Главная страница
Навигация по странице:

  • 2-билет 1)Календарно-обрядовая поэзия. Календарно-обрядовая поэзия

  • 2) Историческая основа «Слова о полку Игореве»

  • 3)Анализ исторической песни «Взятие Ермаком Казани».

  • 3-билет 1)Новогодние обряды.

  • 2)Эволюция агиографической литературы в 17 в.

  • «Повесть о Юлиании Лазаревской».

  • «Сказание о явлении Унженского креста»

  • 3) Анализ исторической песни «Гнев Ивана Грозного на сына».

  • 4-билет 1)Масленичные обряды.

  • 2)Основные темы и жанры древнерусской литературы

  • 3) Анализ исторической песни о Степане Разине

  • 5-билет 1)Весенние обряды

  • 2) Образ Саввы («Повесть о Савве Грудцыне»)

  • 3)Анализ исторической песни о Петре І.

  • "Петра I узнают в шведском городе"

  • 6-билет 1) Похоронные и рекрутские обряды. Похоронные

  • 2)Значение повести «Хождения за три моря» А.Никитина

  • 3)Анализ исторической песни о Емельяне Пугачёве.

  • фольклор. фольклор отв. Фольклор билет ответы 1билет 1 Синкретизм фольклора


    Скачать 38.43 Kb.
    НазваниеФольклор билет ответы 1билет 1 Синкретизм фольклора
    Анкорфольклор
    Дата03.05.2021
    Размер38.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафольклор отв.docx
    ТипДокументы
    #201039

    Фольклор билет ответы

    1-билет

    1)Синкретизм фольклора – 1) изначальное соединение разных культурно-семиотических кодов в фольклорном произведении, содержание которого не может быть полноценно передано, если исключить один из них; 2) нерасчлененность форм мышления, видов деятельности и жанровых признаков в первобытной и в архаической культурах. Синкретизм фольклора; фольклор как музыкальное, драматическое и хореографическое искусство; фольклор как искусство слова. Традиционность и импровизационность фольклора. Коллективное и индивидуальное в фольклоре; авторство и анонимность. Устность и вариативность.

    Фольклор и литература. На всём протяжении исторического развития  литература находилась в самых тесных связях с фольклором. Это были связи двусторонние: не только литература обращалась к идейно-художественному опыту фольклора, но и фольклор испытывал на себе воздействие литературных форм, образности, языка.

    В истории литературы и фольклора существовали периоды сближения и отдаления, что определялось социально-историческими и эстетическими факторами. Так, в период классицизма литература и фольклор стояли довольно далеко друг от друга. Напротив, в период романтизма связи литературыры  и фольклора значительно расширяются, что определялось эстетическими принципами этого направления – принципами народности и национальной самобытности, осуществление которых заставляло писателей использовать народно-поэтические жанры, мотивы и образы.

    2) Основные источники формирования древнерусской литературы

    В формировании литературы активно участвуют, с одной стороны, устное народное поэтическое творчество, и с другой – книжная христианская культура, идущая как от южных славян, в частности болгар, так и от Византии.

    Начавшееся сравнительно недавно историческое изучение фольклора показывает, что у восточных славян к X в. существовали высокоразвитые формы устного народного творчества. Исследователи полагают, что в это время в фольклоре происходит переход от мифологических сюжетов к историческим. Историческое родовое предание, топонимическая легенда, предание, связанное с могильниками, героическое сказание, песни о военных походах занимают ведущее место в устной поэзии той поры.

    К этому периоду относится, по-видимому, формирование народного эпоса, сыгравшего исключительно важную роль в становлении оригинальной древнерусской литературы.

    Княжеские дружины, совершавшие многочисленные военные походы, очевидно, имели своих певцов, которые увеселяли их во время пиров, слагая песни-«славы» в честь победителей, прославляя князя и его храбрых воинов. Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах, походах составляли своеобразную устную летопись, которая затем частично была закреплена письменностью.

    Таким образом, фольклор был основным источником, который давал образы, сюжеты формирующейся оригинальной древнерусской литературе. Через фольклор в нее проникали не только художественная образность народной поэзии, отдельные элементы стиля, но и народная идеология.

    Усваивая христианскую идеологию, народ приспосабливал ее к своим языческим понятиям и представлениям. Это и породило такую весьма характерную особенность русской жизни, как «двоеверие», которое длительное время удерживалось в народном сознании, что получило отражение и в древнерусской литературе. На протяжении всей истории развития литературы устная народная поэзия была тем живительным источником, который содействовал ее обогащению.

    Важную роль в формировании литературы сыграли также искусство устной речи и деловая письменность. Устные речи были широко распространены в жизненной практике раннефеодального общества, военачальники перед началом сражений обращались к своим воинам с речью, подавая им «дерзость», воодушевляя на ратный подвиг. Устная речь постоянно использовалась в дипломатических переговорах: отправлявшиеся выполнять свою дипломатическую миссию послы обычно заучивали наизусть слова, которые им приказывал передать тот или иной правитель. Эти речи содержали определенные устойчивые словосочетания, они отличались сжатостью, выразительностью.

    Словесные формулы вырабатывала также и деловая письменность. Лаконизм и точность выражений устной речи и деловой письменности способствовали развитию сжатого, афористического стиля изложения в литературных памятниках.

    Не могла не оказать большого влияния на формирующуюся оригинальную древнерусскую письменность и усваиваемая русскими книжниками христианская книжная культура.
    3) Анализ исторической песни об Авдотье Рязаночке.

    Народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси. Но пришла беда: налетела на родные земли "Синяя орда, с пожарами, со смертями", требуя от русских князей платить дань татарскому хану. Крепко бились рязанцы, А татар не могли отбити, Города Рязани отстояти. Убитых река уносила,Живых орда
    уводила. Три дня Авдотья Рязаночка по пепелищу ходила, голосила по мужу, сыну и брату, плененных татарами. И пошла она к царю татарскому "в полуденные страны". Шла больше года, голодала, много невзгод пережила. Предстала она перед царем татарским маленькая, грязная, изможденная, в лапотках, а вокруг воины вооруженные, табуны лошадей сытые, шатры золотые. Не побоялась она царя грозного, попросила только разрешить ей увидеться с родными. Удивила царя татарского мужественная женщина с земли рязанской, ее умение говорить, рассуждать, отпустил он всех мужей рязанских, с условием, что будет сложена про Авдотью песня и Орда в ней добром упомянута будет. Героизм маленькой беззащитной женщины, пришедшей в Орду, прославившуюся кровавыми набегами, разорениями и жестокостью, заставил царя татарского проникнуться уважением к ней, а мудрость ее покорила грозу русских земель. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-труженица "выиграла битву" с Ордой. Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму "пошла Рязань из полону".
    2-билет

    1)Календарно-обрядовая поэзия.

    Календарно-обрядовая поэзия — это песни, которые использовались в ряде обрядов, связанных с народным календарём, основанном на распорядке сельскохозяйственных работ по временам года. В этих песнях олицетворялись силы природы, которые имели значения для сельскохозяйственных труда: солнце, земля, времена года (мороз, «весна-красна», лето). Она делится на 4 периода:

    -зимний

    -весенний

    -летний

    -осенний

    В рамках ЗИМНЕГО периода возникли жанры: колядка, подблюдная песня, овсеневая песня,

    В рамках ВЕСЕННЕГО периода сложились такие жанры, как: масленичные песни, веснянки (заклички), песни красной горки, егорьевские песни.

    В рамках ЛЕТНЕГО периода: семицские песни, купальские песни, песни Петрова дня, ряд песен, связанных с похоронами Костромы.

    В рамках ОСЕННЕГО периода: жнивные песни.

    2) Историческая основа «Слова о полку Игореве»

    В основу «Слова о полку Игореве» легли исторические события, связанные с походом и поражением князей Игоря Святославича из Новгород-Северского, его брата Всеволода из Курска (Трубчевска) сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска.

             Описанию похода Игоря кроме «Слова…» посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе северорусской Лаврентьевской летописи, другая – южнорусской Ипатьевской летописи.

              Столкновение русских с половцами, описанное в «Слове…», было далеко не первым, и не последним. Начались они с 1061 года, а прекратились перед самым нашествием татар, частично покоривших половцев и частично вливших их в свои ряды. Успешно воевал с половцами Владимир Мономах. (С 1103 по 1116 год он совершил четыре похода, отбросил половцев за Дон и, частично, на Кавказ). Дело Мономаха продолжил его сын Мстислав. Но со смертью Мстислава (ум. в 1132 году) наблюдается новое усиление половцев. Русь испытывала тяжелые потрясения от вражеских нашествий. Никакие договоры не гарантировали ее от внезапных нашествий кочевников.

              За 15 лет до описываемых событий в 1170 году на съезде русских князей шла речь о том, как общими усилиями бороться с врагами.

              В 1183 году Святославу Всеволодовичу удалось создать небольшую каолицию южнорусских князей. В1184 году они приняли участие в летнем походе против половцев. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, 17 половецких ханов попали в русский плен. Хан Кобяк был казнен в Киеве. Святослав стал готовиться к летнему походу следующего 1185 года. В походе 1184 года должны были принять участие и Новгород-Северские  князья во главе с князем Игорем Святославичем. Однако из-за гололедицы дружина Игоря не смогла  поспеть вовремя.

              Неожиданно для всех, 23 апреля 1185 года, Игорь выступил в поход против половцев, не предупредив ни князя Святослав, ни других князей. Игорь надеялся на удачу. Он мечтал прежде всего о своей славе, о своем личном интересе. Игорь хотел отвоевать у половцев древний Тмутаракань – небольшое княжество на берегу Азовского моря, которым владели Черниговские князья, в частности, дед Игоря – Олег и который был захвачен половцами. Но поход Игоря закончился страшным разгромом русских войск. Все четыре русских князя были взяты в плен (Игорь – Чилбуком, Всеволод – Романом Кзичем, Владимир – Конти Улашевичем, Святослав –  Елчедуком).

    Из всего войска в живых остались лишь 16 (15) человек. Никогда еще, судя по русским летописям, не кончались так плачевно для русских их походы против половцев: ни разу еще русские князья не становились их пленниками.
    3)Анализ исторической песни «Взятие Ермаком Казани».

    В песне «Взятие Ермаком Казани» казаки под предводщель-ством Ермака берут город и за это получают от царя награды. Наконец, песня «Ермак у Ивана Грозного» изображает Ермака как признанного царем атамана, которому он может доверить большие дела.


    3-билет

    1)Новогодние обряды.

    Новогодними праздниками на Руси являлись следующие: святки (в них входит: колядование, ряженье, игрища и традиционные русские гадания), рождество (славление Христа, посевание изб), Васильев день, крещение и сретение Божье.
    2)Эволюция агиографической литературы в 17 в.

    Процесс «обмирщения» древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими «Четьими-Минеями», разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Михаила Клопского. В XVII в. житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью. «Повесть о Юлиании Лазаревской». Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в «Повести о Юлиании Лазаревской». Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Она была написана сыном Юлиании Дружиной Осорьиным, губным старостой города Мурома, в 20 – 30-х годах XVII в. Автору повести хорошо знакомы факты биографии героини, ему дорог ее нравственный облик, ее человеческие черты. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы.

    На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи юной Юлиании ложится ведение сложного хозяйства дворянского поместья. Угождая свекру и свекрови, золовкам, она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства; при этом ей часто приходится улаживать социальные конфликты, возникающие между дворней и господами. Эти конфликты приводят к открытому мятежу «рабов», который, правда, объясняется в повести традиционным мотивом – кознями дьявола. Во время такого стихийно вспыхнувшего бунта был убит старший сын Юлиании. Безропотно переносит Юлиания невзгоды, которые выпадают на ее долю. Дважды пришлось пережить ей страшные голодные годы: в молодости и в старости, когда Юлиания вынуждена была даже отпустить своих «рабов», чтобы дни сами добывали себе пропитание.

    Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязанности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что она лишена возможности посещать церковь, и тем не менее она «святая». Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Юлиания помогает голодающим, ухаживает за больными во время «мора», творя «милостыню безмерну», она не оставляет у себя «ни единой сребреницы». Это свидетельствует о том, что прежний аскетический идеал отрешения от жизни отошел в прошлое, потерял свое значение.

    «Повесть о Юлиании Лазаревской» создает образ энергичной умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, с терпением переносящей испытания, которые обрушивает на нее жизнь. Осорьин изображает в повести не только реальные черты характера своей матери, но и рисует идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину первой половины XVII в.

    В жизнеописании Юлиании Осорьин еще не отходит полностью от агиографической традиции, с ней связано начало повести. Юлиания происходит от «боголюбивых» и «нищелюбивых» родителей; она выросла во всяком «благоверии», «от младых ногтей бога возлюби». В характере Юлиании подчеркиваются черты христианской кротости, смирения и терпения, нищелюбия и щедрости («милостыню безмерну творя»). Как и подобает христианским подвижникам, Юлиания, хотя и не уходит в монастырь, под старость предается аскезе: отказывается от «плотского «совокупления с мужем», спит на печи, подкладывая «под ребра» поленья и «ключи железны», ходит зимой без теплой одежды, «в сапоги же босыма ногами обувашеся, точию под нозе свои ореховы скорлупы и чрепие острое вместо стелек подкладаше и тело томяше».

    Использует Осорьин и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию, но вмешательство святого Николая спасет ее. В ряде случае «бесовские козни» носят весьма конкретное бытовое и даже социальное очертание. Таковы раздоры в семье, мятеж «рабов».

    Как и подобает святой, Юлиания сама предчувствует свою кончину и благочестиво умирает. Десять лет спустя обретают ее нетленное тело, которое творит чудеса.

    Таким образом, в «Повести о Юлиании Лазаревской» тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинает занимать бытовое повествование. Повесть лишена традиционного для жития вступления, плача и похвалы. Стиль ее довольно прост. Он отражает канцелярскую практику муромского губного старосты.

    «Повесть о Юлиании Лазаревской» – свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его поведению в быту. Эти реалистические элементы, проникая в жанр жития, разрушают его и способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести. «Повесть о Юлиании Лазаревской» не исключение. К ней примыкает «Сказание  о явлении Унженского креста», посвященное легендарной истории создания креста для Михаилоархангельской церкви на реке Унже. Она связывается с судьбой любящих сестер Марфы и Марии, разлученных ссорой их мужей. Завязка сюжета – «брань о местех» свояков: бедного, но знатного и богатого, но незнатного. Она отражает одну из особенностей жизни XVII в.: оскудение знатных родов и возникновение новой знати.

    Сюжет построен на символическом параллелизме. Сестры одновременно выходят замуж, одновременно умирают их мужья, и они решают встретиться. Сестры видят один и тот же сон, в результате которого ангел передает Марфе золото, а Марии – серебро, которое сестры вручают трем старцам, пришедшим из Царьграда. Важное место в сказании занимают бытовые реалии.

    Все это свидетельствует о процессе разрушения канонических агиографических жанров. Благочестивого подвижника-монаха – центрального героя жития вытесняет светский герой, который начинает изображаться в реальной бытовой обстановке.

    Следующий шаг по пути сближения жития с жизнью сделает протопоп Аввакум в своем знаменитом житии-автобиографии.
    3) Анализ исторической песни «Гнев Ивана Грозного на сына».

    Мнения об этой песне разнообразны и противоречивы. Есть только один вопрос, по которому до последнего времени имелось полное единогласие, — это вопрос о том, какое событие послужило толчком к созданию этой песни. Исследователи убеждены, что песня отражает исторический факт убийства Грозным своего сына Ивана, совершенного 19 ноября 1581 г. Правда, между песней и историей имеется целый ряд несоответствий: Грозный убил старшего сына — Ивана, а в песне он покушается на жизнь младшего — Федора; в песне убийство принимает форму казни и предотвращается, фактически же убийство было совершено, притом не палачом, а лично Грозным; в песне спасительницей сына выступает Анастасия Романовна (Захарьина-Юрьева), первая жена Грозного, и ее брат Никита Романович. Фактически же Анастасия Романовна скончалась в 1560 г., т. е. задолго до убийства сына. Эти несоответствия объяснялись исследователями различно, но самый факт, что песня отражает убийство Грозным сына Ивана, до последнего времени не подвергался сомнению. Соответственно песня обычно озаглавливается «О покушении Грозного на сына».

    4-билет

    1)Масленичные обряды.

    Масленица – народный праздник, который имеет многовековую историю. Изначально торжество было языческим, но со временем Православная церковь его включила в календарь церковных праздников.

    Празднование Масленицы всегда начинается с понедельника, и длится всю оставшуюся неделю. Воскресным вечером накануне праздника молодежь выходила на улицу, чтобы весело его встретить. Самым главным блюдом Масленицы являются блины. Их пекут в больших количествах, угощая ими родных, близких и знакомых. На протяжении праздничной недели принято ходить по гостям и сытно кушать предложенные угощения.

    2)Основные темы и жанры древнерусской литературы

    Темы древнерусской литературы: красота и величие родины, прославление самоотверженных защитников русской земли, вера в победу добра, восхваление созидательного труда и осуждение политических раздоров. наносящих вред могуществу государства. Древнерусская литература долгое время, вплоть до XVII в. , не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что в мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти. 2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства. 3)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. 4)Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» . 5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Объединяющие 1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. 2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. 3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях. 4)Патерик – описание жизни святых отцов. 5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.

    3) Анализ исторической песни о Степане Разине

    1) Песня была написана, очевидно, в конце 17 века как отклик на восстание казаков, предводителем которого был Степан Разин. Несмотря на тот факт, что большинство историков считают это восстание второстепенным событием с исторической точки зрения, но в народе Степан (или Стенька) стал одним из самых любимых героев: ему посвящались песни, о нем слагались предания и легенды. Фольклор наделял Разина такими качествами, как свободолюбие, щедрость, справедливость.

    Данную песню отнесем к разряду исторических.

    2) С другими фольклорными произведениями песню сближают:

    • народный стих

    • повторы: некоторые словосочетания повторяются: на тихом Дону, дорогого вина, старых-стародавних, малых малолетних и т.д.

    • постоянные эпитеты: тихий Дон, каменна Москва, Дон Иванович (по имени-отчетсву)

    • обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: батюшка, указушка, атаманушка

    3) Основная тема песни - повстанческая, песня рассказывает о последствиях восстании на Дону и принадлежит к циклу песен о Стеньке Разине.

    4) В песне Стенька изображен как атаман, который начал сдавать свои позиции, обычно он:



    это говорит о том, что песня слагалась, вероятно, в конце восстания, когда казаки уже чувствовали усталость и бесперспективность своей борьбы.
    5-билет

    1)Весенние обряды

    В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта — весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

    В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщины — на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рассчитано на естественный природный отклик — эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уг, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

    На Благовещение (25 марта) принято было выпускать на волю живых птиц.
    2) Образ Саввы («Повесть о Савве Грудцыне»)

    Образ Саввы, как и образ Молодца в "Повести о Горе и Злочастии", обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полную меру своих удалых молодецких сил.

    Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

    3)Анализ исторической песни о Петре І.

    Исторические песни посвящались и реформатору русской жизни Петру I. В песнях Петр показан выдающимся полководцем. В них выражается сочувствие народа к его деятельности. В песнях он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед. Так, в песне "Петра I узнают в шведском городе" говорится об одном эпизоде царствования Петра I. Царь тайно отправляется в шведское королевство под видом купца. В песне поется, что никто про это не знает и не ведает. Для того, чтобы предстать богатым купцом, он свои корабли наполняет чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой "силушки очень мало". Петр велит называть себя не государем, а заморским купчиной.

    6-билет
    1) Похоронные и рекрутские обряды.

    Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний. В центре внимания похоронных причитаний – крестьянская семья, ее бедственное положение после смерти кормильцы.

    Для поэтики похоронных причитаний показательно широкое употребление устойчивых выразительных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами, всевозможных повторов, синтаксического параллелизма, обращений, восклицаний и вопросов, что служит средством усиления их эмоциональной выразительности и драматического напряжения.

    Основной композиционной формой похоронных причитаний является форма лирического монолога. 

    Рекрутские обряды и причитания значительно моложе похоронных. Возникновение рекрутского обряда связано с введением Петром  I в 1699 г. обязательной рекрутской повинности.

    Причитания исполнялись родными и родственниками рекрута или вопленицей. 

    Рекрутские причитания по основным эмоциям ничем принципиально не отличались от похоронных причитаний: уход в солдаты приравнивался к смерти.

    2)Значение повести «Хождения за три моря» А.Никитина

    «Хождение за три моря» - рассказ о путешествии в Индию тверского купца Афанасия Никитина. В научной литературе до последнего времени путешествие Афанасия Никитина датировано 1466-1472 гг. Изучение источников дает основание ученым датировать путешествие А.Никитина 1471-1474 гг. (Л.С.Семенов).

    «Хождение за три моря» - чрезвычайно своеобразный памятник древнерусской литературы. Своеобразие его воспринимается как следствие сознательной стилизации, осуществленной Афанасием Никитиным при написании книги.

    Предположение о написании «Хожения» в то короткое время, которое осталось Афанасию Никитину жить после возвращения из путешествия, весьма, сомнительно. Записи его доведены до приезда в Крым на обратном пути. Литературное значение «Хождения за три моря» определяется тем обстоятельством, что оно было совершенно неофициальным памятником, свободным от традиций древнерусской церковной или официальной светской литературы.

    3)Анализ исторической песни о Емельяне Пугачёве.

    1) Смысл названия: " Пугачев в темнице " - это историческая песня, которая посвящена  поимке и заточению народного героя Емельяна Пугачева.

    2) Кто и когда мог её исполнять: Ее мог исполнять сказитель, который сочувствовал крестьянскому вождю или  простой солдат ,например  во время отдыха 

    3) Какими чувствами проникнута песня: Песня лирическая, протяжная  и  чувствуется в ней печаль, тоска по  человеку.. Для народа Емельян - родной батюшка, который думал о счастье простых людей.  Песнь о Емельяне Пугачеве передаёт уважительное отно­шение народа к своему герою, так как со­жалеет о его судьбе, народ сочувствует Пугачеву. Трагизм самой песни как раз и обусловлен поимкой и заключением в темницу народного любимца, с личностью которого были связаны надежды крестьянства и "работного люда" на освобождение от рабского труда. 

     4)Из каких частей она состоит 

    Думаю , что в песне три части : в первой выражается эмоциональное отношение  к самому событию. Здесь использован прием парал­лелизма: —высоко восходит звездочка — в темнице (низко) сидит Емельян Пугачев. Но можно и по другому интерпретировать слова "Высоко, звезда, да ты восходила, — Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного" здесь как бы говорится о "высоком взлёте" Пугачёва и последующем "падении" на дно темницы.

    Во второй части рассказывается, что в темнице сидит Емельян Пугачев.

    В третье части делается вывод о том, что кандалы Емельяну Пугачеву достались за походы удалые, за житье свободное, т.е. за освобождение крестьян от гнета.

    5)Какие средства худ. выразительности использованы в ней

    Эпитет «добрый молодец» подчёркивает отноше­ние к герою.

     Строки: „Кандалы, мои кандалики, Кандалы мои тяжёлые"- усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице.

    Вывод кроется в последних строках: "Доставались мне кандалики,... За походы удалые, за житьё свободное!" Причём, ключевыми являются слова "житьё свободное". Именно за надежду освобождения от крепостного труда, за надежду обретения свободы и возлюбили в народе Емельяна Пугачева. 



    написать администратору сайта