Основные этапы истории мусульманской общины. Голота_статья. Голота Е. Р. Основные этапы истории мусульманской общины г. Благовещенска Аннотация
Скачать 79.5 Kb.
|
Голота Е. Р. Основные этапы истории мусульманской общины г.Благовещенска Аннотация. Данный доклад знакомит вас с исследованием истории ислама в Амурской области, а конкретно в г. Благовещенск. Главной целью является ознакомление с происхождением общины от её истоков до нынешнего времени. Автор прослеживает становление мусульманской уммы города Благовещенска. Местная община начала сформировываться ещё в 90-х годах 20-го века. Национальный состав был довольно однороден, имел место значительный гендерный дисбаланс, как в прошлое, так и в настоящее время. В работе выделяются характерные особенности данной общины, подробно описывается её история, начиная с 2000-х годов, на основе достоверных источников, таких как интервью с представителями общины, в том числе и с нынешним имамом. Весьма широко описывается жизнь наиболее выдающихся представителей. Особое внимание акцентируется на проблемах общины. Главным образом, сосредоточенных на трудностях при получении земельного участка для мечети. Данная тема представляет актуальность, так как история исламской общины г. Благовещенска освещается очень редко, и сведений по этой теме крайне мало. Ключевые слова: Ислам, умма, мусульмане, мечеть, намаз, имам, гендерный дисбаланс, медресе, хадж в Мекку, этноконфессиональное взаимодействие Golota E.R. The main stages of the history of the Muslim community Blagoveshchensk Abstract. This report introduces you to the study of the history of Islam in the Amur region, and specifically in Blagoveshchensk. The main goal is to familiarize with the origin of the community from its origins to the present time. The author traces the formation of the Muslim Ummah of the city of Blagoveshchensk. Local community began to form in the 90's of the 20th century. The national composition was rather homogeneous, there was a significant gender imbalance, both in the past and at the present time. The paper highlights the characteristic features of this community, describes its history in detail, beginning in the 2000s, on the basis of reliable sources, such as interviews with community representatives, including the current imam. The life of the most prominent representatives is very widely described. Particular attention is focused on the problems of the community. Mainly, focused on the difficulties in obtaining a land plot for a mosque. This topic is relevant, since the history of the Islamic community of Blagoveshchensk is very rarely covered, and there is very little information on this topic. Keywords: Islam, umma, Muslims, mosque, Mohammedan prayer , imam, gender imbalance, madrasah, hajj to Mecca, ethno-confessional interaction История ислама в Приамурье не имеет своего систематического и полного научного описания. Некоторые данные о развитии ислама в Амурской области можно подчерпнуть из архивов (статистических сборников, газет), результатов всеобщих переписей населения и немногочисленных научных публикаций, о современном его состоянии – в основном из исламских информационных интернет-ресурсов. При этом сведения о численности и составе уммы Приамурья ( как в прошлом, так и на современном этапе) значительно разнятся в различных источниках. Впервые мусульмане на территории тогда ещё Приамурского края появились в конце 1850-х гг. и вскоре стали занимать заметное место в конфессиональной картине края: переселившись на новые земли, они достаточно быстро сумели организовать свою религиозную жизнь. Приамурье окончательно оказалось во власти Российской империи во второй половине 19 века, по-видимому, первым мусульманами в Приамурье были казаки и солдаты Восточно-Сибирского линейного батальона – прежде всего татары ( по некоторым данным – и башкиры). По данным на 1896 г., 0,4% населения Амурской области были мусульманами. Важнейшим источником сведений о начальном этапе развития ислама в Приамурье является всеобщая перепись населения 1897 г., содержащая в том числе сведения о вероисповедании. Расширенные результаты переписи позволяют воссоздать национальный, возрастной, гендерный и социально-экономический состав уммы Приамурья в конце XIX в. Итак, по данным переписи 1897 г.1 , в Амурской области насчитывалось 665 мусульман (0,55% от всего населения области), из которых 545 – мужчины, 120 – женщины. Как видно из вышеприведённых данных, имел место значительный гендерный дисбаланс, выражающийся в острой нехватке женщин (на одну женщину приходилось 4,5 мужчины). В сравнении с уездами (районами) соотношение между мужчинами и женщинами в Благовещенске было более сбалансированным, хотя и здесь наблюдалась нехватка женщин. Национальный состав мусульман тогда был довольно однороден: подавляющее большинство (531 чел. – почти 80%) составляли татары, в том числе 419 мужчин и 112 женщин. Возрастной состав татарской уммы Приамурья согласно переписи 1897 г.: пятая часть – лица моложе 19 лет, более половины – лица в возрасте от 20 до 39 лет, четверть – лица в возрасте от 40 до 59, менее 0,5% – лица старше 60 лет. 263 мужчины-татарина и 43 женщин-татарок не состояли в браке, 159 мужчин и 63 женщины состояли в браке, 23 мужчины и 7 женщин были вдовыми. 195 татар-мусульман проживали в Благовещенске, остальные – в уездах. Сословный состав татарской общины был представлен в основном крестьянами (492 чел.), но были также дворяне (3), мещане (73), чиновники (2), иностранные подданные (61). По роду деятельности распределение было следующим: четверть татар занималась частными услугами, 122 работали в рудниках, 55 занимались земледелием, 42 – извозом. Грамотность среди них была несколько выше, чем в среднем среди других мусульман области: 24% среди мужчин и 22% среди женщин. Следующими по численности в умме были мусульмане-китайцы, их насчитывалось 56 человек, все они были мужчинами и проживали в Благовещенске. Грамотой из них владели только двое. Также среди мусульман Приамурья в ходе переписи выявилось 17 русских (13 мужчин и 4 женщины, из них грамотные – 9 мужчин и 1 женщина), 10 лезгин и 2 носителя финно-угорской группы языков, все мужчины. Кроме того, 24 мусульманина были отнесены переписчиками к носителям «остальных индоевропейских языков» и столько же (помимо татар) – к носителям «турецко-татарских языков» [Забияко, Беляков, Воронина, 2017, 358]. Ещё одним источником, на основании которого можно выявить численность мусульманской общины Приамурья на начальном этапе её становления, являются так называемые обзоры Амурской области – ежегодные справочники, при составлении которых использовались материалы административно-полицейских учётов, данные переселенческого ведомства, различных исследований и переписей. Так, на основании обзоров за 1895–1914 гг. динамика численности мусульман в Приамурье была следующей: Таблица 1. Динамика численности мусульман в Амурской области в 1895–1914 гг. согласно «Обзорам Амурской области»
Как видно из приведённой таблицы, в абсолютных показателях количество мусульман постепенно росло, достигнув почти 3,5 тысяч человек к 1914 г. В относительных же показателях количество мусульман оставалось примерно одинаковым вплоть до 1910 г., превысив однопроцентный порог только в 1911 г. Некоторые сомнения вызывают данные за 1895 и 1897 гг., поскольку количество мусульман в них сильно (в два раза) превышает соответствующие официальные данные переписи 1897 г. Интересна динамика роста численности мусульман в Амурской области в период с 1908 по 1911 гг. за три года их количество увеличилось более чем в два раза. До революции в Благовещенске действовали мечеть, пять молитвенных домов и медресе. Также на территории города была одна китайская мечеть (китайские мусульмане никогда не посещали построенные российскими мусульманами мечети). Ни один из этих объектов не сохранился, сегодня можно лишь примерно определить их былое местонахождение. По некоторым данным, историческая мечеть находилась в центре города на улице Садовой (между «Амурской ярмаркой» и кинотеатром «Благовещенск»), мусульманская школа – на улице Вишневой (в районе пересечения ул. 50-летия Октября и ул. им. Горького) [Справка, 2010]. После антирелигиозного митинга, прошедшего в г. Благовещенске 8 января 1930 г. и описанного на страницах «Амурской правды» тех времён, здание мечети было решено отвести под школу, а конце 1930-х гг. она, как и почти все остальные храмы Благовещенска, была взорвана. По-видимому, в это же время мусульманская община г. Благовещенска официально прекратила своё существование. В 1990-х гг. начинается процесс возрождения ислама в Приамурье. Благовещенская община мусульман образовалась «снизу» (стихийно) на основе нескольких национальных групп и стала считать себя правопреемницей дореволюционной мусульманской общины г. Благовещенска. В советское время много выходцев с Кавказа и Средней Азии приезжали работать в Амурскую область и оставались там. Так сформировалась мусульманская община. А после развала СССР появилась возможность совершать коллективно молитвы, собираться для совершения пятничной молитвы и праздничных молитв Курбан-байрам и Ураза-байрам, а также выполнять другие религиозные ритуалы. Интерес к религии и духовности начал, как и везде, возрастать. В 1991 г. руководитель инициативной группы амурских мусульман Н.В. Камалов обратился в областной Совет народных депутатов и в Минюст с просьбой разъяснить порядок регистрации религиозной организации. Религиозное объединение мусульман, учредителями которого стали 12 благовещенцев, было зарегистрировано в управлении юстиции 1 декабря того же года как местная религиозная организация Духовного управления мусульман европейской части СНГ и Сибири (с 1992 г. – ЦДУМ). Однако по целому ряду причин, в том числе в связи с поступающей в органы власти информацией о бездействии организации и использовании реквизитов в коммерческих целях, а также в связи с отсутствием ответов на официальные запросы по этому поводу соответствующих структур в централизованную религиозную организацию и лично Талгату Таджуддину. В 1998 году община обратилась в мэрию Благовещенска с просьбой предоставить участок для строительства мечети. Земля была предложена в районе поселка Чигири в Благовещенском районе, что не устроила мусульман в виду дальности расстояния. В последующие годы община правоверных не раз обращалась к городским властям относительно выделения земельного участка, однако предлагаемые мэрией земли отвергались по причине труднодоступности. В 2002 г. религиозное общество мусульман г. Благовещенска исключили из реестра Министерства юстиции. В январе 2003 г. в Благовещенске прошло организационное собрание мусульманских диаспор области. Было принято решение о создании мусульманского общественного центра и избрании его руководящего органа – Высшего Совета. В него вошли по три представителя от таджикской и узбекской диаспор, два представителя от дагестанской диаспоры и по одному – от татарской и туркменской диаспор. Председателем Высшего Совета стал представитель узбекской диаспоры Исмаил Усманджанов. Общественная организация под руководством этого человека выступала под разными названиями и не все они имели официальную регистрацию: «Дальневосточное демократическое движение мусульман», «Братья мусульмане», «Мусульманское братство», «Амурский мусульманский совет». Но общественное объединение «Братья мусульмане» было официально зарегистрировано в органах юстиции в 2003 году, одна уже на следующий год управление Минюста вышло в суд с иском о ликвидации «Братьев мусульман», поскольку объединение носило название международной организации, которая считается в России террористической. В 2004 г. первые 3 человека из Амурской области совершили хадж в Мекку. В 2003-2005 годах общество мусульман проводило праздничные молитвы Курбан-байрам и Ураза-байрам в одном из складов плодоовощной базы «Дружба». Намазы на бетонном полу зимнее время не проходили бесследно, люди заболевали, в связи с чем глава общины Исмаил Усманджанов выступил с обращением в СМИ, в котором назвал политику властей Благовещенска, не предоставляющих землю для мечети, неправильной и вредной для государства, порождающей у мусульманской общественности недоверие. Перспективы строительства мечети обсуждались в мэрии летом 2005 года во время посещения Благовещенска имамом Хамзатом Одаевым, будущим руководителем Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Чеченской республики. Высокий гость приехал в Амурскую области в составе делегации на «Поезде Дружба», сформированном чеченским правительством. Одаев посетил склад плодобазы «Дружба», где совершаются молитвы, и был расстроен отношением городских властей к проблемам мусульман. В СМИ заговорили о возможности строительства мечети в районе овощной базы. После посещения Благовещенска полпредом президента России на Дальнем Востоке Камилем Исхаковым, назывались другие возможные участки для мечети в центральной части города, однако далее разговоров дело не продвинулось. В 2006-2009 гг. мусульманская община Благовещенска проводила пятничные намазы в помещении арендуемого спортзала в районе КПП. В 2008 г. группа встречалась с сопредседателем Совета муфтиев России Н. Ашировым во время его рабочей поездки по Дальнему Востоку. Одними из важнейших вопросов, обсуждаемых во время этого визита, были регистрация религиозной организации и строительство мечети в г. Благовещенске. Первая религиозная организация мусульман ( в составе ЦДУМ) в Благовещенске получила официальную регистрацию 14 декабря 2009 г., её учредителями стали 10 представителей различных национальных групп, например, дагестанской, узбекской, татарской, таджикской и т.д. Председателем её стал юрист Ирик Фасахов а имамом – О. Омаров. На оформление документов для регистрации ушло два с половиной года. Для более подробного изучения вопроса своего доклада я даже встретилась с некоторыми представителями данной общины, в том числе и с самим председателем. Мы обсудили некоторые вопросы, относительно истории общины с момента её официальной регистрации. Некоторые представители уммы собрались ещё в 2007 году, но сама община была зарегистрирована позже по всем правилам, потому что любое собрание больше 10 человек уже является незаконным, также у общины появился устав. С 2010 года община взяла в аренду первый этаж недостроенного здания в одном из микрорайонов, где проводились джума-намазы. По словам Фасахова, община пыталась получить землю и разрешение на строительство мечети в течении долгих 6 лет. Совет встречался со многими трудностями и непониманием, отказами властей. О ходе строительства мечети позже мне в своём интервью расскажет другой представитель мусульманской уммы. Также я поинтересовалась насчёт возникновения конфликтов внутри общины и попыталась выяснить их причины. Немного о составе общины: в неё входят лица от 20 до 50 лет, в основном это люди среднего возраста – 30-40 лет, и количество мужчин значительно превышает количество женщин. Конфликтов, по словам юриста, не было, но были только дискуссии по толкованию писанию из Корана или небольшие споры между представителями разных национальных групп, которые ловко рассуживал имам Омарасхаб Омаров. Многонациональность благовещенской общины создаёт определенные трудности для её консолидации [Забияко, Беляков, Воронина, 2017, 360-361]. Благовещенские мусульмане объединяются по земляческому признаку в несколько групп: представители поволжской уммы, представители северокавказской уммы и представители среднеазиатской уммы держатся обособленно, что отмечалось самими членами общины. Строительство мечети и появление постоянного имама уменьшило эту разобщённость. Сам Ирик Фасахов, по мнению первого имама общины, сыграл большую роль в истории уммы, выполнял свою работу крайне компетентно, ответственно и профессионально. Без его участия не проходила ни одна встреча и, кроме этого, он внёс большой вклад в религиозно-духовную жизнь мусульман. С момента официальной регистрации общины сменилось несколько имамов. До 2011 г. обязанности имама выполнял Омарасхаб Омаров. С ним мне тоже довелось поговорить и получить весьма полные ответы на интересующие меня вопросы. Омарасхаб являлся первым имамом нынешней общины, численность которой, на тот момент, составляла около 5-6 тыс. человек, а самих прихожан около тысячи, а на праздники около 2 тысяч. Что касается новообращенных мусульман, то только при Омарасхабе в общину пришло около 50-70 человек, в том числе и его жена также приняла ислам. Эту должность он покинул по собственному желанию. На вопрос возникали ли трудности во время его нахождения на посту он отвечает так: «Кроме них ничего больше и не было, если честно. Но это и радовало, и закаляло нас. Именно трудности и делают нас людьми…» Как отмечал уже до этого И. Фасахов, Омарасхаб также сказал, что большинство их было связано с выделением администрацией земельного участка. Как уже было отмечено выше, людям приходилось молиться в холодных неотапливаемых помещениях, подобно «подвальным крысам», из-за чего они заболевали и испытывали другие неудобства. Но также преграды встречались и в юридическом пространстве, представителей уммы отправляли по различным инстанциям, в конце концов Ирик Фасахов связался с бывшим президентом РФ Д. Медведевым, но даже после этого ситуация кардинально не изменилась. В 2012 году – имамом стал 25-летний Ильяс-хазрат Кадыйров. Исходя из материалов интервью с имамом, размещенном в газете «Амурская правда», я хочу отметить, что на тот момент в Благовещенске проживало примерно 8-10 тысяч этнических мусульман, а на фард – обязательную пятничную молитву – собиралось больше двухсот прихожан! Но, отмечал имам, доставляло большие неудобства отсутствие места, где бы они могли собираться, организовывать учёбу, воскресную школу, где бы преподавали основы ислама и правильное чтение Корана. К тому же очень часто люди отмечали, что им хотелось бы похоронить своих родственников по мусульманским традициям или просто в будние дни пойти подумать, помолиться, но такое место отсутствует. Позже официальный сайт Дальневосточного представительства Центрального духовного управления мусульман России сообщает, что предыдущий глава организации Ильяс-хазрат Кадыйров по собственному желанию покинул Амурскую область и перебрался служить в Татарстан [https://ampravda.ru/2012/02/08/33444.html]. Несколько лет после этого благовещенская умма была фактически лишена имама, административные обязанности исполнял представитель Областного Узбекского национально-культурного центра «Олтин-Водий» («Золотая долина») Абдимухтар Палванов. Он – уроженец советской Киргизии, российское гражданство принял в 2005 году. До этого времени Палванов руководил амурским региональным представительством «Всероссийского конгресса узбеков, узбекистанцев». Индивидуальный предприниматель Абдимухтар-хаджи является одним из основателей мусульманской общины города, пользуется авторитетом и уважением среди прихожан, ведёт все дела организации. С ним мне также довелось встретиться и обсудить все вопросы по процессу строительства мечети. Как отмечает Мухтар-хаджи, местные власти несколько раз предлагали им земельные участки, но они не подходили под строительство религиозных объектов, как и представители уммы, в свою очередь, вносили предложения по поводу земельных участков, которые также отвергались администрацией. В итоге общиной было принято решение начинать строительство мечети в пригороде. В 2013 г. членами общины был приобретён земельный участок в расположенном в 7 км от города с.Чигири, на котором было начато строительство медресе и соборной мечети (2-х этажного здания общей площадью 1,2 тыс. м). И хотя строительство мечети ещё не окончено, и здание построено не по канонам (как было запланировано), поэтому оно более походит на медресе (мусульманское учебное заведение), сегодня намазы совершаются уже там, также там проводятся праздники, во время которых помещение спокойно вмещает около двух тысяч людей. Полностью завершить строительство мечети с двумя минаретами планируется в скором времени. В 2015 году имамом-мухтасибом Амурской области и г. Благовещенска стал Абдурашид Усманович Умаров, а его помощником – Мухамадрасул Гимбатов. Абдрашид, получив прекрасное религиозное образование, решил посвятить свою жизнь духовно-нравственному оздоровлению общества и противодействию идеям радикализма. Он считает, что необходимо сохранить и развивать традиционную религиозную культуру наших народов и создавать условия для этноконфессионального взаимодействия. «В единстве – наша сила, и вместе мы можем эффективнее противодействовать идеологии экстремизма и терроризма. В нашей стране созданы все условия, чтобы успешно развиваться и иметь будущее. Президент России В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул: «Недопустимо тащить расколу, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь. Давайте будем помнить: мы – единый народ, мы – один народ, и Россия у нас – одна», – отмечает Абдурашид [http://www.islam.ru/content/obshestvo/50548]. Список сокращений: г. – год, город гг. – годы в. – век с. – село ЦДУМ – Центральное Духовное управление мусульман России СССР – Союз Советских Социалистических Республик СНГ – Содружество Независимых Государств СМИ – Средства Массовой Информации КПП – Комплекс Промышленных Предприятий РФ – Российская Федерация Библиографический список Забияко, А.П. Народы и религии Приамурья / А.П. Забияко, А.С. Воронина, А.О. Беляков и др.; под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2017. – 424 с. Ислам в Амурской области // Духовное управление мусульман Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dumrf.ru/regions/28/history (дата обращения: 21.06.2017). 33. Справка об истории мусульманской общины г. Благовещенска (Амурский областной краеведческий музей). Исх. 01-04/53 от 08.02.2010 // Текущий архив МРОМ г. Благовещенска. В Чигирях начали строить мечеть // Амурская правда [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ampravda.ru/2013/03/01/042379.html (дата обращения: 21.06.2017). Ислам на берегах Амура // Ислам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.islam.ru/content/obshestvo/50548 (дата обращения: 05.07.2017). Новый благовещенский имам — о практикующих мусульманах, молодежи и предубеждениях // Амурская правда [Электронный ресурс]. – URL: https://ampravda.ru/2012/02/08/33444.html (дата обращения: 08.02.2012). Сведения об авторе Ф.И.О.: Голота Есения Рушановна Место учёбы: Амурский государственный университет Статус: Студент-бакалавр кафедры религиоведения и истории Адрес: 675027, Амурская область, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21. Домашний адрес: г.Благовещенск, ул.Студенческая, 22. (не для публикации) E-mail: Ledi_kiss@bk.ru Name: Golota Esenia Rushanovna Place of study: Amur State University Status: Student-bachelor of the Department of Religious Studies and History The address: 675027, Amur region, Blagoveshchensk, Ignatievskoe highway, 21. Home address: Blagoveshensk, ul.Studentskaya, 22. (not for publication) E-mail: Ledi_kiss@bk.ru References Zabiyako, А.P. Narody i religii Priamur'ya / А.P. Zabiyako, А.S. Voronina, А.O. Belyakov i dr.; pod red. А.P. Zabiyako. – ( in Russian). Blagoveshhensk: Izd-vo Аmurskogo gos. un-ta, 2017. – 424 s. Dukhovnoe upravlenie musulman Rossiiskoi Federatsii [Spiritual Directorate of the Muslims of the Russian Federation]. Available at: http://www.dumrf.ru/regions/28/history (accessed: June 21, 2017) (in Russian). Spravka ob istorii musul'manskoj obshhiny g. Blagoveshhenska (Аmurskij oblastnoj kraevedcheskij muzej). Iskh. 01-04/53 ot 08.02.2010 // Tekushhij arkhiv MROM g. Blagoveshhenska. (in Russian). Amurskaia pravda [Amur Truth]. Available at: http://www.ampravda.ru/2013/03/01/042379.html (accessed: June 21, 2017) (in Russian). Islam na beregakh Аmura // Islam [Ehlektronnyj resurs]. – Available at: http://www.islam.ru/content/obshestvo/50548 (accessed: July 5, 2017). (in Russian). Novyj blagoveshhenskij imam — o praktikuyushhikh musul'manakh, molodezhi i predubezhdeniyakh // Аmurskaya pravda [Ehlektronnyj resurs]. – Available at: https://ampravda.ru/2012/02/08/33444.html (accessed: February 2, 2012). |