Главная страница
Навигация по странице:

  • Пианисты Казахстана

  • Школа беглости Чернипианисты Казахстана. черни. Фортепианные этюды К. Черни Школа беглости


    Скачать 21.9 Kb.
    НазваниеФортепианные этюды К. Черни Школа беглости
    АнкорШкола беглости Чернипианисты Казахстана
    Дата05.04.2022
    Размер21.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачерни.docx
    ТипРуководство
    #445785

    Фортепианные этюды К.Черни «Школа беглости»
    Карл Черни – австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался одним из лучших преподавателем игры на фортепиано. Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта Венцеля (Вацлава) Черни и под его руководством начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800—1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена, который высоко оценил его способности. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи. Первый оказал влияние на формирование Черни как исполнителя, второй – как педагога. В возрасте 21 года, в феврале 1812 года, он представил в Вене Пятый фортепианный концерт Бетховена, «Император». В 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции. Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году). К середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины XIX века: Ф. Лист, С. Тальберг, Т. Лешетицкий, Л. Мейер, Т. Куллак, Т. Дёлер, А. Яель и многие другие. После 1850 здоровье Черни ухудшилось, но он прекратил свою музыкальную деятельность лишь за несколько недель до кончины, которая последовала в Вене 15 июля 1857.

    Черни написал большое количество музыкальных произведений (мессы, панихиды, симфонии, концерты, сонаты и струнные квартеты и др. Однако самой востребованной частью его репертуара являются дидактические фортепианные пьесы (этюды), такие как «Школа беглости, Op.299» и «Искусство беглости пальцев, Op.740». Они охватывают практически все серьезные проблемы техники и интерпретации, с которыми сталкиваются пианисты на всех уровнях.

    Фортепианные этюды Черни ставят перед собой следующие основные цели: развитие и укрепление технической базы, приобретение технического «резерва»: большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки. Они позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные ощущения и, прежде всего, пальцевую ровность. Контролируя и проверяя те или иные движения, приемы, пропуская все через слуховой контроль, учащиеся добиваются автоматизма исполнительских навыков, который облегчает исполнительский процесс, освобождает играющего от детального контроля над техникой и позволяет переключать внимание на задачи художественного плана. Этюды могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности учащихся, более того, ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Основу системы воспитания пианистических навыков составляют у Черни пассажные фигурации (прежде всего гаммообразные, а также ступенчатообразные и состоящие из ломаных терций), всевозможные формы арпеджио и трельная техника. Используя в этюдах и упражнениях различные виды фортепианного изложения Гаммы у Черни – превосходный материал для развития мобильности первого пальца, воспитания силы, ровности, самостоятельности пальцев. Черни считал, что гаммы развивают легкость, беглость пальцев, в них сосредоточены основные правила аппликатуры, благодаря гаммам познаются все лады и, если ежедневно играть гаммы «отчетливо, упругими пальцами, то можно стать блестящим пианистом». Работу над гаммами Черни тесно связывал со звуковыми и артикуляционными задачами, советовал применять так же различные виды теше, акценты. Черни тщательно разработал технику овладения гаммами. Его подготовительные упражнения к гаммам весьма разнообразны. Большинство из них (в частности №14, №19 из «Школы беглости, Oр. 299») специально предназначены для развития гибкости и легкости большого пальца.

    Этюды Карла Черни просты и непритязательны, но, вместе с тем, они мелодичны, образны и даже элегантны. От простого к сложному – этот принцип лежал не только в основе всех этюдных опусов Черни, но и его системы воспитания пианистической техники.

    Пианисты Казахстана

    Отечественная исполнительская школа демонстрирует высокий уровень. Нам известна имена таких известных пианистов, обладателей званий лауреатов престижных международных конкурсов Жании Аубакировой, Гульжамили Кадырбековой, Темиржана Ержанова, Гульжан Узенбаевой и многих других.

    Жания Яхияевна Аубакирова – пианистка, музыкальный педагог, профессор и бывший многолетний Ректор Казахской национальной консерватории, Народная артистка Республики Казахстан, Лауреат Государственной премии РК в области литературы и искусства, Лауреат Государственной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан. Родилась 19 апреля 1957 года в Алма-Ате (КазССР). Окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (1979) и в 1981 г. аспирантуру под руководством профессора Л. Н. Власенко. С 1997 по 2018 год была ректором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Под её руководством в 2001 году вузу был присвоен статус национального. В 1998 году по ее инициативе организовано музыкальное агентство «Классика», которое с огромным успехом провело несколько международных проектов, включая «Казахские сезоны во Франции», организовало концерты более чем в 18 странах, записало более 30 компакт дисков, более 20 музыкальных фильмов о казахстанских исполнителях.

    Гульжамиля Ихсановна Кадырбекова – пианистка, профессор Искусствоведения, Народная артистка Казахской ССР, Заслуженная артистка Казахской ССР, профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Родилась 13 октября 1949 года в Алма-Ате (КазССР). В 1972 окончила Московскую консерваторию, ученица Г. Б. Аксельрода. В 1974 году становится солисткой Казахской филармонии, одновременно преподаёт в Алма-Атинской консерватории, где в 1984 году становится доцентом. В своём репертуаре обращается как к произведениям мировой и российской классики, так и к сочинениям казахских композиторов.

    Темиржан Ержанов – пианист, заслуженный деятель РК. Родился в 1969 году. Лауреат Первой премии и Золотой медали на Международном конкурсе пианистов им. Р. Шумана в Цвиккау (Германия, 1993), Победитель конкурса «San Francisco Classical Voice» (США) в номинации «Лучший исполнитель 2007 года», обладатель премий «Лучший концертмейстер» на вокальных Международных конкурсах им. П. Чайковского в Москве и Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.

    Узенбаева Гульжан Эркиновна — композитор, пианистка, Заслуженный деятель РК, Лауреат Первой премии Открытого конкурса камерной музыки (2004), Международного конкурса «Музыка без границ» (Литва, 2016), член Союза композиторов РК, профессор кафедры фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, солистка Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.

    В 1987 году с отличием окончила Алма-Атинскую государственную консерваторию имени Курмангазы по двум специальностям — фортепиано (класс профессора Коган Е.Б., Зельцер Л.Р.) и композиция (класс профессора Жубановой Г.А., Бычкова А.В.). Является активным участником Международных музыкальных форумов, выступает на самых различных мировых сценах, успешно преподает.

    В последние годы инструментальное исполнительство Казахстана демонстрирует новые достижения в сфере фортепианного искусства. Об этом свидетельствует появление талантливых и перспективных пианистов, лауреатов международных конкурсов, таких как Жибек Кажахметова, Аскар, Кульшарипов, Лейла Акшпекова, Сабина Атальдиева, Лаура Алпысбаева, Ольга Миськов и др.

    Источники:

    1. https://cyberleninka.ru/article/n/novye-grani-tvorchestva-karla-cherni/viewer («НОВЫЕ» ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА КАРЛА ЧЕРНИ. М. Г. Карпычев, профессор кафедры общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки)

    2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509846/ (Формирование двигательных навыков учащихся средних и старших классов ДШИ и ДМШ в процессе изучения этюдов Черни соч. 299. Е. В. Мурзина, заместитель директора по ВР, Детской школы искусств № 1, г. Красный Сулин)

    3. https://infourok.ru/karl-cherni-kakovo-upotreblenie-takova-i-polza-enciklopediya-fortepiannoy-tehniki-1135045.html (Т. В. Одинцова, директор Детской музыкальной школы, г. Электроуглинск)

    4. https://www.belcanto.ru/czerny.html

    5. https://www.belcantofund.com/peoples/detail.php?ID=1775

    6. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/CHERNI_KARL.html

    7. http://mysl.kazgazeta.kz/?p=7149

    8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аубакирова,_Жания_Яхияевна

    9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадырбекова,_Гульжамиля_Ихсановна

    10. https://www.zakon.kz/4984493-temirzhan-erzhanov-vystupit-na-stsene.html

    11. https://ruh.kz/author/klassicheskaya-i-traditsionnaya-muzyka/temirzhan_erzhanov/

    12. http://www.conservatoire.kz/ru/structure/faculties/usenbaeva-gulia/

    13. http://www.conservatoire.kz/ru/structure/faculties/usenbaeva-gulia/


    написать администратору сайта