Главная страница

Боккачо. Боккаччо-воробьева. Главной идеологической проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу


Скачать 16.72 Kb.
НазваниеГлавной идеологической проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу
АнкорБоккачо
Дата04.01.2023
Размер16.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБоккаччо-воробьева.docx
ТипДокументы
#872392

Джованни Боккаччо (годы жизни 1313-1375) был родом из купеческой семьи. Он писал стихи на вольгаре, самыми известными признаны «Декамерон» и «Фьезоланские нимфы». Новеллы из книги «Декамерон» представляют гуманистические идеи: достоинство человека основывается на его нравственном совершенстве, а не на знатности рода. Боккаччо осуждал давление церковной морали, насаждаемый ей аскетизм. Ум человека, его смелость и сноровка помогают выстоять в любых жизненных невзгодах. За свои взгляды Боккаччо был осуждён, ему предлагали сжечь книгу и отказаться от провозглашённых в ней идей, но он остался верен принципам гуманизма.

Боккаччо смог реабилитировать языческую мудрость. В своей книге «Генеалогия языческих богов» он показывает богатство мыслей древних мудрецов и поднимает античную поэзию до уровня теологии. Он видит в них единую истину, но выраженную разными формами. Это стало важным шагом становления светской культуры Возрождения.

Главной идеологической проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу. В «Декамероне» бог вынесен за пределы человеческого бытия, в котором высшей ценностью оказывается сам человек. Поэтому желание Чаппеллетто «умереть таким, каким жил» не столь неразумно, как это кажется расчетливым ростовщикам. Разыгрывая исповедующего его монаха, Чаппеллетто не обманывает бога, о котором просто не думает, а в последний раз выявляет заложенные в нем человеческие возможности, утверждает своеобразие своей индивидуальности и тем самым по-своему, в гротескно-мелкой сфере достигает единственного вида бессмертия, которое, согласно убеждению гуманистов Возрождения, было возможно для земного человека.

Одним из проявлений реалистичности «Декамерона» было то, что люди действовали и думали в нем как люди, живущие в средневековом мире и разделяющие не только его идеалы, но и его предрассудки. Герои «Декамерона» не свободны от общества, и Боккаччо показывает это с присущей ему объективностью. Но сам писатель не считал «естественной» ни особую мораль слуг, ни особую мораль хозяев. Он выставил на позор Аригуччо Барлингьери, «который, по глупости, как то и теперь ежедневно делают купцы, захотел облагородиться через жену» (VII, 8) не потому, что полагал, будто сословные барьеры непреодолимы, а, наоборот, потому, что считал нелепым придавать им слишком большое значение. Правдиво изображая мир феодальных и корпоративно-сословных отношений, в которые вовлечены персонажи его новелл, Боккаччо отнюдь не считал, что мир этот лучший из миров и что изменить его невозможно. Человек, который благодаря своему образу мыслей и своим поступкам способен подняться над своим классом. Все новеллы шестого дня рассказывают о находчивости, остроумии, внутренней свободе и достоинстве человека, благодаря которым человеку удается овладеть ситуацией и «избежать урона, опасности или обиды».

Концепция человеческой личности у автора “Декамерона” целиком гуманистическая, личные заслуги человека он ценит больше, чем принадлежность к благородному роду. Сама любовь, которая у Боккаччо всегда гармонично объединяет плотское и духовное начала, является выражением человечности.

В устных новеллах, которые рассказывали горожане, отразился средневековый аскетический взгляд на женщину как на существо злое и греховное, а отношения между мужчиной и женщиной часто рассматривались как проявление низменных, животных сторон человеческой натуры.

Боккаччо свободен от этого воззрения, которое насаждала католическая церковь. Следуя своим гуманистическим идеалам, он считает женщину существом прекрасным, а любовь – высоким и благородным проявлением человека.

Человек занимает центральное место во всей концепции «Декамерона». Писатель твердо верит в заложенное в нем доброе начало, в его великие возможности.

Представления Боккаччо об идеальном человеке, которые отразились в его книге, были порождены своеобразными условиями развития вольных городов, боровшихся против феодальных установлений.

Природа создает человека прекрасным и гармоничным. Жестокие и суровые феодальные отношения калечат и уродуют его.

Идеал Боккаччо – всесторонне развитый человек. Такой человек должен быть не только умным и образованным, но и ловким, храбрым, сильным, красивым физически. Причем ум и остроумие – такие же неотъемлемые качества женщины, как и мужчины. В «Декамероне» мы часто встречаем насмешки над глупыми женщинами.

Идеал всесторонне развитого человека, который защищает Боккаччо, глубоко прогрессивен. Он сложился в эпоху, когда разделение труда, характерное для складывающихся буржуазных отношений, еще не проявило своего уродующего человека действия.

Время показало, что в условиях буржуазного общества мечты гуманистов о гармоническом развитии человека не могли воплотиться в жизнь.

Боккаччо считает, что природа, сотворив людей прекрасными, создала их не из дерева и не из алмаза, а из плоти и крови и никакие аскетические догмы не могут помешать человеку пользоваться земной жизнью. Выступая в защиту прав человека, Боккаччо призывает отбросить стесняющую его средневековую мораль и религиозное мировоззрение.


написать администратору сайта