Главная страница

курсовая. Сидоров Н.Д._курсовая_ЮБ 01_2101. Гарантии законности и правопорядка понятие и виды


Скачать 67.22 Kb.
НазваниеГарантии законности и правопорядка понятие и виды
Анкоркурсовая
Дата18.12.2022
Размер67.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСидоров Н.Д._курсовая_ЮБ 01_2101.docx
ТипКурсовая
#850199
страница3 из 5
1   2   3   4   5

ГЛАВА 2. ПРАВОПОРЯДОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


    1. Понятие и виды правопорядка

Потребность общества в гармоничном сосуществовании людей вынуждает его устанавливать некоторые строго определённые границы дозволенного и должного поведения. То есть устанавливать запрет на противоправные действия со стороны всех членов социума. В связи с этим появляется необходимость в строго регламентированных правилах поведения. Такие правила устанавливают государственные органы и проявляются они в виде правовых норм. Отсюда следует, что главная задача государства – это сформировать нормы поведения надлежащим образом и создать условия и стимул для их соблюдения. А соответствующие государственные и негосударственные институты должны поддерживать данные нормы.

Законные интересы различных субъектов права реализуются в пределах правового порядка, который устанавливается посредством правовых норм. Важно отметить, что правовой порядок находится в прямой зависимости от политической системы государства, его философско-правовых традиций и духовно-нравственного потенциала1.

Правопорядок – это состояние упорядоченности, которое возникает при урегулировании правом общественных отношений, возникших в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права, а также неукоснительным соблюдением юридических обязанностей1.

Понятие «правопорядок» состоит из двух взаимосвязанных понятий – понятие «право» и понятие «порядок», которые являются самостоятельными объектами научного изучения2.

Принято считать, что один из базовых аспектов рассмотрения права – это представление его в виде основного социального регулятора – система определённых установлений, которая регулирует отношения в социуме.

Само по себе понятие права принято разделять на объективное право и право субъективное. Объективное право раскрывается как установленная система государственных норм. В данном случае, наиболее важной характеристикой права является закреплённость в нём правил поведения для всех членов социума, органов власти и управления. Объективное право обеспеченно государственной силой принуждения и обязательно для исполнения3.

А в субъективном смысле право принято понимать, как меру возможного или должного поведения лица (субъекта права). Данный аспект понимания сущности права раскрывается в тех случаях, если речь идёт о праве индивида.

Неотчуждаемость, а также факт принадлежности определённых прав каждому субъекту права уже с момента его рождения объясняет естественно-правовой подход к пониманию прав человека. Это есть не что иное как правоспособность.

Как отечественные, так и зарубежные ученые в области права указывают на необходимость взаимосвязи естественного и положительного права. В частности, правоведы отмечают, что теоретические нормы непосредственно влияют на развитие положительного права. Но при этом они принудительного значения не имеют, а служат лишь руководящим началом для законодателей и юристов. Отсюда и следует понятие о праве естественном, противоположном положительному. Это принудительный закон, система общих юридических норм, которые вытекают из человеческого разума. Нормы должны служить мерилом и руководством для положительного законодательства. Именно это и составляет содержание философии права1.

Основой правовой нормы и права в целом считают моральные ценности общества, которые означают, что свои исходные начала право получает от этики. В этом и состоит ценность двойственной природы права. Такие начала включают в себя представление о легитимности государственных институтов. Они крайне важны для выстраивания эффективной деятельности современных институтов правопорядка. Наличие естественно-правовых основ говорит о подлинной легитимности правоохранительной системы. Эффективная взаимная коммуникация данной системы с обществом поддерживает вышеописанное положение дел.

Воплощение действительной воли граждан в праве важно для гармонизации объективного и субъективного смыслов права. Должна происходить объективизация естественных и неотчуждаемых прав граждан. При нарушении данного правила право становится мощным инструментом воздействия на общество органов власти и правопорядка. Любые решения и действия таких органов, вплоть до противоправных, легитимизируются2.

Порядок, напрямую связанный с правом, реализует его в своих рамках. Порядок охраняет и обеспечивает право посредством функционирования соответствующих органов правопорядка. Следовательно, можно сделать вывод, что порядок в большей степени характеризует деятельность таких органов, основанных на нормах права и правовых предписаниях.

В этом случае порядок стоит рассматривать как социальную категорию. Она сочетает в себе объективные и субъективные факторы.

На первом уровне порядок принято рассматривать как состояние благоустроенности, надёжности и организованности. Которое, в свою очередь противопоставляется беспорядку и хаосу. Также ученные выделяют идею относительности порядка и беспорядка. Такую категорию классифицируют нераспознанным порядком. Согласно этой идее, порядок характеризуют как беспорядок, который легко использовать, вообразить и запомнить. Отсюда можно сделать вывод, что оба этих понятия порядка относительны, так-как абсолютного беспорядка не существует, как не существует и абсолютного порядка. В таких условиях есть лишь различные относительные порядки1.

Ученые в области права выделяют также социальный порядок, который имеет ряд логически связанных между собой значений. К примеру, порядок подразумевает определённые ограничения, запреты и контроль в области общественной жизни. Также порядок указывает на существование в обществе взаимности. По такому принципу поведение каждого индивида не случайно и хаотично, а отвечает взаимностью и дополняет поведение других. Вместе с этим порядок охватывает элемент предсказуемости и повторяемости в жизни общества. Это значит, что люди могут действовать социально только тогда, когда они понимают, чего ожидать друг от друга. В-четвёртых, Порядок означает определённую непротиворечивость и согласованность компонентов социальной жизни, а также устойчивость и более или менее длительное сохранение всех форм2.

Таким образом, соединяя право, как категорию сугубо юридическую, и порядок, как категорию социальную, возникшую задолго до объективного права, можно вывести совершенно новую категорию, имеющую междисциплинарный характер.

Правопорядок, как известно, связан с политической организацией общества и политическим режимом. Следовательно политический порядок можно определить, как соотношение организационных форм политического процесса и норм политического поведения граждан1. Такой порядок проявляется прежде всего в легитимности и эффективной деятельности властных структур, В привычности типов поведения, устойчивости политических отношений и постоянстве норм и ценностей политической культуры.

В юридической литературе часто отмечают, что наибольший эффект в установлении правопорядка имеют ненасильственные технологии при тесном взаимодействии органов правопорядка с гражданами. К примеру, перенос состава преступного деяния в сферу административных проступков.

Для того чтобы правопорядок понимался субъектом права как всеобщий принцип гармоничного социального пространства, а не как инструмент, направленный на разрешение различного рода конфликтов, он должен органично сочетаться с социально-культурными основами общественного бытия.

С точки зрения некоторых ученых, правопорядок – это порядок в общественных отношениях, который регулируется нормами права, и при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, обеспечивается их правомерное поведение и осуществление законности. В таком понимании правопорядка акцентируется функция правопорядка по отношению к субъективным правам граждан.

Важным в данном определении является указание на дуализм правопорядка, то есть «состояние – процесс». Таким образом, правопорядок – это динамичное явление правовой действительности, выражающее и «статический» результат воздействия норм права на социальные отношения, и их перманентную реализацию в конкретных правоотношениях. Обеспечение надлежащих условий для защиты и реализации прав, свобод и законных интересов является концептуально важной чертой правопорядка.

Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что понятие правопорядка является сложным составным элементом, складывающимся из таких категорий как непосредственно право и порядок. Состояние правового порядка стоит понимать как идеальную модель жизни общества, достигаемую посредствам точного и неуклонного соблюдения предписаний правовой нормы всеми субъектами права, вне зависимости от их социального и имущественного положения в обществе. Правопорядок – это труднодостижимый идеал общественной жизни, к которому обязано стремиться абсолютно каждое правовое государство.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта