сфере культуры не внедрена общегосударственная лотерея, не налажена эффективная система налогового отбора. Цель инвестиций (деньги пожертвований) для этого вида культурной деятельности все еще хорошо известна.

    Заключение
    Цели и задачи региональных программ в сфере культуры в целом аналогичны целям и задачам государственных программ с учетом отраслевой специфики региона. Большинство проблем искажения нормативов госпрограмм в региональных планах не наблюдалось.

    В то же время отдельные региональные планы не соответствуют государственному плану по срокам реализации, а также критериям и нормативам из-за недостаточной координации деятельности государственного управления и «региона». мешает отрасли внедрять стратегические документы и сравнивать ожидаемые результаты реализации.

    Полное использование вездесущей культуры неуклонно растет в последние годы. Однако их доля в ВВП неуклонно растет. В 2020 году расходы составили 0,62% ВВП. При этом, согласно ключевым элементам стратегии, его доля достигла 0,8% ВВП в 2020 г., а в 2030 г. должна подняться до 1,4% ВВП.

    Хотя федеральная поддержка в виде трансграничных трансфертов важна и эффективна, она не может оказать существенного влияния на повышение уровня обеспеченности учреждений культуры, а тем более на улучшение технического качества зданий и оборудования.

    Привлечение частных средств в отрасль неадекватно, доля благотворительных пожертвований, в том числе грантов, в общем доходе секты незначительна и превышает сто процентов. Не все меры, предложенные Стратегией в этом отношении, реализованы.

    При отсутствии регулирования на федеральном уровне регионы самостоятельны по характеру и местонахождению организаций культуры. В результате стандартный уровень России предлагает населению 71% учреждений культуры, создавая высокий уровень региональной дифференциации. В то же время между муниципалитетами существуют региональные различия даже там, где обеспечено наибольшее количество культурных центров.

    Недостаточная обеспеченность культурными учреждениями (стационарными и нестационарными) и их распространение на территории России, особенно в сельской местности, затрудняют культурное обслуживание населения.

    Список использованных источников


    1. Басалаева О.Г. Особенности взаимосвязи культурной политики, коммуникации и культурной картины мира // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021. №6. 773

    2. Востряков Л.Е. Об оценке реализации государственной культурной политики // Вестник СПбГИК. 2019. №1 (38). 10

    3. Карпухин О.И. Регионализм и культурная политика государства // Социально-гуманитарные знания. 2018. №5. 32

    4. Костоглодова Е.Д. Финансовые инструменты формирования новой модели культурной политики в условиях цифровой экономики // Финансовые исследования. 2019. №1 (62). 67

    5. Котова Е.Ю. Потенциал культурных индустрий в реализации государственной культурной политики // Вестник СПбГИК. 2020. №1 (42). 47

    6. Крылова Т.В. Становление культурной политики в России // Московский экономический журнал. 2020. №11. 539

    7. Крыштановская О. В. Культура: управление и финансирование в российской цифровой реальности // Цифровая социология. 2021. №1. 23

    8. Крюкова О. С. Региональная культурная политика в РФ: проблемы и перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-2. 545

    9. Куцури Г. Н. Развитие механизма финансирования учреждений культуры // Вестник ГУУ. 2020. №7. 153

    10. Лузан В.С. Социально-временное моделирование культурной политики // The Newman in Foreign policy. 2020. №52 (96). 62

    11. Новосельская В.В. Культурный ландшафт как объект культурной политики // Культурная жизнь Юга России. 2020. №1 (76). 99

    12. Орлова А.А. Культурный капитал и оценка результативности государственной культурной политики // ТРУДЫ СПБГИК. 2021. №. 89

    13. Сабинина А.Л. Финансирование бюджетных учреждений физической культуры и спорта // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2018. №4-1. 68

    14. Серяева М.Г. "Сфера культуры" Российской Федерации: понятие и источники финансирования // АНИ: экономика и управление. 2019. №3 (28). 343

    15. Серяева М.Г. Бюджетное финансирование учреждений сферы культуры Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. 2020. №3 (32). 320

    16. Серяева М.Г. Финансирование сферы культуры Российской Федерации и показатели результативности ее развития // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). 308

    17. Такмазян А.С. Финансовое обеспечение сферы культуры в условиях развития государственно-частного партнерства в социально-культурном комплексе // Финансовые исследования. 2018. №3 (60). 101

    18. Флиер А.Я. Идеологическая функция культурной политики // Знание. Понимание. Умение. 2018. №1. 64

    19. Флиер А.Я. Культурная политика и идеология // Культура культуры. 2018. №4 (20). 32

    1 Крылова Т.В. Становление культурной политики в России // Московский экономический журнал. 2020. №11. 539

    1 Новосельская В.В. Культурный ландшафт как объект культурной политики // Культурная жизнь Юга России. 2020. №1 (76). 99

    1 Серяева М.Г. Финансирование сферы культуры Российской Федерации и показатели результативности ее развития // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). 308

    1 Лузан В.С. Социально-временное моделирование культурной политики // The Newman in Foreign policy. 2020. №52 (96). 62

    1 Такмазян А.С. Финансовое обеспечение сферы культуры в условиях развития государственно-частного партнерства в социально-культурном комплексе // Финансовые исследования. 2018. №3 (60). 101

    1 Орлова А.А. Культурный капитал и оценка результативности государственной культурной политики // ТРУДЫ СПБГИК. 2021. №. 89


    написать администратору сайта