Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые идеи гештальтпсихологии

  • Закон фигуры и фона

  • Закон прегнантности

  • Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре)

  • Принципы гештальта

  • гештальтпсихология. Гештальт психология (М. Вертгеймер, К. Левин, Р. Арнхейм) Заргарян Диана, 2 об по культ2


    Скачать 4.31 Mb.
    НазваниеГештальт психология (М. Вертгеймер, К. Левин, Р. Арнхейм) Заргарян Диана, 2 об по культ2
    Дата14.11.2022
    Размер4.31 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлагештальтпсихология.pptx
    ТипЗакон
    #788784

    Гештальт психология (М.Вертгеймер, К.Левин, Р.Арнхейм)

    Заргарян Диана, 2 об ПО Культ-2

    Гештальтпсихология

    Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии.

    Ключевые идеи гештальтпсихологии

    Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание.

    Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом.

    • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
    • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
    • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха –  ощущения слуха.
    • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
    • Мышление  — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

    Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

    Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

    Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

    Закон константности: все стремится к постоянству.

    Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

    Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

    Принципы гештальта

    Близость

    (все, что рядом, воспринимается вместе)


    Близость настолько сильна, что перевешивает сходство цвета, формы и других факторов, которые могут различать группу объектов.

    Принципы гештальта

    Замкнутость (приобретение фигурой формы)


    наши глаза совершают это посредством заполнения недостающих сведений, чтобы придать смысл сложной композиции.

    Принципы гештальта

    Схожесть


    объекты, имеющие общие характеристики, являются для нас более связанными. Мы склонны группировать объекты по форме, цвету, размеру и т. д, и думать, что они выполняют одинаковые функции.

    Принципы гештальта

    Непрерывность


    элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой

    Принципы гештальта

    Восприятие

    фигура-фон


    люди инстинктивно воспринимают объекты либо как фигуру (фокальная точка), либо как фон

    Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер

    Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.

    Рудольф Арнхейм

    1904, Берлин — 2007, Анн-Арбор, Мичиган) — американский писатель, киновед и кинокритик, эстетик, психолог еврейского немецкого происхождения, педагог, теоретик кино и изобразительного искусства.

    Первым применил основные положения гештальтпсихологии к эстетике и теории композиции изобразительного искусства

    Гештальт–терапия

    Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое.

    (8 июля 1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) — немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского происхождения).

    Спасибо!



    написать администратору сайта