Главная страница
Навигация по странице:

  • «Гений.

  • Путь Георгия Александровича Товстоногова

  • Начало режиссёрской деятельности

  • Большой драматический театр (БДТ) им. Товстоногова

  • Постановочная практика

  • Сверхзадача творчества режиссёра

  • Основные темы творчества

  • Стиль (почерк) режиссерской работы

  • Трактовка основных режиссерских понятий

  • Творческий вклад в режиссуру

  • Наставление от Г.А. Товстоногова

  • Рекомендованные спектакли и интервью режиссёра

  • Георгий Товстоногов. Г.А. Товстоногов. Реферат Наволокиной Елизаветы 1 курс. Гений. Георгий Александрович Товстоногов


    Скачать 47.52 Kb.
    НазваниеГений. Георгий Александрович Товстоногов
    АнкорГеоргий Товстоногов
    Дата21.01.2021
    Размер47.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГ.А. Товстоногов. Реферат Наволокиной Елизаветы 1 курс.docx
    ТипРеферат
    #170296


    Санкт-Петербургский государственный институт культуры

    Реферат по режиссуре на тему:

    «Гений.

    Георгий Александрович Товстоногов»

    Реферат подготовила:

    студентка ФИС/БО201-1/1

    Наволокина Елизавета Александровна

    Преподаватель: Левадная Анна Владимировна

    2020 год

    Оглавление

    Начало творческого пути…………......................................................................3

    Большой драматический театр им. Товстоногова............................................. 5

    Постановочная практика……………………………….……………………… 8

    Спектакль «История Лошади»………………………….………………..……..9

    Спектакли «Идиот» и «Мещане»………………………………………..…….10

    Спектакль «На дне»…………………. .............................................................. 11

    Сверхзадача творчества режиссёра……………………….……………….…..12

    Основные темы творчества…………………………………………………….13

    Стиль (почерк) режиссерской работы…………………………………………15

    Трактовка основных режиссерских понятий……………………………...…..16

    Творческий вклад в режиссуру……………………………………….……..…18

    Наставление от Г.А. Товстоногова………………………..….………………..20
    Литература…………………………………………………………..….……….21

    Путь Георгия Александровича Товстоногова
    Георгий Товстоногов родился в 1915 году в Грузии, в городе Тифлис.

    В возрасте 15 лет заканчивает школу. Уже тогда совсем юного парня безудержно тянет в театр, в котором тогда работал его дядя. Но семья, а в частности отец, подталкивает сына совсем к другому жизненному пути. Не желая перечить близким, Товстоногов поступает в Тбилисский железнодорожный институт, куда его с радостью пристраивает отец – заведующий одного из факультетов.

    Не продержавшись и года, Товстоногов уходит из института, и уже в 1931 году устраивается актёром и помощником режиссёра в ТЮЗ Тбилиси. Руководитель в лице Н.Я. Маршака сразу отметил похвальные способности юного актёра, а потому в 1933 году Георгию Товстоногову была доверена постановка его самого первого спектакля под названием «Предложение» (по произведению Антона Павловича Чехова).
    Учёба в ГИТИСе
    После успеха своего спектакля у режиссёра загорается надежда и на дальнейшее везение. В 1933 году он поступает в ГИТИС, подделав собственные документы и приписав себе 2 года. Преподавали в ГИТИСе знаменитые в то время режиссёры и педагоги театра А.М. Лобанов и А.Д. Попов. Поступив в учебное заведение своей мечты, Товстоногов не оставляет и свой первый театр, который поставил его на ноги – ТЮЗ, благодаря этому в театре вновь и вновь показывают новые спектакли.

    В 1937 году из-за репрессирования отца Георгий Товстоногов был объявлен сыном врага народа, а потому был отчислен с 4 курса ГИТИСа. Через некоторое количество бессмысленных попыток вернуться в актёрский строй случилось настоящее чудо. И им стали случайно брошенные слова И. Сталина, вождя народа той эпохи: «Сын за отца не отвечает». В итоге режиссёра восстанавливают, и он с блеском заканчивает ГИТИС.
    Начало режиссёрской деятельности
    В 1938-1946 гг. Товстоногов работает в Тбилисском Драмтеатре имени А.С. Грибоедова. В те же годы его замечает народный артист СССР А. Хорава, который позволяет Георгию Александровичу взять на себя преподавание одной из актёрских групп. Именно с этого момента в Товстоногове начинают признавать профессионального режиссёра.
    Московские театры
    В 1946 году режиссёр покидает родную Грузию и устремляется покорять сцены российских театров. Товстоногов приезжает в Москву, где берёт на себя руководство сразу несколькими театрами.

    Рвение и постоянное совершенствование своих методов и программ по работе с актёрами привели к тому, что с 1946 по 1949 годы Товстоногов Георгий Александрович, личная жизнь которого теперь олицетворяла собой различные сцены, одинаково успешно руководил сразу двумя театрами – Центральным Детским и Гастрольным Реалистическим.
    Ленинградские театры
    С 1949 года режиссёр обосновывается в культурной столице России – Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.

    В этом году он становится одним из режиссёров, в 1950 году – главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола. В этом театре Товстоногов, наконец, обретает дом: работает над пьесами и спектаклями, помогает актёрам в перевоплощении, совершенствует свои навыки – всё это доставляло Георгию Александровичу неимоверное удовольствие. За свои лучшие работы Товстоногов удостаивается Сталинской и Ленинской премий, теперь каждый его спектакль востребован не только в одном городе, но и во всей стране.

    После шумного успеха его пoстaнoвки 1955 гoдa «Oптимистичeская тpaгeдия» o восстании моряков в Тeaтpe имeни A.С.Пyшкинa (ныне – Александринском) сотрудники Отдела культуры городской администрации пытались уговорить режиссера возглавить БДТ.

    В начале 1956 года Георгий Товстоногов – режиссёр с большой буквы приглашается для того, чтобы возглавить Большой Драматический театр (далее БДТ) имени М. Горького. С 1949 по 1956 год в этом театре сменили как минимум четырёх режиссёров. Это означало одно: театр переставал функционировать без руководящего человека.
    Большой драматический театр (БДТ) им. Товстоногова

    В начале 1956 года ему было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни: с 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953—1954 года им руководила режиссёрская коллегия, штат был раздут и неуправляем, репертуарная политика — непродуманна. Всё это привело к тому, что в середине 1950-х годов посещаемость БДТ упала и образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием. Как вспоминала заведующая литературной частью Дина Шварц, пришедшая вместе с Товстоноговым из Ленинградского Ленкома: «…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его „съели“. Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…».

    Товстоногов не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда 13 февраля 1956 года он всё же вступил в должность для спасения «первого пролетарского театра». Ему были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации директором БДТ был назначен Георгий Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден. Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». На своей первой встрече с труппой Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!» и, объявив свою программу, уволил примерно треть труппы — более тридцати актёров. В течение тридцати трёх лет он возглавлял БДТ, сделав его «первой сценой страны». В истории театра эту эпоху называли «золотой». «Товстоногов, — писал Павел Марков в 1976 году, — занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдёшь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр». Анатолий Смелянский, вспоминая один из программных его спектаклей — «Пять вечеров», отмечал:

    «Простой володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть, в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником. И тогда знаки на бумаге наполнялись ошеломляющими „случайностями“ и открытиями, которые к тому же добывались как бы изнутри самой пьесы, без открытой ломки её структуры. Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое слово — „разгадка“».

    О том же свидетельствовал Павел Марков:

    «Театр Товстоногова лишён малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны».

    Он хотел и смог создать свой, ни на кого не похожий Театр, исповедующий правду жизни, выражавшуюся в естественных интонациях. Открыв двери нового БДТ комедиями и за год решив вопрос заполняемости зрительного зала, Товстоногов увлекся поиском своего зрителя.

    Пост директора театра Товстоногов занимал почти 33 года, сделав его «первой сценой страны», в истории театра эту эпоху называли «золотой». Каждый год он всё больше поднимал его статус в глазах теперь не только России, но и всего мира. В итоге театр, который стал для него родным, присвоил себе его имя: БДТ им. Товстоногова.

    С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), написал две важные для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества – «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».

    Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений деятелей режиссуры. Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.

    Юрий Рыбаков очень точно писал о Товстоногове:

    «Он и его единомышленники – режиссеры, драматурги, критики – в чрезвычайно неблагоприятных, подчас попросту враждебных обстоятельствах, в накаленной ненавистью ко всякому, даже малейшему инакомыслию обстановке добивались художественных результатов мирового масштаба и сохранили достоинство театрального искусства. История отвела Товстоногову это, а не иное время. Он не избежал и не мог избежать его влияния. <…> Он чурался политики сознательно, борьбы не искал, хотя изредка подписывал письма в защиту гонимых. В партии не состоял, но честно ставил спектакли ко многим юбилейным датам. Его отношение к советской истории было сложным, менялось со временем. <…> Циником он не был, точно знал, что цинизм убивает творчество на корню. Он обладал невероятно обостренным чувством зала, духовных запросов и потребностей зрителей. Неколебимо верил в истины психологического театра и знал, что главное в сценическом искусстве – человек».

    В этих словах наиболее точно сформулирована мощь личностной и профессиональной особенности Георгия Товстоногова. Ее нельзя анализировать «по частям», разобрать на отдельные «детали» – можно и необходимо лишь проследить его творческий путь по поставленным им спектаклям.
    Постановочная практика

    O новом БДТ зaгoвopили после трех шедевров – «Идиoтa» Ф.Дoстoeвскoгo (1957), «Пяти вeчepoв» A.Boлoдинa (1959) и «Гope oт yмa» (1962), где сценическая правда человеческих отношений, по точному замечанию Олега Басилашвили, смогла противостоять окружающей и отовсюду текущей лжи советской идеологии.

    Товстоногов считался мастером романного пространства на сцене, отчего ставил нетронутую до него классику – «Тихий Дон» и «Пoднятaя цeлинa» М.Шолохова, «Идиoт» Ф.Дoстoeвскoгo.

    Умело справлялся с зарубежной и отечественной драмой: «Кopoль Гeнpиx IV» Y.Шeкспиpa.

    «Гope oт yмa» А.Гpибoeдoвa, «Tpи сeстpы» А.Чeхoвa, oпepa-фapс «Смepть Tapeлкинa» A.Сухово-Кобылина, «Peвизop» Н.Гoгoля, «Мещане» и «Ha днe» любимого автора M.Гopькoгo, имевшие большой успех в театре.
    «ИСТОРИЯ ЛОШАДИ»
    45 лет назад в АБДТ имени М. Горького, состоялась премьера постановки Георгия Товстоногова «История лошади» по повести Льва Толстого «Холстомер». Главную роль в спектакле исполнил Евгений Лебедев.

    Философская притча «История лошади» по праву вошла в золотой фонд русского театра совмещением условных театральных форм и глубокого драматического реализма.

    «Впечатление от «Истории лошади» в БДТ было прежде всего впечатлением от грозной, неотступной, ничем не микшированной толстовской мысли, которая, как нарез­ной винт, шла к самому грунту человеческой природы. Есть ли стремление к добру и состраданию естественные свойства человека, а если есть, то как совместить их с законом табуна, животного и человеческого? В счастливом моменте рождения Холстомера, поднявшегося на дрожащих но­гах и удивленно оглядывающего свою конюшню, в пляске табуна, в бессловесной заплачке-стоне, который вырывался из груди охолощенного коня, в гибели его и даже в том, что было после гибели, театр открывал трагически прекрас­ное устройство божьего мира. В центре мировой конюшни, сотворенной фантазией художника Эдуарда Кочергина, стоял Холстомер — Евгений Лебедев, кентавр в холщовой рубахе, и рассказывал библейскую историю лошадиной жизни»,- Анатолий Смелянский.

    «Лебедев сотворил невозможное — превратил себя в лошадь, сыграл эту адскую, нечеловеческую роль. Для меня «История лошади» это он — чудище-полкан, стихийный самородок <...> Холстомер — это была его песня. Песня его жизни. Сошлись все данные, которые только могут быть у артиста, и данные природы, и среда. Конечно, он был вожак, коренной, а другие — пристяжными. Но какими мощными пристяжными: Басилашвили, Ковель, Волков, Данилов, Штиль, Мироненко! И хор — будь здоров какой!», - Эдуард Кочергин.
    Овация длиною в полчаса
    31 декабря 1957 года состоялась премьера спектакля «Идиот» по великому роману Ф.М. Достоевского. Иннокентий Смоктуновский, проснувшийся на следующее утро знаменитым, вспоминал, что аплодисменты после спектакля длились 32 минуты. Вскоре после премьеры известный ученый-филолог Наум Берковский написал слова, оказавшиеся пророческими:

    «Спектакль этот уже сейчас есть история, хотя и не пройденная еще. Думаем, его будут называть и помнить, пусть он даже исчезнет из репертуара театра, где он был поставлен. В полках числятся воины, давно ушедшие из жизни, а их по-прежнему называют на перекличке, как если бы они и не собирались выбывать. Так и этот спектакль».
    «МЕЩАНЕ»
    Еще одним шедевром по праву стал фильм-спектакль «Мещане» со своим на все времена громко звучащим судом над людьми, проживающими жизнь нелепо и страшно. Даже всего один из выразительнейших эпизодов, когда Татьяна (неповторимая Эмма Попова) с распущенными волосами и сползающей с плеча шалью хлопает в ладони, гонясь за докучливой молью, может и сегодня привести в оцепенение ощущением пустоты и бессмысленности существования…

    К сожалению, многие постановки Товстоногова доходят до нас лишь в отрывках – в разного рода телевизионных передачах, посвященных Георгию Александровичу и его прославленному Большому драматическому театру. Это гениальные «Пять вечеров» А.М. Володина, «Божественная комедия» И. Штока, «История лошади» по повести «Холстомер» Л.Н. Толстого, «Три сестры» А.П. Чехова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Тихий Дон» по роману М.А. Шолохова, «Король Генрих IV» У. Шекспира, «Три мешка сорной пшеницы» по повести В.Ф. Тендрякова, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Смерть Тарелкина» по мотивам комедии А.В. Сухово-Кобылина…
    «НА ДНЕ»
    Последней работой Георгия Александровича в БДТ стала постановка пьесы любимого им Максима Горького «На дне». Вновь, как и прежде, совпадение со временем было прозорливо подмечено режиссером: шел 1987 год, когда, по мнению не одного только Товстоногова, необходимо было вернуть и утвердить мысль о том, что самой главной ценностью жизни является человек и потому особенно важно, как распорядится он своим интеллектом и эмоциями.

    Реакция на спектакль была неоднозначной: к концу 1980-х стало «хорошим тоном» противопоставлять творчество Товстоногова и Льва Додина, появилось в городе на Неве значительное количество молодых и интересных режиссеров, нашлись критики, не просто намекавшие, но открыто заявлявшие о том, что прославленному мэтру пришло время уступить свое место. Но, как верно отметила театровед Елена Горфункель, «полагая, что «На дне» – главное произведение Горького, Товстоногов поставил его как главное свое произведение», в котором отчетливо прозвучала «свобода последнего высказывания».
    Этот спектакль был выстроен в духе всего его творчества, он стал своеобразным подведением итогов жизни, самим режиссером воспринятой как звено непрерывающейся цепочки культурных традиций, а потому поражал объемом философского и культурного кода. Не столько «дно» жизни исследовал Товстоногов в своем спектакле, сколько «дно» человеческой души.
    Сверхзадача творчества режиссёра
    В сверхзадаче, по мнению Георгия Александровича Товстоногова, заключена режиссёрская концепция спектакля.

    «Сверхзадача, – говорил он, – существует в зрительном зале и режиссёру нужно её обнаружить. Осознать сверхзадачу – значит осознать свою специфику, свою противопоставленность другим сферам. Это заставляет акцентировать абсолютность той черты, которой данная сфера очерчена. Определяя необходимо учитывать и автора, и время создания произведения, особенно классического, и восприятие его сегодняшним зрителем... Воплотить сверхзадачу – воплотить свой замысел через систему образных средств».

    Одна и та же сверхзадача одной и той же роли, оставаясь обязательной для всех исполнителей, звучит в душе у каждого из них по-разному. Вот эти индивидуальные отклики в душе разных исполнителей имеют важное значение для сверхзадачи. Без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни.

    Важно, чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво.

    Артист должен сам находить и любить сверхзадачу. Если же она указана ему другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства и лица. Другими словами – надо уметь сделать каждую сверхзадачу своей собственной. Это значит – найти в ней внутреннюю сущность, родственную собственной душе.

    Говоря словами Товстоногова, «сверхзадача пробивается через плоть любого жанра к душе человека. Иногда она бывает усложнённой, не явно выраженной, но всё равно она есть».
    Основные темы творчества
    Товстоногова часто называют режиссером-романистом. Определение меткое, во всяком случае, горьковские «Варвары» и «Мещане», чеховские «Три сестры», «Гибель эскадры» А. Корнейчука, даже шекспировский «Генрих VI» на сцене БДТ разворачивались с неспешной обстоятельностью большой прозы, в сложном переплетении судеб, в сближениях и отдалениях нескольких, по меньшей мере, тем. Психологически насыщенное повествование освещалось неостановимой работой режиссёрской мысли, буравившей текст, пробивавшейся к неявной подоплеке поступков.

    У товстоноговской школы видны четыре уровня существования: роль, судьба, ансамбль, система общения.

    Поиск нового качества сценической правды, выявление современной проблематики, «болевых точек» жизни определяли творчество Товстоногова. Он ставил режиссёрский «диагноз» современных социальных противоречий и конфликтов в спектаклях: «Пять вечеров» и «Моя старшая сестра» А. М. Володина, «Трасса» И. М. Дворецкого, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Океан» А. П. Штейна и др.

    Одно из принципиальных направлений творчества Товстоногова – героический спектакль. В котором предмет режиссёрского исследования – нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями, раскрывается на многообразном материале прозы и драматургии, через страницы революции, военной истории, публицистику антифашистской драмы, где масштабный ход сценического повествования, судьбы народной соединён с тщательным доскональным исследованием судьбы человеческой.

    Время – один из главных героев спектаклей Товстоногова. В истории он находил истоки противоречий, развившихся в современности. В обращении к классическому наследию сочетал подлинный историзм с волнующей новизной сценического истолкования, жизненной первозданностью и остротой. Работа Товстоногова над классикой оказала огромное воздействие на современный театр, сознание. Среди наиболее значительных постановок: «Гроза» А. Н. Островского, «Помпадуры и помпадурши» по М. Е. Салтыкову-Щедрину, «Идиот» по Достоевскому, «Варвары», «Мещане», «Дачники» и «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Балалайкин и К0» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

    Крупнейший режиссёр и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищённости, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ». Товстоногову были свойственны ясность сценических решений, большое драматическое и эмоциональное напряжение, динамичность и действенность в воплощении интеллектуально-философских идей. Сочетая в трактовке драматических произведений глубину, смелость, порой парадоксальность психологических решений, пристальное внимание к точным подробностям душевной жизни персонами с постановочным размахом, яркой и открытой театральностью, и в практической, и в научно-теоретической работе Товстоногов стремился к разрешению общетеатральных, общекультурных проблем. Например, искал пути соединения принципов К.С. Станиславского и Б. Брехта в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Короле Генрихе IV» Шекспира, претворил идею жанровой полифонии в спектаклях по пьесам Горького, дал образцы сложного взаимопроникновения достоверного и условно-поэтического, драматических и музыкальных театров в «Истории лошади» по «Холстомеру» Л.Н. Толстого, в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина.
    Стиль (почерк) режиссерской работы
    Спектакли Товстоногова всегда имеют четкую форму и вызывают ощущение завершенности – это его принцип.

    Товстоногов никогда не приходит на репетицию с готовой разработкой сцены. Иногда у него есть ход к сцене, композиционная идея иногда нет и этого. Его воображение начинает работать здесь, на репетиции, когда актёры вышли на площадку. Режиссёр, сочинивший спектакль заранее, снисходителен к актёрам, он терпеливо приближает их к существующему в воображении идеалу. Процесс репетирования идет эволюционно. Главное озарение режиссёра уже свершилось до начала работы. Товстоногову необходимо, чтобы искра, озарение возникли здесь, на репетиции. Ему нужно столкновение двух сил, взрыв. Отсюда требовательность, неприятие пассивности, глухое раздражение от покорности. Первое слово он почти всегда предоставляет актеру.

    Задолго до начала репетиций Товстоногов долго и подробно работает с художником, запершись сначала в своем кабинете, а потом в макетной, у миниатюрно выполненной декорации будущего спектакля. Здесь оговаривается и формулируется очень многое. Придумывается и создается сфера будущего спектакля» определяются опорные точки этой сферы. Идет глубинное проникновение в пьесу.

    Товстоногов лишь весьма кратко знакомит актеров с результатами этой работы. Его метод работы называли «сознательным забыванием».

    Когда пьеса вдохновила, когда созрела постановочная идея, всё понятое нужно отодвинуть от себя, – забыть, перевести в подсознание. Начать воплощение с нуля, без замысла. Это даёт свободу, раскованность. Именно в этом режиссёрский феномен Товстоногова. Замыслить – «забыть» – начать с нуля, не с поиска формы для задуманного заранее, а в поисках того нового, что откроется только в результате воплощения. Товстоногов начинает работу, а потом уходит из неё. Надолго. Возвращается только в конце комнатного процесса репетиций и сам выводит спектакль на сцену. Этот уход – его время на «забывание», на обретение свежего отношения к пьесе. Эту стадию работы с актёрами он охотно доверяет своим помощникам. Порой всё, что создаёт помощник, будет для Товстоногова только исходным материалом, все вещи пойдут в переплавку.

    Товстоногов даёт актёрам направление движения, а сам заходит с другой стороны. Так ищется истина данного спектакля. Именно в его режиссуре богатейшие возможности для актёрской инициативы.
    Трактовка основных режиссерских понятий
    Из всех частей речи Георгий Александрович Товстоногов предпочитал глаголы: они активно выражали суть его режиссуры. Репетировать и учить – в этом состояла профессия. Учил он режиссёров, репетировал с актёрами. Педагогика и создание новых спектаклей шли параллельно, но по-разному. Для Товстоногова принципиальна разница подхода к будущему режиссёру и действующему актёру.

    Товстоногов настаивает на том, что режиссура – профессия помощи актёру. Без знания психологии актёра, без понимания его возможностей, без умения раскрыть дарования, подхватить и окрылить, направить по верному пути, режиссёр в театре не нужен.

    Товстоногов искренне верил в наличие у режиссуры статуса профессии, а не «времяпрепровождения».

    Репетиции – не монолог, а диалоги и дискуссии. Идеалом Товстоногов считал возможность импровизационной атмосферы на каждой репетиции.

    К ученикам-режиссёрам он более требователен и строг. Режиссёр с точки зрения профессии, как её понимал Товстоногов, ответчик за театр, за качество спектакля, за искусство. За каждую ошибку актёра, за его провал. Такова цена успеха – а он, зрительский успех, непременный итог творчества, с точки зрения мастера.

    Он считал, что «режиссёрский поиск – всегда немного риск». Почти математический подход к основам профессии в действительности был сочетанием анализа и интуиции.

    Когда режиссёр говорил на репетиции, то это был не «птичий язык». Это был язык внятный, конкретный, профессиональный. Это язык абсолютно уважительный – не только потому, что брани в её лексическом смысле не было никогда, а обидная, резкая интонация возникала по поводам поведенческим; за творческие просчёты он мог прилюдно критиковать, если видел в их основе пренебрежение, невнимание, неадекватную самооценку. Это язык интеллигентного человека, считающего, что имеет дело с интеллектуально и эмоционально вменяемыми людьми, способными понимать, размышлять, а не только чувствовать.

    Товстоногов строил ритмы, мизансцены, пластические реакции, обмен взглядами, но никогда не упивался этим, поскольку цель (образ) определяла цельность усилий и результата. При этом, какой бы по счёту раз не шёл спектакль, его художественный уровень оставался нетронутым. Он шёл без лишних или, напротив, пропущенных реплик, без скомканных массовых эпизодов.
    Творческий вклад в режиссуру
    Творческое наследие Г. А. Товстоногова охватывает широкий комплекс практических и теоретических проблем современного театра. Они были отражены и в его литературном наследии, в котором он призывал учеников и последователей продолжать начатую им работу по исследованиям закономерностей сценического творчества, использованию их в практике театральной работы. Эстетика и методология сценического творчества Товстоногова получили огромное распространение в мире искусства.

    Товстоногов вел большую педагогическую работу с режиссёрами, актёрами. Товстоногов сочетал в своей преподавательской деятельности не только практику, но и научно-исследовательскую работу. Им написаны замечательные книги с изложением теоретических и практических сведений, ставших настольными книгами: «Современность в современном театре» (1962), «О профессии режиссёра» (1966), «Круг мыслей» (1972), «Классика и современность» (1975), «Зеркало сцены» (1980, 1984; в 2 тт.).

    В них режиссёр развивал систему Станиславского с его методологией воспитания артиста, Товстоногов старался описать «ватерлинию», ниже которой ни один режиссёр не имел право опускать корпус корабля. Несмотря на звучащие в его риторике разные имена – Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, Брехта, оставался верен заветам основателя системы русского психологического театра, и с любопытством изучал методологию режиссуры, базирующуюся на развитие навыков синтетического актёра.
    О самом мастере
    Невероятно целеустремленный, уверенный в своем пути лидер, который, как истинный полководец, никогда не ошибался. Никому не позволял при всех отчитывать артиста, или посягать на достоинство или талант члена коллектива. Это право оставлял за собой. Публичной поркой перед «своими» не брезговал. Хотя чаще для настоящей критики выбирал приватное место.

    Режиссёр и сам вёл себя жестко, идя на этические нарушения ради сохранения своей империи, драгоценной труппы и личного мифа. Непросты были его отношения с «иноверцами», с которыми Товстоногов расставался, и с учениками, оказывающимися после окончания вуза в дальних уголках великой страны, считая, что учитель отослал подальше соразмерно величине их претендующего на конкуренцию таланта. Но, в отличие от циничных исполнителей тоталитарной власти, уничтожать бывших соратников Георгий Александрович себе не позволял.

    В декларируемой «добровольной диктатуре» своего театра Товстоногов не делил ответственность с кем-либо ещё, продолжая отвечать единолично за всё, что творилось в стенах руководимого им коллектива: и за взлеты, и за поражения.

    Коллекционировал театральные и ритуальные маски, которые собирал по всему миру. Имел темперамент бурно и страстно обсуждать дела в кабинете и на кухне квартиры, куда стремились попасть многие творческие люди страны. Как настоящий грузин, обожал церемонии застолья, поддерживал и в других навыки тамады, но был категорически против пьянства в театре и разными мерами боролся с этой напастью. Зато был слаб перед другой вредной привычкой – страстно и много курил.
    Ушла эпоха…
    23 мая 1989 года в БДТ прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы». Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой.

    Георгий Товстоногов умер от сердечного приступа за рулём своего автомобиля Mercedes-Benz, успев затормозить на Суворовской площади.

    Словно сама судьба остановила его у того места, о котором режиссер говорил: «Когда я вижу это небо, эти краски, всю панораму набережной и дворцов, я счастлив, что живу в этом городе…».

    Г.А. Товстоногов был похоронен в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
    Наставление от Г.А. Товстоногова
    Тот театр, который исповедовал и проповедовал Георгий Александрович и режиссеры его поколения, ушел почти безвозвратно, лишь легким эхом доносясь сегодня.

    Это для нас, сегодняшних молодых режиссеров и зрителей, звучат слова Товстоногова:

    «Внешне жизнь режиссера протекает так же, как и у всех людей. Но подлинная, настоящая его жизнь, незаметная для окружающих, вся занята только театром. Режиссер все видит, слышит, чувствует под углом своей профессии. Ему и сны снятся не такие, как всем прочим людям. Если нет одержимости – не надо заниматься режиссурой. У подлинного таланта есть потребность отдать его людям, не требуя награды. В театре надо не служить, а совершать служение…».

    Список литературы:

    1. http://teatr-lib.ru/Library/Tovstonogov/tov1/

    2. https://e.lanbook.com/m/reader/book/129098/#1

    3. Книга «Круг мыслей» (1972) Г.А. Товстоногова

    4. Книга «Классика и современность» (1975) Г.А. Товстоногова


    Интернет сайты:

    1. https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/

    2. https://bdt.spb.ru/

    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


    Рекомендованные спектакли и интервью режиссёра:

    1. «История лошади»

    https://www.youtube.com/watch?v=ULybwy1xWq0

    1. «Мещане»

    https://www.youtube.com/watch?v=Ri0zsHVKoIo

    1. «Жить, думать, чувствовать, любить...»

    https://www.youtube.com/watch?v=uAswpwBeWT4

    1. Георгий Товстоногов о творческих качествах актера

    https://www.youtube.com/watch?v=Y3zBKsPPBbI




    написать администратору сайта