Главная страница
Навигация по странице:

  • ИРРАЦИОНАЛИЗМ: А.Шопенгаурер

  • МАРКСИЗМ: Маркс, Энгельс

  • ПОЗИТИВИЗМ: Огюст Конт

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: - проблема чел. Сущ-ния- канун 1 мв до 60х- Ницше, Фрейд, Ясперс

  • СТРУКТУРАЛИЗМ: - м. Фуко (культура, у И нет пр), Ж. Лакон (Реал-Вооб-Символ), Леви-Строс(Родство), Ф. ДЕ СОССЮР (язык- с-ма знаков,есть уровни)

  • ПСИХОАНАЛИЗ: - объясняет роль бессознательного и иных псих. Процессов психики Ч- Зигмунд Фрейд

  • Уровни Б: Актуальное – существует, имеет в себе массу нереал. Возможностей Потенциальное – будущее актуальноеМАТЕРИЯ

  • М в Ф

  • Период зарождения - IX - XIII вв. ( ОТ Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

  • Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского - XIII - XVII вв.

  • Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии. • философию эпохи петровских реформ;

  • Русская философия XIX в. Основная направленность философии декабристов

  • Западники

  • Народники (Лавров)

  • CH. Булгаков

  • К.Э. Циолковский

  • Н.И. Бухарин

  • Философия. Шпаргалки. НКФ. Г. Гегель Вопросы диалектики разработка проблем


    Скачать 32.96 Kb.
    НазваниеГ. Гегель Вопросы диалектики разработка проблем
    АнкорФилософия. Шпаргалки
    Дата20.12.2019
    Размер32.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНКФ.docx
    ТипДокументы
    #101288

    НКФ

    • Особое понимание роли Ф в истории, мир.культуры;

    • Исследовались чел. История, сущность;

    • Ф-спец. С-ма фил. Идей;

    • Разработана целостная концепция диалектика;

    • Подчеркивала роль Ф в проблематике гуманизма и предпринимала попытки осмыслить чел.деят;

    • Сделала мышление историческим;

    • Max объяснила бытие, сознание и др. фил. Проблемы с позиций идеализма.

    И.Кант

    • Основоположник НКФ; - критическая или трансцендентальный идеализм

    • Познание – деят., протекающая по своим законам;

    • Этич. Учения – теория познания – эстетика

    • 1746-70 – докритический период (космология) ….. – критический период (этический);

    • Трансцендентальная апперцепция – спос-сть к сверхчувст. Познанию;

    • Трансцендентали – доопытные сверхчув. понятия, к. познаются только интуитивно;

    • Категор. Императив – самый существенный регулятор поведения человека, ограничивающий волю (мор.закон)

    • Поведение Ч на 3 max: поступай по правилам, к. могут стать всеобщим законом; в поступках исходи из того, что Ч – наивысшая ценность; все поступки должны делаться на благо об-ву.

    • Этич. Учение ориентируется на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоист. Интересов

    Г.Гегель

    • Вопросы диалектики – разработка проблем;

    • Вывел учение о диал. Развитии как качес. Изменении, переходе от старого в новое, движение от высших форм к низшим;

    • Ввел взаимосвязб между процессами в мире;

    • Создал категориальный аппарат (орг. Переходят друг в друга);

    • Суть диал. Развития в триаде;

    • Законы: от кол. Изм. В кач; един. Борьбы против; отрицание отр.

    ПОСТКЛ. ЕВРОПЕЙСКАЯ Ф 18-19 ВВ

    2 п. 20 в – два направления критики НКФ: с позиций материализма, со стороны неклас. Идеал. Ф

    ИРРАЦИОНАЛИЗМ:

    А.Шопенгаурер:

    - жизнь-непр. Борьба между состраданием и преобл. Над ним силами эгоизма и злобы;

    - мир неразумен и беспечен – им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а, следовательно, своими страданиями;

    - воля сильнее разума, поскольку многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желанием и инстинктами.

    Ф. Ницше:

    - жизнь – един. Реальность, существующая для конкрт. Человека;

    - выступал с фил. Программой переоц. Цен-сти;

    Цель его Ф - помочь Ч приспос. К жизни и max реализовать свои возможности;

    - в основе жизни – воля: к жизни, внутри Ч, неуправл, власти.

    МАРКСИЗМ:

    Маркс, Энгельс

    -создание нового фил.направления - диалект. Материализма (ДМ);

    -часть учений посвящена развитию общества – истор. Материализм;

    - основа ДМ – диалектика Гегеля, но по принципам материализма;

    - Бытие определяет сознание; Бога нет, он фантазия; Развитие – по законам Диалектики.

    ПОЗИТИВИЗМ:

    Огюст Конт:

    - предлагал исследовать только явление в процессе, отказавшись от стремления познать их сущность

    - Принципы: фил. Знание – точно, достоверно; при познании used науч. Метод и опираться на достижение других наук; основной путь достижения знания –эмпр.наблюдения Ф должна освободиться от цен. Подхода и оцен. Хар-ра при исследовании.

    - Законы: 1. три стадии развития ума-являения, сравнимые с человеком-абст. Сущностями-наблюдает за явлениями, устан. Связь

    2. Клас-ция наук – аналитические-синтетические-социология
    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ:

    - проблема чел. Сущ-ния

    - канун 1 мв до 60х

    - Ницше, Фрейд, Ясперс

    -Ф отчаяния, Ф творчества (способ прорыва из этого мира)

    - центр – «Я»

    - жизнь трагична, бессмыслена - у нее нет цели

    - отрицание науки

    СТРУКТУРАЛИЗМ:

    - м. Фуко (культура, у И нет пр), Ж. Лакон (Реал-Вооб-Символ), Леви-Строс(Родство), Ф. ДЕ СОССЮР (язык- с-ма знаков,есть уровни)

    -объект Ф – культура как сов-сть знаковых систем

    -основы- идея структуры как сов-сти отн, касающихся элементов

    - внимание на «отн», а не на бытие

    - основа бытия – базис. Структуры

    - история без прогресса

    ПСИХОАНАЛИЗ:

    - объясняет роль бессознательного и иных псих. Процессов психики Ч

    - Зигмунд Фрейд:

    - инстинкты: не врож. Рефлексы, а стимуляторы. Жизни(голод,жажда), Смерти (Агрессия, мазохизм)

    - Ид(оно)-Эго(я)-Супер-Эго(С-Я)

    - защитные мех-мы психики (отрицание,замещение,регрессия, подавление)

    - психосексуальные стадии развития

    ОСНОВЫ ФИЛ. ПОНИМАНИЯ БЫТИЯ И МАТЕРИИ

    Начало-Ан.Гр-Парменит-ввел понятие «бытие»

    • Гераклит- Б пронизано борьбой противоположностей

    • Демокрит – Б из атомов и пустоты(небытие)

    • Ср. Века – Б- сотворенный Богом мир, Бог – бытие

    • Эп. Воз – Б – природа. Ч – высшее ее творение

    • НКФ – Б пронизано диал. Сод-нием

    • Рус. Ф – Б духовно, гармонично, хотя в ней есть хаос, добро, зло

    Б- фил. Категория для обозначения всего того, что существует, имеет место; бесконечное многообразие дух. И реал., сов-сть сущего, тленного и вечного, мир как единое целое

    Виды: субъект реал, объект реал.

    ОР – неживая природа, естеств и искусст.мир, все сос-ния и явления природы(Вселенная - биосфера)

    СР – мир духа, особого рода реал – индивидуальное сознание, во всех ф. ее проявления

    Уровни Б:

    Актуальное – существует, имеет в себе массу нереал. Возможностей

    Потенциальное – будущее актуальное

    МАТЕРИЯ:

    Гольбах: М- все то, что воздействует на наши о. чувств в диал. Мат.

    М в Ф – категория, к. дана для обозначения объект. Реал. И отражается в нашем сознании

    Главное свойство М: быть объект. реал,

    Свойства М: структур, сис-сть, отражение, движение, простр-во, время, самоорг

    Строение:

    В-во-дискретно, структ., обладает массой покоя, сосредоточено в прост-ве.

    Ф. в-ва: атомы, молекулы, газы макротела

    Поле – сложное электромаг. обр-ние, сост. Из квантов, к. не имеют массы покоя и распределяются в пространстве равномерно.

    Виды поля: электр, гравит, биолог

    Атрибуты:

    Движение - любое изм (мех – перем тел в Пр по опр траект; физ – теплота, свет, электр и т.д.; хим – сл. Взаимодействие атомов, где + new в-во; биол. – сущ-ние; соц – в рамках общ. жизни); Ф. движ: мир ядра, электромаг, плазмы, жизни, чел. Бытия

    Пространство- взаимное рас-ние вещей и процессов возле друг друга, их протяженность и опредл. Порядок взаимод (Элементы: точка, объм, рас-ние, длина; Св-ва: трехмерность, изотопы, обратимость)

    Время – длительность сущ0ния вещей и процессов, послд. Смена их сос-ний

    (Хар-ки: наст, прош, буд)
    Материальное единство мира – окруж мир человека мир матер.

    Все явл и проц. Имеют мат. Основу, одни законы развития – это единство материи и ее атрибутов

    Единство должно пониматься диалектически

    Все появилось из действия ест. Сил, следовательно, всеобщий принцип единства мира соед. С всеобщим принципом развития матер. Единства мира:

    1. Абсолютность и вечность;

    2. Единство материи и ее атрибутов;

    3. Многообразие взаимообращения;

    4. Эвол. Развитие живой и соц-орг материи на основе менее сложных форм

    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    1) антропоцентризм.

    2) Нравственный аспект

    3) Глубокий интерес к социальной проблематике.

    4) Идея патриотизма.

    5) Религиозный характер.

    6) Синтез философского и литературно-художественного творчества.

    7) Стремление к целостности, всеобщности.

    8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.

    Период зарождения - IX - XIII вв. ( ОТ Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

    • Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

    • Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

    Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского - XIII - XVII вв.

    • Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

    Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

    философию эпохи петровских реформ;

    • Творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Основной направленностью их философии была социально-политическая:

    • вопросы устройства монархии;

    • императорской власти, ее божественности и нерушимости;

    • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

    • войны и мира.

    материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

    • М.В. Ломоносов - мех. Матер.

    • заложена материалистическая традиция в русской философии.

    • атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества.

    • допускал наличие Бога-Творца, но, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

    • Уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    Русская философия XIX в.

    • Основная направленность философии декабристов – социально-политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; необходимость для России правового строя; отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой

    • Петр Яковлевич Чаадаев- объективная обусловленность сознания. В основе мира лежит великое «ВСЕ», которое есть проявление божественных ипостасей. Обосновывал концепцию родовой сущности человека

    • Западники (чадаев) - -феод-кр. Отн., соц-эк реформы по Западу, любят Петра 1, светский хар-р философии

    • Славянофилы (самарин) – самобытность (кр. Община, православие, соборность), самодержавие, религия

    • Народники (Лавров) - против пережитков крепосничества и против бурж. реформ

    • В.С. Соловьев. Рассматривал Бога как воплощение идеала всеединства – согласованности, гармонии всех частей Вселенной. Развитие мира определяется потребностью в согласовании, объединении. Соловьев выделял три ступени этого процесса:

    1) царство минералов, растительности и животных;

    2) царство человека, которое представляет собой качественно новое образование по сравнению с предыдущей стадией. Человек с точки зрения Соловьева – это особое существо, которое, в отличие от существ, находящихся на более низких ступенях развития, способно к творчеству и к добру;

    3) духовно-человеческое царство – особый этап, на котором мир соединяется с Богом. Третий этап – это предел, к которому должно стремиться человечество: как и любая другая концепция исторического развития, концепция Соловьева содержит прогностические компоненты, указывающие на логику развития мира и человеческого общества.

    «Мировая душа» - София - это идеальный план мира, который отражает его упорядоченность.
    Русская философия XX в.

    Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию.

    • CH. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь.

    • В.И. Вернадский— крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума

    • К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи.

    • Н.А. Бердяев - преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Основные положения:

    • высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

    • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

    • свобода человека подвергается угрозе извне;

    • ключевую роль в жизни человека играет также религия;

    • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

    • отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

    человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

    • Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

    • Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);


    написать администратору сайта