Теоретические основы формирования умения аудирования на уроках иностранного языка. КУРСОВАЯ. Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе
Скачать 1.78 Mb.
|
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Кафедра теории и методики преподавания иностранных языков Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Образование в области иностранного языка (английский язык), образование в области иностранного языка (китайский язык)» КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе» Работа выполнена студентом Блатовой Алёной Владимировной Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры теории и методики преподавания иностранных языков Драгунова Анна Андреевна Ярославль 2022 Содержание работыВведение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования умения аудирования на уроках иностранного языка 6 1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6 1.2. Песенный материал как средство формирования умения аудирования 8 1.3 Этапы формирования навыков аудирования 10 Вывод по главе 1 12 Глава 2. Методика обучения аудированию на уроках английского языка на начальном этапе 14 2.1. Анализ УМК «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе» 14 2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование умения аудирования 18 Вывод по главе 2 20 Заключение 21 Библиография 22 Приложение 1 24 Приложение 2. 26 Приложение 3. 27 Приложение 4. 28 Приложение 5. 29 Приложение 6. 30 Приложение 7. 31 ВведениеТема данной работы «Формирование умения аудирования при использовании песенного материала на начальном этапе» является достаточно актуальной в современной методике обучения иностранному языку. Проблема аудирования представляет собой один из самых важных аспектов обучения иноязычному общению, так как процесс речевого общения в языке является двусторонним, то без аудирования невозможна достаточная языковая подготовка школьников. Несмотря на постоянные заявления методистов о важности обучения аудированию, именно механизмы аудирования раскрываются гораздо меньше. Отсутствие у учителей научно обоснованных представлений о механизмах аудирования и способах его формирования привело к тому, что преподаватели либо пропускают обучение аудированию, либо обучают аудированию эпизодически, исходя из неполных знаний о процессе. Актуальность исследования обусловлена тем, что именно на начальном этапе формируются основы речевых умений. Сейчас считается, что нужно отдать ребёнка в школу иностранных языков, как можно раньше, однако младший школьный возраст является самым оптимальным и благоприятным для изучения второго языка, так как у ребёнка уже сформировались речь и мышление на родном языке, а второй язык станет хорошим тренажёром для памяти, будет хорошим способом открыть новую языковую картину мира и будет помогать формированию дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка . Объект исследования – это процесс формирования умения аудирования при использовании песенного материала в начальной школе по предмету «английский язык». Предмет исследования – способы и их применение при формировании умений аудирования с использованием песенного материала на уроках английского языка в начальной школе. Целью курсовой работы является исследование и анализ формирования умения аудирования с помощью песенного материала у учащихся начальных классов, обучающихся по УМК «Английский в фокусе.2 класс». Задачи исследования: Изучить теоретические и методические основы обучения аудированию учащихся на уроках английского языка в начальных классах. Определить методический потенциал песен в формировании умений аудирования Произвести анализ УМК «Английский в фокусе.2 класс» с позиции формирования у учащихся навыков аудирования. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся второго класса навыков аудировани Методы исследования: изучение, анализ и сопоставление методической литературы по данной теме, синтез материала и его обобщение. Структура курсовой работы: соответствует достижению цели и задач; состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, приложения. В данной работе рассматриваются теоретические и методологические основы обучения аудированию. В первой главе раскрывается понятие аудирования, также оно рассматривается в связи с другими навыками. Во второй главе произведён анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе.2 класс» с точки зрения формирования у учащихся навыков аудирования. Исходя из результатов анализа, предложен комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся второго класса навыков аудирования. В заключении обобщается вышенаписанный материал. Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса упражнений на развитие умений аудирования, который можно будет на уроках английского языка в учебном процессе. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной курсовой работы могут быть использованы в образовательном процессе общеобразовательной школы. Глава 1. Теоретические основы формирования умения аудирования на уроках иностранного языка1.1. Аудирование как вид речевой деятельностиВ настоящее время формирование коммуникативных умений - основная задача обучения иностранному языку в школе. Через решение данной задачи достигается воспитательная, образовательная, развивающая цели обучения и формируется всесторонне развитая личность, которая может использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур. Аудирование можно рассматривать как компонент развития коммуникативных навыков, и оно играет роль в развитии коммуникативного потенциала обучающихся. Понятие «аудирование» было введено в литературу американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Перцептивную - потому что осуществляется восприятие сообщения, мыслительную - потому что ее выполнение связано с мыслительными операциями и процессами, такими как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, и конкретизация, мнемическую - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти. Аудирование помогает усваивать лексический состав языка и его грамматический строй. В то же время оно облегчает овладение устной речью, чтением и письмом. Аудирование тесно связано с каждым из этих видов языковой деятельности. В первую очередь это относится к говорению, которому нельзя научиться без практики аудирования. Говорение и слушание — две стороны одного и того же явления, именуемого «устной речью». На аудирование не редко смотрят вместе с таким понятием, как говорение. Аудирование представляет собой не только прием сообщения, восприятие услышанного, но и подготовку во внутренней речи ответной реакции на полученное сообщение. Н.И. Жинкин [1] писал, что «для того, чтобы научиться понимать речь (навык аудирования), необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение - в процессе понимания». Аудирование также нередко соединяют с чтением. Когда мы читаем вслух или про себя, мы будто слышим текст, и также в это время воспринимаем информацию, которую получаем из «услышанного». Следовательно, и при аудировании, и при чтении происходит восприятие и понимание информации, получаемой из речевых сообщений. Также лингвисты обращают внимание на такое понятие, как «слушание» и подразделяют разницу между ними. Так, Е.И. Пассов [2] проводит разграничение понятий «слушание» и «аудирование». Слушание – это лишь акустическое восприятие звукового ряда. «Аудирование — это слушание с пониманием или понимание речи на слух». Помимо слушания аудирование предполагает еще и слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Аудирование обязательно несёт в себе цель восприятия информации. Некоторые стараются описать аудирование, как процесс. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез [3]писали, что «аудирование является одной из самой сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении». Ляховицкий [4] определял аудирование как «аналитико-синтетический процесс при обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринимаемой информации» с точки зрения теории восприятия речи «анализ через синтез». Аудирование является мощным средством обучения иностранному языку. Оно предоставляет нам возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, узнать его фонемный состав, а также овладеть интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. В работах зарубежных и отечественных методистов по иностранным языкам и психологов выделяются главные механизмы восприятия речи: речевой слух (восприятие устной речи и дробление ее на смысловые синтагмы); память (фиксирование узнанной единицы в нашем сознании); концентрация внимания; антиципация (процесс вероятностного прогнозирования); понимание (мысленное воспроизведение процесса). Процесс аудирования подразумевает различные уровни понимания: (речевой опыт студентов) и предметное (жизненный опыт учащихся и знание ситуаций общения). Цель аудирования – это обмен мыслями, приобретение новой информации посредством понимания связного речевого сообщения. 1.2. Песенный материал как средство формирования умения аудированияВместе с общепризнанными дидактическими средствами, считается, что песенный материал также способствует повышению эффективности занятий по иностранному языку. Он является эффективным средством оптимизации всей образовательной деятельности обучающихся. Овладение иностранным языком происходит более успешно, если в качестве наглядности используется песенный материал. Частое использование песен способствует формированию у учащихся языковых навыков. Песенный материал имеет некоторые методические преимущества при обучении иностранному языку. Ниже будут перечислены некоторые из них: Песни представляют собой средство для усвоения и расширения словарного запаса. В них есть слова и выражения, которые могут быть интересны в контексте урока. В песнях лексический материал находится в новом контексте, что в свою очередь способствует развитию языковой догадки и увеличению ассоциативных связей. Песни нередко отражают реалии страны изучаемого языка. Так учащиеся также могут погрузиться в культурный контекст или просто узнать что-то о жизни людей из страны изучаемого языка. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические структуры. Существуют и обучающие песни, направленные на Песни помогают учащимся овладеть навыками произношения, развивают музыкальный слух. Учёные доказали, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль тесно связаны с развитием артикуляционного аппарата. Заучивание и частое повторение коротких, простых мелодичных песенок помогает установить правильное произношение, артикуляцию, правила ударения, ритма и мелодичности Более того, песни способствуют реализации задач эстетического воспитания обучающихся, сплочению коллектива, а также помогают раскрыть творческие способности каждого, что тоже является важной частью обучения. Использование песен на уроках создает благоприятный психологический климат, снимает напряжение, активизирует речевую и мыслительную деятельность, развивает монологическую и диалогическую речь, поддерживает интерес к изучению иностранного языка. Песни отбираются в соответствии с целью урока, возрастных и индивидуальных особенностями обучающихся. Песенный материал можно использовать как основной и дополнительный материал для организации различных видов работ: прослушивание, чтение, инсценировка, и другие. [5] Не любая песня может стать помощником в ходе урока. Выбор песенного материала должен соответствовать некоторым критериям. Разные исследователи выделяют различные критерии. Соединяя материал можно выделить следующие из них: Аутентичность песен. Данный критерий в своих работах подчёркивают З. Н. Никитенко [6], И. И. Невежина [7] и др. Аутентичные песни —песни, созданные носителями языка и отобранные для использования на уроках вне языковой среды, без методической адаптации. Однако данный критерий не подходит для применения на уроках с младшими классами, так как нередко такие тексты несут в себе множество незнакомых лексических единиц и грамматических конструкцией, не знакомых детям. Критерий методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащихся в соответствии программными требованиями обучения на данном этапе. Очень важным является критерий доступности. Песни должны содержать небольшое количество незнакомого языкового материала, они должны состоять из понятных, изученных ранее лексико-грамматических структур. Критерий учёта возрастных особенностей и интересов учащихся. Дети с большим интересом реагируют на песни из знакомых мультфильмов и исполняют их. Критерий наличия в песне текстового (лексического и/или структурного) и музыкального повторов. Например, хорошо, когда в припеве песни отражена какая-либо грамматическая конструкция. Это помогает запомнить её построение. При отборе песенного материала для детей младшего возраста неплохо также опираться на общемузыкальные критерии, такие как: наличие чёткого ритмического рисунка, ритмообразующего темпа, запоминающейся мелодии, которая удобна для преподавания и в большинстве случаях — для сопровождения движениями. 1.3 Этапы формирования навыков аудированияВ процессе овладения аудированием младшие школьники учатся различать на слух звуки, звукосочетания, слова и предложения, а также они интонацию и эмоциональную окраску фраз. Для успешного обучения аудированию нужна методическая система, которая будет учитывать трудности, которые могут возникнуть у детей в процессе овладения аудированием и обеспечивающая их преодоление. В отечественной методике чаще всего различают две подсистемы упражнений, которые направленны на решение данных проблем: подготовительную или, как её ещё называю тренировочную речевую или, иначе говоря, коммуникативную Первая подсистема упражнений нужна для того, чтобы обеспечить технические стороны аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения логико-смысловой обработки более низкого уровня – от слов до микротекстов, что позволит слушающему сосредоточить свое внимание на восприятии содержания. Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой. Когда учитель включает аудирование в урок, он должен соблюдать следующие принципы: Корректный подбор материала и его организацию. В зависимости от уровня учащихся, нужно подбирать определённый аудиоматериал. Если это начальный этап обучения, мы не можем просить детей петь на первом уроке или слушать аудио тексты. Начинать нужно с того, чтобы дети ознакомились с фонетической системой языка, услышали, как он звучит, научились вычленять и различать звуки. Определение организационной формы, в которой учащимся представляется материал Подготовка учащихся к аудированию. Если это обучающиеся, которые раннее были знакомы с фонетикой системой языка, которые спокойно могут дифференцировать фонетические единицы, то с ними можно работать с аудио материалом без визуальных опор. На начальных этапах дети нередко нуждаются в таких опорах, как наглядность, например иллюстрация песни картинками или движениями. Организация контроля. Нужно понимать, насколько материал усвоен детьми. Например, попросить их показать строчку из песни (Sit down, stand up, turn around), спросить значение слова и т.д. Итак, смотря на представленные выше систему упражнений и принципы, можно сделать, что для формирования навыка аудирования нужно соблюдать следующие этапы: Предтекстовый этап. Он включает в себя мотивирование учащихся, снятие языковых и содержательных трудностей, объяснение грамматического материала песни и работу с лексикой. Текстовый этап состоит из непосредственного прослушивания аудиоматериала и демонстрации песни. Послетекстовый этап заключается в разборе песни. Мы можем делить песню по логическим и музыкальным фразам, спеть песню вместе, сделать игру с учениками, направленную на запоминание текса песни, выполнить упражнения, связанные с песенным материалом. Вывод по главе 1Аудирование тесно связано с каждым из видов языковой деятельности, поэтому его часто рассматривают в комплексе с другими видами речевой деятельности. Обобщая информацию, можно сказать, что аудирование является составной частью развития коммуникативных навыков, то есть понимания речи, воспринимаемой на слух, обмена мыслями, получения новой информации посредством понимания связного речевого сообщения. Аудирование — это мощный способ обучения иностранному языку. Он дает нам возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, узнать его фонематический состав и освоить интонацию. Проблема обучения аудированию как одному из видов речевой деятельности привлекает пристальное внимание методистов и психологов. Песня является относительно новым и нестандартным средством обучения аудированию. Однако использование музыки на уроках имеет ряд преимуществ, таких как оптимизация учебной деятельности учащихся, развитие языкового чутья, усиление ассоциативных связей, отражение реалий страны изучаемого языка, культурного контекста, более быстрое овладение музыкальным слухом и произношением и эстетическое воспитание. Таким образом, следует подчеркнуть важность использования сказки и песни в учебном процессе при обучении аудированию на начальном этапе. Рассматривая этапы формирования навыка аудирования, а также особенности использования песенного материала на уроках иностранного языка, я пришла к выводу, что для использования песенного материала на уроках в начальной школе нужно поставить перед собой следующие цели: - сформулировать механизмы аудирования:(способность различать фонемы, удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности, спрогнозировать содержание речи по формальным речевым признакам); - научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию; - научить понимать высказывание в полном объеме; - развивать механизмы аудирования; - научить понимать основное содержание текста с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее; - научить понимать сообщения учителя и реагировать на них. Глава 2. Методика обучения аудированию на уроках английского языка на начальном этапе2.1. Анализ УМК «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе»В данной курсовой работе проводится анализ учебно-методических материалов для общеобразовательных школ на предмет наличия заданий, направленных на развитие умения аудирования. Я выбрала УМК «Английский язык. Класс 2» из серии «Английский в фокусе». Авторами являются Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») разработан российским издательством «Просвещение» совместно с британским издательством «Express Publishing». Учебник включает до 5 тематических модулей и также включает стартовый модуль, в котором подробно разбираются буквы и звуки. Каждый модуль состоит из трех микротем. Каждая микротема в свою очередь состоит из двух уроков (а, b), а разворот учебника — это один урок. Учебник построен по сюжетно-тематическому принципу. Во всех модулях учебника присутствуют постоянные герои - брат и сестра Ларри и Лулу, и их питомец - шимпанзе Чаклз. Обучение построено на простых реальных языковых ситуациях общения с инсценировкой и TPR, в учебнике большое количество ярких иллюстраций, песен, игр, сказок, а методические материалы имеют разнообразные мультимедийные компоненты. Пояснения к заданиям даются на английском языке со значком. Выбор данного учебно-методического комплекса обусловлен тем, что он широко применяется в общеобразовательных школах, рекомендован Министерством образования РФ и соответствует ФГОС, определяющему итоговые и промежуточные требования к овладению навыком аудирования, описаны ключевые навыки, предполагающие готовность и умение учащихся использовать иностранный язык в различных ситуациях. Данный учебник (со встроенной книгой для чтения сказка The Town Mouse and Country Mouse) включает в себя следующие компоненты: Учебник (Student's Book); Рабочая тетрадь (Workbook); Языковой портфель (My Language Portfolio); Книга для учителя (Teacher's Book); Контрольные задания (Test Booklet); Буклет с раздаточным материалом (Picture Flashcards) и плакаты; Аудиокассеты/CD для работы в классе; Аудиокассеты/CD для самостоятельной работы дома; Видеокассета www.spotlightonrussia.ru сайт учебного курса Компоненты УМК. Учебник содержит упражнения на отработку звуков и установление звуко-буквенных соответствий. Учащиеся узнают, что такое транскрипция, узнают некоторые знаки транскрипции и правила чтения. Учебник также содержит записи скороговорок, которые можно произносить хором или индивидуально. В рабочей тетради тоже содержатся задания на аудирование. В этом возрасте детям нравятся сказки и забавные стихи, поэтому очень хорошо, что в качестве домашнего чтения в учебнике представлена сказка в стихах «The Town Mouse and the Country Mouse», которая идёт после каждого модуля. Рассмотрим, какие упражнения представляют в данном УМК, которые должны развивать навык аудирования. Для этого я взяла учебник «Английский в фокусе» и прилучающуюся к нему рабочую тетрадь, рассмотрела, что за упражнения предлагают авторы данного УМК и в каком количестве. Результаты анализа представлены в таблице.
Итак, мы видим, что УМК содержит различные виды упражнений для аудирования. Упражнения переходят он более простым к сложным – от “Listen and repeat” до “Sing and do”. Это соответствует принципу последовательности в обучении. Так как дети только начинают изучать язык в первых уроках мы видим, как внимание сконцентрировано на упражнениях, где дети слушают, как звучит та или иная буква, буквосочетание. Затем появляются упражнения “Chant”, которые помогают запоминать уже фразы. После работы на первых уроках, стартовый модуль подключает чтение. Учащиеся уже не только слушают, но и сами потом читают представленный текст. И последними появляются упражнения “Sing and do”, которые помогают увидеть, как дети произносят слова, улавливают ритм, и как они понимают содержание текста песни. Наиболее распространены задания типа “Listen and repeat, что соответствует уровню учащихся и является важным звеном для закладывания надёжной языковой фонетической базы. В рабочей тетради аудиоматериал почти не представлен. В основном, он сконцентрирован на том, чтобы услышать диктора и соединить картинки между собой. Например, в какой комнате находится какой-нибудь член семьи (Module 1, стр. 20). Тем не менее я считаю, что данный песенный материал данного УМК можно разнообразить. В связи с этим мы считаем необходимым разработку дополнительных материалов по аудированию с использованием песенного материала и разнообразить представленный песенный материал в учебнике. 2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование умения аудированияStarter Module Перед этим дети слушают весь алфавит целиком. Они ещё раз запоминают, как звучат буквы, это подготовительный этап к представлению песенного материала (стр.17). Задание: raise your card when you hear your letter. Раздаём детям карточки букв, каждому по 1-2 карточки. Когда они слышат букву, которая написана на их карточке, они должны поднять её вверх. (Приложение 1). Включить детям песню (стр. 21), и спросить, какие действия происходят в песне, что делают её герои. Потом открыть видео к учебнику (https://youtu.be/nHlbXljUEX8), выключить звук песни, показать фрагмент видео(Лулу и Лари встают со стульев, открывают учебник, садятся) и спросить учащихся, что делают Лулу и Лари. Задание: tell me what Larry and Lulu are doing. Module 1 Раздать ученикам карточки разного цвета. Спросить их, какого цвета карточка им досталась (Приложение 2). Раздать им карточки, на которых изображена мебель (Приложение 2). Спросить их, что изображено у них. В процессе прослушивания задача учащихся разложить цвета и мебель в том порядке, в котором они их услышат (стр. 29). Задание: tell me what colour your card is. what do you see in the picture? You will hear the words shown on your cards, and arrange them from the first word in the song to the last. Вывести на экран следующие 4 изображения (Приложение 4). Спросить у учащихся, где сад, где кухня, где дом, где спальня. Потом включить песню (стр.31), дать им карточки, на которых изображены герои книги (Приложение 3). Они должны с помощью магнитов присоединить героя туда, где он находится согласно строчкам песни. Задание: listen to the song. Put the characters where they are. Каждому ученику выдаётся копия (Приложение 5.) Задача учеников соединить продукты согласно песне (стр.51). Задание: listen to the song and draw lines. Module 3 Вывести на экран картинки (Приложение 6). Спросить у детей, какие действия там изображены. Спросить, как они думаю, что из этого умеет/не умеет делать Чаклз. После прослушивания песни (стр.69) спросить, что было правильно, а что нет. Задание: what do you see in the pictures? Can Chuckles swim? Can Chuckles fly? Can Chuckles climb trees? Can Chuckles run? What did you hear in the song? Were you right? Вывести на доску следующие предложения: Horse can swim. Cat can climb. Fish can jump. Chimp can swing. Переводим их. Включаем песню(стр.73). Учащиеся говорят, какие предложения соответствуют песне, какие нет. Неверные исправляют, согласно тексту песни. Задание: which of these sentences are correct? Correct the mistakes in the wrong sentences. Module 4 Делим детей на 4 группы. Каждой группе выдаём изображение с игрушкой (Приложение 7). Кладём перед ними разноцветные карандаши, повторяем цвета. Потом учитель спрашивает, какая игрушка досталась каждой группе. Задача учащийся состоит в том, чтобы прослушать песню (стр. 83) и раскрасить изображённую на картинке игрушку в правильный цвет согласно тексту песни. Задание: What is on your picture? Listen to the song and colour the toy. Module 5 Учитель выводит на экран несколько советов: Put on your hat! Take off your jacket! Put on your coat! Учащиеся читают их и переводят. Учитель спрашивает, при какой погоде могли быть даны эти советы. Потом учащиеся слушают песню (стр. 101) и проверяют свои догадки. Задание: read the advice. When it is sunny, what should we wear? When it's rainimg, what should we wear? Listen to the song and check your guesses. Вывод по главе 2Нами был проанализирован учебно-методический комплекс «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе» («Spotlight»), отражающий современные тенденции российских и зарубежных методик обучения. Данный УМК соответствует ФГОС, насыщен большим количеством ролевых игр, разучиванием рифмовок с движениями, драматизация диалогов, интервьюированием одноклассников, составление проектов и их презентация и т. д. В данной учебнике особое внимание уделяется аудированию. Учащиеся получают информацию поэтапно- начиная со звуков, которые отрабатываются на первых уроках, доходя до прослушивания диалогов, текстов и песен. Проанализировав материал учебника и рабочей тетради данного УМК, мы пришли к выводу, что он вполне соответствует стандартам и различным методикам, однако с учётом возраста учащихся на начальном этапе, уроки аудирования с использованием песен можно разнообразить. В связи с этим, нами был разработан комплекс упражнений, сконцентрированный на наглядности. Также данный комплекс упражнений помогает учителю понять, на сколько хорошо дети разбираются в тексте песни, ведь задания можно выполнить только при полном понимании звучащего текста. Более того, данный комплекс упражнений включает в себя говорение, что время формированию коммуникативных умений, что в свою очередь является главной задачей обучения иностранному языку в школе. При разработке комплекса упражнений мы сделали упор на принцип наглядности и сделали работу над песней более «подвижной». Представленный материал соответствует лексическим темам учебника и дифференцирован по модулям. Таким образом, мы сделали работу с песенным материалом более интересной для детей на начальном этапе обучения. ЗаключениеПри выполнении данной курсовой работы была достигнута цель и реализованы поставленные задачи. Мы раскрыли понятия «аудирование» и, изучили то, как песенный материал может использоваться для обучения аудированию и как можно сформировать умение аудирования. Далее мы проанализировали УМК «Английский язык. 2 класс» серии «Английский в фокусе» («Spotlight») с позиции формирования у обучающихся по нему умения аудирования. Мы рассмотрели, какие упражнения для развития умения аудирования представлены в учебнике и рабочей тетради и пришли к выводу, что в УМК соблюдён принцип последовательности и соответствия возрасту, однако можно разнообразить данный УМК, добавив упражнения, которые показывают представленный в песнях материал. Это способствует плавному переходу к тексту песни, а последующее решение упражнений помогает учителю понять, насколько хорошо учащиеся овладели материалом, так как упражнения направлены на восприятие услышанного. Таким образом, на основе теоретического материала, изложенного в первой главе, и результатов анализа УМК мы разработали дополнительный материал, а именно комплекс упражнений, направленных на формирование умения аудирования у учащихся 2-ых классов. БиблиографияЖинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 1998. Гальскова, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика - М.: Издательский центр «Академия», 2006. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков – М.: Высш. школа, 1981. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам– М.: Высшая школа, 1986. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе – М. Иностранные языки в школе, 1996. Невежина И. И. Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе: на материале английского языка - М., 2000. Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе -М.,1986. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - М., Просвещение, 2002. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач - М.: Русский язык, 1991. Иванов А. А. Совершенствование английской разговорной речи на основе аутентичных песенных произведений - СПб., 2006. Гнилова Т. Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику - М., 2001. Барышников Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 2003. – Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. Приложение 1Приложение 2.Приложение 3.Приложение 4.Приложение 5.Приложение 6.\ Приложение 7. |