4 семинар. Фио ученого педагога Константин Дмитриевич Ушинский Годы жизни 1824 1871 гг. Основные труды
Скачать 60.46 Kb.
|
1 2 ФИО ученого педагога: Константин Дмитриевич Ушинский Годы жизни : 1824 – 1871 гг. Основные труды- В 1844 году блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как "Современник" и "Библиотека для чтения", где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей. Основные этапы жизни и педагогической деятельности: В 1854 году назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855 - 1859 гг. был его инспектором, т. е. заведующим учебной частью. В 1859 - 1862 гг. был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860 - 1861 гг. одновременно редактором "Журнала Министерства народного просвещения. Научные идеи и методические разработки , существенно обогатившие педагогику: С 1862 года К.Д. Ушинский после того как был освобожден от работы и вплоть до самой смерти интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения. 2,Уже в первой своей педагогической статье "О пользе педагогической литературы" (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует: • соединению педагогической теории с практикой, • превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" (1857) К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского "Родное слово" (1861), "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867), "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870). В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания. В статье "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики - определения "основной идеи образования". Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная его работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", первый том которой вышел в Петербурге в 1868 году, второй - в 1869 году. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы автору не удалось; завершены были две части -"Часть физиологическая" и "Часть психологическая", в которых Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен. Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей ,чему посвящены такие его работы, как статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др. ФИО ученого педагога: Лев Николаевич Толстой Годы жизни : 1828-1910 Основные труды: С осени 1841 до весны 1847 г. он жил в Казани у своей опекунши, обучался в Казанском университете: один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом. В эти годы он увлекся философией, читал Гегеля, Вольтера, Руссо. Особенно близки ему были взгляды Ж.Ж. Руссо, философия которого соответствовала и его собственным мыслям о мире. Оставив в 1847 г. университет, Л.Н. Толстой вернулся на свою любимую малую родину -- в Ясную Поляну. И здесь решил заняться улучшением быта крестьян, для детей которых надумал открыть школу в 1849 г. С этого времени Толстой на протяжении всей своей долгой жизни постоянно возвращался к школе и педагогике. В 1851--1855 гг. Л.Н. Толстой зачислился на военную службу и находился вначале на Кавказе, впоследствии участвовал в обороне Севастополя. В 1959 г. Толстой вновь приступил к занятиям с крестьянскими детьми в школе. Основные этапы жизни и педагогической деятельности: Педагогическая деятельность Толстого делится на три периода: первый -- 1859--1862 гг., второй -- 1870--1876 гг., третий -- начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя. Насколько глубок и серьезен был интерес Л.Н. Толстого к школе, видно из того, что он изучал педагогические сочинения Я.А. Коменского,Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, книги по истории педагогики (даже составил свой план этого курса), работы современников - методистов, составителей учебников, вел оживленную переписку с некоторыми из них. В I860 г. Л.Н. Толстой совершил долгое путешествие по школам Европы: Германии, Франции, Англии, Италии, Бельгии. Увиденное удручило его: везде однообразие методов обучения, формализм, регламентация всего дела. «Мальчик не только не может выразить в школе того, что ему понятно или непонятно... Все разнообразие его мысли во время класса подведено к выражениям «могу» -- «хочу», которое он передает поднятием руки... Все, что вы видите -- это скучающие лица детей, насильно вогнанных в училище, нетерпеливо ожидающих звонка и вместе с тем со страхом ожидающих вопроса учителя..» В результате знакомства с зарубежной школой Толстой окончательно укрепился в мысли, что стремление Министерства народного просвещения создать русскую школу по образцу немецкой -- бессмысленно, никакой педагогической системы нельзя заимствовать, а своя школа должна быть народной. «Школа хороша только тогда, когда она осознает те основные законы, которыми живет народ». Время с 1859 по 1862 г. Л.Н. Толстой назвал периодом «трехлетнего страстного увлечения этим делом» -- народной школой и педагогикой. Просветительная деятельность среди крестьян, по его убеждению, -- это выполнение образованными людьми своего долга перед народом. Возвратившись из заграничного путешествия, Л.Н. Толстой возобновил свои занятия с детьми в школе. 1.1 Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого толстой педагогический обучение Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого поражает своей насыщенностью. В 1859--1862 гг. он официально оформил существование Яснополянской школы, открытой им частным образом. Теперь, пишет Л.Н. Толстой, «я -- приходской учитель». Направления его деятельности в эти годы: · создание Яснополянской школы (оборудование, подбор учителей, прием детей); · обдумывание и разработка педагогических основ обучения, воплощение их в практику и анализ результатов; · занятия с учениками в школе; · издание педагогического журнала «Ясная Поляна» (было выпущено 12 номеров); · деятельность по открытию новых школ; · деятельность в качестве мирового посредника в Крапивенском уезде Тульской губернии. Яснополянская школа -- бесплатная, и первые ее ученики были из деревни Ясная Поляна. Она являлась творческой лабораторией педагога, где одновременно определялись теоретические и практические основы обучения. В определении содержания и методов школьной работы активно участвовали учителя и учащиеся, развивая и совершенствуя ее. Школа стала примером при организации других школ в уезде. «Мы следили за изумительными успехами его школьников, среди которых иные бойкие мальчуганы, оторванные прямо от бороны или стада овец, всего через несколько месяцев учения уже могли свободно писать довольно грамотные сочинения...» Таковы были впечатления о Яснополянской школе учителя тульской гимназии. Сам же АН. Толстой пишет, что «...3-летняя деятельность моя довела до результатов, столь противоположных общепринятым, что не может быть ничего легче подтрунивания... и притворного недоумения над сделанными мною выводами», это и можно было увидеть в некоторых критических статьях. Журнал «Ясная Поляна» стал издаваться с 1862 г. и включал в себя педагогический раздел и рассказы для детей и самих детей. Л.Н. Толстой выступал в журнале и как автор, и как редактор, все это требовало затраты больших сил и времени. Журнал отличался необыкновенной поэтичностью в освещении детской души, ее свежести и чистоты, чего нельзя было найти в других педагогических журналах. Характерно неприязненное отношение к нему ведущих и официальных педагогических изданий -- «Учитель» и «Журнал Министерства народного просвещения». Они также замалчивали и не замечали педагогической деятельности Толстого. Из-за цензурных придирок журнал «Ясная Поляна» часто выходил с большими опозданиями. В своих статьях в эти годы Л.Н. Толстой стремится дать ответы на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учителей и детей, основанных на естественности. В эти годы он приходит к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики -- развитие активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Необходимым условием развития является свобода. Убеждение окрепло в нем благодаря воплощению этой идеи в практику работы Яснополянской школы, опыт которой нашел освещение в журнале. Активность Л.Н. Толстого направлялась и на хлопоты о развитии народных школ: он побуждал крестьян на открытие школ для своих детей, искал учителей для них. Благодаря Толстому в Крапивенском уезде было открыто более 20 школ, они существовали на средства, вносимые родителями (50--80 коп. серебром в месяц). Нужно было пригласить учителей и создать для них благоприятные условия (с гарантированным жалованием в 150 руб. серебром, но были еще и различные доплаты). В качестве учителей он предпочитал бывших студентов университетов, хотя бы даже и исключенных из них за участие в революционных выступлениях, а не семинаристов. Студенты были «способны принять направление», идеи Толстого. В письме к С.А .Рачинскому он писал: «Учителя в школах все студенты. Все бывшие семинаристы... не выдерживают более года, запивают или зафранчиваются. Главное условие, по-моему, необходимое для сельского учителя, -- это уважение к той среде, из которой его ученики, другое условие -- сознание всей важности ответственности, которую берет на себя воспитатель... у меня 11 студентов, и все отличные учителя». Открытие вслед за Яснополянской других школ, удачно организованных по ее образцу и одобряемых крестьянством, -- явление исключительное в истории народной школы России. Более того, и за пределами Тульской губернии -- в Казанской губернии, в Петровско-Разумовском (Москва) -- были открыты такие школы. В мировые посредники Л.Н. Толстой, как он пишет, попал «совершенно неожиданно». Несмотря на то что он вел дела «хладнокровным и совестливым образом», вызвал «страшное негодование дворян. Меня и бить хотят, и под суд подвести, но ни то, ни другое не удастся. Я жду только того, чтобы они поугомонились, и тогда сам выйду в отставку». В этом качестве он рассматривал споры между помещиками и крестьянами, в которых обычно принимал сторону последних; занимался организацией новых школ и др. Все дела: посредничество, школа, журнал, студенты и их школы, а также домашние -- шли «не только хорошо, но отлично». «Я часто удивлялся себе своему счастью и благодарил Бога за то, что нашлось мне дело тихое, неслышное и поглощающее меня всего. К весне я ослабел, доктор велел мне ехать на кумыс. Я вышел в отставку и только желал удержать силы на продолжение дела школ и их отраженья -- журнала», -- пишет он в письме к А.А. Толстой. 12 мая 1862 г. он выехал из Ясной Поляны в Самарскую губернию, в башкирское кочевье, для отдыха и лечения. Во время его отсутствия по распоряжению властей в Ясной Поляне был произведен обыск: искали тайную типографию, нелегальную литературу. Разрыли, перевернули в доме все; ходили в подвалы; в конюшне поднимали полы ломом, в прудах парка сетью пытались отыскать «преступный типографский станок», вывернули вверх дном школу; в кабинете перерыли все, прочли все бумаги, писанные с 16 лет -- все это на глазах изумленного деревенского люда. Ничего не нашли. Бесцеремонное вмешательство жандармов потрясло АН. Толстого. Ему представляется, что теперь «народ смотрит на меня уже не как на честного человека, мнение, которое я заслуживал годами, а как на преступника, поджигателя... который только по плутоватости и увернулся». Обыск, постоянные цензурные придирки при издании журнала, обстоятельства личной жизни в связи с женитьбой на Софье Андреевне Берс, начало работы над романом «Война и мир»' -- все это привело к тому, что Толстой в 1862 г. прекратил свою работу в Яснополянской школе. После того как в 1863 г. Яснополянская школа была закрыта, ее учителя вынуждены были уйти; но все они покидали школу с сожалением -- здесь работалось интересно и радостно. Однако Толстой не отошел от педагогики, в 60-е гг. он постоянно возвращается к мысли о школе, думает «о своих педагогических началах», в одном из писем признается: «жду с нетерпением времен, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего, что я знаю о воспитании и чего никто не знает или не согласен» (письмо А.А. Толстой, 1865). 1.2 Второй педагогический период Л.Н Толстого 1870-- 1876гг. -- новый период столь же интенсивной педагогической деятельности Л.Н. Толстого. В эти годы он: · возобновляет занятия с крестьянскими детьми; · пишет и публикует свои учебники: «Азбука», «Новая азбука»; · выступает в печати с педагогическими статьями; · предпринимает попытку открыть педагогические курсы для подготовки народных учителей в Ясной Поляне -- «университет в лаптях»; · в качестве члена училищного совета Крапивенской земской управы занимается открытием новых школ и улучшением школьного дела; · занимается снабжением школ уезда учебниками, хрестоматиями, грифельными досками, карандашами, прописями и т.п. Все это закупалось в больших количествах в Москве и Туле и распределялось по школам. Педагогические курсы, на которые по замыслу Л.Н. Толстого могли зачислять грамотных крестьян, обладающих самым важным для педагога качеством любовью к детям, были рассчитаны на два года и должны были располагаться во флигеле усадьбы Ясной Поляны. Флигель был подготовлен, программа обучения разработана, получено разрешение Министерства на их открытие. Уездные земства и училищные советы должны были выделить деньги на содержание каждого слушателя курсов; но они холодно отнеслись к этой затее, в результате не набралось нужного количества курсистов, курсы так и не заработали. Дворяне, игравшие в земских учреждениях руководящую роль, по-видимому, не были заинтересованы в создании сельской интеллигенции. В 1874 г. Толстой был избран членом училищного совета Крапивенской земской управы и с большим энтузиазмом взялся за организацию и улучшение школ в своих родных местах. По его предложению во все волости Крапивенского уезда были направлены предложения о том, чтобы крестьяне открывали школы и приглашали работать в них грамотных молодых крестьян. «Школ с такими учителями около 20, и результаты их... -- необычайны, -- восторгается Толстой. -- Приписать ли это близости учителя к ученику, добросовестности и серьезности отношения к делу учителей, но результаты учения в этих школах не хуже, а иногда лучше, чем в школах с учителями в 300 рублей жалованья... В четырех таких школах, открытых два с половиной месяца, все ученики (до 30) пишут, читают и знают сложение и вычитание». Л.Н. Толстой составил и издал в 1872 г. «Азбуку» -- комплекс учебных книг для первоначального обучения чтению, письму, грамматике, старославянскому языку и арифметике -- всего четыре книги. Первая книга включала букварь, тексты для чтения, славянские тексты, материалы для обучения счету, методические указания для учителя. В следующих трех книгах имелись художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию. В каждой из них имелись тексты для изучения церковно-славянского языка и материалы по арифметике, которые постепенно усложнялись. Популярно излагались понятия из физики, химии, ботаники, зоологии. Это была своеобразная энциклопедия знаний для первоначального этапа обучения. Л.Н. Толстой писал, что он положил на нее труда и любви больше, чем на все, что делал в жизни. Этой своей работе Толстой придавал большое значение: «Гордые мечты мои об этой Азбуке вот какие: по этой Азбуке только будет учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». «...Я так уверен, что я памятник воздвиг этой Азбукой», «...это одно дело моей жизни важное». Первые рецензенты «Азбуки», отмечая выдающиеся достоинства рассказов для детей, критиковали предложенную Л.Н. Толстым методику обучения грамоте и считали неудачным арифметический раздел. Министерство народного просвещения рекомендовать «Азбуку» Толстого для школ отказалось.Л.Н. Толстой написал краткое и доступное для детей пособие -- «Новую азбуку», -- вышедшее в свет в 1875 г. и значительно отличавшееся от прежней «Азбуки». Новым в методике было то, что она предлагала учителю использовать на свой выбор различные способы обучения грамоте: слуховой, звуковой, буквослагательный и метод целых слов. Если в «Азбуке» букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг, то «Новая азбука» становилась самостоятельным учебником. Тексты, написанные Толстым для азбук, изложены простым и ясным языком, доступны для детей, вызывают напряженный интерес. Остальные части «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметика» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения». «Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена Министерством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки». Следует отметить при этом, что методы обучения грамоте, предложенные графом, вызывали и дискуссии, и неприятие со стороны многих его современников -- так необычны и нестандартны были эти педагогические находки. Тем не менее «Новая азбука» стала быстро распространяться, выдержав 30 переизданий (28 -- при жизни Толстого), очень немногие учебники так переиздавались, общий тираж ее составил 2 000 000 экз. -- это очень внушительная цифра. Многие произведения, написанные или переработанные Л.Н. Толстым для этой книги, вошли в круг детского чтения, читаются детьми и в наше время. Во второй половине 70-х гг. Толстой на ряд лет отошел от педагогической деятельности в связи с работой над романом «Анна Каренина». 1.3 Третий период педагогической деятельности Л.Н.Толстого Третий период педагогической деятельности Толстого (конец 80-х -- 1910 г.) совпадает с разработкой религиозно-нравственного учения и обличением всех недостатков окружающей жизни. Толстой развил и обосновал «обвинительный акт» против правительства. В замыслы Толстого, по свидетельству одного из педагогов -- П.А. Буланже, написавшего впоследствии очерк педагогической деятельности Толстого, входило создание энциклопедического словаря для крестьян и целого ряда учебников по всем отраслям знаний. К этому этапу жизни писателя относятся слова русского философа Н. Бердяева о том, что в гениальном творчестве Толстого покаяние господствующих классов достигло величайшего напряжения, он хотел радикально порвать с этим обществом. Поэтому и центральным педагогическим вопросом для Толстого в этот период стал вопрос о смысле жизни и нравственном воспитании. В письме к В.Ф. Булгакову «О воспитании» (1909), которое явилось как бы итогом педагогических и философских размышлений Толстого о человеке, он показал, что путь к преодолению философской проблемы противоречия между конечным, преходящим существованием личности и бесконечным существованием мира лежит в понимании того, что всеобщее, родовое, а потому «бесконечное» в человеке -- нравственность. Поэтому нравственное воспитание молодежи он связывал с прогрессом, человечества, этой объективной необходимостью развития человеческой культуры. В 1890 г. дочерьми Л.Н. Толстого на усадьбе была вновь организована школа для крестьянских ребятишек, но существовала недолго, так как по распоряжению властей была закрыта. Здесь он принимал участие в занятиях с детьми. Продолжал на протяжении 1906--1908 гг. обучение крестьянских детей христианской морали. В 1907 г. он записал в дневнике: «За это время был занят только детскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дела и вместе с тем большую надежду успеха... Вчера разделил на два класса...» «Детские уроки и приготовления к ним поглощают меня всего...». Л.Н. Толстой встречается и с детьми, приезжавшими специально к нему в усадьбу. В 1907 г. Ясную Поляну посетили 800 учащихся тульских школ вместе со своими учителями. Всех их радушно принимала семья Толстого, он беседовал со всеми приехавшими. На следующий год в гостях у Толстого побывали 120 учеников Тульского железнодорожного училища. Всем им были подарены книги. За несколько месяцев до своей кончины Л.Н. Толстой встречался с учениками тульского реального училища, приветливо беседовал с ними. Все эти факты -- еще одно свидетельство любви великого писателя и педагога к детям, обществом которых он очень дорожил. До последних лет жизни Л.Н. Толстой сохранял живой интерес к педагогической деятельности. 14 сентября 1909 г. в Крекшине он встретился с народными учителями и учительницами земских школ Звенигородского уезда Московской губернии, написав для них небольшую статью «В чем главная задача учителя?». 25 октября 1910 г. Толстой утром посетил Яснополянскую школу и принес учащимся экземпляры детского журнала «Солнышко», роздал их детям. А через 3 дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько дней -- из жизни. 1 2 |