Главная страница
Навигация по странице:

  • Борьба саков против Александра Македонского

  • 3-вопрос3. Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.)

  • Политическая история хунну

  • семинар 2 история ВКТУ. семинар 2 -1. Генезис всаднической культуры


    Скачать 87.29 Kb.
    НазваниеГенезис всаднической культуры
    Анкорсеминар 2 история ВКТУ
    Дата02.12.2022
    Размер87.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 2 -1.docx
    ТипСеминар
    #824253
    страница2 из 3
    1   2   3
    Саки

    Информация о саках встречается в персидских источниках и сочинениях греко-римских авторов. Это связано с тем, что саки имели отношения – мирные и враждебные – со многими древними народами. Персы называли саков «великими мужами», «турами с резвыми конями». Древнегреческий историк Геродот называл саков азиатскими скифами, а также массагетами. Интересные сведения о сакских женщинах оставил другой греческий автор Ктесий, который восхищался их физической силой, участием в войнах наравне с мужчинами. Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками.

    Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана. Так, саки-тиграхауда жили в Жетысу. Их отличали остроконечные шапки. Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи. Южнее них расселялись саки-хаумаварга – саки, изготовлявшие напиток хаома. Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане. Аргиппеи и массагеты проживали северо-восточнее Арала.

    Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Мы можем судить об этом благодаря археологическим и письменным источникам. Так, представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях.

    Скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем, или царем. Вожди происходили из сословия воинов и обладали большой властью. Их власть передавалась по наследству. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Важные вопросы племени решались на народном собрании. Женщины участвовали в собрании наряду с мужчинами. Таким образом, общественный строй саков представлял собой военную демократию. Термин «военная демократия» был впервые введен выдающимся американским ученым Льюисом Морганом в работе «Древнее общество», чтобы охарактеризовать древнегреческое общество в переходный период от первобытнообщинного строя к государству. Признаками военной демократии являются военное предводительство и народное собрание. Как мы видим, оба признака имели место в сакском обществе.

    Саки занимались кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец и верблюдов. При этом главное значение имели коневодство и овцеводство. Кочевники жили в легко переносимых жилищах – юртах. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Часть саков занималась земледелием. Выращивали рожь, просо, пшеницу. Кроме основных занятий, саки занимались рыболовством, ремеслами, торговлей. В VI веке до н. э. сакские племена воевали с персами. Так, в 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Сакскими племенами тогда управляла царица Томирис. Подойдя с войском к Сырдарье, Кир отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков к покорности. Сведения об отваге Томирис оставил римский историк Помпей Трог. Сакская царица отказалась вести переговоры. Кир, переправив свое войско через Сырдарью, разбил лагерь. На следующий день он применил хитрую уловку – покинул лагерь, как бы обратившись в бегство. Спаргапис, преследовавший врагов сын царицы Томирис, был неопытным военачальником. Он попал в засаду, устроенную персами, и погиб. Получив весть о гибели сына, Томирис двинулась с большим войском навстречу Киру. Вот как описывает это сражение Геродот: «Вначале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда, стрелы были истощены, перешли врукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна из сторон не обращалась в бегство. Наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был убит».

    Через несколько лет в 519 году до н. э. поход против саков предпринял персидский царь Дарий I. Сведения об этом упоминаются в надписи Дария I на Бехистунской скале в Иране. Борьбу саков возглавил вождь Скунха. Персы и в этот раз перешли Сырдарью. В этой войне против персов прославился простой сакский пастух Ширак. Его подвиг описал древнегреческий историк Полиэн. Ширак, намеренно причинив себе увечья, перебежал в стан врага, якобы чтобы помочь персам. Однако он завел войска саков в безводную пустыню. Дарий I потерял большую часть своего войска, которая погибла от жажды и зноя, оставшиеся же в живых были уже неспособны воевать. Дарий I вынужден был вернуться в Персию, отказавшись от дальнейшей войны. Ширак был убит. Он спас родину от военной угрозы, пожертвовав своей жизнью. Однако часть территории саков осталась под властью персов. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Известно, что сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н. э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.

    В IV веке до н. э., в 336 году до н. э. царем Македонии стал Александр, получивший прозвище Македонский. После установления своей власти над Грецией он разбил войско персов, начал вторжение в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сакский вождь Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский переправился через Сырдарью на плотах и атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, постоянные набеги, тактика саков заставили отказаться от преследования кочевников. Саки осадили Мараканду, где находился греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за якобы отступающими кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров, на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Таким образом саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. Жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость.

    Подведем итоги. В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и племен возникают государственные объединения. Одним из них на территории Казахстана был племенной союз саков. Саки обитали на всей территории Казахстана в эпоху раннего железа, в VIII–III вв. до н. э. Наличие сильной власти вождей, народного собрания позволяет сделать вывод о развитии военной демократии у саков. Саки были широко известны в древности. Информация о племенах встречается в персидских источниках и в сочинениях греко-римских авторов.
    Сарматы

    В начальный период истории сарматов, с VIII века до н. э., их называли савроматами. Термин «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III века до н. э. В этот период произошло усиление сарматов, они начали распространять свою власть на соседние племена. Сарматы проживали на западе современного Казахстана в VIII в. до н. э. – V в. н. э., дошли до земель Северного Причерноморья. Письменные сведения о сарматах оставили древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.

    Савромато-сарматские племена установили связь с соседним Боспорским царством, совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ, в Парфию. Сарматские племена стали связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья.

    Сарматы внешне были похожи на уйсунов, живших в древности в Жетысу. Однако в их внешнем облике было больше признаков европейских племен, живших в среднем течении Волги. В более поздний период истории у сарматов начинают преобладать монголоидные черты.

    По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Савроматы были родственны сакским племенам даев, массагетов, исседонов. На рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. произошло резкое уменьшение численности сарматов. Ученые объяснили это усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Все это вынудило сарматов присоединиться к другим племенным объединениям (в частности, к гуннам).

    По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени. Позже во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не считались с мнением простых общинников. Отметим, что в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того периода. Сарматские женщины были равны в правах с мужчинами.

    Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием. В основном выращивали овец и лошадей. Разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила. В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. При охоте пользовались луком и использовали специально обученных собак. Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из железа. Также в быту широко использовалась кожаная посуда. В курганах сарматов археологи находят стеклянные предметы. Однако сами сарматы не обладали технологией изготовления стекла. Изделия из стекла, как и многие другие предметы, покупались или обменивались ими на дорогах Великого Шелкового пути.

    Представления о богатой культуре сарматов дают их археологические памятники. Так, ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Внутри курган сделан из бревен. Сверху захоронение было покрыто ветвями деревьев, травой и дерном. В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были обнаружены бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившегося волка.

    Изучение сарматских памятников в Западном Казахстане позволило ученым выявить следующие особенности: во-первых, внутреннее устройство курганов в большинстве случаев состоит из деревянных бревен; во-вторых, могилы имеют различную форму (прямоугольные, круглые, овальные и т. д.).

    Одним из наиболее исследованных памятников сарматов является могильник Сынтас. Первый из курганов могильника выложен из рядов бревен в виде сужающейся кверху пирамиды. Здесь в кургане захоронены сразу три сарматских воина. Возможно, что один из них был военачальником. Он лежал в центре и покоился на возвышенной основе. Таким образом, в могиле, скорее всего, захоронен военачальник со своими двумя воинами. Возле воинов были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы, глиняная посуда и т. п. Также при раскопках памятника Сынтас были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

    При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе в Атырауской области были обнаружены три кургана. Среди находок в погребениях были вооружение вождя, его одежда, богато украшенная золотом, украшения, а также части ритуального посоха жреца. Сарматский вождь считается вторым «Золотым человеком», найденным на территории Казахстана. В погребении Аралтобе были найдены стеклянные бусы, копье, стрелы, обломки кинжала. Покойный лежал на спине, головой на юг. Рядом с ним были положены более сотни стрел в колчане, а также керамическая посуда, железная сабля и нож. В могиле вместе с мужчиной была захоронена и его жена. С ними были погребены два коня. Одежда вождя была богато украшена золотыми пластинами и драгоценными камнями.

    Сарматы имели высокоразвитое искусство. Мастера-ремесленники занимались ткачеством. Ювелиры изготавливали украшения из золота, серебра, меди, железа, а также делали зеркала.

    Подведем итоги. Сарматы в начальный период истории были известны как савроматы. Проживали на территории Западного Казахстана в VIII в. до н. э. – V в. н. э. Сарматские племена стали связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья. Сарматы занимались кочевым скотоводством и земледелием. Интересные находки в сарматских курганах свидетельствуют о высокоразвитой культуре сарматов и об активных торговых связях с соседними государствами на Великом Шелковом пути. У сарматов получила развитие военная демократия. Высокое положение в сарматском обществе занимали женщины.
    Борьба саков против Александра Македонского

    В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай). В 30-е годы IV века до н.э. он начал завоевательные походы. После установления своей власти над Грецией он разбил Персидское царство и начал вторжение в Азию. Сокрушив Персидское царство, Александр вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.

    Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков и их «неудобная» тактика заставили отказаться от преследования кочевников. 

    Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон.

    Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Так саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. По другим древним источникам, Александр в этом сражении был ранен в ногу сакской стрелой. 

    Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Сакские племена преградили греко"македонцам путь на Восток.
    3-вопрос3. Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.)

    Во III—II веках до н. э. протомонгольские и прототюркские племена на степных просторах к югу и юго-востоку от Алтая образовали народ хунну.

    При раскопках городища Куль-Тобе, близ посёлка Сарыарык (Социализм) на территории Южно-Казахстанской области на керамических кирпичах-таблицах найдены 13 эпиграфических памятников — два почти полных текста и одиннадцать фрагментов[21]. Письменность после дешифровки определена как алфавитная, строчная, арамейская, которая также включает идеограммы. Она маркирует один из восточных диалектов древнеиранского языка. Палеографический и лингвистический анализ культобинского письма показал, что оно датируется II — началом III века н. э., то есть более чем на век древнее так называемых «Старых согдийских писем»[22]. Речь идёт об основании города человеком по имени Сападани[23][24].

    Народ хунну во II веке н. э. распался, часть хунну осела в горах Джунгарского Алатау и образовала государство Юэ-Бань, другая часть переселилась на запад Казахстана в район Волги, Эмбы и Урала и далее на Дон, а в 375 году двинулась на запад в Европу, ознаменовав начало Великого переселения народов.
    4-вопрос4. Культурогенезпрото- и ранних тюрков. Вопросы древних контактов пратюрков и прамонголов. Культура плиточных могил. Коргантасские погребения Центрального Казахстана. Сообщения китайских источников о сюнну. Данные археологических исследований. Проблема происхождения и этнической истории сюнну. Политическая история империи хунну (сюнну).

    Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой. 

    Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры. 

    Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами. 

    Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры. 

    Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью. 

    Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент. 

    Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани. 

    Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д. 

    Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.


    Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи. 

    Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году. 

    Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени). 

    Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон). 

    К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков». 

    В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание». 

    Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости». 

    Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть. 

    Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.
    Политическая история хунну

    Довольно подробные данные о социально-экономической и политической истории хунну содержат произведения китайских историков, прежде всего Сыма Цяня и Бань Гу. Как же составлялась эта история? Как пишут исследователи: «При дворе уже в древности имелось специальное учреждение со штатом чиновников и переводчиков, ведавшее приемом иностранных гостей — вождей племен, глав государств и их послов… Именно по сообщениям своих и иностранных послов, Собранным при дворе, составлялись в династийных историях описания иностранных государств. Сведения же об этих народах и государствах, полученные вне сферы государственного управления, если и были (в основном рассказы купцов), при дворе не фиксировались и в историю не попадали. В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая в Центральной Азии происходит консолидация племен сюнну или хунну, потомки которых в первые века нашей эры стали известны в западной истории как гунны. Сюнну (хунну) принадлежали к монголоидному расовому типу. Ряд ученых считает сюнну (хунну) носителями одного из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Все специалисты единодушны в том, что именно с сюнну (хунну) связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии Евразийского континента.

    «Обитая за северными пределами Китая,- писал о хунну в своих «Исторических записках» Сыма Цянь, — переходят со своим скотом с одних пастбищ на др[угие]. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. Не имеют ни городов, ни оседлости, ни земледелия; но у каждого есть отделенный участок земли. Письма нет, а законы словесно объявляются. Мальчик, как скоро может верхом сидеть на баране, стреляет из лука пташек и зверьков; а несколько подросши стреляет лисиц и зайцев и употребляет их в пищу. Могущие владеть луком, все поступают в латную конницу. Во время приволья, по обыкновению следуя за своим скотом, занимаются полевою охотою, и тем пропитываются; а в крайности каждый занимается воинскими упражнениями, чтобы производить набеги. Таковы суть врожденные их свойства. Длинное их оружие есть лук со стрелами, короткое оружие — сабля и копье. Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются кожами его, прикрываются шерстяным и меховым одеянием. Обыкновенно называют друг друга именами; прозваний и проименований не имеют» [10, с. 29-30].

    Образование государственности и возвышение хунну связывают и с именем шаньюя (титул верховного владетеля) Модэ. Модэ был сыном шаньюя Туманя. Вот как это описывал историк:

    «У хуннов Шаньюй назывался Тумань. Шаньюй имел наследника по имени Модэ; после от любимой Яньчжы родился ему меньшой сын; Шаньюй хотел устранить старшего, а на престол возвести младшего: почему отправил Модэ в Юечжы заложником. Как скоро Модэ прибыл в Юечжы, Тумань тотчас произвел нападение на Юечжы. Юечжы хотел убить Модэ, но Модэ украл аргамака у него и ускакал домой. Тумань счел его удальцом и отделил ему в управление 10 000 конницы. Модэ сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука с таким приказом: всем, кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубят голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тому отрубят голову. Модэ сам пустил свистунку в своего аргамака. Некоторые из приближенных не смели стрелять, и Модэ немедленно нестрелявшим отрубил головы. Спустя некоторое время Модэ опять сам пустил свистунку в любимую жену свою, некоторые из приближенных ужаснулись и не смели стрелять. Модэ и сим отрубил головы. Еще по прошествии некоторого времени Модэ выехал на охоту и пустил свистунку в Шаньюева аргамака, приближенные все туда же пустили стрелы. Из сего Модэ увидел, что он может употреблять своих подчиненных. Следуя за отцом своим Шаньюем Туманем на охоту, он пустил свистунку в Туманя, и приближенные также пустили стрелы в Туманя Шаньюя. Таким образом Модэ, убив Туманя, предал смерти мачеху с младшим братом и старейшин, не хотевших повиноваться ему, и объявил себя Шаньюем» [10, с. 30-31].

    Верховным правителем сюнну, как уже отмечалось, был шаньюй, которого избирал совет старейшин; управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. Шаньюем Модэ стал в 206 году до нашей эры. Он провел реформы по укреплению своего государства. Войско сюнну, по подсчетам китайцев, насчитывало от 300 до 400 тыс. воинов. Организация войска строилась на десятичной системе, а основой армии сюнну были отряды по 10 тыс. конников, которые назывались «тьма». Соответственно во главе тьмы был командир.- темник. Далее тьмы делились на тысячи, сотни, десятки, к которым приписывалось все мужское взрослое население. На поле боя войско составляло три отряда- центр и два крыла. Дисциплина была строгой: за проступок одного головы рубили многим. Сюнну разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ.

    Хозяйственная жизнь, экономика, социальное устройство, политическая система общества хунну были характерными для кочевников. Были и поселения хунну, одно их которых исследовано археологами у впадения реки Иволги в Селенгу; оно занимало площадь в 75 га, в нем открыто около 80 жилищ-полуземлянок. Городище экружено четырьмя валами и четырьмя рвами; там обнаружены следы железоделагельного и бронзолитейного производства, а также земледельческие инструменты: плуги, серпы, зернотерки. Население хунну было достаточно многочисленным -около 1,5 млн. человек. Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство. Первостепенную роль играла лошадь, имевшая то преимущество, что она могла тебеневать, т.е. круглый год находиться на подножном корму. Лошади были типичными монгольскими — небольшого роста, грубого, мускулистого сложения, с короткой и широкой мордой. Содержались также стада быков, яков, верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности, каждая семья имела право на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой своего рода. Существовала коллективная ответственность за преступление. В семейных отношениях бытовали многоженство и аменгерство.

    Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, рода Люаньди.

    В государстве хунну впервые проявилась имперская тенденция на евразийском пространстве. Это было централизованное государство, основанное на военно-административных принципах. Во главе его стоял шаньюй, власть которого была освещена божественным авторитетом и передавалась по наследству. Его называли сыном Неба», «Небом и Землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный». Шаньюй распоряжался всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими хуннам, был призван обеспечивать их охрану. Шаньюй объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; вел все внешние сношения, определял внешнеполитический курс; распоряжался жизнью и смертью каждого подданного и был верховным судьей; соблюдение культа исходило от шаньюя. Следующую ступень иерархии занимали его советники, военачальники. Это были его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией. Это были темники, число которых составляло 24 человека. Темников назначал сам шаньюй. Он же выделял им территорию вместе с населением. Какое-либо перемещение племен без приказа шаньюя строго каралось. В пределах своих владений темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с населением. Основной повинностью всего мужского населения была военная служба. Таким образом, правящий класс хуннского общества сложился из родоплеменной знати. У хунну было рабство. Рабами становились в основном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления.

    Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до нашей эры она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 году до нашей эры хунну распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную — его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.

    Вторая волна началась в I веке нашей эры, когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было «великое переселение народов», когда массы пестрых по этническому составу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Аммиан Марцеллин, автор V в., так описывал гуннов: «Гунны превосходят всякую меру дикости. Они плотные и крепкие, у них толстые затылки, их можно принять за двуногих зверей; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучены переносить холод, голод, жажду. Они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда сидя на них по-женски, они исполняют на них все обычные свои дела: на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон. Если случается рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке… У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы с кибитками, в которых они проводят жизнь. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина; он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше» [50, с. 67-68]. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, что привело к преобладанию тюркских племен на этой территории.


    5-вопрос5. Этнополитические объединения усуней Семиречья и Тянь-Шаня. Проблемы этнической и языковой принадлежности усуней. Этнополитическое образование усуней в Семиречье и на Тянь-Шане. Взаимоотношения усуней с сопредельными народами и государствами.
    1   2   3


    написать администратору сайта