Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие «читательская грамотность»

  • 2.1 Технология критического мышления (РКМЧП)

  • Приём – «Чтение с остановками».

  • Приём «Работа с вопросником»

  • ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

  • Приём «Написание творческих работ»

  • Приём «Создание викторины».

  • Приём «Логическая цепочка».

  • Приём «Тонкие и толстые вопросы».

  • 2.2 Технология проблемного обучения

  • Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

  • 2.4 Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. З

  • Оценка уровня сформированности читательской грамотности

  • Анкета для читателя. Хороший ли я читатель

  • Подсчёт результатов

  • читателская грамотность. читательская грамотность. Формирование читательской грамотности младших школьников при обучении чтению


    Скачать 258.88 Kb.
    НазваниеФормирование читательской грамотности младших школьников при обучении чтению
    Анкорчитателская грамотность
    Дата13.04.2023
    Размер258.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачитательская грамотность.docx
    ТипДокументы
    #1060070

    Формирование читательской грамотности младших школьников при обучении чтению



    С данных слов хотелось бы начать своё выступление.

    «Люди перестают мыслить,

    когда перестают читать».

    Д .Дидро
    В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

    Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

    Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
    Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности. А что же такое читательская грамотность? Давайте вспомним данное определение.


    1. Понятие «читательская грамотность»


    Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследованииPISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

    Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

    У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

    1. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

    – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

    – найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

    – основываясь на тексте, сделать простые выводы;

    1. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

    – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

    – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

    – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
    Так же существуют уровни читательской грамотности связанные с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Это высокий, средний и низкий уровни.

    Одним из необходимых факторов для формирования читательской грамотности очень важно учитывать «читательское пространство»
    Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

    В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

    В связи с этим я хочу вас познакомить с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.
    2.1 Технология критического мышления (РКМЧП)

    Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

    Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

    Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

    • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

    служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

    • Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению

    уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

    • Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на

    этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

    Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

    ВОПРОСНИК

    Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

    1. Назовите главных героев произведения.

    2. Где происходят события?

    3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

    4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

    5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

    6. Что однажды произошло?

    7. Что случилось с собачкой через год?

    8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

    9. Чем заканчивается быль?

    10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

    11. Каково ваше впечатление от рассказа?

    • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового

    материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

    • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

    помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

    Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

    • Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

    составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

    Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

    закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

    • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети

    самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

    • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается

    построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. А так же мною был использован приём в начале первого класса, когда мы только начали изучать буквы, но нам встречались картинки в разброс для составление полной картины произведения. Чаще всего это были сказки.

    • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на

    которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

    2.2 Технология проблемного обучения

    Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

    Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:


    Тип

    противоречия

    Приемы создания проблемной ситуации


    I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

    Между двумя (или более) положениями

    - Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

    - «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

    1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»:

    - Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

    2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»:

    - Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).

    - Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?

    Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

    - Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

    Ответить на вопрос заглавия к рассказу Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» до чтения текста. Затем сообщение учащегося о научном объяснении явления и вывод.


    Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.


    2.4 Игровая технология

    Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

    • «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,

    класс отгадывает.

    Кто кого первый позвал в гости? Лиса

    Что сварила Лиса? Кашу

    Что приготовил Журавль? окрошку

    Из какой посуды ела Лиса в гостях у Журавля? Из кувшина

    Из какой посуды ел Журавль у Лисы? Из тарелки

    Из-за чего поругались Лиса и Журавль? Из-за того, что не угодили друг другу

    Это сказка или рассказ? сказка

    Сколько дней происходили данные события в произведении? 2 дня

    Как Лиса назвала Журавля на обеде? голубчик


    1. Оценка уровня сформированности читательской грамотности


    Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

    Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

    1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
    2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
    3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах.


    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

    В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

    Своё выступление хочется закончить хорошими словами Сухомлинского.

    Анкета для читателя.

    Хороший ли я читатель?
    Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
    1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

    2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

    3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

    4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______

    5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______

    6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

    7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

    8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

    8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

    9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

    10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

    11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

    12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
    Подсчёт результатов:
    Да – 1 балл;
    Нет – 0 баллов;
    Иногда – 0,5 балла.
    Анализ результатов:
    12 баллов – очень хороший читатель;
    6 баллов – средний уровень;
    Менее 6 – надо улучшать умения читать.

    Анкета для читателя.

    Хороший ли я читатель?
    Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
    1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

    2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

    3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

    4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______

    5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______

    6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

    7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

    8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

    8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

    9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

    10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

    11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

    12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
    Подсчёт результатов:
    Да – 1 балл;
    Нет – 0 баллов;
    Иногда – 0,5 балла.
    Анализ результатов:
    12 баллов – очень хороший читатель;
    6 баллов – средний уровень;
    Менее 6 – надо улучшать умения читать.

    Лиса и журавль

    Подружились лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
    — Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!
    Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
    — Покушай, мой голубчик, сама стряпала!
    Журавль тук-тук носом по тарелке. Стучал, стучал, ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу. Так всю кашу сама и скушала.
    А как съела лиса кашу, и говорит:
    — Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.
    — Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же теперь ты ко мне.
    На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, положил ее в высокий кувшин с узким горлышком.
    Поставил кувшин на стол и говорит:
    — Кушай, лисонька! Право больше потчевать нечем.
    Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не  лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.
    — Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, — говорит.
    Пошла лиса домой не солоно хлебавши.
    С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.



    написать администратору сайта