Барахов. Барахов.. Гордость за свой народ, за свою родину
Скачать 15.82 Kb.
|
Гордость за свой народ, за свою родину – это нормальное человеческое чувство. Оно складывается из больших процессов и из мелких событий. Оно созревает постепенно, как плод, и для зрелого человека является неотъемлемой частью личности. Я нахожусь в той поре, когда только происходит это созревание, многое открываю для себя впервые. 2022 год – знаменательный год для народа саха, исполняется 100 лет со дня основания нашей республики. Конечно, я знала о роли известных якутских деятелях – М. К. Аммосова, П. А. Ойунского и И. Н. Барахова в создании якутской государственности, но не было понимания, как это было. Сейчас, читая материал об Исидоре Никифоровиче Барахове, разглядывая старые черно-белые снимки, удивляюсь его огромной воле и вере в то важное дело, в которое он вкладывал всю свою силу и энергию. Не уверена, что смогла бы так же отказаться от родительской опеки и помощи в незнакомом городе, учиться и работать, заниматься самообразованием и совмещать с революционной деятельностью. А молодой юноша из состоятельной семьи скотоводов, оставшегося без средств смог, мало того, он смог совершить большой путь до первого Председателя правительства ЯАССР. На этой должности Барахов сумел защитить территориальные интересы Якутии. В итоге границы республики были нанесены на карту именно по версии, представленной якутским правительством. Главным его достижением современные исследователи считают разработку и внедрение новой гуманной политической линии: поддержка середняков, помощь беднякам и вовлечение зажиточных якутов в развитие общества. Это в короткие сроки позволило восстановить разрушенное гражданской войной народное хозяйство в республике. Еще до конца не изучен его вклад в развитие нашей национальной культуры. Исидор Никифорович был очень образованным человеком, закончил Институт красной профессуры, знал английский и немецкий языки. В 1926 г. возглавил якутскую делегацию на 1 всесоюзном тюркологическом съезде в Баку. Организовал подготовку и выпуск первого якутского алфавит для изучения в школах. Он же был первым редактором первой газеты на якутском языке «Манчаары», которая выпускается и сейчас, но уже под новым названием «Кыым». Последние годы Исидор Никифорович жил и работал в Москве, стоял у истоков создания системы партархивов СССР, заложил основы сохранности документов, по которым сейчас пишут историю советского периода. Перед арестом был заведующим сектором Сельхозотдела ЦК ВКП (б), написал ряд научных работ по экономике Якутии. Как и многие в те страшные 30-ые годы по ложному доносу был арестован в феврале 1938 года и расстрелян в сентябре на полигоне Коммунарка. Ему было только 40 лет. Семь лет назад в нашем городе был открыт памятник И. Н. Барахову, авторами являются заслуженный художник России – Семен Прокопьев и архитектор Василий Неустроев. Никогда до этого не задумывалась о значении деталей в художественных произведениях. Теперь же многое стало понятным. В памятнике Барахову все символично: две стелы напоминают якутский балаган - это отчий дом, родина, исток, откуда он родом – Якутия, Верхневилюйский улус, Харбалах. Белый цвет камня выбран, мне кажется, не случайно, это тоже символ – символ светлого будущего. А так же есть выражение «светлый человек» - человек, который обладает чистым сознанием и светлой душой, не запятнанный ничем плохим. Фигура его в движении, одежда скромная, папка с бумагами в руке, лицо сосредоточенное. Все говорит о том, чем жил, о чем думал, что хотел и что не успел сделать Исидор Никифорович Барахов. Венчает композицию золотое дерево - это Аал Луук Маас, посох верховного божества в Верхнем мире – Юрюнг Айыы Тойона в якутской мифологии. Это подчеркивает то, что такие люди, как Барахов – это основа и опора народа, его национальное богатство, его честь, совесть и гордость. |