Фомина В. В. гр. Ср. 211 Пр Западная и восточная архетипические стратегии воспитания и образования
Скачать 57 Kb.
|
Фомина В.В. гр. Ср.-211 ПР «Западная» и «восточная» архетипические стратегии воспитания и образования 2. Сравнительная характеристика западного и восточного образования Педагогика - исторический путь развития в восточной и западной цивилизациях Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. 2. Сравнительная характеристика западного и восточного образования Педагогика - исторический путь развития в восточной и западной цивилизациях Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Педагогика - исторический путь развития в восточной и западной цивилизациях, однако в западной и восточной традициях присутствуют как различия, так и схожи черты. Причем с течением исторического процесса расхожих черт можно наблюдать все больше. Различие между западной и восточной культурами обусловливает специфику их образования и в то же время дает основание для нахождения общего в их бытийстве1. Общей чертой выступает то, что образование и в восточной и западной культурах выступает не как нечто сверхъестественное, а как социальный феномен который при потребности общественного развития, его ценностных установок обязательно скажется на изменении системы образования, его приоритетах и атрибутах. В древнее времена общей чертой или общим признаком образовательных традиций «востока» и «запада» выступал космоцентризм однако который проявлялся по разному в зависимости от различных факторов. Если древнегреческая философия свой космоцентризм проявляла через понимание мира и человека как многоуровневых систем, четко определяла закономерности развития макрокосмоса, то древнеиндийская и древнекитайская философии выделяли две части в этом космосе: духовное, небесное начало, материальное и земное, светлое и темное, ян и инь. Если человек в древнегреческой философии, подчинялся року, судьбе, предопределенными космосом, и эта судьба обязательно рано или поздно подчиняла человека себе, то в древнеиндийской философии возможны сансара, превращения, возможен уход от кармы. Если в древней Греции проблемы таинственного, мистического знания все-таки не являлись официальными, главными проблемами философии, то для Востока мистицизм - это сущность, его основа с момента возникновения восточного стиля философствования и до наших дней2. Общеизвестно, что наука и цивилизация на Востоке не получили такого развития, как на Западе, в том числе и из-за географических условий западного и восточного обществ. Если на Западе именно орудийное (материальное) производство служило причиной, источником развития цивилизации, то на Востоке природная среда выступала необходимым условием бытия человека. Ментальность восточного человека иная, она ориентирована на созерцательный подход к Космосу, к природе. Отсюда благоговейное, трепетное, уважительно-любовное отношение к природе как необходимой среде обитания. Известный западноевропейский психоаналитик К. Юнг обстоятельно раскрывает психоэмоциональное отличие западного человека от восточного, вводя понятия «экстраверт», «интроверт». Он подчеркивает, что эк- стравертивность, открытость свойственна западной цивилизации, западному человеку, интровертивность - восточной культуре, восточному человеку. К. Юнг отмечает и различие типов мышления западного человека от восточного. Он совершенно справедливо замечает, что у западного человека разум выступает способом, методом деятельности, мерилом всех его поступков. И разум в таком случае скорее превращается в рассудок, чем в абсолютное мышление в гегелевском толковании. Восточному человеку свойственна интровертивность, то есть скрытность, замкнутость, ориентация не на внешний, а на внутренний мир. И разум, разумность как абсолютное мышление выступает именно субстанцией мира3. Если восточная философия связана с внутренним миром человека, с его духовностью, то западная все свои силы направляет на совершенствование внешнего мира, выступая в качестве субъекта предметно-практической деятельности. Отсюда понятно, почему у К. Маркса кредо представлено в словах: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтоб изменить его»4. А восточные мудрецы считают, что прежде чем изменить мир, необходимо изменить самого себя. В основе восточного образования лежит недуальная модель мира (это есть то), в то время как для западной системы образования характерен дуализм (или то, или это). Стоит отметить еще одну весьма важную особенность восточной философии - ее связь с мистицизмом и религией, о чем говорилось выше. Философские традиции восточных цивилизаций легли в основу «восточного типа воспитания», которому характерны жесткие требования к исполнению традиционных норм, обычаев и канонов. «Западному типу воспитания» же присущи более свободные поиски истины, они проводятся в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом и т. д. Кроме того, следует отметить, что в современном мире как Запад, так и Восток движутся по направлению друг к другу, пытаясь наладить между собой плодотворный диалог. Нуждаются в западных формах жизнедеятельности, превзошедших все остальные, не только восточные цивилизации и культуры, но и западные в восточных. Рассмотрим европейскую наука и философию как следствие античного архетипа образования. Говоря о европейской науке и философии бросается в глаза ее неразрывная связь с античностью. Античность вообще является своеобразной матерью европейскому типу мышления. Развитая культура мысли, «пайдейя», как идея образованности гражданина – все это мы находим в современном образовании. Образование в античном мире почиталось как необходимое качество свободного гражданина. Причем образованный гражданин должен был быть достойным членом общества. Модель античного образования есть следствие особого типа мышления, породившего «мать всех наук» - философию. Философия задала определенный стандарт знаний и умений, которыми должен обладать достойный член общества. Характерными чертами образованных людей тогда и сейчас считаются полнота и разносторонность знаний, умение логически мыслить, ясно выражаться. Еще одной чертой можно считать некоторую оторванность людей науки от труда. Влияние античности на европейскую науку и философию обусловлено не только тем, что после «темных» веков мужи, тяготеющие к знаниям, искали для себя некий базис, на который можно было бы опереться и географической «оторванностью» от Востока. Еще одной причиной влияния античного архетипа образования можно назвать совпадение ментальности – тягу к рациональности. Однако следует отметить, что и в одной и той же социально обусловленной территории имели место быть разные модели образования. Одним из самых ярких этому примеров отличие системы обучения в Спарте, где акцент делался на физическое развитие ученика и Афинах, когда духовно-нравственное воспитание преобладало. В своем цикле трудов «Речь и истинна» М.Фукко обозначает также разные три модели образования: - эпикуризм – восхваление роли учителя и взаимная откровенность между учениками; - стоицизм – дуальность отношений, длительная дружба между учителем и учеником; - кинизм – провакотивность, разоблачение социальных условностей. В заключении хочется сказать, что обсуждаемая в данной работе тема весьма многогранна и является предметом многих исследований на протяжении всего исторического процесса развития образования. Подводя черту, думаю, правильным будет, также отметить отличительные черты «западной» и «восточной» образовательных традиций:
Однако, в силу развития, геополитических тенденций, экономических преобразований и социо-культурного развития различных мировых государств очень четко выражено стремление и «западной» и «восточной» систем образования к взаимной интеграции. «Корни образования горьки, но плоды сладки» - Аристотель. Список источников: 1. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ М. С. Ашилова (Алматы, Казахстан) Философия образования № 6 (45), 2012. Электронный рессурс: https://clck.ru/TtR9f 2. Юнг К. Г. Психологические типы. - М. : Эксмо-Пресс, 1991. - 480 с. 3. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Соч. - 2 изд. - М. : Госполитиздат, 1962. - Т. 42. - С. 265 - 1 ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ М. С. Ашилова (Алматы, Казахстан) Философия образования № 6 (45), 2012. Электронный рессурс: https://clck.ru/TtR9f 2 ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ М. С. Ашилова (Алматы, Казахстан) Философия образования № 6 (45), 2012. Электронный рессурс: https://clck.ru/TtR9f 3 Юнг К. Г. Психологические типы. - М. : Эксмо-Пресс, 1991. - 480 с. 4 Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Соч. - 2 изд. - М. : Госполитиздат, 1962. - Т. 42. - С. 265 |