Главная страница
Навигация по странице:

  • Алмазна сыплется гора

  • Седая пена по брегам

  • Державин Гавриил Романович (1743 - 1816). Обсуждение на LiveInternet - Российский… Фильм – биография в интернете.

  • Вопросы для исследования

  • Интернет – ресурсы

  • «Языком сердца».

  • Интерактивные презентации

  • презентация. Г. Р. Державина Г. Р. Державин. Художник В. Боровиковский. 1795


    Скачать 2.4 Mb.
    НазваниеГ. Р. Державина Г. Р. Державин. Художник В. Боровиковский. 1795
    Анкорпрезентация
    Дата29.03.2022
    Размер2.4 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаg.r._derzhavin._yazykom_serdtsa._9_kl.ppt
    ТипДокументы
    #424371

    «Языком сердца»


    Г. Р.Державин


    Фелица


    Жизнь и творчество
    Г. Р. Державина


    Г.Р. Державин. Художник В. Боровиковский. 1795


    Я связь миров повсюду сущих,
    Я крайня степень вещества; 
    Я средоточие живущих,
    Черта начальна божества;
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю, 
    Я царь — я раб — я червь — я бог! 
    Но, будучи я столь чудесен,
    Отколе происшёл? — безвестен:
    А сам собой я быть не мог
    Г.Р. Державин. Ода «Бог». 1784


    Державин Гавриил Романович
     (1743 - 1816).


    Ф.Глинка. Вальс из оперы «За царя»


    Державин – это полное выражение, живая летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины, с его лирическим одушевлением, с его гордостью настоящим и надеждами на будущее, его просвещением и невежеством, его эпикуреизмом и жаждою великих дел, его пиршенственною праздностию и неистощимой практическою деятельностью.
    В.Г. Белинский. Литературные мечтания. 1834


    В.Г. Белинский


    «Державин был первым живым
    глаголом юной поэзии русской»


    Первыми его учителями в стихотворстве были, кажется, Ломоносов и Петров. У первого он научился звучности языка пиитического и живописи поэзии; у другого похитил он тайну заключать живую или глубокую мысль в живом и резком стихе - тайну, совершенно неизвестную Ломоносову. 
    П.А. Вяземский


    П.А. Вяземский


    «Глубокая мысль
    в живом и резком стихе»


    Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в семье бедных мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью. Еще в XV веке, при великом князе Василии Васильевиче Темном, татарин мурза Багрим приехал из Большой Орды на Москву служить. Один из его потомков получил прозвище Держава, это и был отец поэта, отставной секунд-майор Роман Николаевич Державин, которого будущий поэт лишился, когда ему было 11 лет.
    Матери ‒ Фекле Андреевне (урожденная Козловой), после смерти мужа пришлось "с малыми своими сыновьями ходить по судьям, стоять у них в передней по несколько часов, дожидаясь их выходу; но когда выходили, не хотел никто выслушать ее порядочно, но все с жестокосердием ее проходили мимо, и она должна была ни с чем возвращаться домой".


    «О колыбель моих первоначальных дней, Невинности моей и юности обитель!»


    Герб рода Державиных


    Церковь Николая в селе Державино (бывшее  Сокуры)


    Отец его имел за собою, по разделу с пятерыми братьями, крестьян только 10 душ, а мать 50. При всем сем недостатке были благонравные и добродетельные люди. Помянутый сын их был первым от их брака; в младенчестве был весьма мал, слаб и сух, так что, по тогдашнему в том краю непросвещению и обычаю народному, должно было его запекать в хлебе, дабы получил он сколько-нибудь живности.
    Г.Р. Державин. Записки из известных всем происшествиев…


    Образование


    За неимением в тогдашнее время в том краю учителей, научен от церковников читать и писать. Мать, однако, имея более времени быть дома, когда отец отлучался по должностям своим на службу, старалась пристрастить к чтению книг духовных, поощряя к тому награждением игрушек и конфектов.
    Г.Р. Державин. Записки из известных всем происшествиев…


    С 1759 по 1762 год Г.Р. Державин обучался во вновь открывшейся Казанской гимназии


    Нас научали тогда: вере - без катехизиса, языкам - без грамматики, числам и измерению - без доказательств, музыке - без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения
    Г.Р. Державин


    Школа начала XVIII в. Гравюра 1701 г.


    «Книг, кроме духовных, почти
    никаких не читали…»


    Державин пробыл в гимназии около 3 лет


    За удачно нарисованную карту с видами города, которая попала к вельможе И.И.Шувалову, в 1762 году Державин был зачислен рядовым гвардейцем в Преображенский Петровский полк. Гимназию ему не удалось закончить. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме и первый офицерский чин он получил только в 1772 г. Вместе с полком Карамзин участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II. 
    (По материалам энциклопедии «Студопедия»)


    Рядовой, сержант, офицер
    Преображенского полка. 1695-1700


    Рядовой Преображенского
    Петровского полка (1762 - 1772)


    Г.Р. Державин. Библейский сюжет.
    О службе и пугач. бунте на 7.42 мин.


     Ф. Московитин. Присяга Преображенского полка императрице 


    Во время разразившегося пугачевского восстания Державин, жаждавший деятельности, был среди тех, кто принимал участие в подавлении мятежа. Он считал это исполнением долга. Резкий, прямой, независимый и смелый в суждениях, Державин сумел восстановить против себя воинское начальство и, получив повышение в чине, был уволен из армии и переведен в Сенат. Он прошел путь от солдата до министра. Был губернатором в Олонецком крае, затем в Тамбове, секретарем Екатерины II, сенатором, министром юстиции при Александре I
    (По материалам энциклопедии «Студопедия»)


    Г.Р. Державин. Неизв. худ. 1780-е гг.


    В. Усачев. Дом губернатора в Тамбове. Фрагмент гравюры. 1799


    От солдата до министра


    В Тамбовской губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. …Положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных.
    В. Ф. Ходасевич. Державин


    Гаврила Романович Державин.
    Худ. И.Смирновский.


    Семья поэта


    Е.Я.Державина (Бастидон)
    Худ. В.Боровиковский. Конец XVIII в


    В начале 1778 г. Державин получает довольно видную должность в сенате и женится, с первого взгляда влюбившись, на 16-летней девушке, Екатерине Яковлевне Бастидон (дочери камердинера Петра III, португальца Бастидона, женившегося, по приезде в Россию, на русской). Брак был самый счастливый. С красивой наружностью жена Державина соединяла кроткий и веселый характер, любила тихую, домашнюю жизнь, была довольно начитана, любила искусства, особенно отличаясь в вырезывании силуэтов. В своих стихах Державин называет ее "Пленирою".
    А.Архангельский


    «Прелестнее ты всех в невинной простоте…»


    Приди ко мне, Пленира, В блистании луны, В дыхании зефира, Во мраке тишины! Приди в подобьи тени, В мечте иль легком сне,
    И, седши на колени, Прижмися к сердцу мне; Движения исчисли, Вздыхания измерь, И все мои ты мысли Проникни и поверь…


    «Приди ко мне, Пленира»


    Г.Р.Карамзин. Библейский сюжет. Женитьба на 12.02 мин.


    В 1773 году Державин впервые выступил в печати: в журнале Рубана "Старина и Новизна", появилось, без подписи, первое произведение - перевод с немецкого: "Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну" (из "Превращений" Овидия). Громкую известность Державину принесла ода "На смерть князя Мещерского" (1779).


    "Кропание стихов" Державин начал еще в гимназии; чтение книг стало пробуждать в нем охоту к стихотворству. Поступив в военную службу, он переложил на рифмы ходившие между солдатами "площадные прибаски на счет каждого гвардейского полка". По его мнению, он "старается научиться стихотворству из книги о поэзии Тредьяковского, из прочих авторов, как Ломоносова и Сумарокова". Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.
    А.Н. Архангельский


    Начало литературного творчества


    В. К. Тредиаковский.
    Неизвестный художник


    Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет, И дни мои, как злак, сечет.
    Ода «На смерть князя
    Мещерского». 1779


    Г. Р. Державин.
    Худ. И.Аргунов.1800   


    Ода (от  греч. Aoide - песня) -торжественное стихотворное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события.


    Княгиня Е. Р. Дашкова


    «… Первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить»


    В мае 1783 года в Петербурге в первом номере журнала "Собеседник любителей российского слова", который издавала директор Петербургской Академии наук княгиня Е.Р. Дашкова, была опубликована ода Г.Р. Державина "Фелица"
    (от латинского felicitas  – счастье).


    Екатерина II 


    За это сочинение Екатерина II наградила Державина золотой табакеркой, внутри усыпанной бриллиантами, и пятьюстами червонцами. Ода её растрогала: несколько раз Екатерина принималась плакать над "Фелицей" и говорила своей подруге и сподвижнице Дашковой: "Как дура, плачу... Кто бы меня так хорошо знал", - имея ввиду, что портрет героини произведения даже в обиходных мелочах и привычках схож с оригиналом.
    А. Б. Галкин. Русские писатели


    Награда императрицы


    Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды, Которой мудрость несравненна Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору, Где роза без шипов растет. Где добродетель обитает! Она мой дух и ум пленяет; Подай найти ее совет.


    Г.Р. Державин


    Г.Р. Державин. Библейский сюжет. Ода «Фелица» на 12.07. мин.


    Как найти "розу без шипов".
    по рецепту Екатерины II


    Имя Фелицы для Екатерины II подсказано Державину сказкой самой императрицы, написанной для ее маленького внука, будущего Александра I. По сюжету сказки Киевского царевича Хлора посещает киргизский хан, который с целью проверить молву об исключительных способностях мальчика приказывает ему отыскать редкий цветок – "розу без шипов". По пути царевича зазывает к себе мурза Лентяг, пытающийся соблазнами роскоши отклонить его от слишком трудного предприятия. Однако с помощью дочери хана Фелицы, которая дает в путеводители Хлору своего сына Рассудок, Хлор достигает крутой каменистой горы; взобравшись с великим трудом на вершину ее, он и обретает там искомую "розу без шипов", т. е. добродетель. Г.Р. Державин так и пишет: "Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в СанктПетербурге... " По мнению Державина, “императрица названа Киргизскою царевною, потому что она сочинила сказку о царевиче Хлоре... а Державин имел свои деревни в соседстве Киргизской Орды, которая числилась в подданстве России”.
    Д. Благой. Державин Гавриил Романович.
    Литературная энциклопедия в 11 т


    Екатерина II с внуком Александром
    Павловичем. Худ. Елена Доведова.


    (Державинская) ода – первое художественное воплощение русского быта, она – зародыш нашего романа…
    В. Ходасевич


    Слух идет о твоих поступках, Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда; Что ты в напастях равнодушна, А в славе так великодушна,  Что отреклась и мудрой слыть.


    Стефано Торелли "Екатерина II 
    в образе Минервы, окруженная музами


    Лесть придворных поэтов, рисующих ее Минервой (римской богиней мудрости), Екатерина не воспринимала всерьез, но шутливый стиль «Фелицы», искренняя похвала Державина пришлись ей по душе.


    Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица удостаивалась похвалы прежде всего за свои человеческие качества – простоту, милосердие, просвещенность, скромность – а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни:
    Ты здраво о заслугах мыслишь,
    Достойным воздаёшь ты честь...
    Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта – ситуация для традиционной оды неслыханная: «играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»…
    (По материалам Тамары Эйдельман)


    Новизна оды «Фелица»


    Ода «Фелица».


    Текст


    Идеальному образу просвещенной императрицы-законодательницы, милостивой к подданным и чуждой жестокости, противопоставлены грубые забавы царицы Анны Иоанновны, унижающие человеческое достоинство
    Там свадеб шутовских не парят.
    В ледовых банях там не жарят...,
    Автором высмеивается нерадивость царских вельмож, названных в оде
    "мурзами ", среди которых князь Потемкин, названный чревоугодником, любителем пиров, ради личных прихотей нередко пренебрегавший государственными интересами
    А я, проспавши до полудни,
    Курю табак и кофе пью.


    Граф Г.Г.Орлов.
    Худ. К. Л. Христинек 1768.


     Князь А.А.Вяземский
    Худ. К. Л. Христинек. 1768.


    Героями оды стали и братья Орловы, развлекавшиеся кулачным боем, недостойным сана вельможи, граф П.И. Панин, любитель псовой охоты; князь А.А. Вяземский, предпочитавший лубочную литературу
    Полкана и Бову читаю,  
    Над Библией, зевая, сплю
    Екатерина II разослала задетым Державиным вельможам оттиски "Фелицы", подчеркнув строчки, касающиеся их лично.
    А. Б. Галкин. Русские писатели в кн: Герои русской истории.


    Языком сатиры


    Жанр державинской сниженной оды, "бытовой" сатирической оды …был комбинированным жанром: именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа.
    Ю. Тынянов


    В. Якоби. Утро императрицы Анны Иоанновны.


    «Там свадеб шутовских не парят…»


    1. Как называется «торжественное стихотворное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события"?
    2. Каков смысл названия оды «Фелица»?
    О чем свидетельствует история её создания?
    3. В чем новизна изображения образа императрицы?
    4 Какие средства художественной выразительности использует автор при создании образов царских вельмож?
    5. Каков язык оды, в чем его новизна?
    6. К кому обращается Г. Р. Державин в произведении «Фелица»?  Мурзам своим не подражая  Почасту ходишь ты пешком  И пища самая простая  Бывает за твоим столом...
    7. Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова.


    Вопросы для исследования оды "Фелица":


    Вывод:


    В оде «Фелица» автор позволил себе «истину царям с улыбкой говорить», хотя и
    «забавным русским слогом», здесь проявилось представление Г.Р.Державина о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека. Достоинством императрицы признаются прежде всего человеческие качества – простота, милосердие, просвещенность, скромность – а не государственные заслуги. В оде «Фелица Державин смело нарушает теорию «трех штилей», смешивая слова «высокие» и «низкие». Характеристики царских вельмож, написанные
    «крупным», сочным, живым и выразительным державинским языком стали несомненным достижением русской поэзии и выгодно отличали оду от архаичной лексики Ломоносова.


    С Державина начинается новый
    период русской поэзии
    В.Г. Белинский


    Державин-поэт первым предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:
    Воскресни, Боже! Боже правых!  И их молению внемли:  Приди, суди, карай лукавых,  И будь един царем земли!  «Властителям и судиям»


    Державин первым заинтересовал читателей философскими раздумьями о мире, Боге и человеке:
    Я связь миров повсюду сущих,
    Я крайня степень вещества; 
    Я средоточие живущих,
    Черта начальна божества;
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю, 
    Я царь — я раб — я червь — я бог! 
    Но, будучи я столь чудесен,
    Отколе происшёл? — безвестен:
    А сам собой я быть не мог
    Ода «Бог». 1784


    В.Маковский. В ожидании аудиенции.


    Худ. Н. Н.Ге. Что есть истина? (Понтий и Пилат). Фрагмент


    «Твое созданье я, Создатель


    Аудиотекст


    «Бог»
    на 2 мин.


    «Водопад» написан Г.Р. Державиным в 1791 году после смерти выдающегося государственного деятеля князя Г. А. Потемкина. Именно его автор сравнивает с водопадом, который «кипит внизу, бьет вверх буграми». Г.Р.Державин описывает водопад Кивач на реке Суне. «Стук слышен млатов по ветрам» - это действие заводских машин Кончезерского чугуноплавильного завода. «Стекляна» - мелкие стеклышки, стеклянная пыль: Кивач никогда не замерзает, и зимой солнечные лучи, преломляясь в водяной пыли, превращающейся на лету в лед. Живой, дышащий, подобный алмазной горе, с «синим холмом» брызг, «рекою млечною» волн водопад потряс, восхитил А.С. Пушкина и его современников.


    Алмазна сыплется гора
    С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит. Шумит, и средь густого бора
    Теряется в глуши потом; Луч чрез поток сверкает скоро; Под зыбким сводом древ, как сном Покрыты, волны тихо льются, Рекою млечною влекутся. Седая пена по брегам Лежит буграми в дебрях темных; Стук слышен млатов по ветрам, Визг пил и стон мехов подъемных: О водопад! в твоем жерле Всё утопает в бездне, в мгле!


    Ода « Водопад» (1791) Текст.


    Кива́ч - водопад на реке Суна в Карелии


    Соотнесите примеры из оды « Водопад»
    с названиями средств выразительности


    Эпитет


    Обращение


    Олицетворение


    Метафора


    Романс на стихи Г.Р. Державина
    «Весна» в исп. А. Смирнова


    Тает зима дыханьем Фавона, Взгляда бежит прекрасной весны; Мчится Нева к Бельту на лоно, С брега суда спущены.
    Снегом леса не блещут, ни горы, Стогнов согреть не пышет огонь; Ломят стада, играя, затворы, Рыща, ржет на поле конь.
    Нимфы в лугу, под лунным сияньем, Став в хоровод, вечерней зарей, В песнях поют весну с восклицаньем, Пляшут, топочут стопой.
    Солнце лучом лиловым на взморье Бросит как огнь, Петрополь вкушать Свежий зефир валит в лукоморье; Едешь и ты там гулять.
    Едешь — и зришь злак, небо, лес, воды, Милу жену, вкруг рощу сынов; Прелесть всю зришь с собой ты природы, Счастлив сим, счастлив ты, Львов!
    Что ж ты стоишь так мало утешен? Плюнь на твоих лихих супостат! Если прибыток оный безгрешен, Ревель что дал и Кронштадт?


    Выкати, дай, ты дай непременно Бочку скорей нам устриц на стол; Портер, вино, что искрами пенно, Каплет что златом, как смоль;
    В толстом стекле что выжимки силы, В свертках травы что слаще сота; Сок нам подай, что молнией в жилы, Быстро летит что в уста!
    Выставь нам всё. Так, время приятно, Должно твоих друзей угощать. Дышат пока сады ароматно, Розы спеши собирать.
    Видишь, мой друг, и сам ты вседневно, Миг что один не сходен с другим; В мире земном всё, видишь, пременно; Гладкий понт часто холмим.
    Самый твой торг. империй цвет, слава Первый к вреду, растлению шаг; Блага лишь суть: здоровье, забава, Честность, — всё прочее прах.
    Весна 1804


    Г.Р. Державин – «первый истинный лирик в России»


    Берггольц Р.А. Пробуждение весны. Фрагмент. 1911


    Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он.
    В. Ходасевич


    C. Тончи. Портрет Г. Р. Державина, 1801


    Г.Р. Державин
    ПАМЯТНИК
    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.
    Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
    От тлена убежав, по смерти станет жить,
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.
    Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
    Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
    Как из безвестности я тем известен стал,
    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.
    О муза! возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринужденною рукой неторопливой
    Чело твое зарей бессмертия венчай.
    1795


    ЕГЭ


    Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16.


    ЕГЭ


    10. К какому литературному направлению принадлежит творчество Г. Р. Державина?
    Ответ:
    11. В стихотворении поэт упоминает заглавную героиню одной из собственных од. Выпишите имя этой героини.
    Ответ:
    12. Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчке: «И времени полёт его не сокрушит»?
    Ответ:
    Какой образ античной мифологии, являющийся олицетворением творческого вдохновения, вводит поэт в стихотворение?
    Ответ:
    14. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.
    Ответ:
    15. В чём, по мысли Г. Р. Державина, состоит справедливая заслуга поэта перед миром?
    16. В каких произведениях русских поэтов появляется образ Музы и как он выражен?


    классицизм


    Муза


    ямб


    Фелица


    метафора


    ЕГЭ


    ЕГЭ


    ЕГЭ


    Памятник Гавриле Державину  в Петрозаводске.


    ЕГЭ


    В чём, по мысли Г. Р. Державина, состоит справедливая заслуга поэта перед миром?
    16. В каких произведениях русских поэтов появляется образ Музы и какими художественными средствами он выражен?


    Эрато, муза любовной поэзии. Картина Эдварда Пойнтера, фрагмент


    15. Своим стихотворением Г. Р. Державин словно бы подводит итоги своего поэтического пути. Строчкой ...о добродетелях Фелицы возгласить» он напоминает читателю о своей оде «Фелица»; следующим стихом - «и сердечной простоте беседовать о Боге» отсылает к оде «Бог». Однако миссия поэта - не только в том, чтобы прославлять и поучать монарха. Заслуга поэта - прежде всего в познании истины и способности донести нё миру. Поэт должен обладать смелостью и внутренней свободой, чтобы провозгласить истину, - именно в «том и состоит его заслуга перед миром.
    16. Обращения к Музе - одна из традиционных риторических фигур в поэзии. Однако Музы разных поэтов заметно отличаются по «характеру». Пушкинская Муза - резвая шалунья, «ветреная подруга», наделённая, однако, способностью к волшебству - «волшебству тайного рассказа». И наоборот, в противовес условно-романтическому образу Музы у А. С. Пушкина
    Н. А. Некрасов представляет читателю свою Музу в облике русской женщины, исполненном скорби и страдания (достаточно вспомнить стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом.;.», где Муза - «сестра родная» молодой крестьянки, высеченной кнутом на Сенной площади). Некрасовская Муза обретает почти портретные черты, становится главным действующим лицом самостоятельного лирического сюжета («О Муза! я у двери гроба!..»). «Сладкоголосая» Муза смолкает в стихотворениях Некрасова, уступая место Музе «мести и печали ».
    По материалам А.В.Леденева и Т.Г.Кучиной


    ЕГЭ


    В. Л. Боровиковский. Портрет Д. А. Державиной, урожденной Дьяковой, второй жены поэта


    Худ. В. Л. Боровиковский. 
    Портрет Г. Р. Державина


    «Не могши быть спокойным о домашних недостатках и по службе неприятностях, чтоб от скуки не уклониться в какой разврат, женился он генваря 31-го дня 1795 года на другой жене, девице Дарье Алексеевне Дьяковой (которую в доме с нежностью называл Милена). Он избрал ее, так же как и первую, не по богатству и не по каким-либо светским расчетам, но по уважению ее разума и добродетелей, которые узнал гораздо прежде, чем на ней женился». 
    Г.Р. Державин


    «В доме с нежностью называл Милена…»


    Через полгода после смерти первой жены Г. Р.Державин в 1794 году женился на  её подруге, Дьяковой Дарье Алексеевне, происходившей из знатной и богатой семьи, женщине образованной, игравшей на арфе. Поэту шел 51 год, ей было 28 лет. Не смотря разницу в возрасте, брак был счастливым. Оказавшись хорошей хозяйкой, Дарья не только привела дела поэта в порядок, но и приобрела в Новгородской губернии, имение Званка, ставшее любимым местом Державина, здесь и прошли его последние годы.


    По  воспоминаниям современницы поэта С. В. Капнист-Скалон Дарья Алексеевна была «добра, благотворительна, справедлива, великодушна и потому, несмотря на свои недостатки, была любима и уважаема жившими с нею…»


    «Избрал ее не по богатству»


    Вид на усадьбу Званка с берега реки Волхов. Худ. Е. Абрамов. 1807  


    «Возможно ли сравнять что с вольностью златой,  С уединением и тишиной на Званке


    Музей-усадьба Г.Р. Державина в Санкт – Петербурге, дом, где собирались
    А.С. Строганов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, Д.Г. Левицкий, В.А. Жуковский,


    Державин Гавриил Романович 
    (1743 - 1816). Обсуждение на LiveInternet - Российский…
    Фильм – биография в интернете.


    «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году. Как узнали мы, что Державин будет к нам (в Царскосельский лицей), все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара где, братец, здесь нужник. Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и в халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...» (А.С. Пушкин)


    От Державина к Пушкину: поэтическая эстафета


    Державин Гавриил Романович.
    Худ. А.А.Васильевский. 1815


    Худ. Е. Гейтман. А.С. Пушкин


    Что поразило А.С.Пушкина при встрече с Державиным?


    Художник И. Е. Репин. Экзамен в Императорском лицее 


    «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин).


     Г. Р. Державин. Худ. В. Боровиковский. 1811


    Вопросы для исследования:


    «Река времен…»


    Последние стихи Державина


    Река времен в своем стремленьи  Уносит все дела людей  И топит в пропасти забвенья  Народы, царства и царей.  А если что и остается  Чрез звуки лиры и трубы,  То вечности жерлом пожрется  И общей не уйдет судьбы.
    6 июля 1816


    1. Какова основная идея стихотворения
    Г. Р. Державина «Река времен…»?
    2. Над чем оно заставляет задуматься?
    3. Какой художественный прием использует
    Г. Р. Державин в выражениях «река
    времени», «жерло вечности»,
    «пропасть забвения»?


    Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.
    Н. В. Гоголь


    ?


    ?


    Не умел я притворяться,  На святого походить,  Важным саном надуваться  И философа брать вид;  Я любил чистосердечье,  Думал нравиться лишь им:  Ум и сердце человечье  Были гением моим.  Если я блистал восторгом,  С струн моих огонь летел, —  Не собой блистал я, Богом:  Вне себя я Бога пел.  Если звуки посвящались  Лиры моея царям, —  Добродетельми казались  Мне они равны богам.  Если за победы громки  Я венцы сплетал вождям, —  Думал перелить в потомки  Души их и их детям.  Если где вельможам властным  Смел я правду брякнуть вслух, —  Мнил быть сердцем беспристрастным  Им, царю, отчизне друг.  Если ж я и суетою  Сам был света обольщен, —  Признаюся, красотою  Был плененным, пел и жен.  Словом: жег любви коль пламень,  Падал я, вставал в мой век. —  Брось, мудрец! на гроб мой камень,  Если ты не человек.
    Признание. 1807


    «Не умел я притворяться…»


    Г.Р. Державин умер 8/21 июля 1816 года в своем имении Званка. Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо -
    Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода.


    Он пел и славил Русь святую!
    Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил.
    И в огненных своих стихах
    Святую добродетель славил.
    К.Ф. Рылеев


    Литература
    Державин Г.Р. Сочинения. Л.: Художественная литература, 1987  Ходасевич В. Державин. М., 1988  Ходасевич Вл. Колеблемый треножник. М., 1991
    А. Западов. Державин. М.: Молодая гвардия, 1958 (ЖЗЛ)
    О. Михайлов. Державин. М.: Молодая гвардия, 1977 (ЖЗЛ, вып.567), 336 с., 100 000 экз.
    М. Гусельникова, М. Калинин. Державин и Заболоцкий. Самара: Самарский университет, 2008. 298 с., 300 экз.
    Литература (Русская литература XIX века), 10 кл.: учеб. В 2ч. Ч1 / А.Н. Архангельский, Д.П.Бак, М.А. Кучерская и др. М.: Дрофа, 2009.
    Интернет – ресурсы
    ru.wikipedia.org Державин
    Произведения  Державина в  Викитеке
    Электронное научное издание «Державин» в электронной библиотеке
    «Русская литература и фольклор»
    rvb.ru XVIII век Державин Памятник


    «Языком сердца». Жизнь и творчество Гавриила Романовича Державина».
    Литературно – художественная презентация Иншаковой Т.П.


    Учителю и ученику предлагаются «Универсальные электронные образовательные  ресурсы» (УЭОР)
    по русскому языку и литературе: исторические справки, комментарии, фотодокументы, иллюстрации,  таблицы, видеофрагменты и музыкальное сопровождение, анализ произведений, материалы в формате ЕГЭ,  цитаты из текста и критики, подборка материалов к итоговому сочинению, подключение к текстам программных произведений, интерактивное тестирование.. УЭОР, оформленные как интерактивные презентации, системно, концентрированно излагают программный материал, позволяют заметно облегчить труд учителя, а ученику его ясно и предметно усвоить, могут быть использованы при изучении и повторении программного  материала, репетиторстве.
    Все материалы можно посмотреть по ссылке ссылке http://vk.com/club96832523, написать автору на e-mail t_inshakova53@mail.ru
    Ссылки легко восстанавливаются по схеме.


    Интерактивные
    презентации


    Русский язык. ОГЭ 9 класс:
    Ч. 1 Изложение.
    Ч. 2 Задания 2- 14
    Ч. 3 Соч.- рассуж.: 15.1; 15.2; 15.3


    Русский язык. ЕГЭ 11 класс:
    Ч. 1 Задания 1- 24
    Ч. 2 Задание 25. Соч.– рассуждение по прочитанному тексту.


    Курс интерактивных презентаций по литературе XVIII - ХХ веков
    (9 -11 классы)


    «Универсальные электронные образовательные  ресурсы» (УЭОР)



    написать администратору сайта