Лирика Фета. 9. ФИС:БО203-1:1(144) Яжуткина Екатерина Лирика А.А. Фета. ФисБО20311 (144) Яжуткина Екатерина
Скачать 19.41 Kb.
|
ФИС/БО203–1/1 (144) Яжуткина Екатерина https://school-essay.ru/impressionizm-v-lirike-afanasiya-feta.html https://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/lit-vtoroj-polovini-xix/poeziya-na-nekrasova-i-fi-tyutcheva-shozhesti-i-otlichiya/5936/?q=471&n=5936 https://ote4estvo.ru/poyety/69166-lyubovnaya-lirika-feta.html Любовная лирика Фета Лирика Афанасия Фета рождалась в непростое для России время радикальных реформ, затронувших все сферы общественной жизни Империи, и потому нашедших очень яркое отражение в искусстве. Будучи противником смены политического курса, Афанасий Афанасьевич в своих стихах избегал актуальных и злободневных тем, оставаясь поэтом, воспевающим гармонию, абсолютную красоту и вечные ценности, в то время, как большинство поэтов и публицистов критиковали крепостничество и несли революционные идеи. За это он снискал среди критиков славу создателя безыдейных, пустословных и бессмысленных зарисовок о природе и любви. Не обращая внимания на все обвинения, Фет продолжал традицию поэтов из окружения Пушкина, следовал стилю поэзии нового классицизма, воспевал красоту и чувственность во всех проявлениях. Страдания, муки и печальные переживания любви он преподносит как величайшие блага, доступные человеку в его земной жизни. Главный и единственный адресат любовной лирики Фета – девушка сербского происхождения Мария Лазич. Афанасию Афанасьевичу было 28 лет, а Марии – 24, когда они познакомились под Херсоном, где поэт квартировался по долгу военной службы. Мария была девушкой утонченной, образованной, с тонким вкусом и музыкальным талантом – и не могла не произвести впечатления на романтичного поэта. Этот роман, длившийся всего 2 года трудно назвать внезапно вспыхнувшей юношеской страстью. Посвящая предмету своей любви прекрасные стихотворения, но будучи незаконнорожденным дворянином без наследства, Фет не хотел жениться на Лазич, бесприданнице с более чем скромным достатком. Своей нерешительностью, оправданной нежеланием обрекать будущий брак на тяготы финансовых затруднений, он доводил Марию до отчаяния. В 1850 году случилась страшная трагедия, определившая дальнейшее развитие любовной лирики поэта. Мария погибла при страшных обстоятельствах – на ней загорелось платье, которое не успели потушить, прежде чем огонь перекинулся на волосы девушки. Она скончалась от ожогов, и последней ее просьбой было сохранить ее переписку с Фетом. До конца своей жизни поэт пронес чувство к Лазич, чему не помешал ни его брак с Марией Боткиной (сестрой знаменитого врача), ни его предпринимательская деятельность успешного помещика. Все свои нереализованные чувства к столь рано ушедшей возлюбленной, поэт вложил в стихи, которые посвящал ей до конца своих дней. Тема его поэзии – воспоминания о недостижимом идеале, человеческие чувства, наполненные красотой, гармонией, но проникнутые тоской и трагичностью. Не сами люди, но только их эмоции и впечатления интересовали Фета в его творчестве. Эта поэзия требует интуитивного прочтения, нацелена на пробуждение фантазии читателя, перенося его в идеальный мир прекрасных чувств и ощущений. Художественные особенности поэтического творчества Афанасия Фета могут быть охарактеризованы следующими положениями: Отсутствие конкретизации, размытость и абстрактность образов. Отсутствие логики повествования. Афанасий Фет впервые ввел в русскую литературу феномен «безглагольного» стихотворения. Отсутствие конкретных образов Героя и Героини, при глубоком и тонком описании их чувств и ощущений. Романтичность и отрицание окружающей действительности. Герои как будто бы живут в мире снов и грез. Ритмическое и строфическое разнообразие. Чередование длинных и коротких строк, использование различных ритмов и строф сделали Фета одним из самых «метрически разнообразных» поэтов русской литературы. Несмотря на то, что поэт не был высоко оценен своими современниками, тяготевшими к реакционному и политически направленному творчеству, история определила важное место лирики Афанасия Фета в русской культуре. Пейзажная лирика Фета А. Фет на протяжении всей своей жизни отстаивал теорию "чистого искусства". Отстранившись таким образом от философских и гражданских тем, поэт работал исключительно в жанрах любовной и пейзажной лирики. В изображении природы он достиг небывалых высот в поэзии, но при этом подвергался резкому осуждению со стороны критиков. Фета обвиняли в полном отсутствии гражданской позиции, а его восхитительные стихи называли "пустяками". Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление выразить мимолетные впечатления, возникающие при созерцании природных явлений. Это создает ощущение невероятной легкости и воздушности. В произведениях поэта очень часто встречаются эпитеты: "воздушный", "крылатый". Ярко выражена тенденция отрыва от реального мира и "воспарение" в область чистой эстетики. Природу Фет считал воплощением вечной и неизменной красоты, существующей независимо от человека. Задача поэта - почувствовать эту красоту и выразить ее в своем творчестве. Фет сам заявлял, что поэзия - это "ложь", потому что чистый лирик закрывает глаза на все недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии - изобразить не предмет, а его "односторонний идеал". Благодаря такому узкому взгляду пейзажная лирика Фета приобретала особое обаяние и эстетическую прелесть. Фет стремился изображать природу с помощью слияния основных чувств: зрения, слуха и обоняния. Для него характерна живая игра оттенков и полутонов. Особый прием поэта состоял в использовании отражений пейзажа в реках и заливах. Описываемый предмет оставался неподвижен, но его "двойник" "колебался", "дрожал" и "трепетал", что создавало ощущение динамики. Свою поэзию Фет однажды назвал "благовонной". Природа в его произведениях насыщена всевозможными ароматами - запахами трав и цветов. Различные звуки играют огромную роль во всей пейзажной лирике Фета. Это слияние приводит к появлению особого "шестого" чувства, присущего настоящему поэту. Возникает особое пространство, в котором невозможно отличить предмет от запаха или звука. Невероятная музыкальность лирики Фета подтверждается тем, что многие его стихотворения стали известными романсами. Еще одной характерной особенностью пейзажной лирики Фета является ее "беспредметность", за что поэта часто критиковали. Самый яркий пример - стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", в котором нет ни одного глагола. У Фета очень редко возникает фигура лирического героя, и вообще отсутствует какой-либо субъективный взгляд. Наблюдатель находится в состоянии восторженного созерцания, о его присутствии можно догадаться лишь по косвенным признакам. Центральным мотивом фетовской пейзажной лирики было изображение особых "пограничных" состояний природы: утренние и вечерние часы, картины весны. Фета привлекали неуловимые изменения в природе, которые он стремился запечатлеть, как бы "фотографируя" их. В изображении весны и утра Фет придерживался традиционного для поэзии взгляда на них, как времени пробуждения и начала новой жизни. Вечер же обычно связывают с угасанием, печалью и тоской. Для Фета вечернее время означало период достижения особой гармонии. Истомившаяся за день душа обретает покой и заслуженный отдых. Фету принадлежит огромное количество стихов, написанных в жанре пейзажной лирики. Достаточно перечислить лишь самые известные из них: "Шепот, робкое дыханье...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею" и мн. др. Произведения, посвященные природе, составляют в творчестве Фета целые поэтические циклы: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега". Фет считается одним из ведущих отечественных поэтов-пейзажистов. Такое звание он вполне заслужил не только за свое богатое творческое наследие, но и за особое отношение к природе. Она была для поэта объектом восторженного поклонения. Только любовь, по мнению Фета, способна оспаривать у природы право на безграничное почитание. Спустя столетие гражданская позиция Фета никого не интересует, зато его прекрасные стихотворения обрели бессмертие. Импрессионизм представляет собой одно из направлений искусства, зародившееся в Европе в конце XIX столетия. Оно предполагает, что художник или писатель изображает не саму действительность, а только свое субъективное о ней впечатление. Иными словами, импрессионисты отображали в своих произведениях собственные ощущения и переживания. Последние могли быть весьма изменчивы. Поэтому творения импрессионистов могут казаться обрывочными, с явным акцентом на каких-либо отдельных деталях или штрихах. Знаменитого поэта А. Фета можно условно отнести к деятелям импрессионизма. Он старался запечатлеть каждое явление таким образом, чтобы были видны все его грани во всем своем многообразии. Фет был весьма наблюдательным и чутким человеком, он умел замечать даже малейшие изменения окружавшей его действительности, что с успехом раскрывал в своих стихотворениях. Можно говорить о том, что он смог выработать новые для русской поэзии приемы, которые вполне подходят под категорию импрессионизма. Живой интерес Фета вызывали не столько сами предметы, сколько производимые ими в его душе впечатления. В его стихотворениях запечатлена не реальность, какой она была в тот или ной отрезок времени, а настроение, которое охватывало поэта в тот момент. На первый взгляд, описания природы у Фета кажутся вполне конкретными и реалистичными, но на самом деле для него все это было лишь средством выражения тех чувств, которые будоражили его душу. Он не просто описывал природные красоты, он говорил о своем внутреннем мире. Природа помогала Фету лучше понять самого себя. Те новшества, что принес Фет в искусство поэзии, казались его современникам непонятными, поэтому далеко не все тогда понимали его стихи. Можно даже сказать, что творчество Фета во многом оказалось непризнанным при жизни поэта. Лишь позднее, в XX столетии люди смогли проникнуться его произведениями и прочувствовать их глубину. Стихотворения Фета нашли отклик в сердцах любителей поэзии, открывших в них одухотворенность, радость, гармонию. Его стихи вселяют в сердце надежду на светлое будущее и желание жить. |