Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудование и материалы

  • Технологии : ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.План занятия

  • Ход занятия

  • Самоанализ занятия «Городецкая роспись»

  • На усвоение знаний

  • На повышение интереса к предмету

  • откр.урок городец. Городецкая роспись


    Скачать 73.5 Kb.
    НазваниеГородецкая роспись
    Дата20.09.2022
    Размер73.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаоткр.урок городец.doc
    ТипКонспект
    #687863


    Конспект открытого занятия
    на тему:
    «Городецкая роспись»

    Тема занятия: Городецкая роспись.
    Тип занятия: усвоение и закрепление новых знаний.
    Цель:

    1. Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.

    2. Воспитание любви к народному искусству.


    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

    2. Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

    3. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.


    Оборудование и материалы:


    1. Таблицы-иллюстрации с изображением Городецкой росписи, карточки с элементами Городецкой росписи.

    2. Компьютер, презентация «Городецкая роспись», музыкальный ряд: русские народные песни.

    3. Художественные материалы (гуашь, набор кистей для росписи, баночка для воды, бумага).


    Технологии:

    ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.
    План занятия:

    1. Организационный момент.

    2. Постановка темы и цели занятия.

    3. Изучение нового материала.

    4. Практическая работа.

    5. Закрепление материала.

    6. Подведение итогов занятия.
    Ход занятия:


    1. Организационный момент.


    Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу.)


    1. Постановка темы и цели занятия.


    - Сегодня на занятии мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

    Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.


    1. Изучение нового материала.

    Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на занятиях.

    -А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца.

    -Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».

    -Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

    -Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка, которые появились в 19 веке благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны - это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

    -На Руси с 6 на 7 июля праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

    Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.

    Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.

    Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.
    Яви же щедрость молодецкую –

    Как в первый и последний раз,

    Купи мне прялку городецкую –

    Я буду нить живую прясть.

    Не говори, что все распроданы,

    Не говори, что нам не впрок

    И кони черные, и розаны,

    И нежный аленький цветок.

    Не привози орехи грецкие,

    И к серьгам, кольцам что за страсть?

    Купи мне прялку городецкую,

    Я судьбы наши буду прясть.

    М.Котомцева
    Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала донце (это нижняя часть прялки) на стену. Она украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина.

    Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

    Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.


    1. Практическая работа.



    Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

    Педагог демонстрирует выполнение розана и купавки на доске.


      1. Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.




      1. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.




      1. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.




      1. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.


    Физкультурная минутка.
    Мы сегодня рисовали,

    Наши пальчики устали.

    Наши пальчики встряхнем,

    Рисовать опять начнем.
    Постановка художественной задачи.
    -А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

    (Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)

    Ничего не бойся –

    Ты делаешь для всех.

    Мы на тебя надеемся

    И верим в твой успех.

    Получится, как надо,

    И даже сверх того.

    Доска лежит здесь рядом,

    Давай начнем с нее!

    Самостоятельная работа учащихся.

    - Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.)


    1. Закрепление материала.

    Вопросы:

    1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?

    2. А где расположен этот промысел?

    3. Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?




    1. Подведение итогов занятия.

    Выставка работ учащихся.

    - На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

    Наши доски расписные,

    Посмотрите, вот какие:

    Всё хотим вам показать

    И подробно описать.

    Рефлексия.

    - Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

    - Кто считает, что работу не успел завершить?

    - Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами? Молодцы! Спасибо за работу.

    Самоанализ занятия

    «Городецкая роспись»
    .

    Целью данного учебного занятия являлось формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи, воспитание любви к народному искусству.

    На занятии я ставила следующие задачи:

    - познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

    - научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

    - развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

    - здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путём чередования труда и отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в кабинете.

    Все эти задачи, я считаю, достигнуты в комплексе.
    Мною были использованы следующие методы и приёмы:

    На усвоение знаний:

      • простота и доступность изложения материала;

      • включение диалога

    На прочность знаний:

      • применение наглядных пособий;

      • применение ИКТ

    На повышение интереса к предмету:


    В процессе подготовке к занятию опиралась на: принцип контраста, который позволил решить ряд задач по формированию эмоциональной сферы и поддержания успеха в работе.

    Все этапы занятия были направлены на выполнение поставленной цели и задач с учётом особенностей класса.

    Все  этапы занятия взаимосвязаны между собой и плавно перетекают друг в друга.

    При проведении организационного момента визуально проверена подготовка кабинета и каждого учащегося к занятию. Главное внимание было направлено на создание комфортной обстановки, способствующей развитию эмоциональной сферы.

    При проведении занятия, учтены психологические и возрастные особенности детей: в канву занятия органично вплетаются стихотворения, видеоряд, которые побуждают детей к творческому поиску, задание «составь букет», которая способствует закреплению понятий о тёплых и холодных цветах).

    Во время практической работы для создания композиции дети учатся овладевать следующими операциями: пользоваться доступными графическими материалами, определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции.

    Конечный результат - это самооценка детей. Считаю, что на занятии была достаточно высокая работоспособность учащихся.

    Атмосфера между педагогом и детьми положительная. Дети чувствуют себя комфортно, раскованно из-за положительного настроя самого педагога.

    В композиции занятия соблюдены логика и цельность. На протяжении всего занятия с целью создания психологического настроя и творческого вдохновения звучали специально подобранные музыкальные композиции. Я считаю, что поставленная цель была достигнута, план реализован, расчетное время этапов занятия совпало с реальным.

    Я удовлетворена проведенным занятием. Но мне есть еще надчем работать в этой группе. Формирование творческих способностей изобразительного искусства - это главная цель моей работы.


    написать администратору сайта