курсовая. Государственный университет правосудия
Скачать 53.57 Kb.
|
Становление государстваГосударство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления государство, власть и политика вполне естественно отождествляются. Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племён, шамана, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупности людей, объединённых неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и её новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля. Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. История государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко- римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно- экономических формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщённая генетическая и историческая схема эволюции государства, которая состоит из нескольких основных этапов.5 й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства чётко различаются – устройство "общих дел" в сообществе свободных и господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле слова. Вождизм, который был унаследован от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития. 5 Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2008. – С. 65. й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). На этом этапе сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) считаются собственностью монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли). Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс). й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, в Европе завершается процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. – одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождается из-под гнёта государства и способно стать равным ему партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, который ускорил формирование как общества, так и государства. Начинает активизироваться идея гражданского развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие) и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм, правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли намного позже. й этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой "за" и "против" таких объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Данные условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе; формирование динамичных, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе (динамический тип политической стабилизации); стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства. |