Главная страница

Законы Хаммурапи. Герой, помиловавший Ларсу, обновивший Эбаббар для Шамаша, своего помощника


Скачать 46.56 Kb.
НазваниеГерой, помиловавший Ларсу, обновивший Эбаббар для Шамаша, своего помощника
Дата29.04.2021
Размер46.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗаконы Хаммурапи.docx
ТипДокументы
#200186
страница3 из 4
1   2   3   4

     (§ 154) Если человек познал свою дочь, то его должны изгнать из его общины.

     (§ 155)  Если  человек выбрал своему сыну невесту,  и его сын познал ее,  а затем  он  сам  возлежал  на  ее  лоне,  и  его схватили, то этого человека должны связать и бросить его в воду.

     (§ 156)  Если человек выбрал своему сыну невесту,  и его сын еще не познал ее,  а он сам возлежал на ее  лоне,  то  он  должен отвесить  ей 1/2 мины серебра и возместить все,  что она принесла из дома своего отца,  а затем ее может взять в жены муж,  который ей по сердцу.

     (§ 157)  Если  человек  возлежал  на лоне своей матери после смерти отца, то их обоих должно сжечь.

     (§ 158) Если человек после смерти своего отца был схвачен на лоне  своей мачехи,  родившей детей,  то этот человек должен быть изгнан из дома отца.

     (§ 159) Если человек,  который послал  в  дом  своего  тестя брачное приношение и отдал выкуп, засмотрелся на другую женщину и сказал своему тестю:  «Я не возьму в жены  твою  дочь»,  то  отец дочери может забрать все, что ему было принесено.

     (§ 160)   Если   человек   послал   в   дом   тестя  брачное приношение и отдал выкуп,  а затем отец дочери сказал:  «Я  не отдам  тебе свою дочь»,  то все,  сколько ему было принесено,  он должен удвоить и вернуть.

     (§ 161) Если человек  послал  в  дом  своего  тестя  брачное приношение  и  отдал  выкуп,  а  затем  равный  ему  по положению превзошел его дарами, и тесть сказал хозяину жены: «Ты не бери мою дочь»,  то все, сколько ему было принесено, он должен удвоить и вернуть хозяину жены,  а равный ему не должен взять в жены  его жену.

     (§ 162)  Если человек взял жену и она родила ему сыновей,  а затем эта женщина умерла,  то по поводу ее приданого ее  отец  не может   предъявлять  иска;  ее  приданое  принадлежит  только  ее сыновьям.

     (§ 163) Если человек взял жену,  а она  не  дала  ему  иметь сыновей и эта женщина умерла, то если выкуп, который этот человек принес в дом своего тестя,  его тесть ему вернул, ее муж не может предъявлять  иска  по поводу приданого этой женщины;  ее приданое принадлежит только дому ее отца.

     (§ 164) Если его тесть  не  вернул  ему  выкупа,  то  из  ее приданого он может вычесть столько, сколько составлял ее выкуп, а затем он должен вернуть ее приданое в дом ее отца.

     (§ 165) Если человек подарил своему наследнику,  которого он любит, поле, сад и дом и написал ему документ с печатью, то когда братья будут делиться после того как отец умрет, подарок, который отец  дал  ему,  он  может  забрать,  а  сверх  того,  они должны поделиться поровну имуществом, что в доме их отца.

     (§ 166) Если человек взял жен для сыновей,  которых он имел, а  малолетнему  сыну  он  жену  не  взял,  то  когда братья будут делиться после того как отец умрет,  из имущества,  что в доме их отца,  они должны определить своему малолетнему брату, который не взял себе жену,  серебро для выкупа,  сверх его доли,  и дать ему возможность взять себе жену.

     (§ 167)  Если  человек взял жену,  и она родила ему сына,  а потом эта женщина умерла,  и после нее  он  взял  в  жены  другую женщину,  и  она  родила  сыновей,  то после того как отец умрет, сыновья не должны делиться по своим матерям,  они  могут  забрать только приданое своих матерей,  а имущество,  что в доме их отца, они должны делить поровну.

     (§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: «Я отвергну своего сына», то судьи должны рассмотреть его дело,  и если  сын  не  нанес  отцу  никакой  обиды,  за  которую полагается  отвергнуть  от  наследства,  отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

     (§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду,  за  которую полагается  отвергнуть  от наследства,  то в первый раз они судьи должны отвести его намерения;  если же он двукратно нанес  тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

     (§ 170)  Если  человеку  его  супруга  родила  сыновей и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых  ему  родила рабыня:  «Мои сыновья»,  и он их причислил к сыновьям супруги,  то после того, как отец умрет, сыновья супруги и  сыновья  рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю и взять.

     (§ 171)  А  если  отец  при  своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет,  сыновья рабыни не должны делить имущество,  что в доме их отца вместе е сыновьями супруги,  но рабыне и ее сыновьям  должна быть   предоставлена   свобода,   и   сыновья  супруги  не  могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства.     Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей подарил  и  записал ей в документе,  и жить в жилище своего мужа. Пока она жива,  она может этим пользоваться,  но  за  серебро  не может   продать.  После  ее  смерти  это  принадлежит  только  ее сыновьям.

     (§ 172)  Если  ее  муж  не  подарил  ей  дара,   то   должны восстановить ей ее приданое,  и из имущества дома своего мужа она может получить долю, как один наследник.

     Если ее  сыновья  станут  ее  притеснять  ради  того,  чтобы изгнать  ее  из  дома,  то  судьи  должны  рассмотреть  ее дело и наложить наказание на сыновей,  а эта женщина не обязана уйти  из дома  своего  мужа.  Если  же  эта женщина захочет уйти,  то дар, который ее муж подарил ей,  она должна оставить сыновьям своим, а приданое дома своего отца она может забрать, и муж, который ей по сердцу, может взять ее в жены.

     (§ 173) Если эта женщина там,  куда она  вступила  к  новому мужу,  родила сыновей своему следующему мужу, а затем эта женщина умерла,  то ее  приданое  должны  поделить  прежние  и  следующие сыновья.

     (§ 174)  Если  своему следующему мужу она не родила сыновей, то ее приданое могут забрать только сыновья ее первого супруга.

     (§ 175) Если либо дворцовый раб,  либо же раб мушкенума взял в  жены  дочь  полноправного  человека  и она родила сыновей,  то хозяин  раба  не  может  предъявить  иска   к   сыновьям   дочери полноправного человека относительно рабства.

     (§ 176)  А  если  дворцовый  раб или же раб мушкенума взял в жены дочь  полноправного  человека  и,  когда  он  взял  ее,  она вступила  в  дом  дворцового  раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума  умер,  то  дочь  полноправного  человека  может забрать  свое приданое,  а все,  что она и ее муж приобрели после того как они соединились,  должны поделить  пополам,  и  половину может   забрать   хозяин   раба,   половину  может  забрать  дочь полноправного человека для своих сыновей.

     Если дочь полноправного человека не имела приданого, то все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам,  и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.

     (§ 177)  Если  вдова,  сыновья  которой  еще  малы,  захочет вступить в дом второго мужа,  то без ведома судей она  не  должна вступить.  Когда  она  будет  вступать в дом второго мужа,  судьи должны рассмотреть дела дома ее прежнего мужа,  и дом ее прежнего мужа они должны передать следующему мужу и этой женщине,  а также заставить их изготовить документ.  Пусть они берут дом  и  растят малышей.  Продавать  утварь за серебро они не могут.  Покупатель, который покупает утварь сыновей  вдовы,  теряет  свое  серебро  и обязан вернуть имущество его хозяину.

     (§ 178) Если жрице энтум,  надитум или же зикрум, которой ее отец дал приданое и написал ей документ,  в документе, который он ей написал,  он не записал, чтобы после ее смерти отдавать что останется куда ей угодно, и не дозволил ей совершать желаемое, то после  того,  как  отец умрет,  ее поле и ее сад могут забрать ее братья и по размеру ее доли они должны давать ей  выдачи  зерном, маслом и шерстью и удовлетворять ее сердце.

     Если же братья не дали ей выдачи зерном, маслом и шерстью по размеру ее доли и не удовлетворили ее сердца, то она может отдать свое  поле  и  свой  сад  землепашцу,  который  ей  угоден,  и ее землепашец будет ее содержать.  Полем,  садом и всем, что отец ее дал  ей,  она  может  пользоваться,  пока  жива,  но она не может продать  это  за  серебро  и  удовлетворить  требования   другого человека, ее наследственная доля принадлежит только ее братьям.

     (§ 179) Если жрице энтум,  надитум или же зикрум, которой ее отец дал приданое и написал ей документ с печатью,  в  написанном для нее документе он записал,  чтобы после ее смерти отдавать что останется куда ей угодно,  и позволил ей совершать  желаемое,  то после того,  как отец умрет,  она может отдать то,  что после нее останется, куда ей угодно, ее братья не могут подавать против нее иска.

     (§ 180)  Если отец не дал приданого своей дочери — живущей в обители надитум или же зикрум, то после того, как отец умрет, она должна  получить долю в имуществе,  что в доме ее отца,  как один наследник и может пользоваться ею пока жива;  после ее смерти это принадлежит только ее братьям.

     (§ 181)  Если  отец  посвятил богу надитум,  кадиштум или же кульмашитум и не дал ей приданого,  то  после  того  как  отец умрет,  она должна получить из имущества, что в доме ее отца, 1/3 своей наследственной доли и может  ею  пользоваться,  пока  жива; после ее смерти это принадлежит только ее братьям.

     (§ 182)  Если  отец  не дал приданого своей дочери — надитум бога Мардука Вавилонского и документа с печатью не написал ей, то после того,  как отец умрет,  она может получить вместе со своими братьями 1/3 своей  наследственной  доли,  а  повинность  она  не обязана  нести;  надитум бога Мардука может отдать то,  что после нее останется, куда она захочет.

     (§ 183) Если отец  дал  приданое  своей  дочери,  побывавшей наложницей-шугетум,  выдал  ее  замуж  и написал ей документ с печатью,  то после того,  как отец умрет,  она не должна  принять участие в разделе имущества, что в доме ее отца.

     (§ 184)   Если   человек  не  дал  приданого  своей  дочери, побывавшей наложницей-шугетум и не выдал ее замуж,  то после того как  отец  умрет,  ее братья должны дать ей приданое соразмерно с достоянием, что в доме отца, и выдать ее замуж.

     (§ 185) Если  человек  взял  в  усыновление  малолетнего, находившегося в небрежении,  и вырастил его,  то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску.

     (§ 186) Если человек взял в усыновление малолетнего, а когда он его уже взял,  тот узнает своего отца и свою мать,  то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

     (§ 187) Приемный сын дворцового евнуха или же  приемный  сын зикрум не может быть потребован обратно по иску.

     (§ 188)  Если  ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло,  то приемыш не  может  быть  потребован обратно по иску.

     (§ 189)  Если  он  не  передал  ему своего ремесла,  то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

     (§ 190) Если  человек  не  причислил   к   своим   сыновьям малолетнего,  которого  он  взял  в  усыновление  и  которого  он вырастил,  то этот  воспитанник  может  вернуться  в  дом  своего родного отца.

     (§ 191) Если человек, который взял в усыновление малолетнего и который вырастил его,  а тот работал в его  доме,  затем  завел родных детей и пожелал отвергнуть воспитанника,  то этот приемный сын не должен уйти с пустыми руками;  приемный отец,  воспитавший его,  должен  ему  дать  из  своего  движимого  имущества 1/3 его наследственной доли, и затем тот должен будет уйти; из поля, сада и дома он может ему ничего не дать.

     (§ 192) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум сказал отцу,  воспитавшему его, и матери, воспитавшей его: «Ты не мой отец, ты не моя мать», то ему должны отрезать язык.

     (§ 193) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум узнал дом своего родного  отца  и  возненавидел  приемного  отца, воспитавшего его,  и приемную мать, воспитавшую его, и ушел в дом родного отца, то ему должны вырвать глаз.

     (§ 194) Если человек отдал своего сына кормилице, а этот сын умер  на  руках у кормилицы,  и кормилица без согласия его отца и его матери подменила его другим, то ее должны уличить, и, так как она  без  согласия  его  отца и его матери подменила ребенка,  ей должны отрезать груди.

     (§ 195) Если  сын  ударил  своего  отца,  то  ему  должны отрубить руку...

     (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны выколоть ему глаз.

     (§ 197) Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны переломить ему кость.

     (§ 198) Если  он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

     (§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же  переломил кость рабу человека,  то он должен отвесить половину его покупной цены.

     (§ 200) Если человек выбил зуб  человеку,  равному  ему,  то должны ему выбить зуб.

     (§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму,  то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

     (§ 202) Если человек ударил  по  щеке  человека  высшего  по положению,  чем  он  сам,  то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

     (§ 203) Если сын человека  ударил  по  щеке  сына  человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

     (§ 204) Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.

     (§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына  человека,  то ему должны отрезать ухо.

     (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану,  то этот  человек  должен  поклясться:  «Неумышленно  я ударил», — и оплачивать лекаря.

     (§ 207) Если  тот  умер  от его побоев,  то виновный должен поклясться,  и,  если умерший —  сын  человека,  виновный  должен отвесить 1/2 мины серебра.

     (§ 208) Если  умерший  — сын мушкенума,  то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра.

     (§ 209) Если человек  побил  дочь  человека  и  причинил  ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.

     (§ 210) Если  эта  женщина  умерла,  то  должны  убить  его дочь.

     (§ 211) Если он побоями причинил выкидыш  дочери  мушкенума, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

     (§ 212) Если эта женщина умерла,  то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

     (§ 213) Если он побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра.

     (§ 214) Если  эта рабыня умерла,  то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

     (§ 215) Если  лекарь  сделал  человеку  тяжелую  операцию бронзовым  ножом  и  спас  человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом  и  спас  глаз  человеку,  то  он  может получить 10 сиклей серебра.

     (§ 216) Если это сын мушкенума,  то лекарь может получить 5  сиклей серебра.

     (§ 217) Если это раб человека,  то хозяин раба  должен  дать лекарю 2 сикля серебра.

     (§ 218) Если   лекарь  сделал  человеку  тяжелую  операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

     (§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым  ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.

     (§ 220)  Если  он  вскрыл  ему  бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз,  то он должен отвесить  серебром  половину  его покупной цены.

     (§ 221)  Если  лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав,  то больной должен заплатить лекарю  5 сиклей серебра.

     (§ 222)  Если  это  сын мушкенума,  то он должен заплатить 3 сикля серебра.

     (§ 223)  Если  это  раб  человека,  то  хозяин  раба  должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.

     (§ 224)  Если  воловий  или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его,  то владелец вола или  осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.

     (§ 225)  Если  он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его,  то он должен заплатить владельцу вола или же осла  1/4 его покупной цены.

     (§ 226) Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба,  то этому цирюльнику должны  отрубить кисть руки.

     (§ 227)  Если  человек  обманул (?) цирюльника,  и тот сбрил рабский знак у чужого раба,  то этого человека должны  казнить  и повесить  у  ворот,  а цирюльник должен поклясться:  «Если бы.  я знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.

     (§ 228) Если строитель построил дом человеку и завершил его, то  за  один  cap  дома  домовладелец должен ему дать в подарок 2 сикля серебра.

     (§ 229) Если строитель построил человеку дом и  свою  работу сделал  непрочно,  а  дом,  который  он  построил,  рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

     (§ 230) Если он убил сына  хозяина,  то  должны  убить  сына этого строителя.

     (§ 231) Если он убил раба хозяина,  то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

     (§ 232) Если он погубил имущество,  то все,  что он погубил, он должен возместить и,  так как дом,  который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул,  он должен  также  отстроить  дом  из собственных средств.

     (§ 233)  Если  строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

     (§ 234)  Если  лодочник  соорудил  человеку  судно,  но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или  оно  имело  другой недостаток,  то лодочник должен это судно разобрать,  а из собственных средств  сделать  прочное  и  отдать судовладельцу прочное судно.
1   2   3   4


написать администратору сайта