Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности
Скачать 53.59 Kb.
|
2.2 Рекомендации для педагогов для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Очень внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не столько в его календарном возрасте (б ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системы, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами. Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научился читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желания ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания. Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности. Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма, и наглядно-образного мышления, определяющего творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок, в которых нужно найти замаскированный предмет, а также решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте ему вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему интерес к чтению, и будет способствовать развитию познавательной активности. При любых формах общения с ребенком (в игре, в занятиях) помните, какое значение имеет эмоциональная привлекательность информации для ее восприятия, запечатления и формирования познавательной мотивации. Постоянно помните о незрелости механизмов произвольного внимания и организации деятельности. Ребенку очень трудно подчинять свои действия инструкциям, если занятие ему не интересно. Поэтому старайтесь сделать требуемую работу интересной, увлекательной, эмоционально значимой для ребенка. Особенно это относится к учебным задачам. Эмоциональная заинтересованность будет способствовать развитию познавательной деятельности ребенка, а значит, развитию его интеллекта. Не делайте за ребенка уроки, предоставьте ему возможность для самостоятельного поиска путей решения с вашей помощью. Понимание материала, а не его зазубривание - необходимое условие формирования поисково-исследовательской активности ребенка. При возникновении трудностей в обучении старайтесь понять их причину, выяснить, с чем они связаны: с незрелостью механизмов внимания, особенностями памяти, слабостью механизмов программирования тонкой моторики рук и т. д. Разобравшись, вместе с учителем или, если это необходимо, со специалистом-психологом, помогите ребенку преодолеть трудности. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые трудности, возникающие у ребенка в начале обучения, могут быть связаны с адаптационными процессами, требующими большого напряжения всех систем его организма, а потому носят временный характер. Не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения в школе. При выборе предмета дополнительных занятий (музыка, иностранный язык, различные вида спорта) обязательно учитывайте собственные интересы ребенка. Заключение В данной курсовой работе мы рассмотрели формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре, изначально известно, что от природы ребенок обладает удивительной особенностью - активностью. Активность проявляется в движениях, в познании мира. Ребенка ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность - важная грань активности личности. Многое ребенок в течении очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействие, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Я уверена, что именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Активность у ребенка облекается в социальные формы - разные виды деятельности: игры, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей. Активность является стимулом к деятельности и очень важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот нужно способствовать его дальнейшему развитию. Одной из важных целей воспитания ребенка дошкольника - развитие творчески активного, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение. В организации моей собственной педагогической деятельности дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, так как в своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для развития творческой активности ребенка. Вызываю интерес к занятиям, в процессе которых дети самовыражаются, реализовывая свои потенциальные возможности. Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческой активности детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством. Именно уроки хореографии помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на вышеизложенных теоретических посылках, мы выстроили программу опытно-практической работы. На констатирующем этапе мы использовали ряд методов (анкета, творческие задания) позволяющих установить исходный уровень музыкально-ритмических способностей детей. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности детей. Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения. Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике. Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать… Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами. Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия: 1.создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада; 2.гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя; 3.специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре; 4.нашло подтверждение в ходе экспериментально - опытной части проведенного исследования. Список используемой литературы 1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. о детской литературе. - М.: Детгиз, 1954. 2. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей Дошкольное воспитание.-1965.-№ 5. 3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 1960. 4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. 5. Вундт В. Фантазия как основа искусства. - М., 1914. 6. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1960. 7. Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей в процессе игр-драматизаций. - М.: Известия АПН РСФСР, 1959. 8. Макаренко А. С. Игра. - Соч. М., 1957 9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение,1982 10. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993 11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре .-М.: Просвещение, 1982. 12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М.,1887. 13. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.,1946. 14. Роль игры в детском саду. Под ред. А.П.Усовой.-М.,1961. 15. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. 16. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1953. 17. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - М., 1947. 18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.УШ.-М.-Л., 1950. 19. Усова А.П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими. - “Ученые записки ЛГПИ им.Герцена”. - Л., 1947. 20. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. 21. Художественное воспитание в детском саду (из опыта работы детских садов Ленинграда). - М., 1959. 22. Черков А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов Н/Дону, 1962. 23. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. 24. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995. 25. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. М., 1997 Приложение 1 Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
|