Главная страница
Навигация по странице:

  • На тему: «

  • Вторая форма

  • Третья форма

  • Сармато-аланский племенной союз. Аорсы и роксоланы. Территория расселения. Государство Яньцай. Взаимоотношения с гуннами и Кангюй.

  • семинар 2 история ВКТУ. семинар 2 -1. Генезис всаднической культуры


    Скачать 87.29 Kb.
    НазваниеГенезис всаднической культуры
    Анкорсеминар 2 история ВКТУ
    Дата02.12.2022
    Размер87.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 2 -1.docx
    ТипСеминар
    #824253
    страница1 из 3
      1   2   3

    Восточно-Казахстанский технический

    университет им Д.Сеикбаева

    Семинар по дисциплине

    История Казахстана

    На тему: «Генезис всаднической культуры»

    Выполнила студент школы: ШНоЗ

    Серова А.А.

    Группа: 22-ГДВ-2

    2022

    1-вопрос 1. Периодизация истории кочевничества. Предпосылки возникновения кочевничества: природно-географический и социо-культурный факторы. Возрастание роли и значения скотоводства. Формы скотоводческого хозяйства: придомное, яйлажное, пастушеское, отгонно-перегонное и др. Всадничество. Колодцы. Конское снаряжение. Освоение степных, полустепных и пустынных регионов. Видовой состав стада. Социальная организация и общественное устройство.

    Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане. Археологиче­ские исследования на нашей земле показали, что скотоводство разви­валось в Казахстане в каменном и бронзовом веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.

    Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской об­ласти и Ботай Северо-Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с приручения скота.

    В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие круп­ного рогатого скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.

    Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического местожи­тельства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.

    Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой земли.

    Развитие кочевого скотоводства. На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешествен­ники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-

    Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом ското­водства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами живот­ных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.

    Вторая форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане, на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на жайляу и обратно без промежуточных остановок.

    Такие полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.

    Третья форма — оседлое скотоводство. Оно появилось из полу­кочевого скотоводства в связи с тем, что скотоводы стали больше времени проводить в своих постоянных зимовках, а также в связи с близостью городов с орошаемым земледелием. Археологические рас­копки доказывают, что в средние века появились постоянные зимовки, поселения, достигшие статуса городов (кентов). Однако по сведениям, I фиведенным Худуд аль-Аламом и В. Рубруком, в таких городах и зимовках в основном занимались скотоводством.

    Оседлое скотоводство широко развивалось в Южном Казахстане, особенно на берегах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, а также в южных и северных предгорьях Каратау, где было развито и орошаемое земледелие. Здесь заготавливали сено для зимнего содержания скота. 11о данным хорезмской экспедиции под руководством С.П. Толстова, па стоянках Чирик-Рабат, Бибиш-Мола, Баланды было развито орошаемое и богарное земледелие.

    Во времена оседлого скотоводства на зимовках строились постоянные жилища. В подворье начинал превалировать крупный рогатый скот.

    Таким образом, в скотоводстве у древних казахов развивались три формы хозяйствования. Современные археологические исследования доказывают, что полукочевое скотоводство было развито также в западных, северных и центральных регионах республики.

    Дополнительным видом хозяйствования была охота. На наскаль­ных изображениях были показаны методы охоты, окружение животных всадниками, загоны и облавы, а также травля зверей собаками. В захоронениях встречаются и рыболовные снасти. Это говорит о том, что население умело ловить рыбу в реках и озерах и использовало ее пищу.

    Появление кочевой цивилизации в Казахстане. Данные археоло­гических раскопок доказывают, что в последнем периоде бронзового века (IX—VIII вв. до н.э.) уровень материальной культуры местных жителей был довольно высоким. Изменился внешний вид памятников (захоронений, стоянок). Орудия труда, оружие, посуда становятся более прочными, удобными и красивыми. В составе обнаруженных костей животных преобладают останки лошадей и овец. По мнению К.А. Акишева, эти изменения говорят о появлении новой формы общества — кочевого скотоводства. Ученый считает, что с этого периода начинается борьба за хорошие пастбища и источники воды.

    Археологическими исследованиями, проведенными в слоях, относящихся к эпохе раннего железа, установлено, что на нашей земле в это время существовала кочевая цивилизация. Исследования курганов Иссык, Бесшатыр — в Семиречье; Берель — в Восточном Казахстане; Тегискен и Уйгарак — на побережье Сырдарьи показывают, что сакские племена имели высокий уровень циви­лизации. Материалы из захоронений подтверждают существование социаль­ного неравенства. Отсюда напраши­вается вывод: цивилизация существо­вала не только среди земледельцев, которые вели оседлый образ жизни. Вклад в развитие современной цивили­зации кочевников-скотоводов также значителен. По данным археологи­ческих раскопок и письменных памят­ников можно предположить: несмотря на то что у сакских племен не было го­сударства, объединявшего их в единый центр, в каждом регионе — в Семиречье, Восточном, Южном и Западном Казах­стане — общественная организация саков приближалась к уровню госу­дарственности. В письменной литера­туре сохранились названия их племен: тиграхауда, хаомаварга, парадарайя, ис- седоны, аргиппеи.


    Таким образом, кочевая цивилизация — источник развития экономики кочевого общества, скотоводческой отрасли. Она же привела к появлению социального неравенства. Успешное регулирование противоречий в обществе способствовало развитию государственной власти, расцвету кочевой цивилизации.

    О цивилизации саков свидетель­ствует находка Золотого человека в Иссыкском кургане. Высоким уровнем материальной культуры были пора­жены все страны мира. Если золотая одежда и золотые украшения говорили о высоком статусе молодого воина, то мастерство исполнения золотых пред­метов подтверждало высокий уровень развития ремесел у саков. Надпись на дне серебряной чаши говорит о наличии письменности, высокой степени духовной культуры саков. Деревянные постройки, сооруженные из обработанных целых бревен тянь-шаньской ели, найденные в Бесшатырском кургане, древние строе­ния в Тегискенском и Уйгаракском памятниках доказывают высочайший уровень архитектурного искусства у древних саков.
    Кочевое скотоводство внесло свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и ни в чем не уступает другим видам хозяйственной деятельности.

    Общественный строй. Уже в последнем периоде бронзового века в связи с социально-экономическим развитием появились первые признаки имущественного неравенства. Это можно было заметить, исследуя памятники андроновской культуры в Северном Казахстане, бегазы-дандыбаевской культуры в Центральном Казахстане. В железном веке, с появлением орудий и предметов из железа, с ростом производительных сил, появлением излишков продукции, еще больше обострилось неравенство в обществе. Археологические раскопки свидетельствуют об имущественном неравенстве среди жителей. Возникновение частной собственности на землю, скот и имущество породили неравенство в самом роде, новые виды эксплуатации.

    Распад родовых отношений привел к появлению союзов племен. Объединение этих союзов укрепило военно-демократическую власть управления. Усиление демократии в середине 1 тысячелетия до н.э. привело к образованию государства. По материалам научных исследований, становление государственности на казахстанской земле шло медленно и растянулось на несколько сотен лет. Однако исследова­ния "царских курганов” в Семиречье особенно ярко выявили наличие среди древних саков экономического неравенства. А материалы раскопок Иссыкского и Бесшатырского курганов свидетельствуют не только о социальном неравенстве, но и о существовании государствен­ного строя. Во-первых, нет никаких сомнений в том, что здесь были погребены высокие государственные деятели. Во-вторых, надпись на серебряной чаше, найденной в Иссыкском кургане, гласит: "У народа было много продовольствия”. А это прямое доказательство наличия государственности. Система общественного строя у усуней и канлы показывает, что у них государственность была на порядок выше, чем у саков. Эти государства и имена их правителей упоминаются в китайской письменной литературе, где также говорится о связи государств с такой страной, как Китай.

    Во времена саков во главе власти находились ханы, крупные баи и военачальники. Из представителей высшего класса формировались конные военные отряды. Люди же, находившиеся на низшей ступени иерархии, в зависимости от воли своих господ служили в пеших частях. Пленные становились рабами, рабынями. Китайские рукописи называют вождя усуней гунъмо, а гуннов — таниркут. Общественный строй усуней состоял из дулу — главного советника, военачальника, онка даргу, абыза, улысбеги, ордабеги и других представителей государственных органов страны. Такая система руководства была характерна для всех кочевых государств.

    Военное дело кочевников. Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки.

    По сведе­ниям греческого историка Геро­дота, скифское (сакское) войско никто не мог покорить. Скифы внезапно появлялись, наносили удар и так же внезапно исче­зали. По другим источникам, все скифы были обязаны проходить военную подготовку. По свиде­тельствам античных историков, у скифов был обычай перед походом садиться на шкуры жертвенных животных. Счита­лось, что это придает воину мужество и силу, и такой воин никогда не оставит в беде своих соратников.

    У саков были особые кавале­рийские части для уничтожения "вражеских всадников”. Они вступали в бой неожиданно из укрытий и атаковали централь­ные части противника. У саков были и кавалерийские части тяжелого военного снаряжения. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Многочислен­ные находки оружия, предметов конского убора свидетельствуют о том, что воины саков и сарматов использовали кольчугу и доспехи. Конники и пешие войска саков действовали сообща. До сближения с врагом пешие находились за спинами конников, затем с кличем устремлялись врукопашную с противником. Сначала они стреляли из луков отравленными стрелами, затем использовали топоры, пики, шашки и кинжалы. Воин должен был иметь пять видов оружия: пику, топор, лук, саблю, кинжал. Если сак не имел при себе оружия, то авторитет его падал, и младшие могли не уступать ему место на собрании.

    Хорошо вооруженные и обученные сакские войска разгромили прежде непобедимые войска персидского царя Кира и дали отпор армии Александра Македонского.

    По сведениям китайских историков, сарбазы, усуни и гунны нередко беспокоили земли китайцев набегами, особенно во времена правления верховного шаньюя гуннов Модэ. Китайцы вынуждены были платить ему дань. Войско гуннов делилось на подразделения: "десяток”, "сотня”, "тысяча”, "десять тысяч”. Десятитысячный отряд, который назывался "туменом”, был основой армии гуннов. Всего у Модэ было войско в 300—400 тыс. человек. Структура войска в кочевом народе во времена тюркских и казахских владете­лей соответствовала этой же схе­ме. Гунны-стрелки были очень меткими и могли поражать врага с большого расстояния.

    Своих детей они сажали на коней с 4—5 лет, приучали рубить лозу саблей, стрелять из лука. Поэтому гунны уже в 1П в. до н.э., имея отличное войско, образовали могучую империю.

    Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение продовольствием, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной так­тике и стратегии боя. Особое внимание уделялось тактике ведения боя: двумя флангами и центральной частью. Такое деление войска особенно успешно применялось в тюркскую эпоху в Западно­тюркском каганате у нушеби и дулу. Войско состояло из пяти пле­мен — двух флангов войска и выделенного каждым родом тумена военных. Такое деление было традиционным еще со времен гуннов. Во время сражения войско делилось на два фланга, а впереди находился разведывательный отряд. Он следил за продвижением противника и передавал донесения начальству. Средняя, командная, часть находи­лась чуть позади флангов. Впереди были оборонительные части. К передовым флангам слева и справа постоянно подходили дополнитель­ные силы с тыла. 

    2-вопрос2. Хронология и памятники археологических культур эпохи раннего железа. Тасмолинская культура: дата, ареал, особенности курганов и материальной культуры. Письменные источники. Изучение раннего железного века в Казахстане. Этнополитическая и социальная история племен эпохи раннего железа. Саки. Массагеты. Савроматы и сарматы. Политические образования саков и сарматов. Культура племен раннего железного века:хронология, погребальный обряд, оружие, узда, искусство звериного стиля. Взаимоотношения саков с державой Ахеменидов. Участие саков в греко-персидских войнах. Борьба саков против завоеваний Александра Македонского.

    Сармато-аланский племенной союз. Аорсы и роксоланы. Территория расселения. Государство Яньцай. Взаимоотношения с гуннами и Кангюй.

    С наступлением раннего железного века на просторах Евразии происходят поистине глобальные изменения в жизни степных этносов. Эта эра совпала с переходом пастушеских, скотоводческо-земледельческих племен, проживавших в степях от Монголии на востоке до Дуная на западе, к подвижным формам скотоводческого хозяйства, в основе которых лежит строгая система посезонной регламентации пастбищ и водных источников. Эти особые формы ведения степного скотоводческого хозяйства в европоцентрической науке нового и новейшего времени получают название «кочевого», «полукочевого хозяйства».

    Переход к новым формам ведения скотоводческого хозяйства явился результатом развития экономики племен бронзового века, живших в особых условиях степных экосистем. Основы этой формы хозяйствования сложились уже период финальной бронзы, в бегазы-дандыбаевскую эпоху. По мнению специалистов, к переходу на подвижные формы скотоводства способствовало не только внутреннее развитие населения степей, но и усыхание степей вследствие постепенного изменения климата. Для той эпохи этот переход был явлением прогрессивным, он давал возможность максимально использовать природные ресурсы степей. 

    С началом раннего железного века в степях Евразии образовываются крупные племенные объединения. Столкновение их интересов, специфические взаимоотношения с окружающими оседло-земледельческими народами порождающие определенную военизацию их обществ. На исторической арене появляются народы, которых греки и персы назовут «скифами», «саками», «савроматами» Благодаря этническому родству, одинаковому уровню развития и образу жизни, тесным связям, создаются близкие культуры. В скифо-сакскую эпоху в материальной культуре племен появляются особые типы вооружения, конского снаряжения, получает широкое распространение своеобразное искусство, получившее название «скифо-сакский звериный стиль». Иногда эти три стороны материальной культуры степного населения раннего железного века называют «скифской триадой».

    Степное население раннего железного века быстро развивается, процветает металлургия, торговый обмен. Появляются представители богатой племенной верхушки: «цари», военная знать. Распространяются большие «царские» курганы, сложные усыпальницы, где погребены с умершими представителями знати значительные по своей ценности изделия, в числе которых украшения, оружие и др.

    В современной науке высказываются мнения о достижении общества степного населения раннего железного века раннегосударственного уровня. Относительно уровня развития степных народов I тыс. до н. э. сибирскими учеными предложен термин «Степная цивилизация».

    На территории Центрального Казахстана эта эпоха представлена памятниками тасмолинской археологической культуры. Известный казахстанский археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э., выделяя два этапа в ее развитии. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней – скелеты, или их части, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта. 

    Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.

    К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников. Эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана. 

    География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом тасмолинской культуры.

    В целом, тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н. э.). Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа - двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком - генетически восходят к наконечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них - сюжет на роговой пряжке - находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т. д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).

    Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную - по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау). 

    На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах. 

    В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования – кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.
      1   2   3


    написать администратору сайта