Главная страница
Навигация по странице:

  • История вопроса

  • Символы

  • Феноменологическая герменевтика М. Хайдеггера

  • Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера

  • Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании (Ф. Герменевтический подход в социальногуманитарном познании (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер)


    Скачать 20.71 Kb.
    НазваниеГерменевтический подход в социальногуманитарном познании (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер)
    Дата01.06.2022
    Размер20.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГерменевтический подход в социально-гуманитарном познании (Ф. Шл.docx
    ТипЗадача
    #562038

    Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер).
    Герменевтика (др.-греч. – искусство толкования) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

    История вопроса:




    1. Первым выделил герменевтику, как "учение об искусстве понимания" Фридрих Шлейермахер (1768—1834).


    2. "Философия жизни" Вильгельма Дильтея (1833-1911): "понимание" есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания ("наук о духе") вообще. Цель Дильтея была в обосновании значимости историко-гуманитарного познания и несводимости процедур последнего к процедурам естественнонаучного познания.


    3. Превращение герменевтики в философию связано с именем Хайдеггера, который стал рассматривать "понимание" не в гносеологическом, а в онтологическом плане, т. е. не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе Бытие и время (1927), "понимание" выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия (Dasein).


    4. Для Ганса Гадамера (1900-2002), как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего.


    5. Стремясь преодолеть языковую центрированность подхода Гадамера,  Поль Рикёр (1913-2005)привлекает внимание к иным объективациям человека, нежели запечатленные в (языковой) традиции продукты творчества. К числу таких объективаций принадлежат прежде всего символы. Основная черта символа — избыточность смысла. Символы суть структуры значения, в которых один смысловой план указывает на другой, скрытый план.

    Герменевтическое искусство Ф. Шлейермахера

    В системе Шлейермахера герменевтика приобрела полноценный статус искусства, а его работа «Герменевтика» стала научным обоснованием герменевтики как определенной философии. Он впервые дал четкую научную формулировку «универсального герменевтического метода», предметом приложения которого становится не только священный текст, но и вся сфера литературного творчества. Задачи герменевтики он определил как вчувствование и проникновение в чужой мир прозаика, поэта или даже целой

    культуры, считая вполне обоснованным применение интуиции в герменевтике. Интуиция – прочувствование текста и выход к иному, к абсолютной субъективности автора.

    Шлейермахер отводит мышлению пространство в границах языка и духа. Язык и дух мыслятся как две тотальности, погружаясь в которые человек становится воплощением определенной формы языка и духа. Так, постижение тотальности языка становится возможным через постижение конкретной речи, и наоборот. Но главный переход, согласно ему, состоит в распознавании духа человека посредством распознавания его речи.

    В связи с различением и взаимопересечением языка и духа, Шлейермахер выделяет два типа интерпретации. Во-первых, в психологической интерпретации важным является понять ход мыслей, все остальное (лексика, стиль, жанр и т. п.) оказывается второстепенным и не заслуживающим особого внимания. Во-вторых, в грамматической интерпретации, наоборот, сама форма преподнесения мыслей становится важнее самих мыслей, здесь «человек есть

    место, в котором данный язык принимает самобытную форму»3 .

    Аллегорическую интерпретацию как одну из самых распространенных форм интерпретаций Шлейермахер критикует за присущую ей гиперболичность, когда за всеми, даже случайными словами усматривают немалые смыслы.
    Герменевтика В. Дильтея как наука о духе

    Герменевтика Дильтея есть искусство истолкования творчества поэтов, писателей, художников, музыкантов, воплощающих в своих произведениях как опыт мира, так и уникальный индивидуальный опыт жизни. Герменевтика у Дильтея приобретает статус науки о духе. Романтическому ореолу жизни в его философии противопоставлена омертвляющая жизнь наука. Он ставит во главу угла не теорию познания, а философию жизни.

    Дильтей ломает субъектно-объектный каркас, а на его месте ставит духовно-жизненное единство. Жизнь понимается Дильтеем прежде всего как жизнь сознания, воплощающее собой единство психической жизни. Жизнь не замыкается внутри строгих научных систем и не поддается строгой категоризации. Жизнь может быть только понята, а для ее понимания необходимо исходить из двух методологических установок: во-первых, установки на понимание жизни как единого потока, во-вторых, установки на сам процесс понимания как непрерывного погружения в переживания, так и их воспроизведения и реконструкции.

    Герменевтика Дильтея – герменевтика сознания или души, понимаемой как поток переживаний. Переживания наслаиваются друг на друга, образуя сложный комплекс психической жизни. Память есть тот ценный резервуар, в котором аккумулируются все наши положительные и негативные эмоции. Герменевтика становится постижением жизни как сложного психического состояния в ситуациях постоянного напряжения. Жизнь в полной мере воплощается в сознании, а сознание само бытийствует, не сводится к миру. Понять этот целостно-текучий живой и иррациональный, а потому творческий процесс жизни сознания – задача герменевтики как науки о духе.

    Феноменологическая герменевтика М. Хайдеггера

    Герменевтика Хайдеггера целостна подобно конструкции Шлейермахера, одухотворена схожими со шлейермахеровскими интенциями проникновения и величественна, подобно целостной науке о духе Дильтея. Философия Дильтея стала для Хайдеггера одним из главных идейных подспорьев для развития им собственного оригинального герменевтического метода.

    Хайдеггер онтологизирует понимание, трактуя его как один из способов бытия (Seinsweisen). Поэтому герменевтика как философский метод Хайдеггера – это способ самопонимания человека как здесь-бытия в наброске возможностей, возможное благодаря пониманию мира и его возможностей. На становление онтологической герменевтики М. Хайдеггера помимо В. Дильтея оказал существенное влияние Э. Гуссерль. Почерпнув первоначальные идеи из феноменологии Гуссерля, Хайдеггер, следуя собственным внутренним интенциям, разрабатывает оригинальный метод феноменологической герменевтики. Он стремился выйти за пределы сознания в мир, тогда как Гуссерль стремился весь мир представить в сознании, а потому и был занят исследованием структуры сознания. Поток сознания как чистый поток в состоянии временности и в направленности на самое себя и на вещи – предмет феноменологических разысканий Гуссерля.

    Хайдеггер согласен с Гуссерлем в том, что характер интенциональности имеет априорную структуру самонаправленности сознания. Но Для Хайдеггера проблема интенциональности не замыкается соотношеним двух полюсов, она не ограничивается только направленностью сознания, его интенциональностью.

    Хайдеггер не разводит и не противопоставляет друг другу два мыслительных акта – редукцию и рефлексию, но делает редукцию «внутренним структурным моментом самой рефлексии»15, понимая ее в исконном значении – возвращение к себе.

    Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера

    Герменевтика Гадамера, ученика Хайдеггера, получила статус онтологической герменевтики. В его философии нет новизны, позволяющей отнести развиваемое им направление в герменевтике к числу радикальных и переходных. Свою главную задачу он видел в продолжении развития плодотворных идей, собранных за предшествующий период. «Истина и метод» – его главный герменевтический труд.

    Гадамер, следуя Хайдеггеру, делает чуть ли не главным орудием толкования. Подобно Хайдеггеру, Гадамер создает философскую герменевтику на подлинно онтологическом основании, ибо только такой фундамент способен дать материал для подлинных размышлений. Гадамер, как и Хайдеггер, стремится в своих истолкованиях исходить из самих вещей, стремится истолковать факты в контексте истории, к которой они принадлежат19.

    Предельные основания человеческого бытия становятся у Гадамера предельными онтологическими проблемами. Герменевтика становится способом истолкования опыта человека во взаимосвязи жизненных событий. Идею интенциональности Хайдеггера и Гуссерля Гадамер превращает в идею горизонта сознания, а точнее в столкновение горизонтов сознания, в результате которого рождается истина как событие духа. Акт понимания – это всегда единство «Я–Ты». С одной стороны, сознание читателя, с другой стороны, сознание автора.

    Гадамер возвращается к донаучному опыту мира, опыту искусства, истории, философии, ибо в нем нет противопоставления естественных и гуманитарных наук и в нем не отделены друг от друга теория и практика. Язык у Гадамера, как и у Хайдеггера, приобретает онтологический статус. Язык открывает смыслы, выступает как предпосылка, так и условие всякого понимания. Для Гадамера литература ближе всех стоит к бытию в силу своего игрового характера, ибо сущность истины – игра. Сущностью же игры является «совершение движения как такового»24. Истина как событие – это игра разнонаправленных сил мира.


    написать администратору сайта