Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.Роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников

  • 2.2.Условия для развития творчесой активности при изучение искусства

  • развитие у младших школьников. Развитие у младших школьников творческой активности средствами и. 1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников


    Скачать 55.69 Kb.
    Название1. теоретические аспекты понятия творческой активности младших школьников
    Анкорразвитие у младших школьников
    Дата23.04.2023
    Размер55.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазвитие у младших школьников творческой активности средствами и.docx
    ТипРеферат
    #1082355
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.Развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства

    2.1.Роль искусства в развитие творческой активности у младших школьников

    Анализ художественной деятельности школьников показывает, что искусство является важным средством развития характера. Через искусство дети младшего возраста могут приобщаться к социально значимым идеям и концепциям, формировать ценности.

    Искусство дает учащимся возможность пережить и воспроизвести особые архетипы творчества, соприкоснуться с забытыми пластами человеческой культуры и узнать о следующем этапе художественного развития, что является хорошей отправной точкой.

    Формированию ценностных ориентаций учащихся в искусстве способствует понимание ими того, как целесообразно используются художниками средства художественной выразительности, взаимосвязи искусства и личности, их духовных потребностей, эмоциональных предпочтений и практического опыта.

    Как известно, важным фактором в формировании эстетического отношения к действительности является форма выражения, то есть мотивация к развитию эстетического осознания и понимания произведения искусства.

    Наиболее характерными мотивами являются такие формы понимания искусства, как художественный интерес, ценностные ориентации в области искусства и культуры, эстетическое желание, художественное восприятие, эстетическая оценка и творческая интерпретация.

    Многие авторы, такие как М.Н. Артеменко, М.А. Верба, В.А. Панов, утверждают, что соответствующее отношение к искусству оптимизирует самостоятельное общение с миром прекрасного.

    Известно, что художественное творчество играет важную роль в развитии личности школьника. Оно является одним из способов развития универсальной человеческой способности видеть и понимать красоту, стимулирования образного мышления, воображения и интуиции.

    Уроки изобразительного искусства в средней школе направлены на развитие выразительных способностей детей, раскрытие их творческого потенциала и обострение чувства прекрасного. Для того чтобы повысить интерес учащихся к творческой деятельности, необходимо развивать их эмоциональное и творческое отношение к такой деятельности, стимулировать ожидание удовольствия от интересной работы, возможности показать свою точку зрения и "я".

    Обзор научной литературы показывает, что приобретение художественных навыков имеет значительную практическую пользу. Оно признано ценным.

    Известно, что воспитательное воздействие искусства на личность - это двусторонний процесс, представляющий собой активное взаимодействие между произведением искусства и личностью.

    Особенностью этого воспитательного воздействия на подрастающее поколение является формирование эстетического отношения к искусству. В отличие от семьи, школа формирует у детей интерес к искусству систематически и целенаправленно.

    Основной формой художественно-педагогической работы в школах являются уроки искусства.

    Однако по мере взросления детей, как показывают наблюдения, школьники становятся менее зависимыми от информации, получаемой в школе. Вкусы и предпочтения детей формируются не только под влиянием дома и школы, но и под воздействием системы средств массовой информации.

    Поэтому эстетическое воспитание детей младшего возраста должно формироваться в соответствии с их психологическими и возрастными особенностями, а творческий потенциал формироваться в процессе работы с искусством.

    Занятия искусством также повышают гибкость мышления и креативность учащихся, позволяют выявить их природные способности к определенным видам деятельности и создают условия для их реализации. Кроме того, поскольку это умственная деятельность, она требует особых исполнительских навыков.

    Участие детей младшего школьного возраста в изобразительной творческой деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

    2.2.Условия для развития творчесой активности при изучение искусства

    Художественное образование - это процесс приобретения и освоения художественной культуры своего народа и человечества и является одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства (из Концепции художественного образования в Российской Федерации).

    Детское изобразительное творчество интересует многих исследователей - археологов, искусствоведов, художников, психологов и педагогов. Они искали ответы на такие вопросы, как почему дети рисуют, в какой период детства происходят эти процессы, как понять детское творчество, нужно ли его преподавать, и если да, то какими способами и в какой форме.

    Древнегреческие философы (Аристотель, Платон, Сократ, Пифагор) придавали большое значение искусству и творчеству в античные времена. Они подчеркивали важность этих занятий для целостного и гармоничного развития человека, совершенствования ума и тела, и считали, что начинать их нужно с детства.

    В работах таких педагогов, как Руссо, Локк, Ушинский и Толстой, общее творческое развитие ребенка является основным предметом рассмотрения.

    А. Коменский и И. Песталоцци считали важным для детей рисование, чтобы подготовить руки и глаза к письму и даже зародить образ объемной формы плоской поверхности.

    Определение Выготским того, что творчество является необходимым условием выживания человека в повседневной жизни, с течением времени не утратило своего значения, напротив, оно стало еще более важным. Сегодня люди живут в мире, далеком от стагнации, где все сферы жизни меняются с огромной скоростью, количество информации увеличивается в геометрической прогрессии, новые технологии приходят и уходят, а социальные условия меняются. В такой ситуации недостаточно иметь определенный уровень знаний, возрастают требования к таким личностным качествам, как открытость новому опыту, способность находить решения в нестандартных ситуациях и творческое отношение к действительности.

    Процесс обучения в художественных классах характеризуется

    - Совместное творчество учителя и ученика;

    - Диалог;

    - Процесс обучения на уроках искусства характеризуется сотворчеством учителя и ученика, диалогом, прояснением целей и разнообразием решений;

    - Изучение традиций искусства и импровизированное исследование того, что личностно значимо.

    На своих уроках педагоги обязаны постараться сделать занятия искусством судьбоносным опытом для каждого ребенка и поощряю их к самостоятельному использованию творческого потенциала. Это особенный урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий и наполненным особой эмоциональной атмосферой. Поэтому будет уместным пытаться создать ее с помощью живого языка, веселых диалогов с учениками, музыки, визуальных образов, поэтических текстов и игровых ситуаций.

    На занятиях художественная деятельность учащихся принимает различные формы:

    -двухмерное и трехмерное изображение (с натуры, по памяти, в воображении);

    -декоративная и конструктивная работа;

    - восприятие явлений и произведений искусства;

    - Обсуждение в классе работ сверстников и результатов коллективной и индивидуальной работы;

    - Исследование художественного наследия.

    -Подбор иллюстративного материала, связанного с изучаемыми темами.

    Формирование творческих навыков для широкого спектра деятельности является приоритетом для современных школ. Известно знаменитое мнение Дидро о том, что "страна, в которой каждого ребенка учат рисовать так же, как и писать, скоро превзойдет все другие страны во всех отношениях". Вряд ли этот великий энциклопедист имел в виду, что художественный талант человека является основой для развития культуры, науки и общества в целом. Французское Просвещение признало, что изобразительное искусство - это область, в которой дети могут получить первый ценный творческий опыт раньше, чем где-либо еще, и ценило практику рисования как средство развития общих творческих способностей человека, того, что мы сегодня называем личной креативностью.

    В современной психологии креативность понимается как относительно устойчивая черта личности, суть которой заключается в психических процессах, ведущих к осмысленному созданию решений, идей, художественных форм и теорий, уникальных и новых продуктов.

    Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и этой деятельностью является процесс творчества. Творчество - это продуктивная деятельность, в результате которой создается нечто качественно новое, характеризующееся неповторимостью, оригинальностью и социально-исторической уникальностью. Особенность детского творчества заключается в том, что оно не производит общественно значимых продуктов, но сам творческий процесс и его результаты важны для развития личности и создают основу для успешной жизнедеятельности в будущем. Творческая компетентность - это не только способность ребенка реализовать себя в творчестве, но и создание своего "Я", индивидуальности, неповторимости и неповторимости!

    Доктор психологических наук Е.Яковлева утверждает, что каждый человек обладает творческим потенциалом, т.е. неиспользованным потенциалом, и главная задача учителя - не выявить, отобрать и развить его, а создать необходимые условия для развития творческого потенциала каждого ученика без исключения.

    Все дети - самобытные творцы, но потребность в творчестве со временем имеет тенденцию к снижению, и им нужна сознательная и целенаправленная помощь, чтобы творчество не пропало, а развивалось. Если творчеству нельзя научить, то можно и нужно создать такие условия в классе.

    Главным помощником творчества является учитель. Очень важно, чтобы ученик верил в учителя, а для этого учитель всегда должен быть честным и справедливым, любить и уважать ученика. Помня, что в каждом человеке есть "жемчужина", задача учителя - помочь снять оболочку и раскрыть "жемчужину" таланта терпеливо и постоянно. Эта задача нелегка и порой неблагодарна, но она необходима. Из-за недостатка времени, отведенного на изобразительное искусство в средней школе, учеников невозможно обучить литературному рисунку, композиции, живописи и скульптуре. Развитие творческих способностей - главная задача учителей ИЗО, и это практикуется почти во всех обычных школьных классах. И самое удивительное, что в каждом из этих классов происходят чудеса. Волшебные карандаши и краски в руках детей оживают в их рисунках. На наших глазах в детских рисунках происходят невероятные изменения.

    И создаются условия для развития художественных талантов, о существовании которых многие дети даже не подозревают. Даже если они никогда не станут художниками, искусство - это постоянный источник радости для детей.

    К такому выводу пришли современные педагоги из Французского национального института педагогики. "Дети рождаются художниками. Задача школы - развить этот талант. Детство, даже раннее детство, - лучшее время для овладения искусством". Януш Колчак вот что пишет о характере ребенка: «Дети сильнее нас в области чувств, потому что у них нет недостатков. Они, по крайней мере, равны нам по интеллекту, единственное, чего им не хватает, - это опыта».

    Творческая деятельность плодотворна, когда в классе происходит органичная интеграция обучения и творчества. Для этого необходимо различать, чему можно и нужно учить детей и чему нельзя учить напрямую. Не разрушайте отношение ребенка дошкольного возраста к искусству и не учите его изображать "правильным" способом, а поощряйте его творчество, предлагая новые инструменты.

    Ребенок растет, и сколько бы похвал он ни получал от взрослых, в конце концов "ребенок" не удовлетворен своими рисунками, и изобразительное искусство начинает приходить в упадок.

    Для того чтобы подготовить ребенка к творчеству, можно обучать не только приемам и манипуляциям, так называемым "техническим" навыкам, но и стилям поведения, которые можно опробовать и испытать.

    Другое условие - использование педагогических средств для стимулирования творческой активности ученика. Для этого существует много разных способов, но общий знаменатель - заинтересовать каждого ребенка в том, что он должен делать.

    Учитель дожен понимать, что все дети разные и он не может требовать, чтобы на занятиях все развивали одинаковый уровень компетентности, по разным причинам, включая среду, в которой они растут, уровень развития их способностей и скорость, с которой они приобретают знания и навыки. Некоторые люди могут достичь этого и позже в жизни. Опасно поспешно относить учеников к категории одаренных, средних или неталантливых на основании результатов успеха или неудачи. Таланты и интересы детей еще не определены и меняются со временем. У каждого есть талант к определенным видам художественной деятельности, но, возможно, он еще не проявился. Поэтому необходимо знакомить детей с различными видами художественной деятельности и техниками.

    Определите основные компоненты, развитие которых влияет на развитие детского творчества (тактические задания учителя):

    - Развитие конструктивного мышления и воображения, фантазии учащихся.

    - Развитие зрительной памяти: способствует созданию ярких зрительных образов.

    - Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому объекту.

    - Развитие мыслительных качеств, необходимых для более продуктивной работы.

    Эти цели могут быть достигнуты в любом школьном классе. Преимущество учителей изобразительного искусства в том, что они могут решать эти задачи быстрее в силу возрастных особенностей своих учеников.

    Исследователи выделили следующие качества, которые делают возможным творчество как творческую деятельность.

    - Определенный уровень интеллектуальных способностей;

    - Аналитические способности;

    - Скорость реакции;

    - Легкость ассоциаций

    - Нестандартное мышление

    - Творческое воображение;

    - Развитие интуиции.

    Поэтому на уроках, направленных на развитие творческой компетентности, необходимо сосредоточиться на конкретных заданиях и упражнениях, направленных на развитие этих качеств.

    По словам У. Джеймса, "... гений отличается от обычного ума аномальным развитием способности к ассоциациям по аналогии". Ассоциации - это связи между психическими явлениями, причем такие, что осознание одного из них сопровождается осознанием другого. Ассоциации напрямую связаны со сферой человеческих эмоций. Другими словами, развитие способности к ассоциациям, обучение творческому мышлению и тренировка воображения возможны только через реализацию эмоционально-творческой сферы в психике ребенка.

    Чувственные ощущения, которые кажутся невозможными для взрослых, не представляют сложности для школьников. Представьте себе таинственный шелест осенних листьев, мягкий звук хрустального колокольчика, горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветерка. Для взрослых способ постановки вопроса будет непонятен. Вылепить бессмысленную польку и простецкий менуэт, нарисовать нежное прикосновение бабочки - это под силу старшекласснику.

    Еще один важный способ стимулирования ассоциативного мышления - использование сравнений в классе. Опираясь на метафорические образные сравнения и творческое воображение, дети решают задачу передать характер дерева через образ человека.

    Задача: "Древние друиды верили, что все деревья обладают чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть хорошими или плохими, слабыми или сильными, умными или беззаботными". Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб - с силой и зрелостью? Подобно друидам, попробуйте определить человеческий характер любого дерева и отразить его дух в своей работе.

    Слушая мелодию названия, представьте себе внешний вид дерева и вспомните отрывок из стихотворения, раскрывающий отношение автора к дереву. (А.С. Пушкин "Ангара", Ф.Т. Чутчев "Ива" и т.д.) Дети создают самые яркие графические образы. Каждый выбирает дерево с близким ему характером и отражает его через призму собственного "Я", что уже является настоящим актом творчества.

    Есть также упражнение на передачу музыкальности слов.

    Задание: "Нарисуйте на цветной точке свое полное имя - Иван, Ольга, Ирина, Далия и т.д.. Подумайте, на что похоже ваше имя: оно контрастное или размытое, теплое или холодное, твердое или размытое, жесткое или мягкое? Затем представьте любимые имена вашей мамы: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка. Почувствуйте различия и воспроизведите их в собственном произведении искусства.

    При изучении жанров живописи и знакомстве детей с новыми художественными материалами, терминами и названиями техник я также включаю элементы игры. Например, используют пазлы, в которых дети составляют слова для запоминания, используя буквы, выбранные из других известных им слов.

    Таким образом, дети проявляют большой интерес к изучаемым терминам и понятиям, повышается их внимательность, и в то же время они повторяют названия уже известных им материалов и инструментов, а также термины, используемые художником.

    Пример соревновательной игры, в которую играют в группах по два-три человека.

    Детей просят по очереди стоять перед доской и расставлять репродукции с изображением времен года в определенном порядке, упорядочивать их по видам, группировать предметы декоративно-прикладного искусства по видам или соединять вырезанные фрагменты в узор.

    В этих играх используются различные жетоны для проверки дисциплины и точности работы. В конце игры определяется победитель.

    Включение игровых моментов позволяет закрепить и обобщить пройденный материал, демонстрируя основные учебные навыки.

    Например, кукла опаздывает или отсутствует в классе после выполнения задания. Детей просят объяснить ей, что бы они узнали, если бы она пришла вовремя. Вопросы, задаваемые от имени куклы, вызывают у детей сопереживание и желание рассказать больше о том, что они узнали на уроке.

    Умные, творческие и эмоциональные игры - это не только эффективный инструмент для знакомства с произведениями искусства. Во время игр учащиеся развивают свои художественные знания и повторяют уже изученный материал по истории искусства.

    В начальной школе также часто проводится игра "Веселые пятна": дети макают кисточку в любимый цвет и пишут на бумаге толстые точки и запятые. Затем они сильно нажимают ладонями и открывают бумагу. Какой интересный рисунок и странный узор! Дети в восторге, они добились успеха и чувствуют себя маленькими творцами.

    Уместно соревноваться, кто нарисует самых странных животных и птиц, кто придумает самые интересные истории. Игра тесно связана с развитием воображения и творчества.

    Требования игры побуждают детей активно мыслить, развивают терпение, силу воли и чувство коллективизма.

    Она создает ощущение увлеченности и интереса к тому, что они делают, чувство творческой свободы и любопытство к собственным способностям. Работая с детьми, необходимо использовать проявляемые ими интересы и способности, чтобы направить их таланты в нужное русло. Чем сильнее интерес или энтузиазм, тем глубже деятельность. Формирование интересов и энтузиазма - это не то, что может сделать учитель по книге или сверху вниз. Поэтому необходимо стараться поощрять свободу выбора детей и позволяю каждому развивать свои интересы и предпочтения.

    Художественные дидактические игры можно разделить на несколько видов:

    - Игры-путешествия и экскурсии;

    - игры-соревнования или эстафеты

    - игры на отгадывание загадок

    - игры в лото

    - игры на составление композиции.

    Различные техники, используемые на уроках, такие как монотипия, рисование ладошкой, эффект потрескавшегося воска, рисование клеем, рисование солью, узоры из царапин, точечные узоры и слоеные рисунки, предоставляют широкие возможности для развития творческих способностей учащихся.

    Использование на уроках различных стилей работы и техник позволяет ребенку активно участвовать в творческом процессе рисования, увидеть новые решения в той или иной технике, обогатить свои первоначальные идеи и стать более выразительным в результатах своей изобразительной деятельности. Работа с различными техниками и материалами на занятиях создает необходимые условия для развития творческих способностей ребенка на уроках рисования.

    Важное место занимают экскурсии и прогулки на природе, которые способствуют развитию эстетической чувствительности через созерцание природы или воссоздание пейзажей, деревьев, растений, цветов, животных, предметов быта и зданий. "Для того чтобы дети могли распознать красоту, очень важно, чтобы учителя передавали красоту окружающего мира в радостных и вдохновляющих выражениях. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческое мышление и наполняет язык индивидуальным опытом.

    Коллективные формы работы, такие как групповые обсуждения и создание групповых досок, имеют решающее значение для творческого развития детей.

    Когда на уроке существует сотрудничество и координация между учениками и учителем, только учитель, работающий творчески, может сформировать творческую личность школьника. Это идет от народной педагогики, где отцы и сыновья, матери и дочери на равных решают важные жизненные вопросы.

    Это напоминает мне картину Э. Фреловой "Отец и сын". Отец и сын - мудрый крестьянин и мальчик - идут бок о бок, держа в руках косу. Мальчик мог бы отдать косу отцу и сказать ему: "Делай, как я". Но жизненный опыт подсказал более разумное решение. Ритмичные взмахи косой, ускорение, целенаправленные движения и передача всех навыков, накопленных отцом. Когда обе стороны глубоко заинтересованы в достижении наилучшего результата, это и есть настоящее сотрудничество.

    На уроках искусства очень важно, чтобы слышались не холодные, бездушные ответы, каким бы правильным ни был ответ, а ответы, содержащие собственный опыт и впечатления, чувства ребенка, выражение его души и сердца.

    Если нам всем важно, чтобы дети развивали свои нравственные, духовные и творческие качества через искусство, мы должны помнить об этом и радоваться маленьким победам.

    Только педагогическая проницательность и интуиция могут как-то увидеть или почувствовать этот великий труд - труд души.

    Учителя должны уметь видеть индивидуальность и личность каждого ребенка и подходить к этому с большой осторожностью.

    Ведь, как отмечал психолог А.Н. Леонтьев, "люди рождаются не с талантами, а со способностью их развивать".

    Опыт использования заданий творческой деятельности в образовательной практике показал, что дети, активно занимающиеся творчеством, в дальнейшем могут успешно заниматься другими видами творческой деятельности.
    1   2   3


    написать администратору сайта