Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1.Сущность творческой активности

  • 1.2.Психолого-педагогические особенности младших школьников

  • развитие у младших школьников. Развитие у младших школьников творческой активности средствами и. 1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников


    Скачать 55.69 Kb.
    Название1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников
    Анкорразвитие у младших школьников
    Дата23.04.2023
    Размер55.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазвитие у младших школьников творческой активности средствами и.docx
    ТипРеферат
    #1082355
    страница1 из 3
      1   2   3

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1.Сущность творческой активности

    1.2.Психолого-педагогические особенности младших школьников

    2.Развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства

    2.1.Роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников

    2.2.Условия для развития творчесой активности при изучение искусства

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Развитие творческих и динамичных личностей приобретает сегодня все большую социальную значимость. Современное общество нуждается в творческих, динамичных и конкурентоспособных личностях.

    Под конкурентоспособностью можно понимать не только ориентацию личности на адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни, повышение производительности труда и проявление деловых качеств, но и способность человека работать в исследовательском ключе, всегда вносить в свою деятельность что-то новое и оригинальное. Среди различных качеств личности сегодня на первый план выходят такие качества, как мобильность, инициативность, воображение, навыки делового общения и разнообразие мышления [].

    Все эти качества тесно связаны с понятием "активность" - трудовая, социальная и творческая. Однако активность часто возникает спонтанно, бессознательно и интуитивно. В результате активность неравномерно меняет вектор своего развития. Из позитивной мотивационной сферы личности она превращается в негативную, ни к чему не обязывающую, но при этом может созидать с разрушением [].

    Поэтому для педагогики, занимающейся проблемой развития личности ребенка, очень важно направить его развитие по пути выбора положительных мотивов самореализации (и их изменения в дальнейшем). В этом случае, когда мы говорим о проявлении качеств творчески активной личности, мы имеем в виду процесс ее воспитания. Это связано с тем, что процесс воспитания всегда окрашен ценностными мотивами, ставит четкую цель, является целеориентированным процессом и требует от ребенка осознанного ретроспективного действия[].

    Подготовка подрастающего поколения к творческой деятельности, формирование и развитие их творческой активности должно базироваться на научных основах.

    Для решения проблемы данного исследования, прежде всего, необходимо было проанализировать природу творческой активности как основной черты характера современной, мобильной и гибко мыслящей и действующей личности.

    Творческая активность является сложной и интегративной характеристикой личности. Для того чтобы понять творческую активность, необходимо выделить основные характеристики этой черты личности. Такими характеристиками являются: интуитивный потенциал, интеллектуальная инициатива, независимость и интенсивность нестимулированной деятельности [].

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческой активности детей. Этому способствуют социальные условия, в которых развивается творческая активность личности маленького ребенка, а также психологические новообразования, характерные для детей младшего возраста, такие как любознательность, интерес к необычным объектам и развитие мыслительных процессов [].

    Что же касается степени теоретической разработанности данной темыы, то она не стоит на месте. опросы творчества и его места в системе формирования личности и развитии ее творческих способностей рассмотрены в трудах Б.Г.Ананьева, О.В.Афанасьева, В.М. Бехтерева, М.М.Бахтина, Дж.Брунера, Л.С.Выготского, H.H. Волкова, Е.И.Игнатьева, С.В.Кравкова, B.C. Кузина, Н.С.Лейтеса, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, А.Маслоу,

    A.Я.Пономарева, В.Н.Пушкина, С.Л.Рубинштейна, Б.И.Теплова, Б.Я.Яковлева, Г.И.Щукиной и др. Важные данные по вопросам психофизиологии зрения содержатся в работах Н.Н.Волкова, В.Д.Глезера, Е.И.Игнатьева, В.С.Ивашкина, Л.Б.Ительсона, В.С.Кузина, Л.И.Леупшна, B.И.Страхова.

    За последнее время в исследованиях все чаще встречается намерение рассматривать творческую работу наравне с учебной С.Е.Игнатьев, В.В.Корешков, В.К.Лебедко, В.П.Зинченко, B.Е.Нестеренко, Ю.И.Постоногов, Н.Н.Ростовцев, Н.Л.Старченко и др./. В них справедливо утверждается, что учебное творчество в изобразительной деятельности является единым взаимообусловленным процессом, направленным не только на развитие творческих способностей, но и на освоение творческого метода реалистического искусства.

    Среди исследований, близких по проблематике, посвященных формированию творческой активности, в частности, средствами живописного изображения с натуры и по представлению, труды C.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, средствами сюжетно-тематического рисования - Е.В.Шорохова, Э.И.Кубышкиной, декоративного рисования -Т.Я.Шпикаловой, в процессе обучения художественному труду -В.В.Корешкова.

    В 50-х и 60-х годах интенсивно развивается психологический аспект изучения детского художественного творчества /Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев, В.П.Кириенок, Б.Ф.Ломов, В.С.Кузин и др./. Их работы пополнили базу для дальнейших психолого-педагогических исследований /Г.В.Беда, С.П.Ломов, Л.Н.Медведев, К.В.Павлик, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, И.Н.Турро, А.Я.Унковский, Е.В.Шорохов и др.

    Цель работы – изучить развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства.

    Задачи:

    1)проанализировать литературу по данной теме;

    2)дать определение понятию творческая активность;

    3)выявить психолого-педагогические особенности младших школьников;

    4)изучить роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников;

    5)рассмотреть условия для развития творчесой активности при изучение искусства.

    1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1.Сущность творческой активности

    Формирование таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, интерес и креативность, остается одной из важнейших задач современной педагогики. Ведь именно эти качества отражают реальную ценность того, что делает человек. Во многих исследованиях, особенно педагогов, психологов и физиологов, подчеркивается важность развития творческой активности.

    Однако для того, чтобы сознательно формировать творческую активность, необходимо рассматривать эти качества с точки зрения их внутреннего содержания, которое обуславливает творческое мышление и активную деятельность человека в обществе.

    Алексеев и Панин предлагали различные трактовки природы творчества, рассматривая творчество как движение идей, раскрывающее сущность вещей, результатом которого является не образ, а конкретная идея. Конкретным результатом творчества может быть понятие, которое является обобщенным отражением класса объектов с наиболее общими и фундаментальными свойствами.

    В философской литературе творчество обычно определяется как деятельность, приносящая новые материальные и духовные ценности, высшая форма психической активности, самостоятельность, способность создавать новое, оригинальность [].

    Многообразие проявлений творчества многогранно и может быть классифицировано по различным основаниям, что убеждает нас в том, что творчество неоднородно. Оно находит свое выражение в различных видах практической и умственной деятельности.

    Творческое мышление - это качественно особая функция, психический процесс, сущность которого заключается в работе особых механизмов процесса психической деятельности []

    Определения "творчество" и "творческое мышление" часто рассматриваются как тождественные и равнозначные понятия, которые необходимо различать.

    В педагогической теории и практике одной из актуальных проблем является формирование личности с позитивным отношением к жизни. Это качество выражается в позитивной творческой активности, самостоятельности и заинтересованности, которые способны раскрыть истинную ценность того, что делает человек. Творчество, в отличие от творческого мышления, не является психическим процессом. Креативность, в отличие от творческого мышления, является особым качеством человека и проявляется как способность творчески мыслить. Таким образом, креативность - это лишь часть творческого мышления, то есть его субъективный аспект.

    В своей теории Л.М. Веккер подчеркивает, что человеческое мышление обладает характеристиками неограниченной пространственной и временной свободы и зависит от внутренней активации субъекта, и что творческое мышление должно обладать теми же характеристиками в максимальной степени. Творческое мышление характеризуется полным выходом за пределы времени и пространства в контексте решения конкретных задач. Максимальный синтез характеризуется обобщением по отношению к конкретным образам и сенсорному опыту и основан на максимальной активации субъекта. []

    Л.М. Веккер также отмечает, что мышление имеет специфический характер психического конструирования. Его содержание характеризуется "феноменами понимания", т.е. экстраполяцией, т.е. обобщением, опосредованием при представлении и оценке проблемной ситуации в целом. Таким образом, согласно предположениям ученых, все мышление является синтетическим.

    То, что творческое мышление неотделимо от "феномена озарения", что оно всегда ориентировано на прогнозирование ситуации и нацелено на максимальное обобщение проблемной ситуации, что эгоцентрическое мышление полностью преодолевается (максимальное раскрепощение), что оно достаточно эффективно при постоянной обратимости, что оно прогрессирует и оценивается по своей продуктивности - таковы функции творческого мышления. Творческое мышление всегда действует на основе интеграции этих двух механизмов (персистенции и ассоциации), развивая выражения и понятия в дискретных актах, включающих как "возврат" к менее полным когнитивным формам (образно-поддерживающее мышление), так и развитие образно-мыслительных форм (от простого к сложному).

    Элементы, перечисленные в теории Л.М. Веккера, позволяют сделать два важнейших вывода о творческом мышлении. Во-первых, о характеристиках творческого мышления как психической функции, а во-вторых, о том, что творческое мышление не может быть видом мышления вообще, а является его высшей формой.

    Творческое мышление и многие из перечисленных выше характеристик творческого мышления сами по себе не новы и многократно описывались в литературе. Однако творческое мышление продолжают рассматривать как вид мышления, тогда как творческое мышление по своей природе не имеет особого механизма протекания. Поэтому творческое мышление следует понимать именно как высшую форму мышления, высшую ступень его развития. []

    "Деятельность" - понятие многогранное и рассматривается с различных научных позиций (медицина, философия, психология, педагогика). В научной литературе педагоги, психологи и философы акцентируют внимание на активности как показателе и подчеркивают, что она обеспечивает возможность взаимодействия субъектов.

    На самом деле компонент "активность", один из двух компонентов определения "творческая деятельность", более глубок по содержанию. Понятие "деятельность" развивалось после того, как Эпикур ввел его в науку. Вслед за учеными, Лейбниц, Толан, Дидро и Гегель, интересовавшиеся "активностью", также включили это понятие в свои работы. С философской точки зрения, "активность" рассматривается как качество всеобщей природы материи (Л.Н. Ляхова). В дальнейшем это понятие было популяризировано в различных научных дисциплинах, таких как астрономия, география, химия, физиология, педагогика и психология. Однако в нашем исследовании необходимо рассмотреть понятие "деятельность" конкретно и разграничить его в соответствии с вопросом исследования. []

    Если взять примеры исследований в психолого-педагогической литературе, таких как Рубинштейн, Лазурский, Божович, Лейтес, Матушкин и другие, то вполне возможно рассматривать активность как комплексную характеристику личности и отражать отношение к активности. Выступая как совокупность субъективного поведения, деятельность обусловлена внутренними противоречиями субъекта и подвержена влиянию среды.

    С.Л. Рубинштейн связывает активность сознания со стимул-реакцией так называемых поведенческих характеристик человека, осуществляемых волевыми процессами и эмоциями. Ученые же связывают эмоции с активностью как своеобразным отражением окружающей действительности.

    Основываясь на концепции С.Л. Рубинштейна о выражении волевых действий в процессах сознания, можно сделать вывод, что определенные эмоции выражаются в начале и в конце волевых действий (т.е. деятельности сознания). Разница лишь в том, что в начале процесса эти эмоции выступают как мотивы, т.е. движущие силы, а в конце процесса они выражаются как проявления удовлетворения возникающих потребностей.

    В современной работе о творческой деятельности Ю.Н. Лумина определила понятие творческой активности как состояние активности личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию материальных и духовных продуктов, имеющих личностную значимость. На наш взгляд, данное понятие более точно описывает природу творческой активности и особенности ее проявления. Опираясь на работы В.Н. Дружинина, ученые смогли определить наше представление о творческой активности как общей категории проявлений психики субъекта во взаимодействии с окружающей средой [].

    Например, творческая активность преобразующего характера, по мнению ученых, делится на два подвида:

    1. созидательное поведение (активность) - подвид активности, направленный на преобразование или создание новой среды.

    2. деструктивное поведение (дезадаптивное) - подтип деятельности, направленный на разрушение того, что уже существует.

    В работах Л.С. Выготского, Л.Н. Нестеровой, И.И. Родина и др. классифицированы два уровня активности:

    1. низкий - репродуктивная активность. Обусловлена способностью выполнять, копировать и воспроизводить.

    2. высокий - творческая активность. []

    На основании изученной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что творческая активность - это черта личности, которая развивается в результате отражения внутреннего мировоззрения человека на внешнюю среду и проявляется в выражении спонтанности, гибкости мышления и стремлении к открытию новых путей решения проблем.

    1.2.Психолого-педагогические особенности младших школьников

    Многие психологи (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) определили возрастные границы от 6-7 до 10-11 лет.

    В этих возрастах у ребенка происходит перестройка всех психических и познавательных процессов, что связано, прежде всего, с поступлением ребенка в школу. В основе психического развития детей младшего возраста лежит, прежде всего, инициирующая деятельность обучения. Организация учебной деятельности дает ребенку возможность научиться выполнять совместные действия и предоставляет важные возможности для развития самооценки. Психологи сходятся во мнении, что именно в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее закрепление и развитие основных человеческих характеристик познавательных процессов, имеющих решающее значение для новой учебной деятельности ребенка.

    По мнению Г.С. Тарасова, возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются

    - двигательная активность

    - сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в приобретении новых ощущений, их удержании и воспроизведении).

    -интеллектуальная активность (интеллектуальная инициатива, любознательность, интерес к поиску связей, причинно-следственных отношений, объективированию и воспроизведению ситуаций, выделению себя из "поля деятельности" и др.)

    - Мотивационная и эмоционально-экспрессивная деятельность (диапазон мотивов социальной жизни, способность к идентификации, символизации и замещению);

    - Способность включать все эти виды умственной деятельности в реальную деятельность, поведение и общение (включая обучение и игру), чтобы эффективно структурировать и координировать их;

    Основные человеческие характеристики когнитивных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие и речь), необходимость которых связана со школьным обучением, укрепляются и развиваются в младшем школьном возрасте.

    Дети начинают обучение в школе с конкретных идей. Дети рассматривают внешние объекты и события. Формы, цвета, звуки и ощущения знакомы на ранних этапах обучения. Эффекты обучения позволяют им постепенно переходить от осознания внешней стороны явлений к осознанию их сущности и отражению их основных свойств и качеств в своем мышлении, делать первые обобщения, первые выводы, первые аналогии и первые умозаключения.

    В ходе учебной деятельности младшие школьники осваивают основы теоретического познания и человеческого мышления. В ходе этого обучения младшие школьники приобретают основные психологические новые формы произвольности, осмысленного мышления, анализа и планирования, которые определяют фундаментальные и качественные изменения в познавательных процессах и личности (В.В. Давыдов).

    Теоретическое мышление позволяет учащимся решать проблемы, концентрируясь на внутренних, фундаментальных свойствах и отношениях объектов, а не на их внешних свойствах и связях; к концу 4 класса учащиеся достигают нового качественного уровня в развитии своего мышления и способны понимать причинно-следственные связи. Однако метафорическое мышление все еще остается основным типом мышления в начальных классах.

    В целом, существует несколько аспектов общего развития интеллекта, которые лежат в основе познавательного интереса в младшем школьном возрасте:

    - Ассимиляция и активное использование речи как инструмента мышления;

    - Влияние связей и взаимное усиление всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического);

    - Выделение и самостоятельное развитие двух этапов в интеллектуальном процессе (подготовительного и интеллектуального).

    Р.С. Немов подчеркивает, что в умственном развитии детей этого возраста наблюдается значительный прогресс.

    Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Память детей в основном наглядно-образная и конкретная. Интересные, конкретные и яркие вещи запоминаются отчетливо. Однако младшие школьники еще не умеют откладывать свои воспоминания в памяти и превращать их в учебную задачу.

    Учителя прилагают большие усилия для развития навыков самоконтроля, самостоятельной проверки знаний и рациональной организации учебных задач.

    Выготский подчеркивает, что молодые учащиеся активно развивают механическую память на соответствующие логические единицы знаний.

    Произвольная память становится необходимой функцией учебной деятельности, и дети начинают осознавать необходимость заставить свою память работать на них. По мере запоминания и воспроизведения учебного материала ребенок осмысливает свои психические преобразования в результате погружения в учебную деятельность и начинает понимать для себя, что "учить себя" означает изменять себя в знаниях и развивать способность к волевому действию.

    Внимание детей младшего школьного возраста является непроизвольным, слабо устойчивым и ограниченным по объему. Поэтому весь процесс воспитания и обучения детей младшего школьного возраста зависит от развития культуры внимания. Внимание у детей младшего школьного возраста развивается вместе с другими функциями, в первую очередь с желанием учиться и чувством ответственности за успех учебной деятельности.

    Что касается способности к изменению, то она даже выше, чем в среднем у взрослых в этом возрасте. Это объясняется юным возрастом организма и текучестью процессов в центральной нервной системе ребенка. Однако даже в этом случае внимание ребенка сохраняет признаки "детскости". Продолжительность внимания ребенка максимальна, когда объект или событие, привлекающее его внимание, особенно интересно.

    Эмоциональная сфера ребенка меняется, когда он начинает ходить в школу. С другой стороны, дети младшего возраста, особенно первоклассники, склонны остро реагировать на отдельные события и ситуации, которые их затрагивают (это относится и к дошкольникам). Дети чувствительны, очень восприимчивы и эмоционально реагируют на окружающую среду.

    В частности, они воспринимают природу объектов и артефактов, которые вызывают немедленные эмоциональные реакции и отношение. Они лучше всего воспринимают визуальные, яркие и движущиеся объекты. С другой стороны, когда ребенок начинает ходить в школу, дошкольная свобода сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни и новым конкретным эмоциональным переживаниям.

    Ситуация школьной жизни погружает ребенка в мир строго регламентированных отношений и требует от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости в школе. Новая социальная ситуация делает условия жизни ребенка более сложными и действует на него как фактор стресса. Большинство первоклассников эмоционально положительно относятся к школе и проявляют сильный интерес к учебе.

    Устойчивый и сильный интерес к школе делает детей творческими, увлеченными учебой и готовыми принять любой вызов. Благодаря такому интересу дети получают удовольствие от учебы.

    В этом возрасте воображение развивается быстро. Дети уже могут создавать различные ситуации. Учебная деятельность предъявляет особые требования к воображению и поощряет спонтанность. В классе учителя просят детей представить себе ситуации, в которых предметы, образы и символы преобразуются в определенные формы. Такие условия обучения стимулируют развитие воображения, но они должны быть подкреплены специальными инструментами - иначе детям будет трудно продолжать произвольные действия воображения.

    Инструментами могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки и графические изображения. Лучше всего воображение проявляется при рисовании или создании историй и сказок.

    Неустанные усилия воображения являются для детей важнейшим способом восприятия и освоения окружающего мира, способом выхода за пределы личного практического опыта, важнейшей психологической предпосылкой развития творческих способностей и способом усвоения норм социальной сферы.

    Восприятие младших школьников неустойчиво и рассеяно, но в то же время остро и свежо, с "медитативным любопытством". Школьники интересуются, любопытствуют и наблюдают за окружающей их жизнью, пытаясь найти в ней что-то новое и необычное, чего они не знают. Микроразличия в восприятии и микроанализ восприятия поддерживаются сильным эмоциональным восприятием; в 4 классе восприятие становится более сложным, глубоким и лучше организованным. Они могут демонстрировать аналитические способности в восприятии рассматриваемого объекта и могут различать объекты.

    На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы Учебная деятельность требует развития высших психических функций. Это означает произвольность, продуктивность и устойчивость всех познавательных процессов: внимания, памяти и воображения.

    В младших классах внимание, память и воображение уже самостоятельны. Они осваивают специальные формы поведения, которые дают им возможность концентрироваться на учебной деятельности, запоминать увиденное и услышанное, представлять себе вещи, выходящие за пределы прежних представлений.

    Преобладает наглядно-образное и реалистическое мышление и примитивное метафорическое мышление, поднимаясь от понятийного развития и слабого логического мышления на предыдущей стадии к вербально-логическому мышлению на уровне конкретных понятий. Это способствует повышению уровня интеллектуального развития и позволяет им решать различные учебные и жизненные задачи.

    Психологические особенности детских интересов (податливость, внушаемость и правдоподобие) предоставляют важные возможности для педагогического воздействия с целью развития целенаправленного познавательного интереса к обучению.
      1   2   3


    написать администратору сайта