философия Дильтея. Пипкина Эвелина гр. 620112
Скачать 16.83 Kb.
|
Пипкина Эвелина гр.6201-12 Как понять что чувствуют другие люди? Многие философы ранее говорили, что это невозможно — о чувствах других мы можем судить только по аналогии с собой, а аналогия — вещь очень нестрогая. Дильтей считает, что такое представление основано на философской ошибке: мы пытаемся понять чувства человека извне, по внешним объективным критериям, в то время как правильный путь к ним — изнутри, через непосредственно сопереживание (эмпатию) и понимающее истолкование (герменевтику). Дильтей сформулировал герменевтическую триаду, благодаря которой можно приблизиться к пониманию чувств других людей. 1 Переживание — это непосредственное проживание жизни в моменте. Это то, что случается с человеком и сразу же непосредственно находит свое отражение в нем. Важно не путать переживание и представление Представление о происходящем больше похоже на фотоснимок: оно возникает, когда между человеком и реальностью появляется дистанция. Переживание возникает, когда между человеком и миром нет дистанции, когда человек пропускает происходящее через себя. Переживание всегда непосредственно, в отличие от представления. Если человек что-то переживает, мы должны попытаться увидеть его переживание непосредственно, а не через его слова, отчеты и объяснения. 2 Выражение — это прямое продолжение переживания. Дильтей замечает, что живое существо, что-то переживая, пропускает это через себя и одновременно выражает переживаемое. Между переживанием и выражением переживаемого тоже нет дистанции. Если человек действительно чувствует боль, переживает ее, это сразу выражается в его мимике, в тоне его голоса. Его стон — это не желание сообщить о том факте, что ему больно, а выражение боли, которое выходит наружу. 3Понимание — это способность схватить выражение чужого переживания и превратить в свое переживание. Переживание возникает, когда мы видим по лицу человека, что ему больно, и переживаем это так, как будто бы это наша боль. Мы не пытаемся объяснить это теоретически, не пробуем измерить приборами — засунуть собеседника в томограф, а действительно чувствуем ровно то, что чувствует он. Одна из ключевых тем философии Дильтея — герменевтика. Герменевтика — учение о понимании и истолковании. Ее название происходит от имени древнегреческого бога Гермеса — он отвечал за передачу посланий между богами и людьми, которые нужно было как-то истолковывать. В Древней Греции складываются религиозные практики, связанные с тем, как понимать божественные слова, пророчества и знамения. В 19 веке благодаря работам Фридриха Шлейермахера понимание герменевтики расширяется — он переносит понимание герменевтики на искусство. Он говорит, что любое произведение искусства, не только религиозные тексты, нуждается в истолковании. Так рождается художественная критика — появляются люди, которые профессионально истолковывают то, что хотел сказать автор. У Дильтея герменевтика оказывается универсальной методологией наук о духе. Он пытается шагнуть дальше и говорит, что герменевтика нужна не только в религии и искусстве, она нужна в истории, психологии и во всех областях, где мы пытаемся понять человеческий дух. Главный метод герменевтики — герменевтический круг. Он предполагает многократные уточняющие переходы от смысла целого к смыслу частей, затем опять к смыслу целого и т.д. Суть метода в том, чтобы проделывать такое понимающее движение вдумчиво, последовательно и неустанно, пока не будет достигнуто полное понимание. Вначале мы обычно хотим схватить общую идею целого: мы пробегаем текст глазами, чтобы понять его общую идею, еще не вникая в детали. Если мы поняли общую идею, то можно прочитать подробнее и лучше понять смысл каждой части. Если мы лучше поняли смысл каждой части, можно снова спросить себя про смысл целого и еще лучше постичь его. Именно поэтому каждое новое прочтение текста обязательно приносит что-то, что мы раньше не замечали. Иногда то, что на первый взгляд несло один смысл, предстает в совершенно новом, более правильном свете. Переживание другого человека, исторические события или социальные явления — это тоже своего рода тексты, чтобы понять их лучше всего несколько раз разобрать смысл целого и его частей. |