Главная страница

Небо на земле. Горбова Е., обучающаяся Б класса Муниципального бюджетного общеобразовательного


Скачать 44 Kb.
НазваниеГорбова Е., обучающаяся Б класса Муниципального бюджетного общеобразовательного
Дата21.01.2023
Размер44 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНебо на земле.doc
ТипДокументы
#896922

Горбова Е., обучающаяся «Б» класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Усть-Ишимского муниципального района

Омской области.
Небо на земле

(Церковь святого Василия Блаженного в селе Вятка)
О великолепном соборе Василия Блаженного в Москве слышал каждый. А вот о скромном храме с тем же именем, построенном на государственные деньги в 1911 (по некоторым данным – в 1912) году в деревне Вятка Усть - Ишимского района Омской области, мало знают за пределами района. А ведь это настоящий вековой памятник деревянного зодчества.

В конце 19 века, во времена экономической реформы Петра Столыпина в Сибирь царской России устремились переселенцы. Пятьдесят верст не доходя до Усть-Ишима, на правом берегу Иртыша остановились крестьяне из Вятской губернии. Среди вятских крестьян ходила молва о том, что «в Сибири калачи на березах растут» [1; с. 35]. Они преодолели около четырёх тысяч километров на конных повозках, некоторые с детьми, чтобы самим раскорчевать участок земли, распахать и засеять землю, построить жильё. Стоит ли говорить, как доставались им эти «калачи на березах»… Новое село они назвали в память о своей Родине - Вяткой. Конечно, без веры в Бога совершить такой подвиг было бы невозможно.

На Руси всегда основание любого поселения начинали со строительства храма. Поэтому и заложили сельчане первым делом церковь, да не простую, а самую что ни на есть замечательную. Престол её освящён во имя святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого Московского чудотворца. Строители приглашены были аж из Белоруссии, руководила строительством женщина из Санкт-Петербургского университета. Для церкви лес подбирали самый лучший. Ездили за 12 километров к деревне Чудесное. Обматывали каждое лиственничное бревно, чтобы не повредить наружный защитный слой лесины, и так осторожно везли. [2]

Простояв более сотни лет, церковь осталась почти такой же крепкой, а ведь она построена из дерева без единого гвоздя. Вместо фундамента использовались листвяжьи сваи длиной около полутора метров и диаметром 70-80 см. Их вкапывали через полтора метра, поверх клали толстые бревна, тоже из лиственницы. Под углами, где складывалось особенно большое давление, мастера выкладывали столбик из кирпича, скрепляли известковым раствором. Между кирпичным столбиком и бревном первого венца строители делали кладку из бересты. [4; с. 7]. Площадь первого этажа церкви свыше 300 квадратных метров.

Первым псаломщиком, а затем священником Вятской церкви стал Лев Иванович Меньшенин. А в 1929 году в Вятку приехала семья Камневых, и с 1929 по 1937 год глава семьи Алексей Камнев был настоятелем церкви. Псаломщиком при церкви в то время служил Каллистрат Иванович Глуховцев. При церкви была церковно-приходская школа, где обучалось около 60 детей. К сожалению, сменившие царскую власть большевики, веру людей в Бога не признавали, начались гонения на церковь. [2]

6 февраля 1937 года отца Алексея, уже не в первый раз, арестовали, и 7 месяцев продержали в застенках Тарской тюрьмы. 23 августа 1937 года его приговорили к расстрелу. 5 сентября 1937 года, так и не добившись признания вины, согласия на клевету и отречение от веры, отца Алексея расстреляли.[2]

Вскоре после расстрела отца Алексея, 28 сентября 1937 года арестовали и его сподвижников, в том числе и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева, который тоже был расстрелян.

В 1937 году храм в Вятке был официально закрыт, сначала его отдали под склад, а затем в здании открыли клуб. Та часть, где было самое святое место храма - алтарь, стала сценой, на которой пели и плясали люди без Бога в сердце. В течение следующих 30 – 40 лет церковь находилась в запустении, за ней никто не следил.

Во главе района стоял питерский рабочий. После приказа об изъятии церковного имущества четыре года это имущество не изымалось. По данным Омского Государственного архива, Усть-Ишимский райфинотдел трижды жаловался на это в область, в Министерство финансов, и из Министерства трижды приходило указание изъять имущество, но изымать его не торопились. Видимо боялись обиды земляков местные коммунисты. Остались воспоминания очевидцев о том, как разоряли церковь, как срывали крест, ломали крышу, отдирали и жгли иконы…[3]

Верить в Бога в то время было опасно: власть могла за это наказать. Но веру в сердцах людей убить было невозможно. В Вятке осталась жить дочь расстрелянного отца Алексея - монахиня Мария. Как раньше ходили сельчане в храм, так сейчас стали ходить в ее крошечный домик. Обращались к ней с просьбой совершить погружение, читать Псалтирь по умершему. После ее блаженной кончины народ сохранил о ней светлую память.

Весной 1996 года  Высокопреосвященнейший Феодосий - митрополит Омский и Тарский, назначил настоятелем храма священника Сергия Загребельного (отец Савватий). Благодаря отцу Савватию храм ожил, преобразился, люди воспрянули духом и с особым усердием и благоговением стали ходить в него.

В 1999 году на Пасху выехали в село Вятку для возобновления молитвы в храме два насельника. В селе к тому времени остались два дома, населенных местными жителями и красавица церковь. С этого и началась новая жизнь таежного села и церкви. Почти умершая Вятка ожила благодаря церкви. Рядом с храмом образуется православная община, которая ведет борьбу с воздействием на храм безжалостного времени. [4; с. 7]

В 2004 году по благословлению Высокопреосвященнейшего Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, в Синодальную Комиссию по канонизации Святых новомучеников направлены документация и материалы по канонизации клириков Омска - Тарской епархии: настоятеля церкви в честь Святого Василия Блаженного с. Вятки Усть-Ишимского района иерея Алексея Камнева (1871-1937) и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева (1874-1937), расстрелянных в 1937 году. [2]

В апреле 2005 г. иеромонах Савватий назначен настоятелем Свято-Никольского мужского монастыря в селе Большекулачье Омского района Омской области, к которому в настоящее время относится и Вятская обитель святого Василия Блаженного.

Теперь сюда приезжают в основном временно на полгода, на год, потрудиться, приобщиться к отечественной вере, уврачевать душу. Жизнь в обители не строгая, но распорядок, трудовые послушания, чтение святого писания, святоотеческого наследия, молитва, оставляют в душе благотворный след. По мнению иеромонаха Савватия, все это сложно обрести даже в православной семье и поэтому издревле на Руси был добрый обычай посещать православные обители. Ведь Обитель – это та же семья, где к настоятелю обращаются «отец», друг к другу – «братья», а норма взаимоотношений – Любовь. Цель существования: под предводительством Божьей Матери – восхождение к Отцу Небесному.[5]

В обители устроена зимняя церковь Покрова Богородицы, построена часовня. Приобретено несколько домов, заведено хозяйство.

Благодаря общим усилиям Церковь святого Василия Блаженного в селе Вятка – этот кусочек неба на земле - продолжает существовать до сих пор и радовать своей красотой и невероятной внутренней силой.

Интересный факт: По некоторым данным, была в селе Вятка древнечтимая чудотворная икона, принесенная казаками при основании острога в устье Ишима около четырех веков назад. Регулярно обносили эту икону вокруг приходов района. Вокруг Вятки ее обычно обносили трижды и получали просимое: дождь или солнечную погоду. К сожалению, во времена разорения храма большевиками икона бесследно исчезла.
Список используемой литературы

  1. Фатеев В. В краю таежном. Очерки истории села Усть-Ишим и Усть-Ишимского района. – Омск, ИПК «ОМИЧ», 1996 – 208.

  2. http://tara-eparhiya.ru/72-stoletie-osvyashchenie-khrama-sv-vasiliya-blazhennogo-v-vyatskoj-obiteli.html

  3. http://wiki.obr55.ru/index.php?title=%D0%92%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0,_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%28%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%98%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD,_%D0%9E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%29

  4. Газета Омская правда – Намедни. В.Гоношилов. Выпуск от 16 марта 2005 г.

  5. Иеромонах Савватий «Вятская обитель покаяния, труда и милосердия», //Святые обители, Омская епархия, 2008 г.


Горбова Екатерина, обучающаяся 7 Б класса МБОУ «лицей «Альфа»,


написать администратору сайта