Главная страница

гимнастическая терминология. Гимнастическая терминология


Скачать 36.78 Kb.
НазваниеГимнастическая терминология
Дата01.12.2022
Размер36.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлагимнастическая терминология.docx
ТипКонтрольная работа
#823224

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ

П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Кафедра теории и методики гимнастики
Контрольная работа на тему:

«ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

Белоус А.Г.

Направление подготовки:

49.03.04 Спорт

Профиль:

Тренерско-преподавательская деятельность

в избранном виде спорта

Факультет: ЛОВС заочное отделение

Группа: 103

Санкт-Петербург 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………...…………………..3

1.Требования, применяемые к терминологии………….………..…………..4

2.Правила применения терминов………………………………...…………..5

3.Термины общеразвивающих и вольных упражнений…………………….6

4.Термины упражнений на снарядах…………………………………...……8

5.Термины для обозначения маховых движений (махов)…………………10

6.Термины акробатических упражнений………………………...…………11

7.Специфические термины упражнений на батуте…...……………………13

8.Термины упражнений художественной гимнастике…………………….14

9.Основные группы строевых упражнений……………………..………….15

10.Методические указания………………………………………...………..20

11.Классификация упражнений и программный материал………………..22

12.Составление комплексов ОРУ…………………………………...………23

13.Правила подбора упражнений………………………………….………..26

14.Методика проведения ОРУ………………………………………………28

Заключение………………………………………………………..…………29

Список использованной литературы…………………………………...…..30

Введение

Спортивные термины предназначены для краткого обозначения физических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря. Тренерам, арбитрам следует научиться правильно применять их, знать особенности, происхождение отдельных терминов. Это поможет им расширить возможности общения на занятиях с различным контингентом и повысить эффективность процесса обучения, облегчит описание и понимание техники упражнения.
Учёные, преподаватели, тренеры проделали большую работу по систематизации спортивных терминов и их упорядочению. Они стремились к тому, чтобы спортивные термины были точными и краткими, передавали смысл того или иного упражнения. Спортивная терминология совершенствуется вместе с развитием спорта, появлением новых элементов движений, упражнений и их сочетаний.
Становление спортивной терминологии шло параллельно с развитием спорта. Многое зависело от того, в какой стране и когда получил распространение тот или иной вид спорта.
Большое число спортивных терминов, особенно в новой упрощенной терминологии, уходит своими корнями и в русский язык.

1. Требования, применяемые к терминологии

1.1 Доступность
Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и устойчивой.
1.2 Точность
Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого упражнения или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им.
1.3 Краткость
Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.
2.Правила применения терминов
Гимнастическую терминологию следует применять с учётом квалификации занимающихся. Начинающим заниматься необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений. Все термины целесообразно разделить на следующие группы:
1. Общие термины.

Для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т.п., например, строевые упражнения, вольные.
2. Основные термины.

Позволяют точно определять смысловые признаки упражнения. Например, подъём, оборот, поворот, вис, упор, наклон.
3. Дополнительные термины.

Уточняют основные и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры, например, разгибом, дугой, переворотом.
Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно).
3.Термины общеразвивающих и вольных упражнений
Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке; стойка ноги врозь; стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».
Седы – положения сидя на полу или на снаряде.

Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.
Присед – положение занимающегося на согнутых ногах.

Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед; полуприсед с наклоном; полуприсед, присед на правой или левой и др.
Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги.

Различают: выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад.
Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры.

Различают: упор присев; упор стоя согнувшись; упор лёжа на предплечьях; упор лёжа сзади и др.
Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.
Наклон – термин, обозначающий сгибание тела.

Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон в широкой стойке; наклон с захватом.
Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге.

Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад).

4. Термины упражнений на снарядах
Хват – способ держания за снаряд.

Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват широкий; хват узкий.
Вис – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.

Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.

Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя.

Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.
Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры.

Различают упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.
Сед – положение сидя на снаряде.

Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.
Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий.

Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.
Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина, жердь и др.), выполняемое из упора.

Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси.

Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.
Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела.

Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др.

Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах – свободное движение относительно оси вращения.
Способы: силой, изгибами, с прыжка.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).

Раскачивание – несколько качей.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате.
По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

5. Термины для обозначения маховых движений (махов)
Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.
Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами).

Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др.
Вход – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).
Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).
Перелёт – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук, а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора.
Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др.

Прыжок – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.
Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой руками.

Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.

Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

6. Термины акробатических упражнений
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову).

Различают: перекат вперёд, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись, выполняемый из седа.
Группировка – согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени).

Различают группировку лёжа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.
Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Различают: кувырок вперёд, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полёта до опоры руками, кувырок назад, кувырок назад согнувшись и др.
Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полёта.

Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу и др.

Переворот назад – вращательное движение тела назад с опорой на руки.

Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.
Перекидка – равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием без фазы полёта. Выполняется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.
Рондат – переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет – прыжок назад с рук на ноги.
Подъём разгибом – вскок на ноги, выполненный из упора согнувшись.

Его можно сделать в сед, в седы ноги врозь, на колени и т.д.
Поворот разгибом – выполняется движением подъёма с поворотом кругом в упор лёжа.
Сальто – свободное переворачивание тела в воздухе.

Различают: сальто вперёд, маховое сальто, сальто назад, в сторону, сальто с поворотом и др.
Темповой подскок – небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперёд, руки вверх.

Применяется в качестве связующего звена в прыжковой акробатике.
Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Различают: мост, мост на одной руке, мост на одной ноге, мост на предплечьях, мост разноименный.
Шпагат – сед с предельно разведёнными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги).

Различают: шпагат, шпагат правой, левой, шпагат с наклоном и др.

Стойка – вертикальное положение тела ногами вверх.

Различают стойки: на лопатках, на голове, на руках.

Стойка на руках может быть узкой, широкой, сомкнутой, на одной руке.
Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой; перекатом; махом; согнувшись; прогнувшись; прыжком и др.

7. Специфические термины упражнений на батуте
Кач – отдача сетки после прихода на неё прыгуна.

Подскоки – (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлёта исполнителя.

Остальные термины образуются в соответствии с правилами гимнастической терминологии.

8. Термины упражнений художественной гимнастики
Шаги – разнообразные виды передвижения.

Различают: обычный шаг, шаг с носка, на носках, выпадами, шаг галопа, приставной шаг.
Бег – передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полёта.

Названия бега аналогичны видам ходьбы.
Поворот – вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси.

Различают: поворот переступанием (одноимённый, разноимённый), на носках, скрестный, махом, а также в приседе, в равновесии и др.
Прыжок – свободный полёт после отталкивания ногами.

В зависимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, шагом и др.
Волна – сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других.

Различают: волну вперёд, вправо, влево.
Волна рукой – волнообразное движение рукой (руками), начинающееся сгибанием руки и опусканием кисти, затем разгибанием с одновременным подниманием кисти.
Положение кисти принято именовать так: обычное, кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

9. Основные группы строевых упражнений

9.1 Строевые приемы
Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.

Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».

Команды «Равняйсь!», «Налево — равняйсь!», «На середину — равняйсь!».,

Команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение.

Команда «Вольно!». По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно.

Команда «Правой (левой) — вольно!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.

Команда «Разойдись!». Занимающиеся действуют произвольно.

Расчет. Команды «По порядку — РАССЧИТАЙСЫ», «На первый и второй — РАССЧИТАЙСЫ», «По три (четыре, пять и т. д.) — РАССЧИТАЙСЫ» и др.; расчет начинается с правого фланга.

Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева от него и быстро принимает и. п.
Повороты на месте (команды «Напра-BOl», «Нале-ВО!», «Кру- ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»).
9.2 Построения и перестроения

Построения — действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.
Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.
Для построения подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды староста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.
Перед докладом о готовности к занятиям дежурный выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!)».
Не доходя строевым шагом 2—3 шага до преподавателя, дежурный останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует . . . группа . . . курса факультета . . . По списку . . . человек, присутствует . . . человек. Дежурный . . .». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя, встает лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы дежурный дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.
Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) — СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем.

Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряжению. Например, «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги».
Перестроения — переходы из одного строя в другой.

Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги — СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).
Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета подается команда «В три шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — СТРОЙСЯ!». Перестроение проводится в порядке, обратном построению.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево — МАРШ!» (как правило, команда подается, когда направляющий; находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально.
9.3 Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Виды передвижений
- Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола; движения руками выполняются вперед и назад, пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом — МАРШ!».
В практике встречается разновидность строевого шага, которая заключается в том, что движения руками выполняются с большой амплитудой — вперед до высоты плеча, назад — до отказа и слегка наружу. Эта разновидность имеет широкое применение во время массовых гимнастических выступлений и торжественных прохождений спортсменов.

- Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды:
«Шагом — МАРШ!» — подается для всякого движения шагом с места.

«Обычным шагом (бегом) — МАРШ!» — применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу.
9.4 Переход с движения на месте к передвижению.

Команды:

- «Прямо!» (подается под левую ногу) — выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.

- «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) — МАРШ!»

Прекращение движения по команде «Группа — СТОЙ!» — подается под левую ногу.

Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).
Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды «ШИРЕ ШАГ!», «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕЖЕ!», «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!».

Движение бегом. Команда: «Бегом — МАРШ!» При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом, то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом — МАРШ!» Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу.
9.5 Повороты в движении.

Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кругом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги.
Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом — МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.
9.6 Движение в обход.

Команда «Налево (направо) в обход шагом — МАРШ!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки, а слово «шагом» исключается.

9.7 Движение по кругу.

Команда «По кругу — МАРШ!». Исполнительная команда подается на середине одной из границ зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга.

10. Методические указания
1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и испольнительные («Шагом — МАРШ!», «КруГОМ!» и т. д.).

Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЫ», «СМИРНО!» и пр.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавить слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. д., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично.
Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.
Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.
Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки.
По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупотреблять не следует. Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.
При подаче команд на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей: а) название строя; б) направление движения; в) способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево шагом — МАРШ!».

При размыкании последовательность частей команды будет такой: а) направление; б) величина интервала; в) способ исполнения. Например, «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЫ»
Для более успешного овладения строевыми упражнениями целесообразно с первых же уроков проводить учебную практику по их проведению в составе учебных отделений. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах, когда один подает команду, а второй ее выполняет.

11. Классификация упражнений и программный материал
ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, группируя упражнения для различных частей тела:
- Упражнения для рук и плечевого пояса.

- Упражнения для шеи.

- Упражнения для ног и тазового пояса.

- Упражнения для туловища.

- Упражнения для всего тела.
В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.
В группе «упражнения для ног и тазового пояса» — упражнения для стопы, голени, бедер. В группе «упражнения для туловища» выделяются упражнения для мышц передней или боковой поверхности туловища и т. п.
Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, отведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений.

12. Составление комплекса ОРУ
12. 1 Зависимость форм и содержания занятий ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться.
12.2 Специфическая направленность ОРУ

Влияние на организм одинаковых по форме упражнений (например, приседаний) зависит от характера их исполнения (быстрое или медленное приседание, с отягощениями или без них). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о проявлениях двигательных способностей, о физических качествах: силе, выносливости и гибкости.
Силовые качества, т. е. способность к преодолению внешнего сопротивления, рекомендуется развивать с использованием ОРУ тремя способами:
1. Многократное (до 8—12 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т. п.). Выполнение подобных упражнений до утомления развивает силовую выносливость, способствует увеличению мышечной массы. Если повторение 8 — 12 раз не составляет труда, необходимо увеличить вес отягощения или изменить и. п. (например, отжимания с завышенной опорой ног).
2. Поднимание околопредельного веса (1—3 раза). Данные упражнения развивают максимальную силу мышц. Растет и их масса. Изометрические упражнения (околопредельное напряжение мышц с таким внешним сопротивлением, при котором нет видимых перемещений частей тела) также развивают максимальную силу.

3. Выполнение движений с максимальной скоростью. Развиваются скоростно-силовые качества мышц, быстрота.
Выносливость — способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе, требующей значительных усилий. Используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость. Выполнение максимального количества раз упражнений, в которых участвует ограниченное число мышц, развивает локальную выносливость.
Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивают общую выносливость.
Гибкость — мера взаимной подвижности звеньев тела. От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенное. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счет преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами и т. п.). В связи с этим и развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнений для укрепления мышц, фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т. п.).
Пассивная гибкость — проявление подвижности в суставах за счет силы тяжести собственного тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с наклоном к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой ею о рейку гимнастической стенки и т. п.). Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий (наклоны с добавочными движениями, то же с помощью партнера), фиксацией статических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т. п.).
Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ. Паузы между отдельными ОРУ на развитие силы, выносливости, гибкости связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц.
Необходимо научить занимающихся активно (произвольно) расслаблять мышцы волевым усилием. С этой целью используется метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений. Этот метод особенно эффективен в положении лежа или сидя. Применяются также маховые движения с расслаблением, потряхивания, приемы самомассажа.

13. Правила подбора упражнений

При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:
- Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определенной схемы, к примеру «руки— ноги—туловище». Эти три упражнения составят одну серию. В комплексе гигиенической гимнастики может быть 3—5 серий. В каждой следующей серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы-разгибатели, то во второй серии должны включиться в активную работу мышцы-сгибатели. Рекомендуется изменять и характер упражнений. Выполнение серий упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.

- Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой. Этим же правилом руководствуются при составлении комплекса упражнений производственной гимнастики и при составлении комплекса лечебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.

- Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте, реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также от занятия к занятию.

Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений.

- Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений.

При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:
- Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

- Круговые и маховые движения руками.

- Приседания.

- Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

- Наклоны и круговые движения головой.

- Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

- Поднимание ног в положении сидя и лежа.

- Махи ногами вперед, назад и в сторону.

- Прыжки (подскоки) многократные.

- Ходьба и бег на месте.

14. Методика проведения ОРУ
Особенностью выполнения в отличие от прикладных является стилизация движений. Такие естественные движения и навыки, как ходьба, бег, наклоны, приседания и т. п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения. В связи с этим при проведении ОРУ необходимо указывать ученикам на отклонения от данных норм.
Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры и гимнастические эстафеты насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т. п.). Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках.

Заключение

Таким образом, в гимнастической терминологии используются специальные слова, условные выражения, смысл которых необходимо раскрывать в процессе обучения. Краткость обозначений вызывает необходимость в создании словарей гимнастических терминов. Гимнастическая терминология является неотъемлемой частью в процессе обучения и проведения учебно-тренировочного занятия. Краткость, точность и доступность - все это делает процесс обучения более эффективным. Правильное и грамотное применение терминологии – залог успешного обучения двигательным действиями. Тем самым совершенствуется техническая подготовка будущих гимнастов.

Список использованной литературы

1. Баршай В.М., Курысь В.Н., Павлов И.Б. «Гимнастика», издательство: Феникс 2011 г., доп. свед.: 2-е изд., перераб. и доп.

2. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология. М.: ФиС, 2006.

3. Лебедихина Т.М. Гимнастика. 1 часть: Методические рекомендации. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006

4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Владос, 2006

5. Шлыков В.П. Гимнастическая терминология общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры: Методические рекомендации. Екатеринбург: 2007


написать администратору сайта