Главная страница

Законы Хаммурапи. Герой, помиловавший Ларсу, обновивший Эбаббар для Шамаша, своего помощника


Скачать 46.56 Kb.
НазваниеГерой, помиловавший Ларсу, обновивший Эбаббар для Шамаша, своего помощника
Дата29.04.2021
Размер46.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗаконы Хаммурапи.docx
ТипДокументы
#200186
страница1 из 4
  1   2   3   4

Текст.

 Когда высокий Анум,  царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли,  определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его   могучим  среди  частей  света  и  утвердили  в  нем  вечную царственность,  основание которой прочно, как небеса и  земля  — тогда  меня, Хаммурапи, заботливого государя,  богобоязненного, чтобы  дать  сиять  справедливости  в  стране,  чтобы уничтожить преступников  и злых,  чтобы сильный не притеснял слабого,  чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять  страну, — Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения.

     Я —   Хаммурапи,   пастырь,   названный  Эллилем,  скопивший богатство и изобилие,  сделавший все для Ниппура, связи небес и земли,    заботливый попечитель Экура, могучий царь, восстановивший Эриду  на  своем  месте, очистивший  ритуалы Эабзу.

  Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука,  своего владыки, который дни свои служил  Эсагиле;  семя царственности,  которое  создал  Син, обогативший город Ур,  смиренный богомолец,  принесший изобилие в Экишнугаль.

     Благоразумный царь,  послушный Шамашу,  могучий, укрепивший фундамент Сиппара,  одевший зеленью часовню Айи, поднявший храм Эбарру, подобно небесному чертогу.

     Герой, помиловавший Ларсу,  обновивший Эбаббар для Шамаша, своего помощника.

     Владыка, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению,  высоко  поднявший главу Эанны,  скопивший богатство для Анума и Иштар.

     Защита страны,  собравший   рассеянное население   Иссина, заставивший течь богатство в храм Эгалмах.

     Дракон среди царей, любимый брат Забабы, прочно основавший поселение города  Киш,  окруживший  сиянием храм  Эметеур-саг, упорядочивший  великие  ритуалы богини Иштар,  пекущийся о храме Хурсагкаламмы.

     Западня для  врагов,  которому   Эрра,   друг его,   дал достигнуть своих желаний,  возвеличивший город Куту,  увеличивший все мыслимое для Меслама.

     Ярый буйвол,  бодающий  врагов,  любимец Туту,   радующий Борсиппу, попечитель, не перестающий заботиться об Эзиде.

     Бог царей,  знающий  мудрость,  расширивший ниву Дильбата, наполнивший житницы для могучего бога Ураша.

     Владыка, достойный  жезла   и   короны, которого   сделала совершенным мудрая богиня Мама, укрепивший границы города Кеша, сделавший обильными чистые жертвоприношения для богини Нинту.

     Усердный, совершенный,  определивший пастбища и водопой  для Лагаша   и  Гирсу,  приносящий  великие хлебные  жертвы  в  храм Энинна. Одолевший врагов, любимец богини Высокой, исполнивший оракульские предсказания города Халлаба, радующий сердце Иштар.

     Светлый государь,   обеты   которого   знает бог   Адад, успокоивший сердце Адада,  могучего,  в Бит-Каркаре, установивший все  нужное  в  храме Эугалгале,  царь,  давший  жизнь  Адабу, заботящийся о храме Эмах.

     Герой царей,  не имеющий равных в бою, который даровал жизнь городу Машканшабрим, напоивший богатством храм Эмеслам.

     Мудрый вождь,  достигший исполнения устремлений, защитивший людей города Мальгиума от нужды,  прочно основавший их  жилища  в изобилии; тот, что богу Эа и богине Дамгальнунне, возвеличившим его царственность, навечно установил чистые жертвоприношения.

     Первейший из царей,  покоривший  селения  по Евфрату  силою Дагана, своего создателя, тот, который пощадил население Мэра и Туттуля.

     Заботливый князь,  просветливший лик богини Иштар, установивший  чистые жертвоприношения богу Ниназу,  сохранивший своих людей  во  время бедствия,  благополучно  установивший  их основание внутри Вавилона.

     Пастырь людей,   деяния   которого  нравятся богине  Иштар, установивший  статую  богини  Иштар  в храме Эулмаш   посреди широкоуличного   Аккада, давший   сиять   истине, справедливо руководящий народами,  возвративший  в  город  Ашшур его  добрую ламассу. 

      Усмиритель мятежа,  царь,  который дал воссиять имени Иштар в Ниневии, в храме Эмишмиш.

     Я — заботливый,  покорный великим богам потомок Сумулаэля, могучий  наследник  Синмубаллита,  вечное семя  царственности, могучий царь,  солнце  Вавилона, давший  свет  стране  Шумера  и Аккада,  царь, вынудивший  к  послушанию  четыре страны света, любимец богини Иштар.

     Когда Мардук направил  меня,  чтобы  справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей. Отныне:

 

     (§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на  него обвинение в убийстве,  но не доказал его,  то обвинитель его должен быть убит.

     (§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого,  то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве,  должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;

если  Река  схватит  его,  его обвинитель сможет забрать его дом.

Если же Река очистит этого  человека  и  он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит,  а тот,  кто погружался  в  Реку,  может  забрать  дом  его обвинителя.

     (§ 3)  Если  человек  выступил  в  суде  для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

     (§ 4)  Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

     (§ 5) Если судья разобрал дело,  вынес решение и изготовил документ с печатью,  а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения,  которое он постановил, и исковую  сумму,  имевшуюся  в  этом  деле,  он  должен уплатить в двенадцатикратном размере;  кроме того,  в  собрании  его  должны согнать  с  его судейского кресла,  и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

     (§ 6) Если человек украл имущество бога или  дворца,  то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

     (§ 7) Если человек купил из рук  сына  человека  или  раба человека либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола,  либо овцу,  либо осла,  либо же что  бы  то  ни  было  без свидетелей  или  договора  или  же принял на хранение,  то этот человек — вор, он должен быть убит.

     (§ 8) Если человек украл либо вола,  либо овцу,  либо  осла, либо  свинью,  либо же лодку,  то,  если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит  мушкенуму,  он  должен  возместить  в  десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.

     (§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь,  сказал:  «Продавец-де мне ее  продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца,  который продал ему эту вещь,  и свидетелей, при которых он ее купил,  и хозяин пропавшей вещи привел  свидетелей, знающих его пропавшую вещь,  то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели,  перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они  знают,  и тогда продавец —  вор,  он  должен  быть  убит.  Хозяин пропавшей  вещи  может забрать свою пропавшую вещь,  а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

     (§ 10) Если покупатель не привел  продавца,  продавшего  ему эту  вещь,  и  свидетелей,  перед которыми он ее купил,  а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей,  знающих  его  пропавшую  вещь, тогда покупатель — вор,  он должен быть убит,  а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.

     (§ 11) Если хозяин  пропавшей  вещи  не  привел  свидетелей, знающих его пропавшую вещь,  то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.

     (§ 12) Если продавец умер,  то покупатель может взять в доме продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.

     (§ 13)  Если  свидетелей  этого человека нет поблизости,  то судьи должны назначить ему  срок  до  шести  месяцев,  а  если  в течение  шести  месяцев  он  не привел своих свидетелей,  то этот человек — лжец; он должен нести наказание по этому делу.

     (§ 14)  Если   человек   украл  малолетнего   сына   другого человека, то он должен быть убит.

     (§ 15)   Если   человек   вывел  за  городские  ворота  либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума (мушкенум - неполноправный человек), либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.

     (§ 16)  Если  человек  скрыл  в  своем  доме беглых раба или рабыню,  принадлежащих дворцу или же мушкенуму,  и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

     (§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину,  то хозяин раба  должен  дать  ему  два сикля серебра.

     (§ 18)  Если  этот раб не назвал своего хозяина,  то поимщик должен привести его во дворец,  дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

     (§ 19)  Если же поимщик этого раба задержал в своем доме,  а затем раб был схвачен в его руках,  то этот человек  должен  быть убит.

     (§ 20)  Если  раб  убежал  из  рук  поймавшего его,  то этот человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба,  и  он будет свободно отпущен.

     (§ 21)  Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.

     (§ 22) Если человек совершил ограбление  и  был  пойман,  то этот человек должен быть убит.

     (§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом  все  свое  пропавшее,  а  община  и староста,   на   земле  и  территории  которых  было  совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

     (§ 24) Если при этом  была  загублена  жизнь,  то  община  и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

     (§ 25) Если  в  доме  человека  разгорелся огонь,  а другой человек,  который пришел для тушения пожара,  поднял свой взор на добро  домохозяина  и  взял  добро  домохозяина,  то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

     (§ 26)  Если редум или же баирум, которому было приказано идти  в  царский поход,  не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя,  то этот редум или баирум должен быть казнен,  а его наемник может забрать его дом.

     (§ 27)  Если  редум  или  баирум (редум и бариум - военные колонисты)   в крепости царя был взят в плен,  и после него его поле и его сад отдали другому,  и тот нес его  службу,  то если он вернулся и достиг своего поселения,  ему должны вернуть его поле и его сад;  только он  сам  должен  нести свою службу.

     (§ 28) Если сын редума или баирума,  который был взят в плен в крепости царя,  в состоянии нести службу,  то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца.

     (§ 29)  Если  сын  его  мал и он не в состоянии нести службу своего отца,  то третья часть поля и сада должны быть отданы  его матери, и пусть его мать растит его.

     (§ 30)  Если  либо  редум,  либо  баирум  из-за дел службы бросил свое поле,  свой сад и свой дом и удалился,  а после  него другой  принял  его поле,  его сад и его дом и в течение трех лет нес его службу,  то если он вернется и потребует свое поле,  свой сад и свой дом,  они не должны быть ему даны: только тот, который принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.

     (§ 31) Если  он  удалился  только  на  один  год,  затем  он вернулся,  то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом; пусть он сам несет свою службу.

     (§ 32) Если тамкар выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя,  и доставил его в его поселение,  то если в его  доме  имеются  средства  для  выкупа,  он  сам  должен  себя выкупить;  если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения;  если в храме его поселения нет средств для выкупа,  его должен выкупить дворец;  его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп.

     (§ 33)  Если  сотник  или   десятник   взял   человека,   не подлежащего  призыву,  или  же  он  принял  для  царского  похода наемника и послал его в  качестве  замены,  то  этот  сотник  или десятник должен быть убит.

     (§ 34)   Если  сотник  или  десятник  забрал  добро  редума, притеснил редума,  отдал редума в наем,  предал редума сильному в суде или забрал подарок,  который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит.

     (§ 35) Если человек купил из  рук  редума  волов  или  овец, которых царь дал редуму, то он теряет свое серебро.

     (§ 36) Поле,  дом и сад,  принадлежащие редуму,  баируму или несущему подать, не могут быть проданы за серебро.

     (§ 37) Если человек купил поле,  сад или дом,  принадлежащие редуму,  баируму или несущему подать, то его документ должен быть разбит,  а свое серебро он теряет; поле же, сад или дом он обязан вернуть их прежнему владельцу.

     (§ 38)  Редум,  баирум  и  несущий  подать не может отписать своей жене или дочери ничего из  поля,  сада  или  дома,  которые входят в состав его илька (илька - условное держание в обеспечение службы), а также не может отдавать их за свою долговую расписку.

     (§ 39)  Из  поля,  сада  и  дома,  которые  он   покупал   и приобретал,  он  может  отписать  своей жене или своей дочери,  а также отдавать за свою долговую расписку.

     (§ 40) Надитум (жрица, лишенная права деторождения и получавшая за свое служение надел из царской земли),  тамкар (торговый агент государства) и несущий другую службу может продавать за серебро свое поле,  свой сад и свой дом; покупатель же должен будет нести службу за  поле,  сад  и  дом,  которые  он покупает.

     (§ 41) Если человек обменял поле,  сад и дом,  принадлежащие редуму,  баируму или несущему подать и дал  приплату,  то  редум, баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду и своему дому,  а приплату,  которая  была  ему  дана,  он  берет себе.

     (§ 42)  Если  человек  арендовал  поле для обработки и не вырастил на поле зерна,  то его следует  уличить  в  невыполнении необходимой  работы  на  поле,  а  затем  он  должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

     (§ 43) Если он вовсе не обработал поле,  а забросил его,  то он  должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей,  а поле,  которое он забросил,  он  должен  разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

     (§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки,  но он был нерадив и не распахал поле,  то на четвертом году  он  должен  вспахать,  промотыжить  и  взборонить,  а затем вернуть владельцу поля;  кроме того,  он должен  отмерить  по  10 гуров (1 гур - приблизительно 252,6 литров) зерна за каждый бур (приблизительно 6,35 га) поля.

     (§ 45) Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату и получил арендную плату за свое поле,  а затем Адад  побил  поле или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре.

     (§ 46)  Если  он не получил арендную плату за свое поле,  то отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить зерно,  которое  будет  собрано  на  поле,  в  соответствии (?) с условиями договора.

     (§ 47) Если пахарь,  поскольку он в  первый  год  аренды  не оправдал даже своих издержек,  сказал:  «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен  возражать;  только  этот  пахарь  может обработать его поле,  а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

     (§ 48) Если человек имеет на себе процентный  долг,  а  Адад побил  поле,  или половодье унесло урожай,  или же из-за безводья зерно не появилось на поле,  то в этом году он не обязан  вернуть зерно  своему  заимодавцу;  он  может  переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

     (§ 49) Если  человек  взял  у  тамкара  серебро  и  отдал тамкару  возделываемое  зерновое или сезамовое поле,  сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам,  которые  будут,  собери  и возьми»,  то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам,  которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял,  с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.

     (§ 50)  Если  он  отдал  обработанное  зерновое  поле или же обработанное сезамовое поле,  то только хозяин поля может забрать зерно  или  сезам,  которые  будут  на поле,  а тамкару он должен вернуть серебро с его процентами.

     (§ 51) Если он не имеет серебра для возврата,  то  он  может отдать  тамкару  зерно  или  сезам  соответственно  его серебру с процентами,  которые  он  взял  у  тамкара,   согласно   царскому уставу.

     (§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама, то его обязательства не должны быть изменены.

     (§ 53) Если  человек  был  нерадив  в  отношении  укрепления плотины,  что  на  его  земле,  не укрепил свою плотину,  и в его плотине образовалась брешь,  и вода  затопила  поле  соседей,  то человек,  в  чьей  плотине образовалась брешь,  должен возместить зерно, которое он погубил.

     (§ 54) Если он не  в  состоянии  возместить  зерно,  то  его самого  и  его  имущество должны продать за серебро,  а владельцы полей,  зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

     (§ 55)  Если  человек открыл свой арык для орошения,  но был нерадив,  и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
  1   2   3   4


написать администратору сайта